История создания Вооруженных сил России. презентация к уроку.
презентация к уроку по обж (10 класс) по теме
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме "История создания вооруженных сил России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_vs_rf.pptx | 999.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Истоки зарождения военной организации нашей страны Иван 111 Великий (1462-1505) – начало формирования служилого дворянства. Массовая раздача земельных наделов и поместий княжеским слугам и вольным людям, при условии несения ими службы. Дворянское ополчение.
Военные реформы Ивана Грозного (1550-1571) Указ от 3 октября 1550 г. О разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиков, занявших ключевые командные посты в армии. Упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске Организация централизованного управления армией Создание постоянного стрелецкого войска . Создание постоянной сторожевой службы на южной границе.
Военные реформы Петра I - военные преобразования в России в 1-й четверти XVIII века. создание русской (национальной) регулярной армии и флота рекрутская система комплектования , упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии, единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами централизация военного управления, замена приказов Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией, учреждение должности главнокомандующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал-квартрместером открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров проведение военно-судебных реформ .
Военные реформы 1860-70-х под руководством военного министра Д. А. Милютина замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов) выделение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время», перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ). Цель реформы – создание массовой армии, ликвидация военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-56гг
Военные реформы 1905-1912 гг. усилена централизация военного управления (введена территориальная система комплектования); сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус; приняты новые программы для военных училищ, новые уставы и новые образцы артиллерийских орудий; создана тяжелая полевая артиллерия, усилены инженерные войска и улучшено материальное обеспечение. Преобразования Вооруженных сил после поражения России в русско-японской войне 1904-1905гг.
Военные реформы 1917-1918 гг., формирование Красной Армии. В декабре 1917 г. СНК принял декреты, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть до командира полка - избирались на общих собраниях частей. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии. В январе 1918 г. СНК издал декрет «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Новая армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным руководящим органом становился СНК, органом непосредственного управления - Наркомвоендел. В апреле 1918 перешли от принципа добровольности к принципу воинской повинности, от выборов командиров - к их назначению. В мае же вводится всеобщая воинская повинность
Военные реформы 1937-1939 гг . создание в марте 1938 г. Главного Военного Совета Красной Армии и Главного Совета Военно-Морского Флота, ведавших вопросами военного строительства. Вводится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г., когда вместо них вводится должность заместителей командиров по политической части. Воинская обязанность распространялась теперь на всех. Были увеличены сроки военной службы, снижался призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. Весь личный состав ВС обязывался к военной присяге. Повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.
Военные реформы периода Отечественной войны. изменение системы организации высшего командования, объявляется всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет. Усложнилась структурная организация вооруженных сил. Структура ВС включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы и отделения. В 1942 г. издается Боевой устав пехоты. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия. Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов, учреждено Главное управление тыла. Было принято постановление, обязывающее республиканские, областные и районные комитеты партии развернуть в тылу врага сопротивление (партизанское движение).
Военные реформы 90-х годов. Первый этап (завершился в 1992 году). было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами. Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. Начался процесс сокращения объединений и соединений. Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось лишь около 1,7 млн человек вместо 2,8 млн в 1992-м! В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны .
КОНЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ
принцип мобильной обороны формирование небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России. назад
РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ, способ комплектования русской регулярной армии в 18-19 вв. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов. когда 10—20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. офицерский корпус состоял из дворян, для которых военная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Преображенском или Семеновском полку. В 1874 заменена воинской повинностью. назад
Тяглое население Население облагаемое налогами (податями). назад
Поместное войско Дворянская конница, имело характер ополчения. Делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли.( Уложение о службе 1556г.) Реорганизовано Петром 1 в регулярные полки драгун. назад
Стрелецкое войско Комплектовалось из свободного городского и сельского нетяглого населения. На вооружении имело пищали и бердыши Управлялось воеводами. Организационно состояло из «приборов»(отрядов), затем приказов(500-1000 чел.)(с 1681г.- полков). Находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80 гг.17 века было реорганизовано по образу «полков нового строя», расформировано по указу Петра 1 в начале 18 в. назад
ПИЩАЛЬ древнерусское название ружья (см. Аркебуза), а также артиллерийского орудия (15-17 вв.). АРКЕБУЗА (франц. arquebuse), пищаль, фитильное дульнозарядное ружье; один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия с 1-й трети 15 в. Заряжалась с дула каменными, а затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. Пищаль «Лев» НАЗАД
БЕРДЫШ БЕРДЫШ (польск. berdysz), холодное оружие, широкий длинный топор с искривленным лезвием в виде полумесяца на длинном древке. Бердыш находился на вооружении русской пехоты в 15-17 вв. Близким к бердышу видом оружия была алебарда. В России в 16 веке бердыш был оружием стрелецких войск, для которых бердыши служили не только дополнительным холодным оружием, но и подставкой — подсошником (сошкой) при стрельбе из тяжелых фитильных ружей. НАЗАД Холодное оружие: 1- бердыш (17 в.); 2 — меч (11 в.); 3 — наконечник копья (14 в.); 4 — наконечник рогатины (13 в.); 5 — булава (16 в.); 6 — шестопер (16 в.); 7 — палаш (18 в.); 8 — шпага пехотная образца 1798; 9 — сабля кавалерийская образца 1817; 10 — тесак образца 1807; 11 — шашка драгунская образца 1881; 12 — шашка казачья (сер. 19 в.).
ИВАН III ИВАН III (1440-1505), великий князь московский (с 1462), сын Василия II. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре» 1480), составлен Судебник 1497, развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь «всея Руси». НАЗАД
ИВАН IV Грозный (1530-84), великий князь «всея Руси» (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III. С кон. 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-83 велась Ливонская война за выход к Балтийскому м., началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. НАЗАД
ОПОЛЧЕНИЕ военные формирования, создававшиеся во время войны в древности и средние века (из свободных крестьян, дворян, горожан и др.). В России в период вражеских нашествий созывалось т. н. земское или государственное ополчение (1611-12, 1812, 1855-56). НАЗАД
ИЗ УЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ 1556 Г … Посем же государь и сея разсмотри , которые велможы и всякие воини многыми землями завладели, службою оскудеша , — не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше : в поместьях землемерие им учиниша , комуждо что достойно, так устроиша , преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами . И все государь строяше , как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников , у приказных людей. НАЗАД
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы. НАЗАД
МИЛЮТИН Дмитрий Алексеевич [28 июня (10 июля) 1816, Москва — 25 января 1912], граф (1878), российский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1898), генерал-адъютант (1859), член-корреспондент (1853), почетный член (1866) Петербургской АН. Брат Н. А. Милютина. Военный историк и военачальник Происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. Получил домашнее образование. Окончив в1833 Благородный пансион Московского университета с серебряной медалью, поступил на военную службу в чине прапорщика. В 1835 был принят в Военную академию и окончил ее с малой серебряной медалью. Затем продолжил службу в Генеральном штабе. В 1839-1840 принял участие в боевых действиях против горцев на Кавказе и за отличие был произведен в капитаны. В 1840-1841 совершил путешествие по странам Европы. В 1843-1845 вновь находился на Кавказе в должности обер-квартирмейстера Кавказской линии и Черномории. С 1845 — профессор Военной академии. В 1848-1853 работал по высочайшему повелению над созданием фундаментального пятитомного труда об Итальянском и Швейцарском походах Суворова (одна из лучших монографий, посвященных этим событиям, до настоящего времени). За создание книги «История войны 1799 между Россией и Францией в царствование императора Павла I» был избран членом-корреспондентом Академии наук. С 1853 — сотрудник Военного министерства. Сопровождал императора Николая I в его заграничном путешествии, в 1854 был произведен в генерал-майоры. В 1855 вошел в состав особой «Комиссии для улучшения по военной части». В 1856 принял предложение князя И. И. Барятинского занять должность начальника штаба Отдельного Кавказского корпуса (затем преобразованного в Кавказскую армию). При его непосредственном участии был разработан и осуществлен трехлетний план покорения Чечни и Дагестана, проведена реорганизация структуры военного управления кавказских войск. В 1858 получил чин генерал-лейтенанта, а в 1859, имея придворное звание генерал-адъютанта, участвовал в штурме аула Гуниб и пленении Шамиля. НАЗАД
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-56 (Восточная война), первоначально русско-турецкая за господство на Ближнем Востоке. С февраля 1854 Турция в союзе с Великобританией, Францией, Сардинским королевством (с 1855). Основные события 1853: вступление русских войск в Молдавию и Валахию, победы на Кавказе, уничтожение турецкого флота при Синопе; 1854: высадка союзников в Крыму, блокада Балтийского м., начало Севастопольской обороны 1854-55; 1855: дипломатическая изоляция России, падение Севастополя, фактическое прекращение военных действий. Военная и экономическая отсталость феодальной России обусловила ее поражение. Завершилась Парижским миром 1856. Крымская война привела к важным изменениям в военном деле. Кончилась эпоха военного парусного флота, все морские державы стали строить броненосный винтовой флот; сухопутные армии стали вооружаться только нарезным стрелковым оружием; тактика маневра пехотной колонной сменилась рассыпным строем, появились элементы позиционной войны, на смену чугунным литым ядрам пришли разрывные гранаты. Потери России в Крымской войне составили 500 тыс. человек, Турции — 400 тыс., Франции — 95 тыс., Англии — 22 тыс. назад
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-56 (Восточная война), первоначально русско-турецкая за господство на Ближнем Востоке. С февраля 1854 Турция в союзе с Великобританией, Францией, Сардинским королевством (с 1855). Основные события 1853: вступление русских войск в Молдавию и Валахию, победы на Кавказе, уничтожение турецкого флота при Синопе; 1854: высадка союзников в Крыму, блокада Балтийского м., начало Севастопольской обороны 1854-55; 1855: дипломатическая изоляция России, падение Севастополя, фактическое прекращение военных действий. Военная и экономическая отсталость феодальной России обусловила ее поражение. Завершилась Парижским миром 1856. Крымская война привела к важным изменениям в военном деле. Кончилась эпоха военного парусного флота, все морские державы стали строить броненосный винтовой флот; сухопутные армии стали вооружаться только нарезным стрелковым оружием; тактика маневра пехотной колонной сменилась рассыпным строем, появились элементы позиционной войны, на смену чугунным литым ядрам пришли разрывные гранаты. Потери России в Крымской войне составили 500 тыс. человек, Турции — 400 тыс., Франции — 95 тыс., Англии — 22 тыс. нзад
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05, империалистическая, за господство в Северо-Вост. Китае и Корее. Начата Японией. Основные события 1904: нападение японского флота на Порт-Артур, Порт-Артура оборона, неудачные для России сражения на р. Ялу, Ляоянское, на р. Шахэ; 1905: разгром русской армии при Мукдене, флота — при Цусиме. Завершилась Портсмутским миром 1905, ускорила начало Революции 1905-07. назад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"
Интегрированный урок предназначен для обучающихся 10 класса. Тема по ОБЖ: "История создания ВС РФ"...
Конспект урока по ОБЖ в 10 классе. Тема: История создания вооруженных сил России. (технология - концептуальная таблица)
Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...
Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)
Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...
Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)
Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...
Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)
Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...
Урок по ОБЖ. 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)
Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...
История создания Вооруженных сил России
История создания Вооруженных сил России...