Конспект урока "Древнерусское государство при Ярославе Мудром"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Урок с приемами технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskoe_gosudarstvo_pri_yaroslave_mudrom_konspekt_uroka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Древнерусское государство при Ярославе Мудром (урок изучения нового материала).
Цель урока – формирование и развитие личности школьника через осмысление и освоение значения Ярослава Мудрого и его правления для истории России.
Задачи:
- Дать представление о княжении Ярослава Мудрого и его законодательной деятельности.
- Развивать:
- умения и навыки анализировать исторический текст и исторический источник, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать у настенной карты;
- устную речь учащихся.
- Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества.
Этапы урока:
- Мотивационно-целевой этап (предложение проблемного вопроса).
- Этап актуализации знаний (Проверка домашнего задания в форме тестовой проверочной работы).
- Этап изучения нового знания (работа в группах по решению различных аспектов проблемного задания, выступления групп с результатами).
- Этап самоконтроля (задание с самопроверкой).
- Этап рефлексии учебной деятельности (обсуждение результатов работы на уроке).
Ход урока.
- Мотивационно-целевой этап (предложение проблемного вопроса).
-Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит исследование очень важного периода в истории нашей Родины. Речь идет о первой половине 11 века. Вспомните, с каким выдающимся историческим деятелем связан этот период?
-Ярослав Мудрый.
-Дайте краткую биографическую справку этому деятелю.
-Киевский князь в 1019-1054 гг., сын Владимира Святославича. (возможно объяснение прозвища, другие сведения в пределах программы начальной школы)
-Время правления Ярослава Мудрого историки считают временем расцвета Древнерусского государства. Какой вопрос возникает? Правильно, почему? Ещё один момент – Ярослав не был старшим из сыновей Владимира. Отец сделал его наместником в Новгороде. Наш новый вопрос – почему Ярослав стал киевским князем?
-Посчитайте, сколько лет продолжалось правление Ярослава.
-35 лет.
-Это продолжительный срок. И снова вопрос – в чем причины такого долгого правления?
-Поставим цель урока.
-Изучить долгое и славное правление Ярослава Мудрого.
Задачи урока:
- Выяснить обстоятельства прихода Ярослава к власти.
- Установить исторические заслуги Ярослава, позволившие историкам сделать вывод о расцвете Русского государства в этот период.
- Установить причины долгого правления Ярослава.
- Этап актуализации знаний (Проверка домашнего задания в форме тестовой проверочной работы).
-Вспомним, что нам известно о развитии Древнерусского государства к началу правления Ярослава.
Проверка домашнего задания в форме тестовой проверочной работы.
Проверочная работа по истории Древней Руси. «Первые киевские князья. Владимир Святославич».
1. Соотнесите события и даты:
А) Расправа древлян над князем Игорем 1) 957-972 гг.
Б) Первый договор Руси с Византией 2) 945 г.
В) Правление князя Владимира Красное Солнышко 3) 980-1015 гг.
Г) Правление князя Святослава 4) 988 г.
Д) Крещение Руси 5) 907 г.
2. Первый правитель Руси, принявший христианство:
А) Ярослав Б) Олег В) Ольга Г) Владимир
3. Князь Святослав был наиболее известен как:
А) выдающийся дипломат В) талантливый военачальник
Б) законодатель Г) градостроитель
4. Соотнесите имя исторического деятеля и факты его биографии.
1) Великий русский князь, крупный полководец. Получил от отца во владение Новгород. Позже взял Киев и стал великим русским князем. Проводил активную внешнюю политику. Его женой была сестра византийских императоров. Руководствуясь интересами страны, принял христианство и крестил Русь. Православная и католическая церкви признали его святым.
2) Киевский князь. Захватил Киев хитростью и объединил под своей властью два главных государственных центра Древней Руси. Совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодный договор.
3) Великий русский князь, талантливый полководец и отважный воин. Подчинил вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Совершил поход на Дунайскую Болгарию, где столкнулся с византийским войском. Погиб, попав в засаду на днепровских порогах.
А) князь Олег Б) князь Святослав В) князь Владимир
5. Соотнесите понятия и их определения:
1) Размер дани и сама дань в Древней Руси, установленные реформой княгини Ольги.
2) Глава церковного округа.
3) Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги.
4) Титул главы русской православной церкви.
5) Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
А) полюдье В) погосты Д) уроки
Б) епископ Г) митрополит
6. О каких событиях повествуют приведенные отрывки из летописи:
А) «Сказали Руси чудь, словени, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…» __________________
Б) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». ____________________________
Самопроверка (взаимопроверка) по ключу:
- А-2, Б-5, В-3, Г-1, Д-4.
- В
- В
- 1-В, 2-А, 3-Б.
- 1-Д, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-А.
- А) призвание Рюрика Б) крещение Руси.
Критерии оценивания: 8-10 баллов – «3», 11-14 баллов – «4», 15-17 баллов – «5»
- Этап изучения нового знания (работа в группах по решению различных аспектов проблемного задания, выступления групп с результатами).
Мы вспомнили, что первые киевские князья распространили свою власть на все восточнославянские племена, установили контроль над важнейшими торговыми путями. Князь Владимир Святославич обустраивал государство, при нем произошло принятие христианства, способствовавшее сплочению населения и укреплению княжеской власти.
Для решения задач сегодняшнего урока предлагаю распределить задания и выполнить их в группах.
Задание 1. Выяснить обстоятельства прихода Ярослава к власти. Пункт 1 § 9.
Задание 2. Установить исторические заслуги Ярослава, позволившие историкам сделать вывод о расцвете Русского государства в этот период. Пп. 2-3 § 9.
Задание 3. Установить причины долгого правления Ярослава. Пп. 2-3 § 9.
Работа в группах – 10-15 минут. Выступления групп – 5-6 минут.
Подведем итоги:
Правление Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Князь уделял много внимания внутригосударственным делам, положил начало письменному законодательству. Он значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси.
- Этап самоконтроля (задание с самопроверкой).
«Верно-неверно» (укажите верные суждения).
- Князь Ярослав одержал победу над князем Святополком в борьбе за киевский престол.
- Первыми русскими святыми стали погибшие в междоусобице сыновья князя Владимира – Борис и Глеб.
- Князь Ярослав не участвовал в военных действиях из-за хромоты.
- В период правления Ярослава Мудрого Русь расширила и укрепила свои границы.
- Отношения с другими странами Ярослав укреплял с помощью династических браков.
- На месте победы над печенегами Ярослав заложил главный храм Киева - Десятинную церковь.
- При Ярославе появился первый русский свод законов «Русская правда».
- Главной формой наказания в «Русской правде» была смертная казнь.
- В период правления Ярослава Русь находилась в глубоком упадке.
- Для князя Ярослава была характерна взвешенная и дальновидная политика.
Самопроверка по ключу: верны суждения № 1, 2, 4, 5, 7, 10.
- Этап рефлексии учебной деятельности (обсуждение результатов работы на уроке).
-Вернемся к цели и задачам урока.
Какие задачи мы выполнили?
Можно ли считать цель достигнутой?
Что получилось на уроке? Над чем ещё надо поработать?
-Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале:
1 – отсутствие результата
2 – фрагментарные знания
3 – поверхностное представление о правлении Ярослава
4 – в целом, доволен результатом, но остались вопросы
5 – работой и результатом полностью доволен, все получилось.
-Сформулируем домашнее задание.
§ 9 повторить, подготовить ответы на вопросы к параграфу устно..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусское государство при Ярославе Мудром.
К урокам Расцвет Древнерусского государства, Развитие феодальных отношений...
Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Презентация по истории России...
Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...
Конспект урока в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"
Конспект урока по истории России в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром" на уроке использованы приемы технологии критического мышления....