Алгоритм для составления игры мемо "История в лицах"
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Баранова Юлия Петровна

 (по иллюстрациям учебников истории России (6 класс), соответствующих Историк-культурному стандарту)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_dlya_sostavleniya_igry_memo.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм для составления игры мемо  «История в лицах»

 (по иллюстрациям учебников истории России (6 класс), соответствующих Историк-культурному стандарту)

        Для составления игры мемо «История в лицах» необходимо осуществить следующую последовательность действий. 

1. Составить список иллюстраций с историческими персоналиями на основе учебника, по которому осуществляется учебный процесс. Обращаем особое внимание на то, что необходимо включить в игру иллюстрации-реконструкции, фотографии иконописных и скульптурных изображений, поскольку в контрольно-измерительных материалах  ВПР также используются все типы изображений. Также при наличии нескольких изображений одного и того же исторического лица включать в игру все имеющиеся изображения как из основного учебника, так и из учебников двух других предметных линий  – издательства «Дрофа»[1] и издательства «Русское слово»[2]  (контрольно-измерительные материалы также не привязаны к какой-то одной из предметных линий учебников). Чем больше вариантов изображений будет освоено обучающимся в игре, тем более разносторонние сведения о портретах того или иного исторического лица получит обучающийся, тем больше шансов узнать того или иного персонажа во время выполнения ВПР. Мы предлагаем осуществить подбор иллюстраций для игры мемо в соответствии с таблицей

Иллюстрации из учебника УМК «Просвещение»

Иллюстрации из учебника УМК «Дрофа»

Иллюстрации из учебника УМК «Русское слово»

с.5. В.Н.Татищев – первый русский  историк, автор «Истории Российской»

Первая часть

 с.11»Житель одной из стоянок в районе деревни Костёнки» (реконструкция М.М.Герасимова)

с.12 «Древний охотник со стоянки Сунгирь» (реконструкция)

с.9. «Человек эпохи бронзы» (реконструкция М.М.Герасимова)

с.24 «Мужчина финно-угор». (реконструкция М.М.Герасимова)

с.12 «Дети со стоянки Сунгирь» (реконструкция)

с. 17. «Сармат» (реконструкция М.М.Герасимова)

с.26 «Женщина-славянка» (реконструкция М.М.Герасимова)

с. 28 «Вятичка» (рекострукция М.М.Герасимова)

 с.26 «Женщина из племени меря» (реконструкция Е.В.Веселовской)

с.36 «Рюрик и его братья» (художник И.С.Глазунов)

с.39 «Призвание варягов» (художник В.М.Васнецов)

-

с.41 «Убийство Олегом Аскольда и Дира»  (неизвестный художник 19 века)

с.43 «Вещий Олег прибивает щит к вратам Цареграда» (художник Б.М.Ольшанский)

с.45 «Встреча Олега с кудесником» (художник В.М.Васнецов)

с.43 «Вещий Олег прибивает щит к вратам Цареграда» (художник Б.М.Ольшанский)

с.40 «Кий,Щек, Хорив и Лыбедь основывают Киев» (художник А.О.Орленов)

с. 38 «Памятник основателям Киева» (скульптор В.З. Бородай, архитектор Н.М.Фещенко)

с.45 «Крещение княгини  Ольги» (художник С.А.Кириллов)

с.43 «Святая великая княгиня Ольга» (художник Н.А.Бруни)

с.49 «Княгиня Ольга» (художник В.М.Васнецов.)

