Читательская грамотность
статья по истории

                                             «Читать – это еще ничего не значит, что читать    

                                          и как понимать прочитанное – вот в чем главное»
                                                                                      К. Д. Ушинский

          Базовой основой функциональной грамотности  является читательская грамотность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitat_gram.docx72.87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с историческими источниками как средство формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания

                                             «Читать – это еще ничего не значит, что читать    

                                          и как понимать прочитанное – вот в чем главное»
                                                                                     К. Д. Ушинский

          Базовой основой функциональной грамотности  является читательская грамотность. Изучение истории – это, в первую очередь, работа с письменными источниками, значит – способность ребенка понимать и использовать  письменные тексты, размышлять о них, анализировать, формируя базисные знания. Концепция исследований PISA ставит одной из задач исследовать возможности учащихся применять полученные в школе знания в дальнейшей жизни.

       Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

        Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

  • «Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

(Например: Россия в период правления Ивана IV Грозного (История России 7 класс)

Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным временем. Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.

Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи законов были разделены на 100 глав, поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”. По новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления – приказы. Была проведена военная реформа: отменялось местничество, создавалось опричное и стрелецкое войско.

Ошибки:

  1. Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская.
  2. Правила Елена Глинская с 1533 по 1538 год.
  3. Смутное время – более поздний период истории, связанный с династическим кризисом (пресечением династии Рюриковичей)
  4. Стоглавым был церковный собор, а не Земский.
  5. Судебник, принятый в 1550 году, не содержал 100 глав.
  6. Но новому закону местничество ограничивалось. Отмена местничества произойдет позже, в 1682 году.
  7. В ходе военной реформы создавалось стрелецкое, а не опричное войско.)
  1. Дополнять неполную информацию
  2. Выявлять предвзятость авторов

Умение работать с учебной литературой:

1. Находить в тексте нужную информацию

 2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы

«Схема» - составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов .

https://ru-static.z-dn.net/files/de3/f2ce6e46763003330f24cb185343a28f.jpg

3. Выделять в тексте главное

4. Разбивать текст на содержательные части

5. Составлять план, тезисы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...