Конспект урока "Древнерусское государство при Ярославе Мудром"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Чаланова Мария Борисовна

Урок с приемами технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Древнерусское государство при Ярославе Мудром (урок изучения нового материала).

Цель урока – формирование и развитие личности школьника через осмысление и освоение значения Ярослава Мудрого и его правления для истории России.

Задачи:

  1. Дать представление о княжении Ярослава Мудрого и его законодательной деятельности.
  2. Развивать:

- умения и навыки анализировать исторический текст и исторический источник, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать у настенной карты;                         

- устную речь учащихся.

  1. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества.

Этапы урока:

  1. Мотивационно-целевой этап (предложение проблемного вопроса).
  2. Этап актуализации знаний (Проверка домашнего задания в форме тестовой проверочной работы).
  3. Этап изучения нового знания (работа в группах по решению различных аспектов проблемного задания, выступления групп с результатами).
  4. Этап самоконтроля (задание с самопроверкой).
  5. Этап рефлексии учебной деятельности (обсуждение результатов работы на уроке).

Ход урока.

  1. Мотивационно-целевой этап (предложение проблемного вопроса).

-Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит исследование очень важного периода в истории нашей Родины. Речь идет о первой половине 11 века. Вспомните, с каким выдающимся историческим деятелем связан этот период?

-Ярослав Мудрый.

-Дайте краткую биографическую справку этому деятелю.

-Киевский князь в 1019-1054 гг., сын Владимира Святославича. (возможно объяснение прозвища, другие сведения в пределах программы начальной школы)

-Время правления Ярослава Мудрого историки считают временем расцвета Древнерусского государства. Какой вопрос возникает? Правильно, почему? Ещё один момент – Ярослав не был старшим из сыновей Владимира. Отец сделал его наместником в Новгороде. Наш новый вопрос – почему Ярослав стал киевским князем?

-Посчитайте, сколько лет продолжалось правление Ярослава.

-35 лет.

-Это продолжительный срок. И снова вопрос – в чем причины такого долгого правления?

-Поставим цель урока.

-Изучить долгое и славное правление Ярослава Мудрого.

Задачи урока:

  1. Выяснить обстоятельства прихода Ярослава к власти.
  2. Установить исторические заслуги Ярослава, позволившие историкам сделать вывод о расцвете Русского государства в этот период.
  3. Установить причины долгого правления Ярослава.

  1. Этап актуализации знаний (Проверка домашнего задания в форме тестовой проверочной работы).

-Вспомним, что нам известно о развитии Древнерусского государства к началу правления Ярослава.

Проверка домашнего задания в форме тестовой проверочной работы.

Проверочная работа по истории Древней Руси. «Первые киевские князья. Владимир Святославич».

1. Соотнесите события и даты:

А) Расправа древлян над князем Игорем                         1) 957-972 гг.                                

Б) Первый договор Руси с Византией                        2) 945 г.                

В) Правление князя Владимира Красное Солнышко        3) 980-1015 гг.

Г) Правление князя Святослава                                4) 988 г.

Д) Крещение Руси                                                5) 907 г.

2. Первый правитель Руси, принявший христианство:

А) Ярослав                Б) Олег                В) Ольга                Г) Владимир

3. Князь Святослав был наиболее известен как:

А) выдающийся дипломат                В) талантливый военачальник

Б) законодатель                        Г) градостроитель

4. Соотнесите  имя исторического деятеля и факты его биографии.

1) Великий русский князь, крупный полководец. Получил от отца во владение  Новгород. Позже взял Киев и стал великим русским князем. Проводил активную внешнюю политику. Его женой была сестра византийских императоров. Руководствуясь интересами страны, принял христианство и крестил Русь. Православная и католическая церкви признали его святым.

2) Киевский князь. Захватил Киев хитростью и объединил под своей властью два главных государственных центра Древней Руси. Совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодный договор.

3) Великий русский князь, талантливый полководец и отважный воин. Подчинил вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Совершил поход на Дунайскую Болгарию, где столкнулся с византийским войском. Погиб, попав в засаду на днепровских порогах.

А) князь Олег         Б) князь Святослав                В) князь Владимир

5. Соотнесите понятия и их определения:

1) Размер дани и сама дань в Древней Руси, установленные реформой княгини Ольги.

2) Глава церковного округа.

3) Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги.

4) Титул главы русской православной церкви.

5) Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

А) полюдье                В)  погосты                Д)  уроки

Б)  епископ                Г) митрополит

6. О каких событиях повествуют приведенные отрывки из летописи:

А) «Сказали Руси чудь, словени, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…»  __________________

Б) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли  бы этого князь наш и бояре».  ____________________________

Самопроверка (взаимопроверка) по ключу:

  1. А-2, Б-5, В-3, Г-1, Д-4.
  2. В
  3. В
  4. 1-В, 2-А, 3-Б.
  5. 1-Д, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-А.
  6. А) призвание Рюрика Б) крещение Руси.

Критерии оценивания: 8-10 баллов – «3», 11-14 баллов – «4», 15-17 баллов – «5»

  1. Этап изучения нового знания (работа в группах по решению различных аспектов проблемного задания, выступления групп с результатами).

Мы вспомнили, что первые киевские князья распространили свою власть на все восточнославянские племена, установили контроль над важнейшими торговыми путями. Князь Владимир Святославич обустраивал государство, при нем произошло принятие христианства, способствовавшее сплочению населения и укреплению княжеской власти.  

Для решения задач сегодняшнего урока предлагаю распределить задания и выполнить их в группах.

Задание 1. Выяснить обстоятельства прихода Ярослава к власти. Пункт 1 § 9.

Задание 2. Установить исторические заслуги Ярослава, позволившие историкам сделать вывод о расцвете Русского государства в этот период. Пп. 2-3 § 9.

Задание 3. Установить причины долгого правления Ярослава. Пп. 2-3 § 9.

Работа в группах – 10-15 минут. Выступления групп – 5-6 минут.

Подведем итоги:

Правление Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Князь уделял много внимания внутригосударственным делам, положил начало письменному законодательству. Он значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси.

  1. Этап самоконтроля (задание с самопроверкой).

 «Верно-неверно» (укажите верные суждения).

  1. Князь Ярослав одержал победу над князем Святополком в борьбе за киевский престол.
  2. Первыми русскими святыми стали погибшие в междоусобице сыновья князя Владимира – Борис и Глеб.
  3. Князь Ярослав не участвовал в военных действиях из-за хромоты.
  4. В период правления Ярослава Мудрого Русь расширила и укрепила свои границы.
  5. Отношения с другими странами Ярослав укреплял с помощью династических браков.
  6. На месте победы над печенегами Ярослав заложил главный храм Киева - Десятинную церковь.
  7. При Ярославе появился первый русский свод законов «Русская правда».
  8. Главной формой наказания в «Русской правде» была смертная казнь.
  9. В период правления Ярослава Русь находилась в глубоком упадке.
  10. Для князя Ярослава была характерна взвешенная и дальновидная политика.

Самопроверка по ключу: верны суждения № 1, 2, 4, 5, 7, 10.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности (обсуждение результатов работы на уроке).

-Вернемся к цели и задачам урока.

Какие задачи мы выполнили?

Можно ли считать цель достигнутой?

Что получилось на уроке? Над чем ещё надо поработать?

-Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале:

1 – отсутствие результата

2 – фрагментарные знания

3 – поверхностное представление о правлении Ярослава

4 – в целом, доволен результатом, но остались вопросы

5 – работой и результатом полностью доволен, все получилось.

 

-Сформулируем домашнее задание.

§ 9 повторить, подготовить ответы на вопросы к параграфу устно..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусское государство при Ярославе Мудром.

К урокам Расцвет Древнерусского государства, Развитие феодальных отношений...

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС  на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...

Конспект урока в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Конспект урока по истории России в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"   на уроке использованы приемы технологии критического мышления....