Внеклассное мероприятие «Не надо войны, не надо…»
методическая разработка по истории (9 класс)

Денисова Ольга Геннадьевна

 

Методическая характеристика мероприятия: 1 августа 1914 года в 7 часов вечера германский посол вручил министру иностранных дел России ноту об объявлении войны. Так началась для нашей страны первая мировая война. Современники называли её Великой войной, большевики – кровавой империалистической. В итоге – миллионы человеческих жертв, две революции и гибель Российской империи. Данное мероприятие - обращение к теме страданий и бедствий, которые причиняет война, к теме забытых героев и участников той войны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

СОШ №135

Внеклассное мероприятие

«Не надо войны, не надо…»

 

Учитель истории и обществознания:

 Денисова Ольга Геннадьевна                                      

                       

olgadenisova1961@yandex.ru

Учебно-методическая разработка:

внеклассное мероприятие для 9-11 классов,

посвященное первой мировой войне,

«Не надо войны, не надо…»

Автор: Денисова О.Г- учитель истории и обществознания ФГКОУ СОШ № 135

Методическая характеристика мероприятия: 1 августа 1914 года в 7 часов вечера германский посол вручил министру иностранных дел России ноту об объявлении войны. Так началась для нашей страны первая мировая война. Современники называли её Великой войной, большевики – кровавой империалистической. В итоге – миллионы человеческих жертв, две революции и гибель Российской империи.   Данное мероприятие - обращение к теме страданий и бедствий, которые причиняет война, к теме забытых героев и участников той войны.

Цель мероприятия:

-дать обучающимся представление об основных событиях, неизвестных участниках и героях первой мировой войны, о влиянии войны на российское общество.

Развивающие задачи:   

-способствовать формированию  и развитию познавательной активности учащихся;

-развивать навыки  исследовательской работы;

-самостоятельно организовывать поиск необходимого материала через Интернет;

-развивать индивидуальные творческие способности учащихся, культуру публичного выступления.  

Воспитательные задачи:

-прививать подрастающему поколению интерес к отечественной истории, гордости за подвиги предков;

-формировать умение работать в коллективе.

Тип мероприятия: познавательно – развивающий.                                                                    Вид мероприятия: художественно – документальная композиция.                                         Коррекционный этап: подготовка презентаций; подготовка и проверка оборудования и технических средств; генеральная репетиция.                                                                       Современные образовательные технологии: информационно – коммуникативные технологии, технология КТД, технология личностно – ориентированного обучения.

Оборудование: микрофоны, мультимедийный экран, компьютер, презентация, выполненная в программе Power Point 2010, музыкальное сопровождение, выставка рисунков и плакатов.

                                                                Ход мероприятия:

Не надо войны, не надо…

Давайте-ка лучше работать,

мыслить, искать. Единственная

настоящая слава – это слава труда.

Война – удел варвара.

 (Ги де Мопассан)

Ведущий 1 (на фоне презентации и грамзаписи марша «Прощание Славянки» рассказывает):  Современники называли эту войну Великой мировой или просто Великой войной. Сейчас же эту войну скорее можно назвать забытой: ещё более страшные испытания, обрушившиеся в XX веке на мир  и Россию, и свойства человеческой памяти стирать остроту воспоминаний о событиях по мере погружения их в глубину прошлого привели к тому, что наши современники мало знают о ней.

Цель нашего мероприятия: вспомнить исторические события той эпохи, легендарных героев. Память о прошлом страны, народа живет в легендах и воспоминаниях, письмах и документах архивов. Но прошлое предстает безликим, если в нем нет места для отдельных людей, чьи судьбы в чем-то удивительно похожи и в то же время такие разные, неповторимые.

Ведущий 2: 28 июня 1914 года Гаврило Принцип, девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской террористической организации Млада Босна, убивает в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Это «сараевское убийство» австрийские и германские правящие круги решили использовать как предлог для развязывания европейской войны. 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну.  Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России.

Ведущий 1: Начало войны… Как всегда и везде не обошлось без приступа всенародного энтузиазма. Цветы. Оркестры. Зажигательные речи на перронах. В думских стенах в день объявления войны царила восторженная эйфория. Депутаты от всех партий распинались в российском патриотизме и взывали к победе. «Ложку дегтя» - выступление социал-демократов с лозунгом «Поражение своего правительства!» и «Война – войне!» восприняли беззлобно, дабы не портить праздник.

