История 8 класс Предпосылки Петровских реформ
план-конспект урока по истории (8 класс)
Технологическая карта урока "Предпосылки Петровских реформ", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 8 класс. Москва "Просвещение", 2016 г., Авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева. Часть 1 и 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест по истории Предпосылки Петровских реформ
для учащихся 8 класс.
Вариант №2
2. Представителями какой профессии были большинство жителей Немецкой слободы в Москве?
1) врачи 2) учителя 3) военные специалисты 4) богословы
4. Б.И. Морозов был сторонником введения косвенного налогообложения. Какое событие стало прямым следствием деятельности правительства Морозова?
1) Медный бунт 2) Соляной бунт 3) установление дипломатических отношений с Польшей 4) правление новой династии в России
7. Какое государственное учреждение возглавлял А.Л. Ордин-Нащокин?
1) Приказ тайных дел 2) Разрядный приказ 3) Посольский приказ 4) Боярскую думу
10. Фаворитом царевны Софьи и фактическим правителем страны в 1682-1689 гг. был
1) Илья Милославский 2) Василий Голицын 3) Василий Шорин 4) Андрей Виниус
3. Воспитателем детей царя Алексея Михайловича был поэт, публицист
1) Борис Морозов 2) Симеон Полоцкий 3) Борис Годунов 4) Филарет Романов
8. В чём заключалась особенность экономических положений Новоторгового устава 1667 г.?
1) документ вводил привилегии для русских купцов перед иностранными
2) устав разрешал беспошлинную торговлю для иностранных купцов в России 3) документ отменял действие ярмарок в России
4) устав вводил льготы и привилегии для крестьян России, которые стремились торговать за границей.
1. Влияние культуры какой страны на традиции и быт России усилилось с присоединением Левобережной Украины к России?
1) Швеции 2) Польши 3) Франции 4) Англии
6. В какую страну Европы был направлен для заключения торговых договоров и для изучения опыта формирования армии стольник Илья Милославский? 1) Францию 2) Швецию 3) Англию 4) Голландию
9. В каком году была открыта Славяно-греко-латинская академия? 1) 1651 г. 2) 1667 г. 3) 1687 г. 4) 1696 г.
Тест по истории Предпосылки Петровских реформ
для учащихся 8 класс.
Вариант №1
2. По выражению историка В.О. Ключевского, западная культура приходила в Россию в «шляхетской одежде». Влияние культуры какой страны на быт и традиции России этими словами подчеркнул историк? 1) Испании 2) Англии 3) Норвегии 4) Польши
4. Как звали воспитателя Алексея Михайловича, который оказывал существенное влияние на царя в первые годы его правления и был отстранён от двора после Соляного бунта?
1) Илья Милославский 2) Борис Морозов 3) Василий Шуйский 4) Никита Романов
7. А.Л. Ордин-Нащокин был автором проектов многих реформ. Отметьте реформу, которую ему удалось осуществить.
1) самоуправление по европейскому образцу 2) почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой 3) введение рекрутской повинности 4) создание двухпалатного парламента
10. Какое учебное заведение было открыто в Москве при поддержке В. Голицына в 1687 г.?
1) университет 2) Славяно-греко-латинская академия 3) курсы славянской грамотности 4) женские высшие курсы
3. Симеон Полоцкий, воспитатель детей Алексея Михайловича, также известен как
1) военачальник 2) поэт и публицист 3) ювелир и гончар 4) основатель первого православного монастыря в Левобережной Украине
8. В каком году был принят Новоторговый устав, закрепивший привилегии русских купцов перед иностранными?
1) 1651 г. 2) 1656 г. 3) 1667 г. 4) 1694 г.
1. При каком государе в армии России появились полки «иноземного строя»?
1) Иване IV 2) Борисе Годунове 3) Михаиле Романове 4) Петре I
6. Особенность карьеры А.Л. Ордина-Нащокина заключалась в том, что он
1) первым получил звание боярина не за родовитость, а за личные заслуги 2) оставался в звании дворянина, и при этом возглавил Посольский приказ 3) отказался от всех чинов и титулов и предложил ввести Табель о рангах 4) занимался исключительно военной службой и не считал перспективной дипломатическую службу
9. В.В. Голицын был фактическим правителем страны при
1) Алексее Михайловиче 2) царевне Софье 3) Борисе Годунове 4) Фёдоре Алексеевиче
Ключ Предпосылки Петровских реформ
Вариант 1
1-4
2-2
3-2
4-2
5-2
6-1
7-3
8-1
9-2
Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-2
6-1
7-2
8-4
9-3
Предварительный просмотр:
Разработка урока № 31
Тема: «Предпосылки Петровских реформ.»