с.46 «Святослав» (скульптор Е.А.Лансере)

с.46 «Переговоры Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная» (художник К.В.Лебедев)

-

-

с.49 «Столкновение Игоря и его дружины с древлянами во время полюдья»

с. 56 «Святые Борис и Глеб» (русская икона)

с.66 «Святые Борис и Глеб» (художник Е.А.Демаков)

-

с.58 «Ярослав Мудрый» (реконструкция М.М.Герасимова)

с.57 «Ярослав Мудрый (икона)

-

с. 68 «Отдых Владимира Мономаха во время охоты» (художник В.М.Васнецов)

с.67 «Владимир Мономах» (портрет из царского титулярника)

с.72 «Смерд» (реконструкция М.М.Герасимова)

-

с. 79 «Королева Франции Анна Ярославна»

с.87 «Нестор-летописец» (скульптор М.М.Антокольский)

с.83 «Нестор-летописец» (художник В.М.Васнецов)

-

с.84 «Преподобный Алимпий Печерский» (икона)

с.82 Св.Алипий (художник В.М.Васнецов)

с.107 «Половец» (реконструкция Г.В.Лебединской)

с.111 «Андрей Боголюбский (реконструкция М.М.Герасимова)

с.102 «Андрей Боголюбский» (художник В.М.Васнецов)

-

с.125 «Ярославна» (художник И.С.Глазунов)

с.93 «Плач Ярославны» (художник Б.М.Ольшанский)

с.96 «После побоища Игоря Святославича с половцами» (художник В.М.Васнецов)

с.98 Памятник Ярославу-Осмомыслу во Владимире-Волынском

с.111 «Ярослв Осмомысл» (реконструкция)

с.100» Юрий Долгорукий»

с.124 «Памятник Юрию Долгорукому в Москве» 1954 г

Вторая часть

с. 4 «Чингисхан» (современное изображение)

с.127 «Памятник Чингисхану в Улан-Баторе»

с. 131 «Чингисхан» (китайский рисунок 13 века)

с. 132 «Чингисхан на троне в кругу своих советников» (миниатюра 14 века)

с.13 «Батый» (с китайского изображения 13 века)

с.131 «Статуя Батыя в Монголии»

-

с.129 «Княгиня Евпраксия с сыном Иваном» (художник Н.С.Матвеев)

-

с.138  «Александр Невский» (художник П.Д.Корин)

с.144 «Великий князь Ярослав Всеволодович» (портрет из «Царского титулярника»)

с.23 «Торжественный въезд Александра Невского в Псков»

с. 150 «Александр Невский принимает папских легатов» (художник Г.И.Семирадский)

с.160 «Успение Александра Невского» (художник М.В.Нестеров)

с.30 «Князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя» (художник В.С.Смирнов)

с.145 «Князь Михаил Черниговский» (икона 17 века)

-

с.148 «Памятник Даниилу Галицкому во Львове»

-

с.35 «Князь Гедимин» (с изображения 15 века)

с. 36 «Князь Ольгерд»  (с изображения 15 века)

с.183 «Ольгерд (неизвестный художник)

с.153 «Даниил Московский» (художник В.Ю.Графов)

с.173 «Памятник князю Даниилу в Москве». 1997 г.

с.39 «Князь Ягайло» (с изображения 15 века)

с.39 «Князь Витовт»  (с изображения 15 века)

с. 189 «Великий князь Витовт» (неизвестный художник)

с 49 «Сергий Радонежский» (изображение на покрове 15 века)

-

С.206 «Видение отроку Варфоломею» (художник М.В.Нестеров)

-

с.295. «Митрополит Пётр в житии» (икона Дионисия  15 век)

с.156 «Кончина Михаила Ярославича в Золотой Орде» (художник Б.А.Чориков)

с.173 «Михаил Ярославич» (миниатюра 14 века)

с.156 «Напутствие великого князя Михаила Тверского» (художник П.Н.Орлов)

с.157 «Благоверная княгиня Анна Кашинская, жена Михаила Тверского»

с.163 «Иван Калита» (миниатюра из «Царского титулярника»)

-

с. 166 «Митрополит Алексий» (икона 17 века)

с.50 «Князь Дмитрий Иванович» (художник И.С.Глазунов)

с.168 «Дмитрий Донской» (миниатюра из «Царского титулярника»)

с.51 «Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского» (художник А.Н.Новоскольцев)

с.52 «Поединок Пересвета с Челубеем» (художник М.И.Авилов)