Ученик 1 читает воспоминания участника Первой мировой войны генерала А.А.Брусилова:

«Сколько раз я спрашивал в окопах: из-за чего мы воюем? И всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрц-герц-шмерц был кем-то убит, а потому австрияки хотели обидеть сербов, но кто такие сербы, не знал почти никто, что такое славяне – было тоже темно, а почему немцы из-за сербов вздумали воевать, было уже и вовсе неизвестно».

Ведущий 2: Авторитетнейшие генералы на вопрос «Сколько продлится война?» уверенно отвечали: «Четыре-пять месяцев… от силы полгода…». В августе четырнадцатого русская армия с места в карьер повела два многомощных наступления. Одно завершилось позорным провалом, другое – победой. В них оказались замешаны десятки личных судеб, которым было начертано стать историческими.

Ученик 2 читает стихотворение А.Блока «1914. Август»:

Струится дымок папиросы
В разгаре в собрании бал.
"Успеем на встречу с безносой," -
Полковник, подумав, сказал.
Шампанским едва золотился
В бокалах хрустальных рассвет
И с дамами в вальсе кружился
Полковник, как юный кадет.

Тяжелые рыжие косы
И девичий тоненький стан.
"Успеем на встречу с безносой," -
Подумав, сказал капитан.
И капали тихо минуты,
Размазав небес акварель,
И пахло весною, как будто
Не август то был, а апрель.

Вздыхают вагонные оси,
Колеса по рельсам стучат.
"Успеем на встречу с безносой," -
Подумав, промолвил солдат,
Письмо из деревни читая,
Он верил, что Богом храним.
Писала жена молодая
О том, что скучает за ним.

Накрыла туманная простынь
Воронки, как шрамы от ран,
Успели на встречу с безносой
Полковник, солдат, капитан...

Ведущий 1 (слайды с фотографией К.Крючкова):

Наступление Восточной Пруссии начала 1-я армия Ренненкампфа. Начала – без разведки, без четкого плана, без тыловой поддержки. Именно здесь страна получила первого «народного героя» – первого георгиевского кавалера Козьму Крючкова. Донского казака, убившего, согласно официальным данным, одиннадцать немцев и получившего «16 ран пикой в себя и 14 в лошадь». Печать заходилась восторгами. На Крючкова сыпались подношения: золотые портсигары, золотые часы, золотое оружие. В его честь слагали стихи, частушки, публиковали статьи, выходили брошюры, выпускались плакаты. Появились даже специальные папиросы с его портретом на коробке. Ф.И.Шестаков писал:

Донской казак Крючков удалый!

Едва над Русскою землей.

Раздался гром войны кровавой,

Как ты достойно новой славой

Успел прославить Дон родной.

Погиб он в августе 1919 года в бою с большевиками под деревней Лопуховкой Саратовской губернии.

Ведущий 2: Командующий 2-й армией Самсонов, храбрый и безрассудный, двигался на северо-запад – на перехват 8-й немецкой армии, отступавшей от войск Ренненкампфа. Проделывая этот маневр 2-я армия, оказалась в мешке. Близ Грюнвальда. Да, вновь, по странной прихоти Истории, местом грандиозного сражения меж славянами и тевтонами оказался тот самый Грюнвальд…

Русская пресса лишь мимоходом упомянет о катастрофе – как о частной, малозначительной неудаче – будет говорить про героическую смерть Самсонова, печатая рассказы офицеров-очевидцев, видевших, как «генерала накрыло германским снарядом». О том, что командующий застрелился, не знали до конца войны даже некоторые генералы…

Звучит грамзапись песни «Прапорщик» в исполнении Д.Богемского.

Ведущий 1: В том же августе началось наступление на Юго-Западном фронте, обернувшееся победной Галлицийской битвой. Командовал фронтом генерал Иванов. Подлинными творцами в Галлиции были начальник штаба фронта Алексеев, Рузский (3-я армия) и Брусилов (8-я армия). Были взяты Львов, Галич, Перемышль, Сандомир.

Ученик 4 читает стихотворение неизвестного автора:

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце
Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны
Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся)
Если только вернёмся мы с этой проклятой войны...

Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно
Кто-то с прошлым расстался, и смотрит с надеждой вперёд
Колыханье штыков, как стальные балтийские волны,
И пока ещё полный состав батальонов и рот

Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!»
Кружат головы марши и призрачной славы вино
Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля
Как о чём-то, что было не с нами и очень давно

То что целью казалось вчера — оказалось не целью
То что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз
Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью
По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз

И однажды настанет пора — мы разрушим святыни
Ибо зубы дракона посеяны, не семена
Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими
И не лаской — оскалом нас встретит другая страна...

На фоне презентации «Герои Первой мировой» учащимися декламируются стихотворения.

Ведущий 2: Героями Галлицийской операции «Высочайше пожалованными» георгиевскими наградами стали: командир кавалерийской дивизии А.Каледин.

Ученик 5 читает стихотворение неизвестного автора:

За  атаманом  не  пойдут –

Вдруг  очень  чётко  понимает.

И  в  самого  себя  стреляет,

Так  завершается  маршрут.

Всю  лестницу – хорунжим  был –

До  генерала  он  проходит.

Россия – сумма  рваных  жил,

Страшнейшее  с  ней  происходит.

Он  атаман. И  он  любим.

Поддержан  был бы  он  любым.

Но  что-то  кончилось… И  стало

Понятно — больше  не  пойдут

За  атаманом. И  маршрут

Закончен  каплею  металла.

Ведущий 1: Командир эскадрона П.Врангель.

Ученик 6 читает стихотворение неизвестного автора:

Черкеска  с  газырями – чёрный  цвет.

И  песенка  про  чёрного  барона.

Кто  прав  тогда  в  России  был? Ответ

Не  прозвучит. Атака. Оборона.

Большевики – смутьяны? Новый  мир?

Его  построить  может  эта  свора?

Сопротивляться – вроде  приговора

Судьбы. Но  проиграть. Прими. Пойми.

Насколько  эмиграция  страшна?

В  ней  разные  расцвечены  узоры.

И  Бельгия  уютная  страна,

Не  улочки  везде – а  коридоры.

Отравлен  Врангель  был. А  может  нет.

Как  мог  он  толковал  и  жизнь, и  свет.

Ведущий 2: Командир 48-й «Стальной» дивизии Л.Корнилов.

Ученик 7 читает стихотворение неизвестного автора:

Лавра  Корнилова  лавры,

Лавра  Корнилова  слава!

Жизнь, сотворённая  ладно,

Торжественно, величаво…

 

Путешественнику, дипломату,

Разведчику  и  герою –

Жизнь  дано  столь  богатую

Освоить – громадой, грозою

 

Быть – почитали  казаки…

Россия  погибнет? Враки,

Извечна  она, устоит.

Гранатой  убит. Но  гибель –

Душе  обещает  прибыль –

В  садах  совершенных  молитв.

Ведущий 1: Командир 4-й стрелковой «Железной» бригады А.Деникин.

Ученик 8 читает стихотворение неизвестного автора:

Сбрив  бороду, бежал  на  Дон,

И  добровольческие  силы –

Во  имя  будущей  России –

Крепки.

Деникин  славен. Он –

Так  много  видевший, поймёт

Тщету  дальнейших  устремлений.

Жизнь  в  эмиграцию  ведёт,

И – для  грядущих  поколений –

Писать  о  прошлом  будет  он,

Определит  былое  тон

Воспоминаний… В  сто  ступеней

Громоздка  лестница  его,

На  ней  сверкало  торжество,

И  было  много  поражений…

Ведущий 2: Их всех будто окрылило тем августом – и опалило… А через пять месяцев герои Галлиции начнут повальное отступление.

Ученик 9 читает стихотворение неизвестного автора:

Тяжёлый  запах  мертвечины,

Людские  потные  тела.

Есть  для  отчаянья  причины.

По  ком  звонят  колокола?

Бинокли, сабли…Покорёженный

Жестоко мир.

Полк  до  отряда  уничтоженный.

Отряд, истрёпанный  до  дыр

Бредёт  в  глухую  неизвестность.

И  чахлая  чужая  местность,

Где  редколесье  сосняка,

Уродлива. И  нет  грядущего.

И  кто  поддержит  отстающего?

Никто  не  поддержал  пока.

С боями покатится на восток все та же неудачливая 2-я армия и ее сибирские корпуса. В августе 1915 года – после тяжелых поражений на всех фронтах, - Николай Николаевич будет смещен, Верховное командование возглавит сам император, и это вызовет далеко не радостное настроение в армейской среде. Великого князя никто не считал выдающимся стратегом, но мало кто не уважал его. В глазах офицерства он был свой, свойский, армейская кость, профессионал. «Длинным» отцом называли его среди офицеров, и это говорило о многом.

Звучит грамзапись «Куплеты. 1914» в исполнении Д.Богемского.

Ведущий 1: 1915 год стал для русской армии «годом великого отступления, годом великой трагедии». В столичных городах появилось бесчисленное множество изуродованных войной калек. Они находились на излечении в госпиталях, где за ними ухаживали сестры милосердия.

В период «тяжелейшей трагедии», «мирового пожара» женщина считалась помощником русского воина. Активно формировались образы медсестер, которые в меру собственных сил старались оказывать помощь раненным.

Ученик 10 читает стихотворение Н.Гумилева: 

Нет, не думайте, дорогая,

О сплетении мышц и костей,

О святой работе, о долге,

Это сказки для детей.

Под попреки санитаров

И томительный бой часов

Сам собой поправится воин,

Если дух его здоров.

И вы верьте в здоровье духа,

В молньеносный его полет,

Он от Вильны до самой Вены

Неуклонно нас доведет.

О подругах в серьгах и кольцах,

Обольстительных вдвойне,

От духов и притираний,

Вспоминаем мы на войне.

И мечтаем мы о подругах,

Что проходят сквозь нашу тьму

С пляской, музыкой и пеньем

Золотой дорогой муз.

Эта девушка с открытой сцены,

Нарумянена, одета в шелк,

Лучше всех сестер милосердия

Поняла свой юный долг.

И мечтаю я, чтоб сказали

О России, стране равнин:

- Вот страна прекраснейших женщин

И отважнейших мужчин.

Ведущий 2 (На фоне презентации «Сестры милосердия» звучит солдатская песня «Милосердная сестра» в исполнении ансамбля «Русичи»):

Вместе с тем пресса того времени наполнилась различными сообщениями о новых «кавалерист-девицах», которые наравне с мужчинами сражались на фронте (в первую очередь, участвовали в качестве разведчиков). Сразу отметим, что отношение к ним было неоднозначным. С одной стороны, подчеркивался их героизм и отвага (и тем самым «слабый» пол ставился в пример «сильному»), с  другой – нередко признавалось, что все же воевать – не свойственная для женщин функция.

К числу исключительных, выдвинутых героев войны принадлежит Александра Ефимовна Лагерева, под псевдонимом Александр Ефимович Лагерь, произведенная в первый офицерский чин кавалерии.

С самого начала войны на русско-прусском фронте в первой армии в казачьей сотне, несшей почти исключительную службу разведки, числилось семнадцать молодых девушек, за редким исключением донских казачек.

Вот что говорится в газете «Биржевые новости» от 1 апреля 1915 года о подвигах женщин:

«Из женщин, отличившихся в боях, особенно выделялись г-жа Лаврова, сестра милосердия, под пулями неприятеля подбирающая раненых солдат со своим отрядом санитаров, и ныне раненая г-жа Алексеева, знаменитая разведчица, своей беззаветной храбростью увлекшая за собою солдат и оказавшая большие услуги штабу разведки. О ней ходят легендарные рассказы».

Ведущий 1: Вклад в победу оказывали и генеральские жены. Так, например, жена генерала И.В. Гурко Э.Н. Гурко в первые дни войны работала в полевом госпитале.

«Со дня объявления войны в течение двух лет г-жа Гурко все время на позициях, ни разу не отлучаясь в отпуск. На позициях – в прямом значении слова. Ей предлагали работать в хорошо оборудованных госпиталях ближнего тыла, в городских условиях и обстановке, — она отказалась. И во время галицийского наступления и в жарких лодзинских боях, и в других Э.Н. Гурко всегда впереди, всегда под огнем перевязывала раненных, и тот бант медалей, которым украшена ее грудь, присуждены вполне по заслугам», – говорится в газете «Биржевые новости».

