Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Мудрого, рассматриваем систему управления государством. Работа строится на уроке в группах. Используется презентация и анимация "Суд по законам "Русской правды". При составлении урока большую помощь оказали разработки учителя истории Шараповой Альбины Геннадьевны и учителя истории и обществознания Исмаиловой Фаины Юсуповны, которым хочу сказать большое спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Цель: дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством; охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления древнерусским государством в период его расцвета.
Задачи: обучающиеся – критически осмысливать прошлое, правильно и логически строить ответ, использовать доступный материал, выбирать и классифицировать то, что имеется из материала;
развивающие – развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатом деятельности предшествующих князей;
воспитательные – воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважение и интерес к истории и культуре своего народа.
Тип урока: изучение нового.
Оборудование: карта «Киевская Русь в IX – XIIвв.», учебник «История Отечества с древнейших времен до конца XVI в.» 6 кл. Данилов, Косулина; раздаточный материал; исторические источники «Повесть временных лет», «Русская правда», интерактивная доска, компьютер, контурная карта, СD-диск «История России с древнейших времен до конца XVI в.».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.
Используемые технологии: дифференцированный подход; личностно-ориентированный подход; проблемно-поисковые задания; информационно-компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Основные понятия: усобица, посадник, династический брак, наместник, «Русская правда».
Внутрипредметные связи: история средних веков – Карл Великий.
План урока.
- Проверка изученного ранее.
- Актуализация темы урока, постановка проблемно-познавательного задания.
- Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
- Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
- Власть и законы. «Русская правда».
- Личность в истории.
Ход урока.
- Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, я надеюсь, что это не помешает вам работать в обычном режиме, и мы вместе с вами сегодня приоткроем еще одну страницу истории.
II. Основная часть.
- Проверка изученного ранее.
- Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, его образованию способствовала политика первых русских князей.
- Давайте повторим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. Внимание, задание: (слайд 2) соотнесите итоги деятельности первых русских князей с их именами. (Историческая мозаика).
Олег | Игорь | Ольга | Святослав | Владимир |
Объединение Киева и Новгорода в Русское государство. | Владения русского князя впервые были названы Русской землей. | Установление размеров дани и места её сбора. | Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии. | Крещение Руси. Строительство крепостей от набегов степняков -кочевников. |
- Кто выполняет, поднимает руку.
- Проверяем (ответы появляются на 3 слайде). Кто справился без ошибок? Молодцы.
- Актуализация темы урока, постановка проблемного задания.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним князем Древней Руси. (4 слайд) Обратите внимание на тему нашего урока. Прочитайте: Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.
- О каком князе пойдет наш разговор? (Записать тему урока)
- У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.
- А что означает слово «мудрый»? (ответы ребят)
- Справедливый, умный, дальновидный.
(5 слайд)
- По ходу нашего урока мы должны дать представление о личности Ярослава Владимировича, его заслугах перед Отечеством, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику, систему управления др-рус. государства в период его расцвета.
- Итак, мы начинаем, но сначала я хочу нацелить вас на решение важной задачи, к концу нашего урока вам предстоит ответить на вопрос: (6 слайд) « Оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый?» (проблемно-поисковое задание)
- Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
(7 слайд)
– Перед вами на листочках лежит отрывок из «Повести временных лет». Давайте прочитаем его и отметим на карте места правления сыновей Владимира, помечать на карте эти города будем флажками. К доске пойдет _______________. Остальные ребята работают с картами в учебнике стр.33.
Отрывок из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.
- Посмотрите внимательно на карту. Как вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир посадил управлять близлежащими землями своих сыновей? (ответы уч-ся)
- Подтвердим наши ответы учебником стр.43, 1-ый абзац. «Рассчитывал ослабить власть племенных князей и укрепить единство державы – укрепление государства».
- Давайте выясним обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос:
- Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
Рассказ учителя
Борьба за власть сыновей Владимира. (8 слайд)
Владимир умер в 1015 году. Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде.
Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отказавшись посылать дань в Киев. И только смерть Владимира помешала столкновению отца с сыном.
Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Позже Святополк, прозванный в народе Окаянным, организовал убийство еще одного брата – Святослава. ( 9 слайд) (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью к лику святых.)
Получив известие о смерти отца и убийстве братьев, Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Святополк был разбит, и Ярослав сел в Киеве. Но Святополк обратился за помощью к печенегам и полякам. В борьбе силы были неравны, дружину Ярослава разбили, и только слова ближнего ратника Вячки уберегли Ярослава от дальнейшей схватки и гибели:
- Крепись, княже! Не мертвый – живой нужен ты Руси! Не оскудела еще земля наша – есть на кого опереться.
Здравые слова простого дружинника вразумили Ярослава, и он поехал в Новгород, собирать новую дружину. Новгородцы оказали помощь Ярославу, который, взяв в помощь варягов, пошел на Киев.
Святополк Окаянный призывает на помощь печенегов, оба войска встретились в 1019 году на реке Альте, близ того места, где злодейски убит был князь Борис. Узнав об этом, Святополк помрачнел, увидев в этом дурное предзнаменование, но успокоил себя, говоря, здесь убили по моему приказу Бориса, здесь убью и Ярослава. Сеча была страшная. Кровь текла реками, писали летописцы, трижды сходились обе рати, раненые задыхались под грудой мертвых тел. К вечеру Ярослав разбил Святополка. Святополк бежал и бесследно сгинул в лесах. Ярослав сел в Киеве. ( 10 слайд)
Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. Собрав большую рать, он вторгся в русские пределы. Ярослав, не желавший войны с братом, послал ему грамоту: «Не хочу биться с тобой. Хочу жить в мире и братской любви. Возьми Муром и владей им». Но Мстиславу мало показалось одного Мурома, и он продолжил поход. В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава. И Ярослав должен был вернуться в Новгород, но Мстислав одумался и послал Ярославу грамоту. ( 11 слайд) Стали братья править вместе. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.
- Как вы поняли, что такое усобицы. Обратимся за помощью к словарю учебника. Стр.55, читаем определение. – Почему происходили усобицы на Руси?
- Так почему же Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
- В чем, по-вашему, проявилась мудрость Ярослава? (12 слайд)
- Запишем годы правления Ярослава 1019-1054гг.
- Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
- Время правления Ярослава стало годами расцвета древнерусского государства.
( 13 слайд)
«Владимир взорвал почву, просветив ее святым крещением; Ярослав, сын его, посеял на этой почве семена книжного учения, а мы пожинаем плоды просвещения», - оценил роль Ярослава в русской истории наш самый знаменитый летописец Нестор.
- Летописец, рассказывая о личности Ярослава не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. Но о характере человека лучше всего говорят его дела.
- Итак, сейчас, работая с учебником и историческими источниками, вы определите основные деяния Ярослава Владимировича. ( 14 слайд)
1 группа работает по учебнику, стр.45-46, выбирает предложения, которые раскрывают внутреннюю политику Ярослава, и из предложенных утверждений выбираете те, за которые князь мог получить прозвище Мудрый.
2 группа работает по учебнику стр.47-48 внешняя политика, выбираете предложения, раскрывающие внешнюю политику князя, из предложенных утверждений отбираете те, за которые Ярослав мог получить прозвище Мудрый.
3 группа стр.46-47 работаете над пунктом управление государством и заполняете схему, вам предстоит ответить на вопрос – Почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече?
Работа в группах не более 5 мин.
- Вы выбрали ответы, пожалуйста, расскажите, за какие деяния во внутренней политике Ярослав мог получить прозвище Мудрый, и свои ответы крепите на магнитной доске вокруг имени Ярослава.
-1 группа отвечает:
(распространение христианства, строительство церквей в том числе соборы Св.Софии в Киеве (слайд 15) и Новгороде (слайд 16), открытие школ, перевод книг с греческого на славянский язык, основание Киево-Печерского монастыря (слайд 17), основание первой библиотеки, создание первого письменного свода законов «Русская правда»)
-2 группа отвечает:
( укрепляет южные рубежи Руси – возводит города-крепости, разбил печенегов, расширил территорию на северо-западе и построил город Юрьев, заключил союзный договор с Польшей, мирный договор с Византией, династические браки с Венгрией, Швецией, Польшей, Францией, Данией, Норвегией)
Работа с определением ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ словарь учебника стр.54.
3 группа отвечает: (слайд 18)
- При Ярославе сложилась четкая система управления государством
- Почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече?
Работа над понятиями : наместник, посадник словарь учебника стр.54-55.
- Посмотрите, что у нас получилось? (в треугольниках утверждения)
- Как мы это солнце свяжем с Ярославом? Вспомните тему нашего урока. «Расцвет».
- Таким образом, с именем Ярослава Мудрого связан расцвет древнерусского государства. При нем оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. Богатела страна, изменялись отношения.
ФИЗМИНУТКА Верю – неверю (если утверждение относится к Ярославу – хлопаем в ладоши, если не к Ярославу – тишина)
5. Власть и законы. «Русская правда». (слайд 19)
- Ребята 1-ой группы отметили, что при Ярославе начал создаваться первый письменный свод законов, получивший в дальнейшем название «Русская правда».
(Запись: Русская правда – первый письменный свод законов в древней Руси).
- Что же меняется в отношениях между людьми, как меняется жизнь общества по законам «Русской правды»?
- Внимание на экран: Анимация с диска «История с древнейших времен до конца 16 века».
- Возвращаемся к вопросу: что же меняется в отношениях между людьми, как меняется жизнь общества по законам «Русской правды»? (согласно новому закону отменена кровная месть, введена система денежных штрафов, этот документ укреплял власть князя).
- В «Русской правде» были прописаны действия в отношении разных категорий населения, но об этом вы узнаете на следующем уроке.
III.Закрепление.
(слайд 20-21)
Тест (можно вопросы поочередно задавать группам)
- Кого народ прозвал Окаянным:
А) Владимир
Б) Святополк
В) Ярослав
2. Первые святые на Руси:
А) Ярослав
Б) Борис и Глеб
В) Святослав
3. Годы правления Ярослава:
А) 1019-1054
Б) 1019-1036
В) 1019-1027
4. С какой страной не был заключен династический брак:
А) Франция
Б) Испания
В) Норвегия
IV.Итог.
- Вот и подошел к концу наш урок, удалось ли нам приоткрыть еще одну страницу
Истории. Возвращаю вас к началу урока: ( слайд 22) Оправдывает ли князь Ярослав
прозвище Мудрый?
- ( слайд 23) В 1995 году учрежден высший знак отличия «Орден князя Ярослава
Мудрого» пяти степеней за заслуги перед Отечеством в развитии ( как вы думаете в развитии чего?) градостроительства, правоведения, экономики, культуры и образо- вания.
V.Домашнее задание. (слайд 24)
$ 6 стр.43-48, вопросы 1-4, определения.
- Оцените работу своих одноклассников в группах, я проанализирую и поставлю
оценки.
(слайд 25)
-Спасибо за урок. Мне было с вами приятно и интересно работать. Надеюсь, что и вам со мной скучать не пришлось. До свидания. Урок окончен.
князь киевский
наместник
посадник
вече
Народное ополчение
Ярослав
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...
История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.
Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Исполь...
"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Урок истории в 6 классе
Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Задачиобразовательные:дать представление о личности ...
урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Данный урок разработан для 6 класса основной школы....
Технологическая карта урока истории в 6 классе. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Урок с использованием системно-деятельностного пдхода....
Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»
Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»...