Программы спецкурсов История вооруженных сил России» Индивидуальный проект
учебно-методический материал по истории (10 класс)
Программа факультативного курса «История вооруженных сил России» рассчитана на учащихся 5-6 кадетских классов. Курс является межпредметным: наряду со сведениями по истории Российской армии, в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.
Курс ориентирован на создание у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, а также приобретение знаний по истории Вооруженных сил России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofil_8.doc | 168.5 КБ |
10_proekt.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Место курса в образовательном процессе
Данная программа курса «История вооруженных сил России» является составной частью образовательной программы школы. Программа построена с учётом программы профориентационной подготовки в кадетских классах
Программа соответствует требованиям:
- Конституции РФ;
- «Закона об образовании»;
Программа факультативного курса «История вооруженных сил России» рассчитана на учащихся 5-6 кадетских классов. Курс является межпредметным: наряду со сведениями по истории Российской армии, в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.
Курс ориентирован на создание у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, а также приобретение знаний по истории Вооруженных сил России.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
При изучении курса обучающиеся получают дополнительные знания, которые:
- необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
- востребованы в дальнейшем изучении курса «История России» в 10-11 классах;
- способствуют более полному освоению программы по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Цели и задачи курса
Цель курса: пробудить интерес к военной службе и профессии защищать Родину через более детальное и расширенное изучение исторических материалов и сведений по истории Российской армии.
Основные задачи курса:
- военно-патриотическое воспитание молодёжи;
- подготовка обучающихся к продолжению обучения в 10-11 классах;
- расширение и углубление знаний, полученных учащимися в результате изучения основного курса истории России;
- совершенствование общеучебных умений и навыков (задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать импульс работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем, формулировка выводов, выполнение поисковой работы), которые необходимы учащимся в ходе дальнейшего обучения.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:
-конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления Вооруженных сил России;
-историко-биографической информацией, касающейся выдающихся полководцев России;
-историко-техническими и историко-теоретическими знаниями о развитии военной техники и военной мысли;
-навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);
-элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии.
Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
- анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки)
- разработка проекта и его защита;
- составление хрестоматий и карт сражений;
- работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);
- работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами)
- практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
При изучении курса используются следующие формы организации занятия:
- проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;
- задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
- семинарские занятия.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса «История Российской армии» обучающийся должен знать:
- историю создания и развития Российской армии;
- историю развития военной мысли на протяжении периода российской государственности;
- историю развития военной техники и родов войск;
- памятные даты крупнейших военных сражений;
- биографии видных российских полководцев.
Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «Гражданская война в России и её особенности», «Великая Отечественная война», «Полководцы ХХ века». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.
Система формы контроля
уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам0
- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
- итоговый контроль в форме практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Оптимальными условиями реализации данного курса являются:
- проведение итогового тестирования;
- накопление банка материалов, хрестоматий, карт сражений (и т. д.);
- использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.
Видом оценки работы учащихся является зачет/незачет
Учебно-тематический план:
количество часов | |
Раздел 1. Русская армия VIII-XI веков | 8 часов |
Раздел 2. Русская армия XII-XV веков | 9 часов |
Раздел 3. Русская армия XVI-XVII веков | 8 часов |
Раздел 4. Русская армия XVIII веке | 7 часов |
Повторение | 3 часа |
Итого: | 35 часов |
Раздел 5. Русская армия XIX века | 10 часов |
Раздел 6. Русская армия XX века | 14 часов |
Раздел 7. Армия России на современном этапе | 8 часов |
Повторение | 3 часа |
Итого: | 35 часов |
3. Содержание курса
Структурно программа курса состоит из 8 разделов.
Раздел 1. Русская армия VIII-XI веков
8 часов
Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Игорь, Олег и их походы. Святослав и его походы. Структура военных формирований Киевской Руси. Тактика боевых действий славян. Святослав и его походы. Война с хазарами. Война с булгарами. Борьба с печенегами. Византийские походы. Военное искусство Святослава. Роль Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха в укреплении армии
Раздел 2. Русская армия XII-XV веков
9 часов
Вооружение русских войск этого периода. Борьба с монголо-татарскими захватчиками. Развитие военной мысли. Александр Невский и его борьба с Западом. Дмитрий Донской, Иван III в борьбе за свержение татарского ига. Развитие военной мысли и военной техники в XIV-XV веках. Тактика ведения боя.
