Развитие познавательного интереса к изучению истории
статья по истории

В настоящее время, одной из самых актуальных педагогических проблем, которая не уходит от внимания многих учителей, является формирование познавательного интереса учащихся к истории. Задачу формирования интереса к истории выдвигает также любая из ныне действующих учебных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa_k_izucheniyu_istorii.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса к изучению истории

история педагогический школа

Формирование интереса к истории выдвигают все учебные программы образовательных учреждений. Интерес - это главный двигатель развития личности. Его основа - потребность. Интерес является осознанной потребностью лишь тогда, когда он проявляется в избирательной направленности различных помыслов и эмоций. Познавательный интерес- двигатель познания. Важное значение познавательных интересов в процессе обучения рассматривалось многими психологами, дидактами, методистами. Г.И. Щукина считает формирование познавательных интересов учащихся - центральной задачей обучения [4, с.95]. Методисты пришли к выводу, что для подросткового периода важна дифференцирование формирования интереса. Классы делятся на виды: в обычных классах, достаточно постоянно создавать ситуативный интерес, пытаться следить за положительной интеллектуально- волевой установкой восприятия на изучаемый предмет. В гуманитарных классах: нужно формировать устойчивый интерес и не допускать снижение его уровня. Поэтому здесь важную роль выполняет стимуляция познавательного интереса у школьников [5, с.75].

Познавательный интерес имеет три основных функций, он является:

)        средством \стимулом\ обучения

)        мотивом учебной деятельности

)         устойчивой чертой личности

Как стимул обучения он позволяет с помощью внешних воздействий сделать обучение привлекательным, вызывать непроизвольное внимание, активизировать мышление и эмоции учащихся, увлечь учебной задачей. В процессе обучения истории источниками стимуляции познавательного интереса являются содержание учебного материала, организация и характер познавательной деятельности, характер отношений между участниками учебного процесса [3, с.35].

Решающее же значение здесь имеет содержание учебного материала. Это обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества:

. Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность. В учебном процессе занимательность является первоначальным толчком познавательного процесса, опорой эмоциональной памяти и условием запоминания трудных разделов, средством разрядки напряжения учебного труда, активизации и переключения внимания, мыслей, эмоций. Как правило, непроизвольное внимание учащиеся вызывает: сюжетный рассказ, построенный по законам детективно-приключенческого жанра, побочный исторический сюжет или характеристика деятеля с использованием всего арсенала устных и наглядных методов, исторический анекдот, использование в речи учителя поэтических цитат, шуток, афоризмов, опора на наглядные образы, особенные на произведения искусства;

. Отстранение - рассмотрение известного с новой точки зрения. Этот термин Г.И. Щукина позаимствовала у Б.Брехта, в пьесах которого общеизвестные истины удивительным образом приобретают эпатирующую парадоксальность. Примером глобального отстранения является массовый интерес к истории России в перестроечные годы;

. Нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание, чувство моральной солидарности или наоборот, резкое неприятие. Это качество обычно придается рассуждениям, активизирующим нравственные чувства и размышления, патриотизм;

. Научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки. Научность изучаемому материалу придают историографические справки по важнейшим дискуссионным вопросам, объяснение или наглядное подтверждение ошибочности некоторых устоявшихся выводов и оценок путем сопоставления их с историческими документами или авторитетными научными изданиями, использование свидетельств современников и программных цитат, специальный подбор однородных фактов, показывающий тенденции и закономерности исторических процессов, доказательное раскрытие их исторического значения, сравнение исходных явлений отечественной и мировой истории, объяснение происхождения терминов, устойчивых словосочетаний и крылатых выражений. [1, с.17].

Рассмотренные варианты содержания вызывают в большей степени ситуативный интерес у подростков. А для того, чтобы они имели вид относительной устойчивости, необходимо развитие учебных и познавательных умений. В помощь этому придут различные методы организации познавательной деятельности, они-то и помогут сделать процесс формирования умений незаметным и насыщенным в частности, задания версионного типа, на исправление текстов с историческими ошибками, текстовая проверка знаний и т.д. Ученики с выраженной гуманитарной направленностью будут с удовольствием выполнять задания по анализу и систематизации учебного материала в виде текстовых таблиц. В 5 - 9 классах эффективны игровые формы закрепления знаний и опроса.

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

. Высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью, уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на осознании своего интеллектуального и духовного роста;

. Создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим «наказанием» индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение индивидуальной творческой работы. Необходимо стремиться, чтобы наказание, в конечном счете, превратилось в поощрение - высокий балл и похвалу перед классом. Формирование у каждого школьника убеждения в том, что явная недобросовестность в учебе унижает его достоинство;

. Учет индивидуальных интересов и склонностей каждого ученика, зон его ближайшего и актуального развития;

. Создание атмосферы коллективизма как духовного братства, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом;

. Объективность учителя и выставление оценок [2, с.16].

Познавательный интерес, являющийся стимулом обучения, позволяет с помощью внешних воздействий сделать обучение незаметным, результативным, вызвать непроизвольное внимание, активизировать мышление и эмоции учащихся, увлечь учебной задачей. В процессе приобретения знаний, на уроках истории источниками стимуляции познавательного интереса могут являться содержание учебного материала, организация и характер познавательной деятельности, характер отношений между участниками учебного процесса.

Литература:

  1. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков/ Д.И. Водзинский. - М.: Просвещение, 1963. - 125с.
  2. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв.ред. А.А. Бодалев. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
  3. Кулакова, Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории/ Н.И Кулакова // Преподавание истории в школе. - 1999. - №8 - с. 40-45
  4. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе/Г.И. Щукина. М.: 1979. - 169 с.
  5. Худик, В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте / В.А. Худик. - М.: Просвещение, 1992. - 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса при изучении курса ОБЖ

Мой подход к методике преподавания ОБЖ....

развитие познавательного интереса при изучении химии

развитие познавательного интереса при изучении химии...

Развитие познавательного интереса к изучению математики

Установлены уровни развития, условия и пути формирования у учащихсяинтереса к знаниям.Описаны пути развития и укрепления познавательных интересов учащихся....

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики»

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики», Качмашева Наталья Дмитриевна,  учитель физики,  ГБОУ Гимназия 177...

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса к изучению иностранного языка

Внеклассная работа ориентирует нас  - учителей и обучающихся на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодове...

Развитие познавательного интереса к изучению

  В последние годы наблюдается снижение интереса к химии у учащихся  школ, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химическо...