Программа элективного курса по истории "Вспомогательные исторические дисциплины"
рабочая программа (история, 6 класс) по теме
Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" предназначена для учащихся 6 класса, содержит пояснительную записку и планирование. Курс является практикоориентированным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_elektivnogo_kursa_po_istorii_6_klass.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Орска»
СОГЛАСОВАНО На заседании НМС Заместитель директора по НМР ___________ «____» _______________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Орска» _____________ Лозинская Н. М. «_____» _______________ 2013 г. |
Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий по истории
«Вспомогательные исторические дисциплины»
на 2013 -2014 гг.
для 6 класса
Составитель: С.В. Калиниченко, учитель истории и обществознания |
Орск
2013
Пояснительная записка
В ходе преподавания истории учитель нередко сталкивается с проблемой нехватки информативного поля у учащихся при усвоении учебного материала. Приходится тратить много времени на объяснение простейшего факта (даты по старому и новому стилю, почему в старину у людей не было отчеств, что означает герб того или иного города и т.д.) Возникла необходимость в появлении курса, который бы формировал у учащихся представления о различных типах источников исторической информации. Такое представление могут дать вспомогательные исторические дисциплины.
Школьный курс изучения истории не предполагает знакомства с ВИД, хотя сложно найти более интересную и увлекательную область исторического знания. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно ВИД делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций.
Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» направлен на создание условий для выявления, поддержки и развития потенциальных возможностей и способностей учащихся по истории, а также создание среды, способствующей формированию предметной и социальной компетентности учащихся во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Форма итоговой отчетности – конференция по защите проектов.
Цель:
- формирование умений самостоятельной исследовательской работы и получения информации из различных исторических источников.
Задачи:
- ввести детей в мир истории, пробудив интерес к истории как науке;
- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
- показать многообразие исторических источников и особенности их групп и разновидностей, сформировать понимание того, что восстановление достоверной картины прошлого возможно только на основе комплексного использования различных источников;
- обучить детей некоторым приемам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей школьников;
- воспитывать чувство сопричастности прошлому как основу становления исторического сознания.
- Закрепление навыков самообразования, поиска информации.
- Развитие абстрактного мышления, умственных, творческих коммуникативных способностей учащихся
- Содействие стремлению учащихся к исследовательской работе
Содержание курса «Вспомогательные исторические дисциплины».
Муза Клио и ее свита. (1 ч.)
Роль истории в жизни людей. ВИДы, предмет их исследования, цель и задачи. Связь с другими историческими науками.
Археология (1 ч)
Источниковедение (3 ч.)
Предмет и задачи источниковедения. Классификация источников: письменные и вещественные. Алгоритм анализа исторического источника.
Палеография (4 ч)
Предмет и задачи палеографии. Метод палеографии. Практическая значимость палеографии. Изучение письменных памятников.
Возникновение письменности у восточных славян: Славянские алфавиты; старославянский и церковнославянский языки.
Внешние признаки рукописных источников древней Руси: Материал для письма; графика письма; орудия письма; украшение рукописей.
Внешние признаки письменных источников второй трети XII-конца XV веков: Материал для письма; графика; украшения рукописей; миниатюра; тайнопись; вязь.
Внешние признаки письменных памятников Русского государства XV-XVIIв.: материал для письма; графика письма; книжное письмо; скоропись; украшение рукописей; миниатюра; вязь; тайнопись; чернила; переплет; формат рукописей.
Внешние признаки рукописей XVIII и XIX веков: Материал для письма; штемпель; графика письма; украшение рукописей; миниатюра; формат; орудия письма и чернила.
Хронология (3 ч.)
Предмет и задачи хронологии. Зарождение и практическая значимость хронологии. Источники по хронологии. Единицы счета времени: сутки, месяц, год. Эра: виды эр. Юлианский, Григорианский календари. Древнерусская (славянская) система счета времени. Реформа Петра I. Перевод дат допетровского времени на современное летосчисление. Установление дат по праздникам церковного календаря. Определение дат по астрономическим явлениям. Значение хронологии
Метрология (2 ч.)
Предмет и задачи метрологии. Метод метрологии. Зарождение метрологии и ее практическая значимость. Источники по метрологии.
Метрология в разные исторические периоды России. Меры длины, меры поверхности, меры сыпучих тел, меры жидкостей, меры веса.
Сфрагистика (1 ч.)
Печати древнерусского государства: княжеские печати, церковные печати домонгольского времени. Печати новгородской и псковской феодальных республик. Печати периода единого русского государства. Печати Российской империи. Печати частных лиц. Печати ХХ века.
Нумизматика (4 ч.)
Предмет и задачи нумизматики. Роль нумизматики в историческом исследовании. Монеты и денежное обращение древнерусского государства. Возникновение русской денежно-весовой системы. Римские монеты и их роль в возникновение русской денежно весовой системы. Византийские монеты. Восточные монеты. Западноевропейские монеты. Первые русские монеты. Русская монетная система в разные исторические периоды. Монеты стран мира.
Геральдика (4 ч.)
Роль геральдики в работе над историческим источником. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Развитие геральдики в России. Государственный герб России. Государственные гербы России в ХХ веке. Городские и областные гербы. Дворянские гербы.
Генеалогия (3 ч.)
Предмет и задачи генеалогии. Методы генеалогического исследования. Генеалогические таблицы, схемы и росписи. Генеалогическое древо. Русская генеалогия.
Историческая ономастика (4 ч.)
Предмет и задачи исторической ономастики. Топонимика, этнонимика, антропонимика, теонимика, зоонимика и космонимика – части ономастики.
Историческая география (2 ч.)
Роль исторической географии в исследование исторического источника. Раритетные карты.
Итоговый контроль – 2 часа.
Календарно-тематическое планирование курса «Вспомогательные исторические дисциплины» (34 часа)
№ занятия | Тема занятия | Цели изучения темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Муза Клио и ее свита | Сформировать представление о предметах исследования вспомогательных исторических дисциплин как целом комплексе исторических наук источниковедческого направления; познакомить с историей развития вспомогательных исторических дисциплин России. | 1 | 1 нед. сен. |
2 | Археология как наука. | Познакомить с предметом и задачами археологии, рассмотреть методы археологических исследований. | 1 | 2 нед. сен. |
3 | Виды источников (источниковедение) | Сформировать первичное представление об источниковедении как самостоятельной, значимой, интересной науке. Способствовать совершенствованию навыков анализа исторических источников. | 1 | 3 нед. сен. |
4-5 | Практикум: анализ источников по истории Средних веков и истории России | 2 | 4 нед. сен. - 1 нед. окт. | |
6 | Письменные источники. Палеография как наука | Познакомить учеников с историей письма. Создать представление о буквенном письме как самом удобном. Охарактеризовать основные виды письменных источников. | 1 | 2 нед. окт. |
7 | Возникновение древнейшей письменности. | 1 | 3 нед. окт. | |
8 | Появление славянской письменности и ее развитие. | 1 | 4 нед. окт. | |
9 | Практикум: Определение времени происхождения письменного источника по внешним признакам | 1 | 5. нед. окт. | |
10 | Хронология как наука. | Познакомить учащихся с понятием хронология. Рассказать об особенностях хронологии разных эпох. | 1 | 2 нед. нояб. |
11 | Системы счета времени. | 1 | 3 нед. нояб. | |
12 | Практикум: Соотнесение различных систем времяисчисления в Российской истории. Перевод дат. | 1 | 4 нед. нояб. | |
13 | Историческая метрология. | Познакомить с древнерусской системой измерений. Установить соотношение различных древних единиц измерений. | 1 | 1 нед. дек. |
14 | Практикум: Перевод различных систем в метрическую. | 1 | 2 нед. дек. | |
15 | Сфрагистика: печати как исторический источник. | Показать возможности печатей как исторического источника. Распознавание разных видов русских печатей. | 1 | 3 нед. дек. |
16 | Нумизматика. История зарождения денежных отношений. | Учащиеся узнают о том, как помогают монеты, боны в изучении прошлого, как выглядели деньги в древности, знакомятся с русской монетной системой. Проследить процесс возникновения и развития денег и монет. | 1 | 4 нед. дек. |
17 | Древнерусские деньги и денежно-весовые системы. | 1 | 3 нед янв. | |
18-19 | Монеты стран мира | 2 | 4 нед. янв. – 5 нед. янв. | |
20 | Геральдика. Правила составления гербов. | Расширить сведения учащихся о государственной символике. Познакомить учащихся с основными правилами и приемами составления и чтения гербов. | 1 | 1 нед. фев. |
21-22 | Практикум: Российские гербы. | 2 | 2 нед. фев. - 3 нед. февр. | |
23 | Практикум: Создание личного герба. | 1 | 4 нед. февр. | |
24 | Генеалогия как наука. | Раскрыть такие важные понятия, как род, семья, родословная; познакомить учеников с некоторыми правилами составления родословных и генеалогическими источниками. | 1 | 1 нед март |
25-26 | Практикум: составление генеалогического дерева. | 2 | 2 нед. март - 3 нед. март | |
27 | Топонимика, гидронимика и этнонимика. | Дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинами, которые изучают собственные имена, названия. | 1 | 1 нед. апр. |
28 | Зоонимика и космонимика. | 1 | 2 нед. апр. | |
29 | Практикум: Происхождение имен. | 1 | 3 нед. апр. | |
30 | Практикум: происхождение фамилий. | 1 | 4 нед . апр. | |
31 | Историческая география | Совершенствовать навыки чтения исторических карт. | 1 | 1 нед. мая |
32 | Практикум: Работа с историческими картами. | 1 | 2 нед. мая | |
33-34 | Итоговое обобщение «Вспомогательные исторические дисциплины» | Предоставить на защиту проекты учащихся. | 2 | 3 нед. мая – 4 нед. мая. |
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Вспомогательные исторические дисциплины» учащиеся должны (с учетом возрастных особенностей):
- знать и называть основные вспомогательные исторические дисциплины и указывать объект их исследования, знать основные термины ВИД;
- составлять генеалогические таблицы;
- анализировать письменные источники по алгоритму
- решать хронологические задачи
- знать основные правила геральдики и использовать их для составления гербов
- Самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании
- Работать по четкому плану, читать схемы, работать с иллюстрациями, картами, документами
- Высказывать собственное отношение, понимание исторических событий
- Предоставить по итогам изучения курса проекты, исследовательские работы.
Литература:
Захарова С. Маленькие открытия истории. // «История» №37-38,2003.
Малышев А. И., Тараканов В. И., Смиренный И. Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. М.,2004.
Пчелов Е. В. Вспомогательные исторические дисциплины. // «Преподавание истории и обществознания в школе»№1,2007.
Петрова Н. Г. Введение в историю. // «История»№7-8,№ 9-10,1993.
Пчелов Е. В. Государственные символы России. М.,2004.
Соболева Н. А. Старинные гербы российских городов. М.,1985.
Хренов Л. С., Голуб И. Я. Время и календарь. М.,1989.
Цыбульский В. В. Календарь и хронология стран мира. М.,1982.
Энциклопедия для детей. Т.5,ч.1. История России. М., «Аванта»,1996.
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий», 2007.
CD Энциклопедия истории России.862-1917. «Интерактивный мир»,2001.
Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов
Настоящий курс по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....
Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины"
Программа элективного курса может использоваться для учащихся классов социально-гуманитарного профиля....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение физических задач» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«Решение физических задач»УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.02 Физика Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной т...
Программа элективного курса "Как писать историческое сочинение"
Данный курс разработан с целью эффективной подготовки к сдачи ЕГЭ и с учётом запросов учащихся 10-11 класса. В КИМы ЕГЭ по истории (2 часть) введено задание повышенной сложности -...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документами&raq...
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей, создающих исторический путь нашей цивилизации....