опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по истории (5 класс)
Опытно-экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная и инновационная деятельность учителя.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Инновационная работа ведется по следующим основным направлениям:
- модернизация педагогической работы в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- применение дифференцированного подхода к образовательному процессу;
- внедрение проектно-исследовательской технологии;
- информатизация педагогической деятельности
Инновационная деятельность учителя истории и обществознания.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности".
Основные цели инновационного обучения: развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Моя инновационная работа ведется по следующим основным направлениям:
- модернизация педагогической работы в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- применение дифференцированного подхода к образовательному процессу;
- внедрение проектно-исследовательской технологии;
- информатизация педагогической деятельности;
Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим - и позицию самого учащегося. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.
В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.
Разрабатываю технологические карты к урокам с использованием инновационных технологий.
Методическая система моей работы основывается на личностно – ориентированной педагогике, опирающейся на систему педагогического мониторинга.
В основе моей работы лежат следующие технологии:
-учебно-исследовательская и научно- исследовательская технология;
- метод проектов;
- технология проблемного обучения;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
Учебно-исследовательская и научно- исследовательская технология
Для повышения эффективности обучения применяю учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.
В начале года провожу входящий контроль, выявляю уровень обученности и определяю перспективы развития.
Для реализации учебно-исследовательской технологии необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.
В каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.
В 5-6 классах учитель сам предлагает предмет исследования, направляет и координирует деятельность учащихся. На уроке происходит коллективное обсуждение вопросов, дети записывают примеры и ответы в тетрадь.
В 7-8 классах ученики могут сами предложить объект для исследования. Учитель выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. Работа проводится коллективно, в группах и индивидуально.
В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально. Обычно задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
Во внеурочной деятельности применяю эту технологию при написании творческих и исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям.
Научно – исследовательскую деятельность обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников, материала. Она эффективна при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного и при условии доступности для самостоятельного поиска.
С сильными учащимися веду научно - исследовательскую работу и участвую в научно - практических конференциях.
Уверена, что учебно-исследовательская и научно- исследовательская технологии позволяют формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.
Проектная технология
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, всё больше убеждаюсь в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Для осуществления целостной организации образовательного процесса ведущей технологией формирования УУД учащихся рассматриваю метод проектов. Это метод позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения, стимулирует практическую деятельность учащихся. Он универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен при изучении истории и обществознания.
Целью проектной деятельности является углубление знаний учащихся, дифференциация процесса обучения. Проекты, созданные учащимися школы, чаще всего носили не столько познавательный, сколько творческий характер. Они позволяли решить какой-либо практический вопрос, используя знания из разных предметных областей, и требовали проявления творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, осуществлялась интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.
Алгоритм работы над проектами описала в методической статье «Использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания как формы развития индивидуальных творческих способностей учащихся»
Проектную технологию использую и воспитательной работе. Создаем и реализуем проекты социальной значимости.
Технология развития критического мышления
Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «кластеры».
Прием «верные-неверные утверждения» часто использую в начале урока, при работе в парах. Дети активизируются, и каждый ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает и что хочет узнать. Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью слов "да" и "нет".
V «галочка» (то. Что уже известно) | Знак «минус» ( то. Что противоречит представлению) | + знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным) | ? « вопросительный знак» ( если что-то неясно, возникло желание узнать больше) |
Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.
Использую на этом этапе такие приёмы: кластер, 10-минутное эссе, вопросы по тексту.
Затем предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.
- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?
- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты)
Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья) Распечатки текста на каждой парте.
Третья стадия – «стадия рефлексии».
На стадии рефлексии использую такие приемы, как синквейн или кластер.
Хотелось бы более подробно остановиться на самом часто используемом мною приёме популярном приеме на стадии рефлексии, – составлении синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.
Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.
Информационно-коммуникативные технологии
Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к Интернет. Использование электронных версий тестов по русскому языку и литературе. Компьютерные технологии – особое направление в работе с детьми, которое, способно помочь его развитию. Поэтому я апробирую использование интегрированных занятий, включающих мультимедийные средства. Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «рассказываю и показываю».
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Активно использую интернет-технологии в образовательной деятельности. Пользуюсь электронными изданиями, ориентированными на предметно-профессиональную деятельность. Уверена, что именно использование интерактивных и компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы дали возможность повысить качество знаний, умений и навыков учащихся.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно - ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, в форме экскурсии, позволяющие выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения. Для успешной подготовки к ГИА в 9 и 11 классах считаю целесообразным применять тестовую технологию и формировать у учащихся специфические навыки тестирования. Применяю тесты, составленные в соответствии с федеральными образовательными стандартами и которые позволяют выявить навыки практического использования знаний.
Применение инновационных технологий в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования для успешной педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа как условие для вовлечения обучающихся в деятельность эколого-биологической направленности
Материал по организации опытно-экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».
Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...
Перспективное планирование учебного материала по опытно-экспериментальной деятельности
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действ...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"
Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...
Инновационное занятие по внеурочной деятельности «Вулкан в банке» (опытно – экспериментальная деятельность)
Инновационное занятие по внеурочной деятельности«Вулкан в банке»(опытно – экспериментальная деятельность), в рамках внеурочной деятельности...