Статья: "Приемы технологии проблемного обучения на уроках истории в 7 классе"
статья по истории (7 класс)

Фомина Вероника Александровна
Данная статья содержит теоретические выкладки по технологии проблемного обучения, а так же, конкретные приёмы работы с данной технологией на уроках Новой истории в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_ispolzovaniya_tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы использования технологии проблемного обучения

на уроках истории в 7 классе.

Для того чтобы проблемное обучение достигло положительного эффекта, важно правильно подобрать проблемные ситуации, вопросы и задачи. Предлагаемые ситуации должны соответствовать возрастным особенностям и интеллектуальным возможностям обучающихся, и, с одной стороны, не быть слишком сложными, а с другой – слишком легкими. Ситуации должны заставлять обучающихся приложить некое усилие по их разрешению, после чего приобретается новое знание, опыт, способ действия. Слишком простое задание пройдет бесследно, не ведя за собой качественных изменений, а слишком сложное останется либо не выполненным, либо списанным и не понятым в полной мере. Сложно, но посильно – самая подходящая характеристика для проблемной ситуации.

Важно чтобы проблемная ситуация затрагивала эмоционально - волевую сторону психики обучающихся – как правило, к решению таких ситуаций прикладывается больше усилий, они потом дольше остаются в памяти. Предлагаемые задания должны оказывать влияние на эмоциональное состояние ученика, заинтересовывать его в учебном материале, побуждать к активной познавательной деятельности.

Итак, проблемная ситуация для 7 класса по истории должна основываться на изученном материале прошлых лет и учитывать возрастные и иные особенности психики обучающихся. Курс Новой истории наполнен яркими, зачастую противоречивыми событиями, успешному усвоению которых, как нельзя лучше, способствует проблемно представленное содержание материала.

Вяземский Е. Е. и Стрелова О. Ю. в своем учебном пособии выделяют следующие способы создания проблемных ситуаций на уроках истории, на основе которых и будет проанализирована собственная практическая деятельность.

Проблемная ситуация неожиданности, когда при изучении нового факта или явления у обучающихся возникает некий парадокс, вопрос: «Возможно ли это?». Наиболее распространенный на практике прием, так как удивление – яркая эмоция, пробуждающая любопытство, которое при грамотном подходе педагога переходит в заинтересованность и активное включение обучающихся в обсуждение учебной проблемы.

Применение на практике:

· Тема: Английские колонии в Северной Америке. «Североамериканский континент европейцами был открыт в 1492 году, а история английского колониального правления начинается только в 1607 году. Предположите, почему Америка стала колонией спустя такой длительный период?».

Обучающиеся должны уловить расставленные акценты и сделать логичный вывод, Англия не единственная страна, знавшая об Америке, а значит, какая-то другая пыталась осваивать континент, пока Англия не обрела достаточно сил и влияния. При дальнейших затруднениях, педагог задает наводящий вопрос: «Вспомните, какие страны Европы имели наибольшее влияние в XVI веке».

·    Тема: Война за Независимость США. «Конституция США 1787 года является символом свободы, равенства и демократии. Но в то же время, не отменяет рабство, не наделяет индейцев гражданскими правами и в принципе не признает их гражданами Америки, запрещает женщинам и беднякам голосовать. Как вы объясните данное противоречие?».

Данный вопрос спровоцировал бурную реакцию – непонимание, возмущение, недовольство. К сожалению, обучающиеся не смогли усмирить эмоции и объективно оценить положение дел на момент принятия Конституции. Педагогу пришлось акцентировать внимание на сути вопроса и задавать наводящие вопросы. Данная проблемная ситуация породила дополнительные вопросы от обучающихся: «Когда индейцев признали гражданами? Когда женщинам дали избирательное право? Когда отменили рабство? и т.д.». познавательный интерес и мотивация узнать что-то, выходящее за рамки урока, были достигнуты.

Ситуация несоответствия складывается из расхождения житейского опыта обучающихся с историческим фактом или явлением. Данный прием, как правило, вызывает оживление и активность обучающихся, так как затрагивает точно известные им, житейские, простые вещи.

Применение на практике:

·   Тема: Мир художественной культуры Просвещения. «Определенный промежуток времени книга «Путешествие Гулливера» была запрещена цензурой некоторых европейский стран, в том числе и цензурой Российской Империи в конце XVIII века. Как вы думаете, кому и чем могла помешать детская приключенческая книжка?».

Обучающиеся должны прийти к выводу, что книга является политической сатирой на власть.

·   Тема: Великие просветители Европы. «Вольтер утверждал, что верил в Бога, но при этом неоднократно выказывал отрицательное отношение к церкви и священнослужителям. Как это можно объяснить?».

Обучающиеся должны уловить расставленные акценты и связать воззрения Вольтера с протестантизмом.

Проблемный вопрос с неопределенностью, предполагает построение обучающимися собственных предположений при ответе на вопрос не с помощью конкретных знаний, а смекалки, сообразительности и базовых знаний по предмету. Данный прием очень действенный и часто применялся в период практики.

Применение на практике:

·  Тема: На пути к индустриальной эре. «Аграрная революция – сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование труда наемных рабочих, рост продуктивности сельского хозяйства. А почему данное явление было названо «революцией»? Что это такое? Разве революция бывает не политической?»;

·  Тема: Международные отношения в Европе в XVI-XVIII вв. «В Тридцатилетней войне, которая началась как религиозный конфликт между протестантами и католиками, Франция выступала на стороне протестантов, являясь католической страной. Как вы можете это объяснить?».

Обучающиеся разрешают создавшееся противоречие выводом, что истинные причины войны лежали за рамками религиозных противоречий.

· Тема: Война за Независимость США. «Во время Войны за Независимость американцам не хватало оружия, и они добывали его всеми возможными способами.  Предположите, прочитав следующую цитату, какой способ был выбран в этот раз: «Пусть англичане попробуют свинцовые пули, выплавленные из их короля!» (речь о расплавке статуи короля Англии);

· Тема: Война за Независимость США. «Предположите, все ли население Америки поддерживало сторону патриотов? Если нет, то какая часть населения Америки могла поддержать Англию в Войне за Независимость?».

Обучающиеся предполагают, что чиновники и администраторы, присланные из Англии, остались на стороне Англии. Педагог дополняет ответы новым фактом, который обучающиеся не знали: «Некоторые племена индейцев поддержали лоялистов, потому что английское правительство пообещало им прекращение гонений и возврат отнятых территорий, а так же, часть рабского населения за обещание свободы. Как вы считаете, в случае победы Англии, король сдержал бы данное слово?».

·   Тема: Международные отношения в Европе в XVI-XVIII вв. На этапе актуализации перед обучающимися ставится такой вопрос: «Подумайте, какими причинами могли быть вызваны конфликты между европейскими странами в период XVI-XVIII вв.».

Проблемное задание версионного характера содержит две и более версий о каком-либо событии противоречивого характера, и обучающимся необходимо определиться в своем к ним отношении и выбрать одну из версий, либо, аргументируя, выдвинуть свою. Данный прием является элементом дискуссионного урока, который в 7 классе уже следует начинать вводить.

Применение на практике:

·   Тема: Международные отношения в Европе в XVI-XVIII вв. «Как вы думаете, создание большого количества враждебно - настроенных друг к другу военно-политических блоков и союзов уменьшало количество военных конфликтов или наоборот, предотвращало некоторые?».

Ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий, которые никогда не происходили. По своей сути это альтернативная история, которая обучающимся, тем более семиклассникам, обычно дается тяжело. Они не всегда понимают, каким образом правильно моделировать альтернативную историю, не владеют нужными знаниями и при прогнозировании зачастую опираются не на факты, а на фантазию. Данный прием на практике применялся крайне редко.

Применение на практике:

· Тема: «Английские колонии в Северной Америке». На заключительном этапе урока перед обучающимися был поставлен дискуссионный вопрос: «Как вы считаете, могла ли Англия избежать Войны за Независимость? Если да, то какие меры она могла бы предпринять».

Помимо вышеперечисленных приемов применялись мотивирующие приемы. В качестве таких приемов может выступать стихотворение или цитата в качестве эпиграфа к уроку, с помощью которого обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, противоречивое высказывание или вопрос, вывод или ответ, на который необходимо будет сделать после изучения темы, озвучивание темы урока с приемом «яркое пятно», и т.д.

Применение на практике:

·   Ко второму уроку по теме «Великая Французская революция» был дан следующий эпиграф: «Соратники диктаторов как подтяжки - либо поддерживают, либо висят».

Обучающиеся, вспоминая, чем закончился изученный на прошлом уроке первый этап Французской революции, предполагают, каким путем пойдут дальнейшие события в революционной Франции. В конце урока снова читаем цитату и делаем вывод о сущности диктаторских режимов и терроре на примере якобинцев и жирондистов.

Проводилась постановка проблемных вопросов к просмотренному на уроке отрывку из художественно-исторического фильма про взятие Бастилии по теме «Великая Французская революция»:

1.         Чем был занят король Франции во время штурма Бастилии?

2.         Как он отреагировал на новость о взятии крепости?

3.         Предположите, что он мог бы сделать, чтобы предотвратить данные события.

4.         Как вы думаете, зачем бастующие подожгли возы с сеном при штурме крепости?

            Подводящий диалог представляет собой систему посильных

ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой.

На уроке «Король против парламента. Революция в Англии» применялся подводящий к проблеме диалог по следующей схеме:

«В результате Реформации в Англии укрепилась абсолютная монархия.

–  Какую монархию можно считать абсолютной? Называют признаки абсолютной монархии.

–  Какими ветвями власти обладал Король Англии? – Законодательной, исполнительной и судебной.

– Но в то же время существовал парламент. Вспомните, что это такое? – Собрание избранных представителей сословий – палаты лордов и палаты общин (дворяне и горожане).

–   К какой ветви власти относится парламент? – К законодательной.

–  Значит, власть монарха ограничена парламентом, подданными, она не абсолютная? – Нет, не значит. Король мог без согласия парламента принять любой закон, а закон, принятый парламентом, король мог отменить.

– Итак, в Англии сложилась абсолютная монархия, а в чём она отличается от других монархий? Тем, что при монархе существует парламент, где подданные могут высказать свои интересы.

– Скажите, пожалуйста, в конце правления Елизаветы 1 Англия являлась сильным государством? Да, Англия превратилась в одно из самых сильных государств.

–   Как вы думаете, почему тогда в середине XVII века монархия не смогла устоять? Что могло измениться? Могут быть высказаны разные предположения. Можно подсказать при возникновении затруднения, что в абсолютных монархиях на развитие государств оказывает влияние личность правителя.

– Предположите, если в обществе возникает недовольство государственной властью, к чему это может привести? О чем мы будем говорить на уроке? Учащиеся формулируют тему урока».

Необходимо отметить, что педагоги и методисты, как правило, чаще разрабатывают проблемные уроки, задания и вопросы именно на темы курса отечественной истории. А на курс зарубежной, и, в частности, Новой истории практических разработок и готовых к применению на практике проблемных заданий крайне мало. Хотя, как уже было сказано выше, этот раздел обладает высоким воспитательным, развивающим потенциалом и построение проблемного обучения, для более успешного усвоения материала обучающимися, действительно должно возыметь эффект.

 Литература:

  1. Котлова Л.А., Кропоткина И.Е. О технологии проектирования проблемных вопросов и заданий по истории в современной школе // Проблемное обучение в современном мире. VI Междунар. Махмутовские чтения. Сборник статей / Под ред. Е.Е. Мерзон, В. Л. Виноградова, Р. Ф. Ахтариевой, В. А. Мартыновой. 2016. С. 282.
  2. Вергасов В. М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. Киев: Высшая школа, 1979. С. 40.
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003. С. 242.
  4. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008. № 8. С.15.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План - конспект урока по истории в 11 классе по теме "П.А. Столыпин -государственный деятель и реформатор"(по технологии проблемного обучения и ИКТ)

Цель урока: расширить знания о государственном деятеле П.А. Столыпине, выяснить кто он"вешатель" или "реформатор"План упрока:1. Биография П.А. Столыпина2. Программа реформ3. Аграрная реформа:а) причин...

Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» 9 класс

Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» Класс:9     Цели  урока.                      ...

Статья "Приемы технологии проблемного обучения на уроках истории"

В данной работе содержится информация об основных приемах технологии проблемного обучения, которые используются мной в работе на уроках истории....