В Великом Новгороде – древнем центре русской государственности, в центре древнего Новгородского кремля стоит памятник Тысячелетию России. Он был установлен в 1862 году, в год тысячелетия легендарного призвания варягов, с которого традиционно ведёт свою историю государство Российское. Памятник Тысячелетию России... Он стоит, огромный и красивый, Среди пышной зелени листвы, Отражая прошлое Руси.
А на нижней части монумента Больше ста известнейших людей. Здесь найдёшь художников, поэтов, Музыкантов и опять царей,
Просветителей... Они, словно живые, Пред тобою спорят, говорят... И веков прошедших дни златые Наш с тобою восхищают взгляд…
Среди множества фигур мы видим и одного из героев нашего сегодняшнего урока – Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина. ?? Какой вопрос сразу же возникает? (за какие заслуги его фигура представлена на памятнике)
Задание классу: обратимся к эпиграфу. «Доброму не стыдно навыкать со стороны у чужих» (А.Л.Ордин-Нащокин) ?? В чём смысл высказывания Ордина-Нащокина? (не стыдно заимствовать у других государств и народов)
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА (1) ?? На прошлом уроке мы с вами вспомнили, какие задачи стояли перед Российским государством в конце XVII в. Назовите эти задачи Задачи: - дальнейшее формирование индустриального общества;
- завоевание выхода к морю.
Экономика | развитие мануфактурного производства, основанного на свободном наёмном труде, развитие внешней и внутренней торговли | Социальная структура | отмена крепостного права | Политика | создание эффективной системы управления государством | Образование и культура | дальнейшее освобождение культуры от контроля со стороны церкви, развитие системы образования, использование европейского опыта | Внешняя политика | выход к морю, реформирование армии (создание регулярной армии) |
?? Чей опыт можно было бы учесть при решении задачи модернизации (формирования индустриального общества)? (опыт европейских стран) ?? Конечная цель преобразований? Конечная цель преобразований: догнать Западную Европу, чтобы занять достойное место в строю европейских государств, проводить независимую суверенную политику, быть великой державой. Вывод: необходимы реформы по западному образцу. Реформы – преобразования, изменения, переустройство в той или иной сфере жизни общества. ?? Каковы причины усиления иностранного (западного) влияния на Россию в XVII в.? - торговые контакты с Востоком и Западом, постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией способствовали усилению иностранного влияния на быт и традиции населения страны;
- систематическое приглашение Романовыми для консультаций и на службу иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей;
- появление на окраине Москвы Немецкой слободы (Кукуя), где жили выходцы из западноевропейских стран;
- появление полков «иноземного строя» и воинского устава по европейским образцам;
- утверждается мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки;
- присоединение Левобережной Украины и Киева к России усилило западное влияние, т.к. в Москву устремились носители польской культуры из числа украинцев и белорусов, оказавшие значительное влияние на развитие российского образования, церковных обрядов, художественной культуры.
(2) Западное влияние проникало в Россию вместе с людьми – носителями западной культуры. Одним из таких людей был Симеон Полоцкий, сообщение о котором мы сейчас послушаем. Задание: на основе сообщения охарактеризуйте основные идеи Симеона Полоцкого; сделайте записи. - идея объединения русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства;
- восхваление самодержавия.
?? В чём заключалась роль Симеона Полоцкого в подготовке последующих реформ? (был приглашён Алексеем Михайловичем в качестве педагога для царских детей: решалась важная задача подготовки будущих правителей, получивших западное образование и воспитание, что являлось необходимым условием проведения реформ по западному образцу) (3) Среди тех, кто стоял у истоков реформ был и боярин Борис Иванович Морозов – о воспитатель царя Алексея Михайловича. Когда в 16 лет Алексей Михайлович вступил на престол, Морозов стал главой правительства, возглавив пять приказов. Вместо прежних бояр, занимавших должности не по способностям, а по родовитости, на место руководителей приказов были назначены люди незнатного происхождения, но обладавшие нужными навыками. Морозов и его «команда» стремились использовать в России голландский опыт предпринимательской деятельности. Стольник Илья Данилович Милославский был направлен Морозовым в Голландию для изучения опыта формирования армии и производства вооружений. Из Европы он вернулся сторонником западного опыта. Реформаторы предложили провести по европейскому образцу налоговую реформу, главной целью которой была замена прямого налогообложения косвенным. Были введены высокие налоги на соль и табак. Однако население не имело средств купить соль по новой цене. Начались народные волнения. ?? Когда произошёл Соляной бунт? Какие последствия он имел? (1648 г. – Соляной бунт; 1649 г. – принятие Соборного уложения) Их дело во многом продолжил А. Л. Ордин-Нащокин. (4) – (5) Задание классу: работа по вариантам (§2 п.4 – 5 с.16 – 17): анализ реформаторских проектов А.Л.Ордина-Нащокина и В.В.Голицына. Заполнение таблицы. Направление реформ | А.Л.Ордин-Нащокин
| В.В.Голицын
| Образование и культура | Расширение культурных связей со странами Запада, но и с Востоком. | Открыта Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Вводились европейские формы быта. Исправление нравов и развитие инициативы подданных. | Система управления государством | Ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции представителям посадского населения | Отмена казни за «возмутительные слова» против власти. | Экономика | Новоторговый устав 1667 года: отменил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам, а также основателям ряда новых мануфактур. Расширение экономических связей со странами Запада и Востока. | Развитие и поддержка торговли и ремёсел. Отменить крепостное право и освободить крестьян от власти помещиков. «Поголовную» подать ввести с крестьянских хозяйств. | Военное дело | Сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность: переход к постоянной армии | Отказ от дворянского ополчения и создание армии по западному образцу: наёмная армия. | Отношения с Западом | Союз с Речью Посполитой для предотвращения турецкой угрозы | Крымские походы (участие в антитурецкой Священной лиге) |
?? Охарактеризуйте предложенные проекты реформ. Что их объединяет? ?? Какие меры из предложенных вы считаете главными и почему? ?? Были ли они актуальными (сравните с задачами, стоявшими перед Россией)? (да: предполагали решение большинства поставленных задач) ?? Были ли проекты реализованы и почему? (нет: опала реформаторов) II Закрепление ?? Итак, проекты, рассмотренные нами на сегодняшнем уроке, большей частью не были реализованы. Но они, тем не менее, имели очень большое значение. Почему? (они свидетельствуют, что к концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований России; стало ясно, что преобразования должны быть проведены с использованием лучших сторон европейского опыта; на основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировалась программа будущих преобразований). Это и определило направление всей дальнейшей истории в 18 веке, и, прежде всего, реформаторскую деятельность Петра I (350-летие со Дня рождения в 2022 г.). ?? Ещё раз посмотрите на памятник тысячелетия Руси: кого вы видите рядом с Ординым-Нащокиным? О чём это говорит? (без Ордина-Нащокина не было бы и Петра I) ?? А другие герои нашего сегодняшнего урока достойны того, чтобы их увековечили в камне? Почему? Вернёмся к эпиграфу: «Доброму не стыдно навыкать со стороны у чужих» (А.Л.Ордин-Нащокин). Весь урок сегодня мы повторяли «учиться у Запада», «заимствовать у Запада» … Не обидно? Только ли западный опыт помог нам подняться после нескольких веков ордынского ига, после тяжёлой годины Смуты? Задание классу: познакомьтесь с фрагментом из книги современного российского историка Наталии Алексеевны Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». О чём говорит исследователь? «Именно в московский период, незаслуженно забытый, Русь проделала колоссальный путь всестороннего развития, оставаясь при этом сама собой, не создавая противоречия содержания и формы, сохраняя в основании своей государственности воплощённый в праве органический строй и дух народной жизни». (русские остаются русскими всегда и не смотря ни на что, даже заимствуя чужой опыт) ?? А что это значит – быть русским? Памятник Тысячелетию России... Он стоит, огромный и красивый, Среди пышной зелени листвы, Отражая прошлое Руси.
Словно звон набатный, призывает Нас Россию - Родину любить И в суровый час тревоги бранной От врага Россию защитить. В годы Великой Отечественной войны во время фашистской оккупации Новгорода монумент чуть было не оказался навсегда утраченным: он был варварски демонтирован, частично разрушен и предназначен к отправке на заводы Германии для переплавки. В разрушенный новгородский кремль фашисты подвели узкоколейку. К счастью, освободившие Новгород советские войска спасли памятник. И сегодня он возвышается в центре Новгородского кремля, рядом с Софийским собором, напоминая нам о великих деяниях наших предков. Современные фашисты на Украине также поставили задачу уничтожения самой памяти о русских и Русском мире. Они также как их предшественники не останавливаются перед уничтожением памятников истории и культуры, связанных с Россией, православной верой, русской культурой. В мае 2022 г. отступающие войска ВСУ обстреляли зажигательными снарядами деревянный скит Всех святых Святогорской лавры XVII в. и уничтожили его. Именно для защиты нашего прошлого, для того, чтобы у всех русских было будущее, наши бойцы сражаются и погибают сейчас. За Родину, за нас с вами! А наша задача – сделать так, чтобы эта жертва не была напрасной! Чтобы память о прошлом России стала нашей общей памятью, чтобы героическое прошлое нашей Родины стало нашим общим прошлым, и связь веков никогда не прервалась! |