Цели и задачи:
Познакомиться с предложениями и практическими шагами государственных деятелей по реформированию России накануне петровских преобразований.
Оборудование: Учебник «История России» 1 часть, под редакцией РАН А.В. Торкунова, Москва «Просвещение», 2016 г. § 2,иллюстрации, презентация;
Тип урока: изучение нового материала
План:
1. Усиление иностранного влияния на Россию
2. Симеон Полоцкий
3. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского
4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина
5. Реформаторские планы В. В. Голицына
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Мотивация к учебной деятельности
Предлагает посмотреть на слайды 1 и 3, определить о чем сегодня будет наш урок?
Предлагает сформулировать тему и задачи урока, а также его план
Ставит проблемный вопрос урока:
Почему к концу ХVII в. В правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?
Что такое реформа?
III.Актуализация знаний.
Предлагает рассказать о достижениях в хозяйственном развитии стран Западной Европы к началу XVIII в.
Задает вопрос:
Какие проблемы существовали в политическом и экономическом развитии России?
IV. Изучение нового материала
1. Усиление иностранного влияния на Россию
Долгое время Россия развивалась вне общеевропейских традиций. Это позволило ей сохранить свою самобытную культуру и устройство
Но в тоже время российском обществе XVII века был ряд проблем.
- Раскол общества в результате церковной реформы.
- Российская система образования готовила мало специалистов. Это плохо сказывалось на развитии многих сторон жизни государства.
Армия России конца XVII века требовала преобразований.
- Она была очень неоднородна по своему составу и обучению.
- У России не было своего военно-морского флота.
- Появление Немецкой слободы под Москвой.
- Приглашение на службу иностранных специалистов.
- Создание полков «иноземного строя».
- Принятие первого в русской армии воинского устава по западному образцу при Алексее Михайловиче.
- Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода, первого русского военного корабля «Орел».
- Появилась мода на западноевропейские одежду, танцы, языки и др.
Торговые контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния не только на политику, но и на быт и традиции населения страны.
2. Симеон Полоцкий
Польский писатель, поэт, ученый, переводчик
- Выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого государства.
- Его публицистические работы
превозносили самодержавие.
- Преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре.
- Был воспитателем и учителем детей Алексея Михайловича (Федора и Софьи).
3. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского 4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина
5. Реформаторские планы В. В. Голицына
1 группа: Б. Морозов и И. Милославский. Стр. 15,
2 группа: А. Л. Ордин-Нащокин. Стр. 16,
3 группа: В. В. Голицын. Стр. 16.
Отчет групп:
1 группа: Б. Морозов и И. Милославский. Стр. 15,
Боярин Борис Иванович Морозов (1590—1661) – воспитатель царевича Алексея Михайловича.
Став главой правительства, вместо прежних бояр, были назначены люди незнатного происхождения, но обладавшие нужными навыками.
Стольник Илья Данилович Милославский (1595—1668) изучал опыт Голландии в формировании армии и производства вооружений в.
2 группа: А. Л. Ордин-Нащокин. Стр. 16,
Реформаторы предложили провести по европейскому образцу налоговую реформу, главной целью которой была
замена прямого налогообложения косвенным. Были введены высокие налоги на соль и табак. Однако население не имело средств купить соль по новой цене. Начались народные волнения.
Одним из самых важных результатов реформ Морозова и Милославского стало создание русской регулярной армии. Их дело во многом продолжил А. Л. Ордин-Нащокин.
Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605—1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII в
Поступив на военную службу в 17 лет, он стал не только незаурядным военным деятелем, но и крупным дипломатом.
Дипломатия и внешняя политика при А. Л. Ордин-Нащокине
- В 1658 году заключил выгодное перемирие со Швецией.
- В 1667 году – выгодное для России Андрусовское перемирие с Речью Посполитой.
- Союз с РП против Швеции и Турции – выход к Балтике и морям на Юге.
- Дипломатические и торговые союзы с Персией, Индией, Китаем.
- Казацкая колонизация Приамурья – закрепление за Россией Дальнего Востока.
