Открытый урок "Эпоха Петра I"
методическая разработка по истории (10 класс)

Ильямакова Екатерина Игоревна

Урок содержит в себе закрепляющий материал по теме:"Эпоха Петра I".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_epoha_petra_i.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: История России в первой половине XVIII века

Урок: «Петр I – личность в истории»


  1. Предмет: история
  2. Базовый учебник: История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень:/ А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин.- М.: ООО «Русское слово», 2019. 448 с.
  3. Класс: 10
  4. Цель урока: через оценку личности Петра I и характера правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; развивать критическое мышление учащихся, коммуникативные и дискуссионные навыки; сформировать позитивное отношение к истории.
  5. Предметные задачи:
  • повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах, расширить представления о роли и значении личности в истории;
  • формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
  •  воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Ра
  • развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.
  1.   Тип урока: повторительно-обобщающий в виде игры.
  2. Формы работы учащихся: групповая работа с элементами игры.
  3. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, материалы кейса, оценочные листы.

  1. Содержание урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя:

- Личность Петра Великого выдающаяся, неординарная в отечественной истории. Действительно, Петр Великий – вечная загадка, вечный магнит для исследователей, историков, писателей, для потомков. До сих пор вокруг личности Петра, его реформ кипят, бушуют споры. Споры о Петре велись раньше, ведутся сейчас и будут вестись всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Ведь суть этих споров одна – судьба России. Так кто же он? Царь-преобразователь, великий реформатор или жестокий тиран?

III. Обобщение пройденного материала. Игра ««Петр I – личность в истории»» Слово учителя: Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в виде игры. У нас две команды: «Потешный полк» и «Фрегат». Игра состоит из 6 туров. Выступления и ответы команд будет оценивать наше жюри:

1 тур «Блиц-турнир»

2 тур «Ларец сокровищ»

3 тур «Юный Ключевский»

4 тур «Картография»

5 тур «Путаница»

6 тур «Дискуссия знатоков»

1 тур " Блиц-турнир". За каждый правильный ответ -  1 балл.

Во время блиц-турнира участники команд должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1 команде:

  1. Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)
  2. Как фамилия Петра I? (Романов)
  3. Против какой страны был создан "Северный союз"? (Швеция)
  4. Как назывался первый естественно - научный музей? (Кунсткамера)
  5. Что такое Синод? (Духовная коллегия)

2 команде:

  1. Сколько было Азовских походов? (Два)
  2. С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)
  3. Что такое политика меркантилизма? (Покровительство отечественной промышленности и торговли)
  4. Что такое ассамблеи? (Общественные собрания)
  5. Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)

2 тур «Ларец сокровищ». За каждый правильный предмет и обоснование - 2 балла.

-Перед вами, на столе ларцы. Вам нужно найти в них предметы, которые связаны с эпохой Петра I и объяснить почему.  (герб, флаг, капуста, картошка, елка, фрегат, иллюстрации с видами Москвы, Петербурга, газета, календарь, томат, лук.

(Правильный ответ: флаг, елка, фрегат, картошка, медаль, газета, иллюстрация с видом Петербурга).

III тур. «Юный Ключевский». За каждую правильно исправленную - 1 балл.

-А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в тексте были допущены ошибки.

Исправьте 4 ошибки в тексте. 


.Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую  одежду.


Правильный ответ:


Вернувшись из первой поездки  за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского  (западноевропейского) покроя. Горожанам  (всем) было запрещено  (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую  одежду.

2в.Петр I стал первым русским царем. Посетив Европу, он хотел демократизировать систему управления и для этого создал первый российский парламент, который назвал Сенатом. Многие бояре не спешили принимать новшества: носить европейское платье, брить бородыЭти люди не разделяли и желание Петра получить выход в Балтийское море. Первые годы Северной войны были неудачными для России.

Война длилась 20 лет. Началась она в 1702 году, а закончилась в 1722 году.

Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.

Указать 5 ошибок.