-

с.66 «Чжен Хе» (современное китайское изображение)

с.74 Василий I и его супруга Софья Витовтовна» (изображение 15 века из драгоценных камней, вышитое на ткани)

с.172 «Василий I»

с. 180 «Великая княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного» (художник П.П.Чистяков)

-

-

-

с.188 «Бюст Тамерлана» (реконструкция М.М.Герасимова)

-

с.175 «Василий II» (миниатюра из «Царского титулярника» 17 века)

-

с.79 «Крымский хан Менгли-Гирей с сыном перед османским султаном» (турецкая миниатюра)

с.84 «Иван III»  (гравюра 15 века)

-

с. 84 «Отправка в Москву Марфы Борецкой, её сторонников и вечевого колокола» (художник А.Д.Кившенко)

с.188 «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча» (художник К.В.Лебедев)

-

с.201 «Марфа Борецкая»(неизвестный художник)

с.207 «Святитель Иона, митрополит Московский»

с.209 «Митрополит Иона» (покров на раку16 века)

с.208 «Преподобный Иосиф Волоцкий»

с.211 «Преподобный Иосиф Волоцкий» (икона 17 века)

с.87 «Даниил Холмский» (деталь горельефа памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде)

с.87 «Даниил Щеня» (деталь горельефа памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде)

с.89 «Софья Палеолог»  (реконструкция С.А.Никитина)

-

с.101 «Василий   III»  (гравюра 15 века)

с.215 «Памятник Афанасию Никитину в Твери» (скульптор С.М.Орлов, архитектор Г.А.Захаров. 1955 г)

Авторы учебников всех трёх предметных линий на встречах с учителями (в частности, А.А.Данилов, один из авторов УМК «История России» издательства «Просвещение»[3] на встрече с преподавателями истории в АСОУ) отмечали, что авторам каждой линии что-то удалось лучше, что-то хуже и в перспективе следовало бы объединить всё лучшее, что есть во всех трёх предметных линиях. Наши игры в какой-то степени начинают реализовывать это пожелание.

2. Изготовить одинаковые по формату карточки на плотной бумаге  с изображениями исторических персоналий. Возможно, эти изображения будут иметь разный масштаб: с этим придётся смириться, т.к. игровая форма требует карточки одинакового размера.

3. Пронумеровать карточки, наклеив номер на обратную сторону изображения.

4. Составить буклет с кратким описанием изображённых на них исторических деятелей с указанием дат правления или жизни (по возможности).

5. Составить буклет с более подробной биографией исторического лица (но не превышающим по объёму 15-20 предложений). Два разных буклета необходимы для более гибкого использования карточек на уроке  (это позволяет варьировать время, отводимое на игру, степень сложности игры для определённых групп учащихся, обеспечивает этапность при знакомстве с историческими персонажами, на уроках годового обобщения и повторения краткие буклеты помогут охватить большее количество персоналий).

6. Распечатать общие правила для игр мемо.

Общие правила игр мемо

Существует  4 классических варианта правил игры МЕМО. Общее у них только одно: победителем всегда становится игрок, набравший большее количество парных карт.

1. Классические правила. Карточки выкладываются на стол картинками вниз. Игроки ходят по очереди. Каждый переворачивает любые 2 карточки, стараясь найти пару. Если изображения совпали, игрок забирает пару себе. Теперь он имеет право делать ходы, пока ему не попадутся разные картинки. В этом случае ход переходит к следующему игроку.

2. Найди! Каждый игрок переворачивает только по одной карточке. Как только на столе появится пара, самый глазастый должен как можно быстрее закрыть рукой ту из двух карточек, которая была открыта первой, и прокричать «Нашел (Нашла)!» После этого он забирает пару себе. Но если игрок закрыл рукой не ту карточку, то он должен вернуть в коробку одну из своих выигранных пар (если, конечно, они у него уже есть).

