Персидская держава царя царей
методическая разработка по истории (5 класс)
Персидская держава просуществовало долго. В чем противоречие? Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Какие возникают предположения? В чем величие и слабость персидской державы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persidskaya_derzhava._5_klass.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Персидская держава «царя царей»
Класс: 5
Цель урока: познакомить с историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством; раскрыть сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценить действия персов с разных позиций; осмысливать собственные впечатления о памятниках мировой культуры.
Метапредметный: уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте, соотнесения года с веком, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Предметные: ознакомить с процессом государственного объединения Древнего Востока в рамках Персидской державы, использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлял Персидской державой Дарий Ⅰ, уяснить значение терминов «государство», «держава», «сатрапии».
Оборудование: учебник «История Древнего мира»/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая – М.: Просвещение, 2015, карта «Персидская держава в ⅤⅠ в. до н.э.», презентация к уроку, проектор.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока
Ⅰ. Организационный момент
Проверка домашнего задания: Исторический диктант по теме «Ассирийская держава»
А) Металл, освоенный ассирийцами (железо)
Б) Назовите век, в котором произошло освоение этого металла (Ⅹ)
В) Государство, расположенное в верхнем течении реки Тигр (Ассирия)
Г) Какое новшество в войске стали ассирийцы широко использовать (конницу)
Д) Ассирийский царь, прославившийся огромной библиотекой (Ашшурбанапал)
Е) Назовите материал, из которого были созданы книги в этой библиотеке (глина)
Ж) Какой город стал столицей Ассирийской державы (Ниневия)
ⅠⅠ. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие и познакомимся с одним из самых интересных государств Древнего мира, с очень красивым названием – Персия. Мы с вами поговорим об истории создания Персидской державы.
Беседа о слове держава. – Что такое держава? (учащиеся поясняют).
Запись в тетрадь: Держава – страна или государство
Учитель: Ассирийская держава распалась. Персидская существовала долго. Почему? – первая проблема. Как она развивалась? – вторая проблема.
Постановка проблемы: Персидская держава просуществовало долго. В чем противоречие? Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Какие возникают предположения? В чем величие и слабость персидской державы? Предположите. Для решения этой проблемы нам предстоит поработать над новой темой, вспомнить изученный материал.
- Ребята, к концу урока нам необходимо будет дать ответ на вопрос: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей».
Тема урока: «Персидская держава царя царей»
(показ презентации)
План урока:
- Три великих царства в Западной Азии.
- Завоевание персов.
- Персидская держава «царя царей».
ⅠⅠⅠ. Работа по теме урока.
- После падения сильной Ассирийской державы, обстановка в стране изменилась. Работая с картой на стр…. учебника, определите, какие государства располагались между Черным, Каспийским, Средиземными морями и Персидским заливом? (Ответы учащихся, работают с картой).
- Каждое их этих государств было по-своему знаменито.
Запись в тетрадь 3-х государст: Лидийское – Вавилонское - Мидийское.
(Ученики делятся на три группы)
Задание: - Первая группа отправляется в путешествие в Лидийское царство. Работая с текстом учебника п.1 §19, картой и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.
- Покажите на карте и опишите местоположение Лидийского царства.
- Чем знаменито это царство?
- Какова его судьба?
- Как вы думаете, что обозначает поговорка: «Богат, как Крёз»?
- Вторая группа отправляется в Вавилонию. Работая с текстом учебника п.1. § 19, картой и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.
- Покажите на карте и опишите местоположение Вавилонского царства.
- Чем знаменито это царство?
- Какова его судьба?
- Третья группа отправляется в Мидию. Работая с текстом учебника п.1 §19, картой и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.
1. Покажите на карте и опишите местоположение Мидийского царства.
2. Чем знаменито это царство?
3. Что вы узнали о личности Кира?
(выполняют задание)
2. Завоевание персов
Учитель: В середине ⅤⅠ века персидские племена восстали против Мидийского царя.
- Ребята, рассмотрите на портрет Кира. Как вы думаете, какие черты характера хотел отобразить художник? (ответы: мужество, отвагу, целеустремленность, мужество, уверенность).
- Откуда же взялся Кир Великий?
Вот что, рассказывается в легенде о первом персидском царе Кире записанном Геродотом. (Чтение учениками отрывка из документа на странице 92 учебника «Легенда о происхождении царя Кира»)
Задание с текстом учебника п.2, § 19 и дополнительным материалом учебника, составьте хронологическую таблицу «Завоевание персов».
Дата | События | Итоги |
547 г. до н.э. | ||
538 г. до н.э. | ||
525 год до н.э. | ||
ⅤⅠ - Ⅴвв. до н.э. |
3.Персидская держава при Дарии Ⅰ.
Учитель: После смерти Кира царем стал Дарий Первый. Ему досталась огромная держава, в которой было не спокойно.
- Давайте с вами разберемся, что же было дальше? (ответы: продолжил он завоевания). Но теперь его интересы простирались намного дальше: в Европу и Индию. Но походы в Скифию и Грецию закончились его поражением, и он, вынужден был вернуться. На востоке он дошел до Индии. При Дарии Ⅰ Персия ещё раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Управлять такой страной было трудно, и Дарий Ⅰ разделил страну на несколько областей – Сатрапий, во главе которых назначил правителя сатрапа, который имел определённый круг обязанностей.
Запись в тетрадь: Сатрап – наместник царя, возглавлявший от его имени область сатрапию.
Сатрапия – название областей Персидской державы.
Задание: Работая в парах с текстом п.3 § 19 дайте характеристику Персидской державы при Дарии Ⅰ . При ходе выполнения задания составьте схему:
- Каковы обязанности сатрапа?
Царь - бог |
20 областей – сатрапий – во главе с сатрапами |
Главные задачи сатрапов: - сбор налогов; - набор юношей в царское войско |
Войска в каждой сатрапии подчинялись царю |
Сатрапы и военачальники тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. |
ⅠⅤ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Отметьте на «ленте времени» год, в котором Кир Великий захватил Вавилон. Посчитайте, сколько времени прошло с тех пор?
Ответ:
Дата | События |
396 г. до н.э. | |
448 г. до н.э. | |
538 г. до н.э. | Кир Великий захватил Вавилон |
583 г. до н.э. |
Пояснение: На ленте времени необходимо обозначить 538 год, так как в этом году Кир Великий захватил Вавилон. Для взятия Вавилона Кир пошел на хитрость: выкопал канал, по которому увёл реку Ефрат в другое русло. По пересохшему руслу войны персидского царя вошли в Вавилон.
- Какие страны вошли в состав Персидской державы? Покажите эти страны на карте?
- Почему Персию называют державой «царя царей»?
Домашнее задание
- § 19 прочитать
- Выполнить задание в Р/тетради, задание № 78, стр.59-61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...
Конспект урока "Персидская держава царя царей"
Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...
"Персидская держава «царя царей»"
Методическая разработка с презентацией урока "Персидская держава «царя царей»". История, 5й класс....
Разработка урока истории в 5 классе на тему: Персидская держава "царя царей"
На данном уроке у детей сформируются представления о Персидской державе, характерных особенностях ее устройства. Формируются умения работать с картой....
Разработка урока «Персидская держава «царя царей» 5 класс
Цель урока: углубление знаний по теме «Древний Восток»Обучающие: изучение восточной персидской державыРазвивающие: совершенствование умений и навыков работы с картой у доски...
Разработка урока по истории Древнего мира по теме: "Персидская держава "Царя царей".
Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов....