Организация внеклассной работы по истории
методическая разработка по истории

Рунова Мария Александровна

Осуществление всех целей образования (обучающих, развивающих, воспитательных) происходит как на уроках, так и во внеклассной работе.       В научной литературе используются как синонимы термины «внеклассная работа» и «внеурочная работа», «внеурочная деятельность».

К сожалению, в 90-е и начале 2000-х гг.по разным причинам (сокращение часов на внеклассную работу, уменьшение оплаты труда учителя, преувеличение роли программных знаний, смена поколений учителей, отсутствие необходимых средств и др.) роль внеклассной работы значительно снизилась. Публикации велись, в основном на уровне статей в журналах «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе». В учебниках по методике обучения истории 2000-х гг. обобщена теория организации внеклассной работы (Вяземский, Стрелова, 2003.). Во многом потерян практический опыт учителей советского периода по организации внеклассной работы в целом и по истории в частности. В последние годы начался процесс восстановления значения внеклассной работы, что нашло отражение в нормативных образовательных документах. Определенный интерес представляют веб-сайты учителей истории и обществознания и других образовательных сайтов, где предлагаются конкретные разработки внеклассных занятий. Серьезных теоретических публикаций, касающихся по проблем внеклассной работы по истории и обществознанию сегодня, к сожалению, нет. Опора при изучении тех или иных аспектов внеклассной работы идет в основном на публикации советского периода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_raboita_po_istorii.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Выступление на заседании МО

«Система внеклассной работы по истории»

     Подготовила: учитель истории и обществознания

                             Рунова М. А.


I. Задачи внеклассной работы, ее особенности.

Осуществление всех целей образования (обучающих, развивающих, воспитательных) происходит как на уроках, так и во внеклассной работе.       В научной литературе используются как синонимы термины «внеклассная работа» и «внеурочная работа», «внеурочная деятельность».

К сожалению, в 90-е и начале 2000-х гг.по разным причинам (сокращение часов на внеклассную работу, уменьшение оплаты труда учителя, преувеличение роли программных знаний, смена поколений учителей, отсутствие необходимых средств и др.) роль внеклассной работы значительно снизилась. Публикации велись, в основном на уровне статей в журналах «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе». В учебниках по методике обучения истории 2000-х гг. обобщена теория организации внеклассной работы (Вяземский, Стрелова, 2003.). Во многом потерян практический опыт учителей советского периода по организации внеклассной работы в целом и по истории в частности. В последние годы начался процесс восстановления значения внеклассной работы, что нашло отражение в нормативных образовательных документах. Определенный интерес представляют веб-сайты учителей истории и обществознания и других образовательных сайтов, где предлагаются конкретные разработки внеклассных занятий. Серьезных теоретических публикаций, касающихся по проблем внеклассной работы по истории и обществознанию сегодня, к сожалению, нет. Опора при изучении тех или иных аспектов внеклассной работы идет в основном на публикации советского периода.

Рассмотрим основные теоретические положения об организации внеклассной работы в школе.

Внеклассная работа делится на :

- общешкольную воспитательную работу. Ею занимаются завучи по воспитательной работе и классные руководители. Эта работа отражается в общем плане воспитательной работы школы. Здесь каждый учитель отвечает за какое-либо направление. Кроме того, организуются общешкольные мероприятия;

- внеклассную работу каждым классным руководителем в своем классе;

- внеклассную работу по предмету для всей школы (общешкольные исторические конференции, недели истории, работа школьного музея и др.);

- внеклассную работу по предмету учителя в классах.

Более подробно рассмотрим внеклассную работу  по предмету.

Внеклассная работа по истории – это изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Отличается, прежде всего, от урока как основной формы организации процесса обучения.

Внеклассная работа строится на ином по сравнению с уроками историческом материале; проводится в иных, чем урок, организационных формах; в значительной большей степени, чем на уроке, основывается на самостоятельной работе школьников; проходит во внеурочное время (Методика обучения истории: Пособие для учителя / Отв. Ред. Н.Г. Дайри. – М., 1978, Ч 2, с. 188).

Задачи внеклассной работы напрямую связаны с общими целями школьного исторического образования.