3. Ловкие пальчики. Все карточки высыпаются на стол кучей в совершенно произвольном порядке: одни могут быть перевернуты, другие лежать картинками вниз. Главное – скорость и внимательность! Все игроки одновременно начинают искать парные картинки. Перевернутые изображения можно переворачивать в любой момент (и даже возвращать их в прежнее положение, чтобы усложнить задачу соперникам). Важное условие: хватать парные карточки можно только одновременно, а не одну за другой! Если два игрока вместе взяли карточки из одной пары (один первую, другой вторую), то эта пара выбывает из игры. А если игрок по ошибке взял непарные картинки, он должен вернуть в коробку одну из своих выигранных пар.

4. Домик. Колода делится пополам таким образом, чтобы все карточки в каждой стопке были разными. Одна половина карт – так называемый «домик» – кладется отдельно. Рядом картинками вниз выкладывается «земля» – 5 рядов по 5 карточек. Первый игрок переворачивает сначала одну карту из домика, а затем одну из земли. Если ему повезло найти пару, то он забирает ее себе и продолжает игру, переворачивая следующую карту из домика. Но если картинка на земле оказалась другой, она переворачивается обратно, и ход переходит к следующему участнику. Так игроки по очереди переворачивают по одной карточке земли, пока кто-то не найдет пару с картой домика. Игра заканчивается, когда весь домик будет разобран.

5. «Усложнённый» вариант правил для мемо с карточками, содержащими «уровень сложности » - он указывается рядом с изображением. Этот вариант правил учитывает уровень сложности описания карточки. Для получения очков в игре требуется дать подробное описание совпавших карточек в соответствии с текстом буклета и, в зависимости от уровня сложности описания, получить 3, 4 или 5 баллов. Количество очков суммируется в ходе игры. Побеждает тот, кто за определённое (заранее согласованное) время или количество ходов, набирает большее количество очков.


[1] УМК по истории России И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. [Электронный ресурс]. URL:  https://drofa-ventana.ru/kompleks/umk-liniya-umk-andreeva-volobueva-istoriya-6-10/#actlink (дата обращения 08.06.2018)

[2] УМК по истории России под ред. Ю.А.Петрова [Электронный ресурс]. URL: https://russkoe-slovo.ru/catalog/377/ (дата обращения: 08.06.2018).

[3] 1.        УМК по истории России под ред. А.В.Торкунова [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/umk/history-torkunov.html                                      (дата обращения: 06.06.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм на составление уравнений

Представлены алгоритмы для составления  окислительно - восстановительных реакций, уравений реакций ионного обмена, уравнений реакции гидролиза соли...

Программно-методический комплекс «Конструктор алгоритмов» как своеобразный алгоритмический «Кубик Рубика», ориентированный на отработку навыка составления алгоритмов решения задач, развития логического и алгоритмического мышления учащихся (в индивидуа

Многие годы работая учителем информатики, я на собственном опыте убедилась, как тяжело даётся детям навык и умение логически мыслить, создавая алгоритмы решения различных задач (и не только на уроке и...

Урок-игра по теме "Лицо города- визитная карточка страны"

Данная разработка- это обобщающий урок по теме: " Лицо города- визитная карточка страны." Данный урок представлен в виде игры "Звездный час"( 7 класс, немецкий язык)...

Алгоритм для составления игр тайм-лайн

Помогаем обучающимся осваивать историческую хронологию...

Алгоритм для составления мини-викторин и других игр

Игры, предлагаемые нами, могут показаться необычными, но, как писала М.В Короткова «арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личност...

внеклассное мероприятие: " Грозный царь" (алгоритм составления квест-игры)

Квесты считаются развивающими и обучающими играми, поэтому приносят большую помощь детям и подросткам. Задания квеста заставляют думать, искать вход из сложной ситуации, а то развивает логику, внимани...

игра "История в лицах"

Визуализация исторических событий XIX века. Портреты ключевых исторических деятелей XIXстолетия с краткой исторической справкой. задание, которое  помогает ученикам разгадать персоналий....