Ведущий 2: Внесли свой вклад в высокое дело милосердия жена Николая II государыня императрица Александра Федоровна Романова и ее дочери. 8 февраля 1908 года на основе Царскосельского комитета Красного Креста была основана Община сестер милосердия, которую взяла под свое покровительство императрица Александра Федоровна. А в августе 1914 года в здании Общины открыли офицерский лазарет, при котором действовали курсы сестер милосердия.

Ведущий 1: Не добившись решительного успеха на Восточном фронте в кампании 1915 года, германское командование решило в 1916 году нанести основной удар на западе и вывести из войны Францию. 21 февраля 1916 года германские войска начали наступательную операцию в районе крепости Верден, получившую название Битва при Вердене или Верденская мясорубка.  4 июня 1916 года на Юго-Западном фронте началась вспомогательная наступательная операция русской армии, получившая название Брусиловский прорыв, по имени командующего фронтом А. А. Брусилова. Он являлся крупной фигурой в генеральской среде той поры, им была организована и проведена одна из самых удачных военных операций Первой мировой войны. Австро-Венгерские войска в беспорядке отступали, бросая орудия, боеприпасы. Стало ясно, что без германской поддержки Габсбургской империи угрожает полный разгром. Для спасения своего неудачливого союзника германское командование сняло 11 дивизий с Западного фронта. Наступление под Верденом было прекращено. В напряженные дни защитники Вердена получили помощь с востока от России.

Ученик 11 читает стихотворение А.Балтина:

Но  всё  закончится  когда-то,

Как  утверждает  Соломон –

Войною  был  бы  удручён

Такой, тяжёлой  и  проклятой.

Людей  сраженья  истрепали.

И  беды  траурные  шли

Сплошной  волною – покрывали

Так  много  уголков  земли.

Галиция  и  Польша  рядом,

И  Пруссия  так  близко  то  ж.

Синеет  небо, зреет  рожь.

Действительность  предстала  адом

На  неизвестно  сколько  лет.

И  тихо  гаснет  денный  свет.

Ведущий 2: Пришел опаленный революцией 1917 год с большевистскими лозунгами: «Долой войну!», «Долой царя!». 2 марта царь Николай II, отрекаясь от престола, обратился к русской армии со словами:

«В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска… Да поможет Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять Россию от злого врага… Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы…Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину…»

Ученик 12 читает стихотворение Е.Е. Шантырь «Нет, не надо нам войны!»:

Нет, не надо нам войны,

Мы за веру,

И за добрую для всех

Атмосферу,

Не травите душу нам,

Лжепророки,

На Кресте распяты все

Ваши склоки.

Нет, не надо нам войны,

Мы за дружбу,

И за мирную в рядах

Армий службу,

Не бросайте на Алтарь

Лжеидеи,

Возлюбил и вас Христос,

Иудеи.

Нет, не надо нам войны,

Это правда,

Не бывает у любви

Два стандарта,

И не надо строить жизнь

На обманах,

Не держите молодежь

На кальянах.

Нет, не надо нам войны,

В целом мире

Не должны стрелять в людей,

Словно в тире,

Нет, не надо нам войны,

Олигархи,

Помолитесь за народ,

Патриархи!

Нет, не надо нам войны,

Нет, не надо!

Звучит грамзапись марша «Прощание Славянки».

Этап рефлексии и подведение итогов мероприятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мероприятие , посвященное Первой мировой войне. (1914-1918) «Не надо войны, не надо…»

Слайд 2

Причины Первой мировой войны Поводом для начала военных действий в 1914 году послужило убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом, членом организации "Молодая Босния" Гаврило Принципом. Причин для начала Первой мировой войны скорее всего можно найти много. Но главной из них большинство историков склонно посчитать конкурирующие интересы наиболее крупных европейских держав . Последовательность объявления войны: 23 июля 1914г. - ультиматум Австро-Венгрии к Сербии 28 июля 1914г. - начало Австро-Венгрией военных действий против Сербии. 1 августа - объявление Германией войны России. 3 августа - объявление Германией войны Франции. 4 августа - объявление Англией войны Германии. 23 августа - объявление Японией войны Германии. Гаврило Принцип

Слайд 3

Тройственный союз Австро-Венгерский солдат Немецкий солдат Итальянский солдат

Слайд 4

Антанта Русский солдат Французский солдат Английский солдат

Слайд 5

Первый герой Кузьма Крючков В годы Первой мировой войны имя Кузьмы Крючкова было известно всей России. Бравый казак красовался на плакатах и листовках, папиросных пачках и почтовых открытках, его портреты и рисунки, изображающие его подвиг, печатали в газетах и журналах. А отличился казак в первые дни войны в бою с немецкими кавалеристами недалеко от польского городка Кальвария .

Слайд 6

А.В. Самсонов и П.К. Ренненкампф Командующем 1-й армии 1914 года был назначен П. К. Ренненкампф , 2-й – А. В. Самсонов. В ходе Восточно-Прусской операции Северо-Западного фронта 1914 года 1-я армия под командованием Ренненкампфа перешла границу Восточной Пруссии и через 3 дня нанесла удар 8-й германской армии в битве при Гумбиннене , но 2-я армия под командованием Самсонова потерпела поражение в битве при Танненберге , что не дало дальнейшего развития действий. А.В. Самсонов П.К. Ренненкампф

Слайд 7

Галицийская операция (1914 г.) Галицийиская операция проходила на Юго-Западном фронте и, в отличие от Восточно-Прусской операции, обрела успех, в результате которого русские войска заняли почти всю восточную Галицию, почти всю Буковину и осадили Перемышль. В ней участвовали 3-я, 4-я, 5-я, 8-я, 9-я русские армии под командованием Н.И. Иванова, и четыре австро-венгерские армии.

Слайд 8

Генералы Первой мировой. Л.Г. Корнилов А.М. Каледин П.Н. Врангель

Слайд 9

Женщины на Первой мировой. Образ женщин-героинь в годы Первой мировой войны активно формировался в российской прессе. В период «тяжелейшей трагедии», «мирового пожара» женщина считалась помощником русского воина. К числу исключительных, выдвинутых героев войны принадлежит Александра Ефимовна Лагерева , под псевдонимом Александр Ефимович Лагерь, произведенная в первый офицерский чин кавалерии .

Слайд 10

1915 г. – год Великого отступления Великое отступление — страте- гическое отступление русской армии из Галиции и Польши летом-осенью 1915 года с целью выиграть время, необ-ходимое для наращивания военной промышленности, подготовки и пополнения резервов .

Слайд 11

Брусиловский прорыв (1916 г.) Брусиловский прорыв — наступательная операция Юго-Западного фронта русской армии под командованием генерала А . А. Брусилова, проведённая 21 мая — 9 августа 1916 года, в ходе которой было нанесено серьезное поражение австро-венгерской армии и заняты Галиция и Буковина .

Слайд 12

Пришел опаленный 17-й год… 1917 г. был нелегким, Февральская революция сделала невозможным наступление русской армии. На Западном фронте войска Антанты 16 апреля предприняли попытку наступления в области города Аррас , но англо-французские войска были уничтожены немецкой артиллерией. Помимо этого, 2 марта Николай II подписал отречение от престола, что было немаловажным событием Февральской революции. «Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину…»

Слайд 13

Брестский мир После Октябрьского переворота 1917 г. Россия фактически вышла из войны. 2 декабря в Брест- Литовске было заключено перемирие между Советской Россией и Германией, позже начались переговоры о мире. В марте 1918 г. был подписан Брестский мир. Условия были тяжелыми. Германия оккупировала Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии. Русские должны были покинуть Украину, Финляндию, округа Ардагана , Карса и Батума , передаваемые Турции. Россия должна была уплатить Германии контрибуцию в размере 6 млрд. марок. С выходом из войны России перед Германией остался Западный фронт.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Женщина на войне"

Цель: Прославление русской женщины, участницы боевых действий Задачи: -  воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства   гордости за Отече...

Внеклассное мероприятие "Завтра была война..."

Внеклассное  мероприятие, посвященное празднику  Победы и  выпускникам -фроновикам   школы №19 города Уфы. Многие из  них   ушли на  фронт Великой Отечественной войн...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...