Задачи внеклассной работы по истории:

  • расширение и углубление знаний школьников об историческом прошлом мира, своей страны, родного края, собственной семьи;
  • формирование познавательных способностей школьников, практических, коммуникативных умений, а также специальных исторических умений. Сегодня можно говорить о формировании соответствующих компетенций (в соответствии с новыми стандартами);
  • формирование системы ценностных отношений личности;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения.

Особенности внеклассной работы (по сравнению с уроками):

  1. Добровольный характер.
  2. Организация деятельности учащихся по интересам, что способствует развитию индивидуальных  способностей школьников. При это работа должна быть посильной для каждого школьника.
  3. Внеклассная работа строго не регламентирована по времени и по срокам проведения (может проводится не по строгому расписанию). В то же время она должна быть систематичной.
  4. Содержание внеклассной работы отбирает учитель (а содержание уроков определяется по программе). Содержание определяется с учетом интересов школьников, особенностей региона и др.
  5. Осуществляется связь с современностью более широко, чем на уроке.
  6. Используются более разнообразные формы работы, следовательно создаются благоприятные условия для учета психолого-возрастных особенностей школьников (например, в средних классах могут преобладать игровые формы работы, в старших классах -  самостоятельная работа в музее, с литературой).
  7. Внеклассная работа содержит более широкие возможности для формирования умений школьников, чем на уроке. Это происходит в основном за счет использования элементов исследовательской работы.

Вместе с тем, несмотря на различия, внеклассная и урочная работа тесно связаны между собой. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения. В современной школе возобновляется работа по организации внеклассных мероприятий по предмету. При этом используется богатый опыт советской школы. Однако, нужно помнить, что следует избегать ярко выраженных идеологических установок и стремиться к тому, чтобы деятельность школьников была целесообразна. При правильной организации внеклассной работы повышается качество обучения.

Стоит отметить, что сегодня большую роль во внеклассной работе играют компьютерные средства обучения.

II. Содержание и формы внеклассной работы по истории.

Содержание внеклассной работы можно рассмотреть по нескольким направлениям:

1. Расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроках истории. Следовательно, прослеживается связь с историческими курсами.

2. Изучение краеведческого материала:

- изучение истории города, села, края, школы;

- изучение отдельного периода края;

- изучение биографии людей, связанных с историй края;

- археологическое изучение края;

- комплексное изучение края (экономические, культурные, социально-политические и другие аспекты);

- современные проблемы родного края, региона, страны.

3. Работа в связи с юбилейными датами.

4. Эстетическое воспитание (изучение искусства или отдельных его видов).

 Формы внеклассной работы.

            В классической методической литературе существуеют различные классификации форм внеклассной работы:

I. По количеству участников:

- массовая (вечер, конференция, линейка);

- групповая (кружки, работа над проектом и др);

- индивидуальная (сочинение, реферат, отзыв на книгу, научно-исследовательская работа, изготовление наглядных пособий, составление презентации и др.).

II. По продолжительности:

- постоянная форма;

- эпизодическая форма.

III. По направлениям:

- краеведческая;

- научно-исследовательская;

- военно-патриотическая;

- экскурсионная и др.

В соответствии с новым ФГОС в базисном учебном плане выделены следующие направления внеурочной деятельности:

1. спортивно-оздоровительное;

2. художественно-эстетическое;

3. научно-познавательное;

4. военно-патриотическое;

5. общественно-полезная деятельность;

6. проектная деятельность.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

(Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2011)

IV. По источникам познания:

- на основе работы с книгой;

- на основе работы с наглядностью;

- на основе работы с документами.

При этом нужно понимать, что ни одна из этих классификаций не может полностью охватить все разнообразие форм внеклассной работы по истории. В школьной практике происходит сочетание различных форм внеклассной работы.

 Рассмотрим кратко некоторые конкретные виды внеклассной работы.

I. Внеклассное чтение – это чтение школьниками художественной и научно-популярной литературы по исторической тематике. Это особенно способствует формированию исторических представлений.

Необходимо целенаправленное руководство внеклассным чтением со стороны учителя, следовательно, учитель должен хорошо ориентироваться в мире детской художественной и научно-популярной литературы.

Руководство внеклассным чтение проходит в два этапа:

  1. Пропаганда книги. Она включает в себя знакомство школьников со списком литературы, создание иллюстрированного каталога, предоставление аннотаций на книги, организацию книжных выставок, устные рекомендации книг на уроке или вне его с показом экземпляра книги и зачитыванием интересных отрывков.
  2.  Руководство усвоением содержания прочитанной книги. Оно состоит в обучении школьников продуктивному чтению. Обучение такому чтению в младших классах (5-7 классы)  выражается в беседе о прочитанной книге. Учителем ставятся вопросы на раскрытие содержания, понимания сути книги, на умение связно пересказывать прочитанное, выражать свое отношение к прочитанному.

Можно предложить памятку, по которой пойдет такая беседа.

Памятка беседы по прочитанной книге.

  1. Кто автор книги?
  2. О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывается в книге?
  3. Каких героев, действующих лиц ты можешь назвать?
  4. Что тебе понравилось в книге? Почему?

Возможно предложить школьникам ведение читательских дневников (Озерский):

Автор книги

Название книги

Какие исторические события описаны в книге

Впечатления о прочитанном

В старших классах используются приемы:

- написание рецензии на книгу;

- организация дискуссии по прочитанной книге. Следовательно должны быть подготовлены вопросы для дискуссии, необходимо планирование дискуссии учителем;

- организация обсуждения книги.

II. Просмотр кинофильмов с последующим анализом экранных версий исторических фактов.

III. «Недели истории» — представляют обширную программу викторин, конкурсов, экскурсий по истории и т.д. для различных классов. Их основная цель – стимулировать интерес к историческим знаниям. Традиционно такие недели заканчиваются выпуском стенгазет, выставками детских работ и др.

IV. Исторические конкурсы. Например, конкурс «День в истории». Необходимо составить Положение о конкурсе, в котором определяются его задачи, прописываются условия и сроки конкурса, критерии для определения победителей и количество призовых мест, а также организаторы и члены жюри. Такой конкурс обычно является среднесрочным и долгосрочным, может проходить во внеурочное и урочное время, постепенно или в 2-3 этапа. Суть его в том, чтобы школьники подготовили материал и рассказали об историческом событии или событиях конкретного дня в истории. Оформление желательно в виде небольшого доклада. Требования к его оформлению также должны быть прописаны в Положении о конкурсе.

V. Исторические вечера или олимпиады. Они не проводятся часто. Цель олимпиад – проверить качество, уровень знаний, умений школьников, стимулировать их к дальнейшей работе по истории. Олимпиады обычно проводятся в несколько туров, различают несколько уровней: школьный, районный, городской, областной, всероссийский.

VI. Исторические кружки, клубы, научные общества учащихся (НОУ). Они относятся к систематическим формам работы. Рассчитаны на углубленную работу в течение длительного периода с постоянным составом учащихся. Работа может вестись по разным направлениям. Работа опирается на сложившиеся в конкретной школе традиции. Кружки, клубы, НОУ могут иметь свою символику, уставы. Для этих видов внеклассной работы обязательны план и программа работы. На основе работы НОУ проводятся районные, городские, областные, всероссийские конкурсы школьных научно-исследовательских работ по истории. При этом, нужно помнить, что работа в НОУ характерна для старших классов.

VII. Экскурсия. Экскурсии могут проводиться:

  1. по учебным темам школьной программы по истории. Они нацелены на углубление знаний учащихся по школьной учебной программе;
  2. по темам, которые не предусмотрены программой.

Экскурсия может проводиться учителем или экскурсоводом. Перед началом экскурсии учитель должен поставить ее цель, сказать на что обратить внимание во время экскурсии. Учитель заранее продумывает план, отбирает материал экскурсии. Необходимо продумать деятельность школьников во время и после экскурсии, т.е. подготовить вопросы и задания, которые могут быть индивидуальными или групповыми. Знания, полученные на экскурсии могут быть использованы в урочной работе.

VIII. Создание музеев в школе.

IX. Проект (учебный, социальный).

Таким образом, в современных условиях внеклассная работа восстанавливает свое значение. Огромное значение имеет опыт советской школы при организации разных форм и видов внеклассной работы. Однако, нужно учитывать технические и  научные достижения последних лет, а также требования современных нормативно-правовых документов и в целом особенности современной образовательной ситуации в работе с детьми во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Организация внеклассной работы по иностранному языку в МАОУ СОШ (из опыта работы)

Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является организация внеклассной работы....

"Система деятельности учителя в организации внеклассной работы по истории"

       Методическая разработка включает в себя различные формы внеклассной работы по истории и сценарии мероприятий с учащимися и родителями, программы элективных курсов для...