Экономика
- Принятие в 1667 году Новоторгового устава – устав покровительствовал отечественной торговле.
- Способствовал развитию мануфактурного дела в России.
- По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой
- Хотел реформировать экономику России в соответствии с идеями меркантилизма – системы, основанной на активном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность, защите и поддержке местных производителей.
Армия
- Создание верфей на Западной Двине и Оке.
- Строительство первого русского парусника западноевропейского типа – фрегата «Орёл».
- Введение рекрутских наборов.
- Увеличение стрелецкого войска.
- Сокращение дворянской конницы
Проект городской реформы предусматривал передачу некоторых функций суда и управления выборным на местах выборным советам. Такое правление ненадолго было установлено в Пскове
Нащокиным было упорядочено издание газеты «Куранты». Она предназначалась для царя и его окружения. Содержала переводы европейской прессы, сообщения иностранных корреспондентов.
В 1671 году, вследствие доносов и интриг, он был отстранён от службы в Посольском приказе, возвратился на родину, в Псков. Там он постригся под именем Антония в Крыпецком монастыре и через год скончался (в 74 года).
3 группа: В. В. Голицын. Стр. 16.
Князь Василий Васильевич Голицын (1643—1714) являлся фактическим правителем России в период правления царевны Софьи (1682—1689).
Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных
- в 1687 г. было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже — академия).
- Была отменена смертная казнь за «возмутительные слова» против власти.
- В Москве развернулось каменное строительство.
Выступал за поддержку отечественной торговли и ремёсел. Основным препятствием на этом пути считал крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков, заменив введением «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.
Однако и ему не удалось осуществить всего задуманного. Деятельность В. Голицына была прекращена после прихода ко власти Петра I. В 1689 г. князь, как сторонник царевны Софьи, был отправлен в ссылку в Архангельский край.
V. Первичное осмысление и закрепление изученного
Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина-Нащокина «государственным человеком»?
Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына (используйте примеры С. М. Соловьёва). Оцените его позицию
относительно преимущества наёмной армии перед иными принципами её комплектования. Поддержите или опровергните эту позицию. Какие из проектов удалось воплотить, а какие нет
и почему?
Проблемный вопрос урока:
Почему к концу ХVII в. В правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?
Что такое реформа?
VI. Итоги урока. Рефлексия
Ребята, урок подошёл к концу, давайте подводить итоги!
Закончите одно из предложений:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я удивился…
Мне понравилось….
Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
VII.Домашнее задание: Изучить § 1, записи в тетради
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ. 8 КЛАСС.
Тема урока | УРОК 31. «Предпосылки Петровских реформ..» | ||
Тип урока | усвоение новых знаний | ||
Цель урока | Познакомиться с предложениями и практическими шагами государственных деятелей по реформированию России накануне петровских преобразований. | ||
План урока | 1.Усиление османской угрозы Европе. 2.Россия в борьбе с Турцией и Крымом. 3.Россия и Священная Лига. 4.Борьба Франции за господство в Европе. 5.Балтийский вопрос. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник «История России» 1 часть, под редакцией РАН А.В. Торкунова, Москва «Просвещение», 2016 г. § 2,иллюстрации, презентация; | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия и даты | Полки «иноземного строя», мазурка, полонез, реформы, регент 1687 г. — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве. 1689 г. — Нерчинский договор с Китаем. С. Полоцкий. Б. И. Морозов. И. Д. Милославский. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию военных действиях в России. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | понимают значение знаний для человека и принимают его. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОК
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный | 2 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения | |||
II. Мотивационный этап | 2 | Беседа | Предлагает посмотреть на слайды 1 и 3, определить о чем сегодня будет наш урок? Предлагает сформулировать тему и задачи урока, а также его план Ставит проблемный вопрос урока: Почему к концу ХVII в. В правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ? Что такое реформа? | Формулируют тему, учебные задачи и план урока. 1. Усиление иностранного влияния на Россию 2. Симеон Полоцкий 3. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского 4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина 5. Реформаторские планы В. В. Голицына Отвечают на вопросы. При необходимости дополняют ответы одноклассников. Высказывают мнения, подтверждаемые аргументами. | Фронтальная | Познавательные: формулировать познавательную задачу урока Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: вступают в речевое общение | Устные ответы |
III.Актуализация знаний. | 10 | Беседа | Предлагает рассказать о достижениях в хозяйственном развитии стран Западной Европы к началу XVIII в. Задает вопрос: Какие проблемы существовали в политическом и экономическом развитии России? | Высказывают мнения, подтверждаемые аргументами Определяют проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя) | Фронтальная работа и | Познавательные: привлекают межкурсовые, предметные знания. | устные ответы |
IV. Изучение нового материала 1. Усиление иностранного влияния на Россию 2. Симеон Полоцкий 3.Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского 4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина 5. Реформаторские планы В. В. Голицына | 17 | Беседа с учащимися, фронтальная, рассказ, записи в тетради Беседа с учащимися, фронтальная, рассказ, записи в тетради Работа с учебником Беседа с учащимися, , записи в тетради. | Рассказ учителя Долгое время Россия развивалась вне общеевропейских традиций. Это позволило ей сохранить свою самобытную культуру и устройство. Но в тоже время российском обществе XVII века был ряд проблем.