Правильный ответ:

Петр I стал первым русским царем. (императором) Посетив Европу, он хотел демократизировать( изменить) систему управления и для этого создал первый российский парламент, который назвал Сенатом. Многие бояре не спешили принимать новшества: носить европейское платье, брить бороды Эти люди не разделяли (разделяли) и желание Петра получить выход в Балтийское море. Первые годы Северной войны были неудачными для России.

Война длилась 20 лет. Началась она в 1702 (1700) году, а закончилась в 1722(1721) году.

Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.

IV тур «Картография». За каждый правильный ответ - 2 балла.

К доске вызывается по одному представителю от команд.

- На слайде дан фрагмент исторической карты, относящийся к изучаемому нами периоду, конец XVII- начало XVIII вв. Вам необходимо будет найти заданные мной населенные пункты и объяснить чем они знамениты.

1) Гренгам (1720 г.)

2)Нарва(1700г)

3)Лесная(1708г)

4)Полтава(1709г)

5)Гангут(1714г)

6)Орешек (Нотебург)(1702 г)

V тур «Путаница»

К доске вызывается по одному представителю от команд. За каждое правильно написанное слово - 1 балл.

- Вставь нужные буквы в слова.

Ассамблея, посессионные крестьяне, Кунсткамера, абордаж аристократия, обсерватория.

VI  тур «Дискуссия знатоков». Максимальное количество баллов за данный тур- 5.

Посмотрите на картины русских художников изображающих Петра I

(На слайде картина художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и художника  В.А. Серов «Петр I» .)

  1. Какие события или период изображены на данных картинах?
  2. Знаете ли Вы названия мест, где происходят изображённые события?
  3. Как художники передали  настроение картины?
  4. В чём ценность информации, которую несут  в себе это произведение живописи?
  5. Какова значимость этих изображений как свидетельства эпохи Петра Первого?

Как соотносятся данные репродукции и высказывания знаменитых историков? Какая точка зрения является для вас более убедительной и почему?

« Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр»  

                                       ( Н.М.Карамзин )

« Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации!»

( С.М. Соловьев)                              

I группа получает задание: подготовить аргументы по проблеме « Петр I – чудовище, тиран».

Документ 1  для I группы

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы"

1) Как оценивает автор Петра ?

2) Докажите с помощью аргументов данную точку зрения.

Документ 2 для I группы

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он, порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития.

Документ 3 для I группы

ИЗ "ЗАПИСКИ О ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ РОССИИ" Карамзин

1.«Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев; он есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к отечеству питается сими народными особенностями, безгрешными в глазах космополита, благотворными в глазах политика глубокомысленного. Просвещение достохвально, но в чем состоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цены. Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях.

2.«Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра Великого? Разумею основание новой столицы на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных природою на бесплодие и недостаток. Еще не имея ни Риги, ни Ревеля, он мог заложить на берегах Невы купеческий город для ввоза и вывоза товаров; но мысль утвердить там пребывание наших государей была, есть и будет вредною. Сколько людей погибло, сколько миллионов и трудов употреблено для приведения в действо сего намерения? Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах».

1).Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения

Документ 4 для I группы

Венгерский кардинал: «В его личности, внешности и манерах нет ничего выдающегося, указывающего в нем царское происхождение».

Учащиеся 1-й группы приводят аргументы из источников для подтверждения своей точки зрения.

Группа 2 получает задание; подготовить аргументы в подтверждении

« Петр I-великий реформатор»

Документы для 2 группы

Документ 1 Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Документ 2 для II группы

«Чувствую потребность оговориться, что, представляя себе ошибки Петра Великого, я глубоко почитаю его гений и нахожу, что он не в частностях, а по существу делал в свое время именно то, что было нужно.

Ни человек, ни нация не могут жить одним инстинктом. Недостаточно иметь великие задатки: нужно их понимать. А мы в Московской Руси их только имели, но не сознавали. Мы их и не могли сознать, не сравнив себя с другими. Мы не могли ничего сознать, как должно, ни в своем православии, ни в своем самодержавии, не достигнув умственного развития, достойного их.