Раздел 3. Русская армия XVI-XVII веков
8 часов
Развитие военной мысли и военной техники, вооружения этого периода.
Создание прообраза регулярной армии. Походы Ивана IV. Победа над
польскими интервентами. Создание военного флота. Первые шаги Петра I в
создании регулярной армии. Азовские походы Петра I.
Раздел 4. Русская армия XVIII века
7 часов
Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Военная реформа Петра I. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска, флот). История создания гвардии. Северная война. Русско-турецкие войны. История казачества. Полководцы XVIII века: Шереметев, Репнин, Румянцев, Суворов, Кутузов. Флотоводец Ушаков.
Повторение
3 часа
Раздел 5. Русская армия XIX века
10 часов
Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска, флот). Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкая война. Технический прогресс и вооружение армии во второй половине XIX века. Полководцы XIX века: Кутузов, Багратион, Ермолов, Корнилов, Нахимов.
Раздел 6. Русская армия XX века
14 часов
Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Техническая революция в военном деле. Первая мировая война. Гражданская война. Советско-финская война. Великая Отечественная война. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил.
Раздел 7. Армия России на современном этапе
8 часов
Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. История военной формы одежды. История военных наград. Боевое знамя.
Повторение
3 часа
Требования к уровню подготовки учащихся, должны знать/уметь:
- факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
-особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
-проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
Ценностно-смысловая, которая связана со сферой мировоззрения, ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир. Она обеспечивает механизм самоопределения ученика.
Общекультурная компетенция – ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека, человечества и отдельных народов. Сюда же относится освоение научной картины мира, расширяющейся до культурологического и общечеловеческого понимания.
Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесёнными с реальными познавательными объектами (знания, умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действия в нестандартных ситуациях. В рамках данной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, исследование статистических и иных методов познания.
Информационная компетентность – при помощи реальных объектов ( ТСО, TV, компьютер и т. д.), информационных технологий ( СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять, преобразовывать и передавать её.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия между людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить, заполнить анкету, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в сфере гражданской общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики права, в области профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональнойсаморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку, формирование психологической культуры, культуры мышления и поведения.
Критерии оценивания
Зачет
1. Показывает знание и понимание всего объема программного материала; понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно излагает учебный материал: дает ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Незачет
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал
Литература
Для учителя:
1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2010.
2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2010.
Для учащихся:
- Военная форма. - М.: Терра, 2011.
- Военная энциклопедия. - М: Воениздат, 2010.
- История второй мировой войны. - М.: Воениздат, 2010.
- Награды России. - М.: Воениздат,2010.
- 300 великих битв. - М.: 2011.
- Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2011.
- Энциклопедия для детей. История России. Т. 1. - М.: Терра,2011.
- Энциклопедия для детей. История России. Т. 2 - М.: Терра, 2011.
Календарно-тематическое планирование занятий факультативного курса «История вооруженных сил России»
№ | Раздел | Тема | Часы | Тип занятия | Основные понятия | Знания и умения | Домашнее задание | Дата |
1 | Русская армия VIII-XI веков (8 часов) | 1.Армия древних славян | 1 | Изучение нового материала | Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Тактика боевых действий славян | Знать о военном воспитании славян, вооружении и боевой тактике | Сообщения о русских богатырях | |
2. Былинные русские богатыри. | 1 | Изучение нового материала | Русские богатыри в былинах | Знать о русских богатырях | ||||
3.Походы Игоря и Олега | 1 | Изучение нового материала | Игорь, Олег и их походы. Походы на Константинополь. Военные приёмы | Знать о войнах Игоря и Олега | Ответить на вопросы в тетради | |||
4.Святослав и его войны | 1 | Изучение нового материала | Святослав и его походы. Война с хазарами. Война с булгарами. Борьба с печенегами. Византийские походы. Военное искусство Святослава | Знать о войнах Святослава и его военном искусстве | Карта | |||
5-6.Владимир Святославович. Укрепление границ. | 2 | Изучение нового материала | Структура военных формирований Киевской Руси. Тактика боевых действий | Знать о структуре и военной тактике армии Киевской Руси | Ответить на вопросы в тетради | |||
7.Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Укрепление армии. | 1 | Изучение нового материала | Роль Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха в укреплении армии | Знать о структуре и военной тактике армии | Даты, понятия | |||
8.Повторение «Русская армия VIII-XI веков» | 1 | Урок повторения | ||||||
2 | Русская армия XII-XV веков (9 часов) | 9.Вооружение и обмундирование Русской армии в XII-XV вв. | 1 | Изучение нового материала | Вооружение пехоты, конницы, ополченца. Появление огнестрель-ного оружия | Знать о вооружении армии этой эпохи | ||
10-11.Борьба с шведско-немецкой экспансией | 2 | Комби-нированный | Борьба русского народа с шведско-немецкими захватчиками. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище | Знать о борьбе с шведско-немецкой экспансией | Сообщения о Дмитрии Донском и Куликовской битве | |||
12-13.Борьба с татаро-монголами | 2 | Изучение нового материала | Борьба русского народа с монголо-татарскими захватчиками. Битва на реке Калке. Е. Коловрат. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига | Знать о борьбе русского народа с татаро-монголами | ||||
14.Московские князья и военное искусство XV в. | 1 | Комби-нированный | Русские князья и их роль в укреплении границ | Знать имена князей и их вклад в развитие армии | ||||
15.Русские воины в искусстве. | 1 | Изучение нового материала | Русские воины в живописи, сказаниях, музыке. | Знать название произведений и их содержание | ||||
16.Повторение «Русская армия XII-XV веков» | 1 | Урок повторения | ||||||
17.Развитие военной мысли в XIV-XV веках | 1 | Комби-нированный | Военное искусство А. Невского, Дмитрия Донского. Тактика боя в XIV-XV веках | Знать о развитии военной мысли в XIV-XV веках | Презентации картин и отрывки из произведений | |||
3 | Русская армия XVI-XVII веков (8 часов) | 18.Вооружение русской армии XVI-XVII веков | 1 | Изучение нового материала | Вооружение пехоты, конницы, ополченца, Развитие огнестрель-ного оружия. Стрельцы. Казаки | Знать о вооружении армии этой эпохи | ||
19.Армия при Иване Грозном | 1 | Комби-нированный | Реформа армии. Казанский поход. Ливонская война. Походы Ермака. | Знать о реформе в армии и войнах Ивана Грозного | Сообщения о Минине и Пожарском. | |||
20.Смутное время в России. Минин и Пожарский. | 1 | Изучение нового материала | Борьба с польскими интервентами. Минин и Пожарский | Знать события эпохи, даты, имена, понятия | Сообщения о героях | |||
21. Русские герои в борьбе за свободу Отечества. | 1 | Изучение нового материала | Русские герои в борьбе и их подвиги | Знать имена героев и их вклад в свободу Отчизны | ||||
22.Преобразование армии | 1 | Комби-нированный | Пётр I. Потешные войска. Азовские походы | Знать о создании прообраза регуляр-ной армии | ||||
23.Развитие военной мысли в XVI-XVII веках | 1 | Комби-нированный | Военное искусство в XVI-XVII веках. Тактика ведения боя | Знать о развитии военной мысли в XVI-XVII веках | ||||
24. Русские воины в искусстве. | 1 | Комби-нированный | Русские воины в живописи, сказаниях, музыке. | Знать название произведений и их содержание | ||||
25.Повторение «Русская армия XVI-XVII веков» | 1 | Урок повторения | ||||||
4 | Русская армия XVIII века (7 часов) | 26-27.Петровская эпоха | 2 | Изучение нового материала | Северная война. Реформа армии. Полтавская битва. Гангут. История создания гвардии | Знать о Северной войне и армейской реформе | Сообщения о Петре 1 | |
28-29.Русская армия во второй половине XVIII века | 2 | Комби-нированный | Семилетняя война. Русско-турецкие войны. Взятие Очакова, Измаила. Сражения при Кунесдорфе, Рымнике. Итальянские походы Суворова | Знать о военных действиях во второй половине XVIII века | Сообщения о полководцах | |||
30.Великие русские полководцы XVIII века | 1 | Комби-нированный | Полководческий талант Петра I, Суворова, Румянцева, Ушакова. «Наука побеждать» Суворова | Знать биографии выдающихся полководцев | ||||
31.Вооружение русской армии XVIII века | 1 | Комби-нированный | Вооружение пехоты, артиллерии, конницы, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя. Казачество | Знать о вооружении армии этой эпохи, тактике ведения боевых действий | ||||
32.История наград русской армии с древности до конца XVIII в. | 1 | Изучение нового материала | Наградная система в армии | Знать виды наград | ||||
5 | Повторение (3 часа) | 33-35.Итоговое занятие по истории Русской армии VIII-XVIII веков | 3 | Обобща-ющий | ||||
1 | Русская армия XIX века ( 10 часов) | 1.Русская армия начала XIX века | 1 | Изучение нового материала | Вооружение. Обмундирование. Виды войск. | Знать о военных действиях начала XIX века | ||
2. Отечественная война 1812 года. | Изучение нового материала | Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Бородинское сражение. | Знать о военных действиях начала XIX века | Сообщения о героях и партизанах, презентации | ||||
3.Герои Отечественной войны. | Комби-нированный | Герои войны: Багратион, Раевский, Дохтуров, Давыдов. Полковод-ческий талант Кутузова | Знать имена героев и их вклад в освобождение России от врага | |||||
4.Русская армия середины XIX века | 1 | Комби-нированный | Реформы Армии. Крымская война. | Знать о военных действиях середины XIX века | Сообщения о героях | |||
5. Герои Крымской войны. | 1 | Адмирал Нахимов и другие герои войны. | Знать имена героев и их вклад в освобождение России от врага | |||||
6-7.Русская армия конца XIX века | 1 | Комби-нированный | Реформы армии. Русско-турецкие войны. Война за освобождение Болгарии. Походы в Среднюю Азию. Полководческий талант Скобелева | Знать о военных действиях середины XIX века | ||||
8.Вооружение русской армии конца XIX века | 1 | Комби-нированный | Вооружение пехоты, конницы, артиллерии, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя | Знать о вооружении армии этой эпохи | ||||
9.Наградная система XIX века | 1 | Комби-нированный | Наградная система в армии | Знать виды наград | ||||
10.Повторение «Русская армия XIX века» | 1 | |||||||
2 | Русская армия XX века (14 часов) | 11.Вооружение русской армии в начале ХХ века. | 1 | Изучение нового материала | Техническая революция в армии. Эволюция вооружения в армии в течение века. Создание новых вооружений | Знать о вооружении армии этой эпохи | ||
12-13.I Мировая война | 2 | Комби-нированный | Ход войны. Тактика военных действий. Применение новых видов вооружений. Полководчекий талант Брусилова. Награды в армии. | Знать о I Мировой войне | Сообщения о героях | |||
14-15.Гражданская война | 2 | Комби-нированный | Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Вооружение и обмундирование воинов. | Знать о Гражданской войне | ||||
16.Советско-финская война | 1 | Комби-нированный | Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Военная реформа накануне Великой Отечественной войны | Знать о советско-финской войне | ||||
17-18.Великая Отечественная война | 2 | Изучение нового материала | Ход войны 1941-1943 гг. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Ход войны 1944-1945 гг. Война с Японией. Тактика военных действий. Крупные военные операции. | Знать ход войны 1941-1945 гг. | Сообщения о героях | |||
19-20. Герои Вов. Великие полководцы Вов. | 2 | Изучение нового материала | Имена героев Вов и их подвиги. Полководческий талант Жукова, Рокоссовского, Конева, Ватутина, Антонова и др. | Знать имена героев войны Знать биографии выдающихся полководцев | ||||
21. Вооружение и обмундирование советской армии времен Вов. | 1 | Виды вооружения, военная форма времен войны | Знать виды вооружения, отличительные знаки | |||||
22. Культура во время Вов. | 1 | Русские воины в живописи, сказаниях, музыке. | Знать название произведений и их содержание | |||||
23. Ордена и медали Вов. | 2 | Изучение нового материала | Наградная система в армии | Знать виды наград | ||||
24.Повторение «Армия в первой половине ХХ века» | 1 | |||||||
3 | Армия Рос-сии на сов-ременном этапе (8 часов) | 25.Реформы армии в 1950-1990-е гг. | 1 | Изучение нового материала | Реформы армии в период с 1950 года до 1990-е гг. | Знать о военных реформах | Сообщения о героях | |
26. Афганская война. | 1 | Изучение нового материала | Основные военные действия | Знать даты, понятия, имена героев войны | ||||
27. Участие российской армии в локальных конфликтах. | 1 | Изучение нового материала | Основные военные действия | Знать даты, понятия, имена героев войны | ||||
28. Чеченская война. | 1 | Изучение нового материала | Основные военные действия | Знать даты, понятия, имена героев войны | ||||
29-30.ВС РФ на современном этапе | 2 | Изучение нового материала | Структура ВС РФ. Основные тактические действия сухопутных сил (войсковые операции, тактика боя) | Знать о военной структуре ВС РФ. Знать тактические действия сухопутных сил. | ||||