Армия России конца XVII века требовала преобразований.
Рассказ учителя Польский писатель, поэт, ученый, переводчик
превозносили самодержавие.
Предлагает работу в группах: Дайте характеристику исторической личности: 1 группа: Б. Морозов и И. Милославский. Стр. 15, 2 группа: А. Л. Ордин-Нащокин. Стр. 16, 3 группа: В. В. Голицын. Стр. 16. Прочитайте в учебнике отрывок, содержащий мнение В. О. Ключевского об А. Л. Ордине-Нащокине. Можно ли считать их взгляды противоречивыми, взаимоисключающими? Дайте характеристику деятельности, А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына. Изложите результаты. Аргументируйте примерами вывод параграфа: «Во второй половине XVII в. российские власти осознали необходимость реформ в России. Началась разработка их проектов и даже конкретная деятельность по проведению некоторых из них в жизнь. Однако реформы велись крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались лишь на бумаге» | Внимательно слушают рассказ учителя, выделив важную информацию и делают важную информацию в тетради. Внимательно слушают рассказ учителя, выделив важную информацию и делают важную информацию в тетради Изучают учебный материал учебника. Отвечают на вопросы, формулируют вывод. После предоставляют отчет по группам. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная, групповая | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения. | Записи в тетради Записи в тетради Записи в тетради |
!!!Физминутка – | 5 минут | Личностные: проявляют интерес к физминутке, выражают положительное отношение к процессу отдыха | физминутка | ||||
V. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Решение проблемы, беседа | Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина-Нащокина «государственным человеком»? Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына (используйте примеры С. М. Соловьёва). Оцените его позицию относительно преимущества наёмной армии перед иными принципами её комплектования. Поддержите или опровергните эту позицию. Какие из проектов удалось воплотить, а какие нет и почему? проблемный вопрос урока: Почему к концу ХVII в. В правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ? Что такое реформа? | Отвечают на вопросы, формулируют вывод. Подводят итог урока Отвечают на вопрос (проблему) поставленный в начале урока | Групповая работа, | Познавательные: самостоятельно осуществляют ответ на поставленный вопрос в начале урока | Устные ответы
|
VI. Итоги урока. Рефлексия | 6 | Обобщение полученных на уроке сведений | Ребята, урок подошёл к концу, давайте подводить итоги! Закончите одно из предложений: Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я удивился… Мне понравилось…. Как вы думаете, цель нашего урока достигнута? Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Ответ на вопросы, | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устные ответы. Оценивание учащихся за работу на уроке |
VII.Домашнее задание | 2 | Изучить § 2 записи в тетради | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"
этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...
Технологическая карта урока истории в 7 классе "Предпосылки петровских преобразований"
Методическая разработка по истории в 7 классе на тему "Предпосылки петровских преобразований"...
"Предпосылки Петровских реформ"
Журмухамбетова М.Б., учитель истории и обществознания,...
Предпосылки Петровских реформ
Презентация посвящена предпосылкам Петровских реформ и рассказывает об усилении иностранного влияния на Россию, Симеоне Полоцком, политическом курсе Б.И.Морозова и И.Д.Милославского, рфеормах А.Л. Орд...
Урок Предпосылки Петровских реформ
Материал к уроку в 8 классе по теме "Предпосылки Петровских реформ" к учебнику под ред.Торкунова...
Предпосылки петровских реформ
Презентация по истории России, 8 класс.Тема: "Предпосылки петровских реформ"...
Предпосылки петровских реформ
Предпосылки петровских реформ презентация для 8 класса...