Развитой человек Московской Руси, задавая себе вопрос, почему он должен быть православным, а не католиком или протестантом, почему нужна самодержавная власть, а не республика, не мог ответить себе на это убедительно. Он растерялся в понятиях о правде. Но он не потерял любви к истине, он хотел жить не «своим», а тем, в чем «правда», настоящая правда. Он готов был откинуть все свое, если оно не есть истина. И вот в этом-то и был он верен себе своему величайшему достоинству русского человека, достоинству, которым русский обязан православию.

Петр Великий и партия реформы, вокруг него сплотившаяся, хотели истины и были полны уверенности …

И они пошли к знанию…

В Петре - величие русского духа - в Петре жалкая отсталость России, бедность ее умственных средств. Но средства наживаются, если сохраняется величие духа. Впоследствии стали появляться у нас искры уже просвещенного сознания и просвещенной веры. Если Россия настоящего и будущего сохранит свою лучшую черту «любовь к истине», решимость жить только правдой, что было у Петра, то Петровская реформа и станет исходным пунктом того, что говорил сам преобразователь в словах: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия в чести и славе...»

…Петр был прав и в своих насильственных мерах. Россия вообще давно стремилась к науке, но недостаточно горячо. Сверх того, она была настолько отставшей, ей предлежал такой страшный труд, чтобы сколько-нибудь догнать Европу, что добровольно целая нация не могла этого сделать. Петр был безусловно прав и заслужил вечную благодарность Отечества за то, что употребил весь свой царский авторитет и власть на то, чтобы создать жесточайшую диктатуру и силой двинуть страну вперед, и за слабостью ее средств закабалить всю нацию на службе целям государства. Другого исхода не было для спасения России.»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения

Документ 3 для II группы

ИЗ "ЗАПИСКИ О ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ РОССИИ" Карамзин

Явился Петр. В его детские лета самовольство вельмож, наглость стрельцов и властолюбие Софии напоминали России несчастные времена смут боярских. Но великий муж созрел уже в юноше и мощною рукою схватил кормило государства. Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось.

Сею целию было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы.

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Документ 4 для II группы

Впервые к образу великого русского императора А.С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме «Полтава». В основу произведения легла одна из величайших побед Петра и русского войска – победа под Полтавой. Здесь мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе. Сочетание «ужасного» и «прекрасного», «звучный глас» - все это делает Петра не просто

величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой. Образ Петра – это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

Так показан Петр I в поэме «Полтава».

Документ 5 для группы II

Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.

Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.п.

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Учащиеся 2-й группы приводят аргументы из источников для подтверждения своей точки зрения

  1. Итог урока.  Таким образом среди историков нельзя дать однозначную оценку деятельности реформ  Петра и их последствий.

1точка зрения

Деятельность Петра 1 совлекла Россию с естественного, самобытного пути, стране был навязан чуждый европеизированный вариант развития, при этом было утеряно многое положительное в русских национальных обычаях, духовных ценностях.

2точка зрения

Реформы Петра пробудили Россию от спячки, приобщили к достижениям мировой цивилизации, превратили в одну из сильнейших держав.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. Объявление победителей жюри. Заполнение оценочных листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Конспект открытого урока: "ПЕТР I — реформатор или тиран"

Тема урока: «ПЕТР I — реформатор или тиран...»(проблемно-исследовательская дискуссия)...

Открытый урок по истории в 7 классе "Эпоха Петра I"

повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме: "Эпоха Петра Первого"...

Открытый урок "Петр Великий".

На этом уроке в присуствие гостей была раскрыта тема, посвященная основателю Санкт-Петербурга - Петру I....

Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."

Открытый урок по истории для  обучающихся системы НиСПО...

В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА ПЕТРУ ПЕРВОМУ

В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА ПЕТРУ ПЕРВОМУ...

Открытый урок « Петр I – чудо или чудовище?

Открытый урок « Петр I –  чудо или чудовище?...