31-32. Современное вооружение, обмундирование и награды. | 2 | Изучение нового материала | Значение и содержание военной доктрины. Связь военной доктрины с военной наукой История создания и эволюция военной формы | Знать о военной доктрине РФ Знать о военной форме | ||||
4 | Повторение (3 часа) | 33-34-35 | 3 | Урок повторения и обобщения |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности (индивидуальный проект) составлена в соответствии с «Положением о проектно-исследовательской деятельности (об итоговом индивидуальном проекте) в МБОУ «Тарбагатайская СОШ». На основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
- для обучающихся:
- развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира;
- умение проявлять социальную ответственность;
- формирование навыков самостоятельного приобретения новыех знаний, работа над развитием интеллекта;
- навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.
- для педагогов:
- создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- формирование у обучаемых представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование первичных исследовательских умений и навыков);
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
- современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
- формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом;
- формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов;
- приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
- формирование навыков работы с архивными публицистическими материалами.
2.Общая характеристика проектно-исследовательской деятельнсти учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 классов.
Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.
Проекты могут быть разных видов:
-исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы);
-информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);
-прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат деятельности. Это могут быть: документ, созданный на основе полученных результатов исследования, программа действий, словарь, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, в какой-либо организации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);
- креативные (творческие) проекты;
-социальные (в ходе реализации которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности).
3.Место проектно-исследовательской деятельности в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего (полного) общего образования на базовом и углубленном уровне.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета /ключевых компетенций/
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебно - организационные:
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
- владеть техникой консультирования;
- уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
- заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
- взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
- уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
- уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
- уметь применять справочный аппарат книги
- самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
- уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
- связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
- излагать материал из различных источников;
- владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
- Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
- Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
- Формы контроля за результатами освоение программы.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Обучающиеся 10 классов обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один проект (учебный).
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержатся информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено-незачтено».
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (примерно в январе и в марте), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено-незачтено»).
Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено-незачтено».
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
Защита проекта оценивается по шестибальной (от 0 до 5 баллов) системе при выполнении обязательных условий: наличии рецензии на проект, наличии письменного варианта проекта (или другой формы отчётности), оформленного в соответствии с требованиями, и наличии рабочих материалов (в бумажном, электронном и т.д. виде). При невыполнении условий отметка снижается как минимум на балл.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
- защиту темы исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
- предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:
- защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
- круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
- предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
- защита завершенных проектов и исследовательских работ;
- итоговая конференция НОУ.
- Содержание программы.
