Конспект урока истории в 6 классе "Литовское государство"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Познакомить учащихся с причинами образования Литовского государства и его политическим устройством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litovskoe_gosudarstvo.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 классе
Тема. Литовское государство и Русь
Цели и задачи: познакомить с причинами образования Литовского государства, его политическим устройством; выявить последствия присоединения русских земель к Литве; проследить начало образования русской, белорусской и украинской народностей.
Планируемые результаты: предметные: характеризовать политическое устройство Литовского государства; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала;
3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать различные версии исторического развития государств; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Долгие годы в исторической науке господствовало мнение о насильственном присоединении русских земель к княжеству Литовскому. Это было достаточно простое объяснение сложных исторических реалий. На самом деле все обстояло значительно сложнее.
Тема нашего урока «Литовское государство и Русь».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Образование нового государства в Восточной Европе.
2. Устройство Литовско-Русского государства.
3. Значение присоединения русских земель в Литве.
4. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей.
5. Союз Литвы и Польши.
Проблемный вопрос
— Какие последствия имело вхождение части русских земель в состав Великого княжества Литовского?
III. Введение в новый материал
После монгольского нашествия между Северо-Восточной и Юго-Западной Русью прервались почти все связи. Как сложилась судьба Северо-Восточной Руси? Что предприняли ее жители, чтобы противостоять захватчикам? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Образование нового государства в Восточной Европе
— Работая с п. 1 § 19 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— Какая угроза нависла над Северо-Восточной Русью?
— Каким племенам удалось сохранить свою независимость?
— Каковы основные причины образования Литовского государства?
— Кто стоял во главе Литовского государства?
— Какую политику проводил Миндовг?
— Почему жители западнорусских городов добровольно признавали власть литовского князя?
— С какой целью русские и литовские земли объединились в единое государство?
— Как сложились отношения Литовского государства с крестоносцами во время правления Гедимина?
— Каковы причины роста территории Великого княжества Литовского?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
2. Устройство Литовско-Русского государства
Литовские князья не преследовали цель установить жесткий контроль над присоединенными землями. На этих землях сохранялся прежний порядок управления и старые обычаи и традиции. Так, одной из самых авторитетных религий в Русско-Литовском государстве было православие, а русский язык стал основным языком в этом государстве.
Князья-наместники собирали дань с населения. Однако размер этой дани не был слишком большим. Русское население рассматривало эту дань как плату литовскому князю за защиту от иноземных захватчиков и поддержание порядка на территории государства.
— Работая с п. 2 § 19 учебника, определите основные направления внутренней политики Русско-Литовского государства.
(Проверка выполнения задания.)
3. Значение присоединения русских земель к Литве
— Работая в парах с п. 3 § 19 учебника, ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— Какое значение имело присоединение русских земель к Литве?
— Какое влияние оказывали русские земли на развитие Великого княжества Литовского?
(Учитель записывает на доске версии учеников.)
Значение присоединения русских земель к Литве:
1) освобождение от разорительных ордынских набегов;
2) успешное противостояние угрозе как с востока, так и с запада;
3) взаимовлияние и взаимопроникновение русской и литовской культур;
4) часть литовской знати приняла православную веру.
4. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей
— Разделитесь на две группы, изучите п. 4 § 19 и выполните задание.
Первая группа рассказывает о формировании русской народности.
Вторая группа рассказывает о формировании белорусской и украинской народностей.
(Проверка выполнения задания.)
5. Союз Литвы и Польши
— Работая с п. 5 § 19 учебника, картой на с. 38 и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.
(Группы используют интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.)
1. Охарактеризуйте политику Тевтонского ордена во второй половине XIV в.
2. Создайте психологический портрет великого князя литовского Ягайло.
3. Опишите ход, результаты и последствия Грюнвальдской битвы.
Вопросы к классу
— Почему литовская знать решила объединиться с Польшей?
— Что вызвало возмущение у православного населения княжества?
— Кто возглавил борьбу за независимость Литвы?
— Каковы результаты деятельности князя Витовта?
— Как расширилась территория Литовского княжества при Витовте?
— Какое соглашение подписали Витовт и Ягайло?
— К чему это привело?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Сравните сложившуюся систему управления русскими землями в Литовском княжестве и в русских землях, подчиненных Золотой Орде.
Вопросы к классу
— Есть ли между ними общие черты?
— Каковы принципиальные различия?
(Проверка выполнения задания.)
— Выскажите свое мнение о прошедшем уроке, использовав следующие фразы.
• Я узнал(а)...
• Я понял(а)...
• Я хочу...
• Мне кажется...
Домашнее задание
1. Прочитать § 19, с. 35—40 учебника (ч. 2).
2. Задание на выбор.
• Выполнить задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 41 учебника (ч. 2).
• Подготовить сообщение на тему «Взаимоотношения Руси и Литвы».
• Написать краткую биографию одного из упомянутых в параграфе литовских князей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."
Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....
Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...
Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".
Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»
Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель: познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...
Конспект урока истории Касс: 6 Тема: Образование славянских государств
Дата: 25.09.2015Урок: историяКасс: 6Тема: Образование славянских государствЦели: Продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений по возни...