1. Способы получения и переработки информации Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
2. Проект Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
3. Создание индивидуальных проектов
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
4. Оформление результатов индивидуального проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel
5. Публичное выступление
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции
9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Рекомендуемая литература:
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
- Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата | |||
личностные | метапредметные | предметные | По плану | фактически | |||||
Глава I. Способы получения и переработки информации (3). | |||||||||
1 | Введение | 1 | УИПЗЗ | опрос | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; | уметь анализировать, делать выводы; | формирование представлений об основах методологии исследовательской и проектной деятельности; | ||
2 | Виды источников информации. | 1 | УЗЗВУ | опрос | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность | формирование у обучающихся представлений о работате с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме. | ||
3 | План информационного текста | 1 | УЗЗВУ | Составить план текса | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | уметь анализировать, делать выводы, составлять планы к тестам; | формирование у обучающихся навыков работы с текстовой информацией. | ||
Глава II. Проект (3) | |||||||||
5-6 | Особенности и структура проекта, критерии оценки. | 2 | УЗЗВУ | практикум | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах работы над проектом и разработке критериев оценивания проекта; . | ||
7 | Виды проектов. Требования, предъявляемые к проекту. | 1 | УИПЗЗ | опрос | понимание значения знаний для человека. Оценка собственной деятельности. | выделение и формулирование цели; ориентировка в учебнике; поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; | формирование представлений о видах проектов. | ||
Глава III. Создание индивидуальных проектов (20) | |||||||||
9-10 | Тема проекта и обоснование актуальности. | 2 | УИПЗЗ | Опрос | умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения. | формирование навыков учащихся в формулировке темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; | ||
11-12 | Планирование учебного проекта. | 2 | УЗЗВУ | Практическая работа | мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни. | участие в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями. | применение на практике знаний об основах методологии исследовательской и проектной деятельности; | ||
13 | Основные методы исследования. | 1 | УКИЗ | опрос | мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке. | удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности. | формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. | ||
14-15 | Обзор литературы по теме проекта. | 2 | УИПЗЗ | Подготовка библиографического списка | осознание значения науки в жизни человека и общества. | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; | ||
16-17 | Составление индивидуального рабочего плана. | 2 | УКИЗ | практикум | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; | умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами; подготовительный этап проектной деятельности. | формирование навыков составления индивидуального плана исследовательской проектной работы; определения объекта и предмета исследования; определение целей и задач проектной работы. | ||
18-22 | Проведение опытно-экспериментальной работы. | 6 | УЗЗВУ | практикум | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов; | ||
23-25 | Создание компьютерной презентации. | 3 | УКИЗ | практикум | личностное совершенствовани: развивать стремление к самосовершенствованию. | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. | ||
26-27 | Подготовка тезисов выступления. | 2 | УИПЗЗ | практикум | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; | способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; | формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной работы | ||
28-29 | Отзыв и рецензия на проект. | 2 | УКИЗ | практикум | личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию. | умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; | формирование | ||
Глава IV. Защита индивидуального проекта (5) | |||||||||
30-31. | Подведение итогов, анализ выполненной работы. | 2 | УИПЗЗ | практикум | ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; | умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; | формирование навыков учащихся проводить анализ выполненной работы. | ||
32-33 | Предзащита проекта. | 2 | УОСЗ | практикум | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | формирование навыков учащихся по представлению результатов проектной деятельности. | ||
34 | Конференция. Представление проектов. | 1 | УПОКЗ | защита проектов | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | представление результатов проектной деятельности |
1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. Урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
6. Комбинированный урок – КУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания Вооруженных сил России. презентация к уроку.
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме "История создания вооруженных сил России"...
Программа курса "История вооруженных сил России"
Программа курса "История вооруженных сил России" для кадетских классов...
Программа внеурочной деятельности по курсу "Индивидуальный проект" для 10 класса
Программа внеурочной деятельности по курсу "Индивидуальный проект для 10 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...
Рабочая программа элективного курса 10-11 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Рабочая программа элективного курса 10-11 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ...