Перспективное планирование учебного материала по опытно-экспериментальной деятельности
календарно-тематическое планирование по естествознанию на тему
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
(китайская пословица)
На современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как развитие и активность и мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовывать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержания знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское эспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает, как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему возрасту заметно нарастает. В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисково – исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М. И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании, как особой форме поисковой деятельности.
Цель:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения воспитанника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать умение, наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Формировать у воспитанников способы познания путем сенсорного анализа.
- Развивать эмоционально – целостное отношение к природе родного края.
В процессе детского экспериментирования ребята, под руководством педагога учатся выделять проблему, принимать и ставит цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выделять гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Отношения на занятиях с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удовлетворение и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не вопитатель -наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет ребенку проявлять собственную активность
Занятие по экспериментированию проводятся один раз в неделю. Всего 28 занятий.
Планирование по эспериментированию составлено с учетом реализации межпредметных связей: на занятиях по изодеятельности, в свободной детской деятельности, на прогулке.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае), с .помощью которой определяю уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой).
Перспективное планирование по экспериментированию
Сентябрь – октябрь
«Экспериментирование с песком и глиной»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики. мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.
Тема 1: Песочная страна
Задачи: Закрепить знания детей о свойствах песка.
Интеграция:Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки
Тема 2: Песчаный конус.
задачи: Помочь определить, может ли песок двигаться.
Интеграция: Рисование
Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
Тема 3: Глина какая она?
Задачи: Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
Интеграция:Рассматривание изделий из глины.
Тема 4: Песок и глина – наши помощники.
Задачи: Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия.
Интеграция: Ленка из глины по замыслу
Тема 5: Ветер и песок
Задачи Тема:: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
Интеграция: Рисование
«Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)
Тема 6: "Свойства мокрого песка"
Задачи: Познакомить со свойствами мокрого песка
Интеграция: Игры в песочнице.
Тема 7: «Песочные часы»
Задачи: Знакомство с песочными часами
Интеграция: Дидактические игры:
«Кто больше назовет названий животных (цветов и т. д.) »
«Кто больше нарежет полосок бумаги» и т. д.
Тема 8: Песок, глина и огонь
Задачи: Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.
Ноябрь – декабрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Тема 1: Этот удивительный воздух
Задачи: Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Интеграция: Ручной труд
Тема: «Смешарики»
(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)
Тема 2: Парусные гонки
Задачи: Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
Интеграция: Рисование
Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)
Тема 3: Вдох - выдох
Задачи: Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Интеграция: Рисование
Тема: «Рисование мыльными пузырями»
Тема 4: Сухой из воды
Задачи: Помочь определить, что воздух занимает место
Тема 5: Поиск воздуха
Задачи: уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.
Интеграция: Придумать с родителями сказку «О воздухе»
Тема 6: Муха – цокотуха.
Задачи: Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
Интеграция: Конструирование
Тема: «Жуки» (из природного материала)
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется.
Задачи: Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
Интеграция: Здоровье
Закаливание с помощью воздушных ванн.
Тема 8: В воде есть воздух
Задачи: Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.
Интеграция: Чтение художественной литературы.
«Что ты знаешь о рыбах»
Автор: Заплетная С., Курникова Т.
Январь
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы. растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Тема 1: Пар это тоже вода
Задачи: Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода.
Интеграция: Рисование :
Тема:«Волшебная вода» (колорит) .
Тема 2: С водой и без воды.
Задачи: Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .
Интеграция: Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»
Тема 3: Замораживаем воду.
Задачи: Дать детям понятие о том, что снег это замерзшая вода.
Интеграция: Аппликация
Тема: «Снежинка»
Тема 4:Вода не имеет формы
задачи: Дать представление о том, что у вода принимает форму сосуда.
Интеграция:Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому) .
Февраль
«Человек».
Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
Тема 1: Проверим слух.
Задачи: Показать как человек слышит звук.
Интеграция: Дидактические игры:
«Узнай по голосу»
«Музыкант» и т. д.
Тема 2: Наши помощники - глаза
Задачи: Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.
Интеграция: Рисование
Тема: Братья близнецы (рисование глаз способом монотипия предметная)
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Задачи: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Тема 4: Определение пищи на вкус.
Задачи: Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее) .
Интеграция: Лепка
Тема: Витамины
Март
«Экспериментирование с деревом»
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, цалафановые пакеты, земля, лупы, стека.
Тема 1: Тонет не тонет
Задачи: Знакомство со свойствами коры дерева
Интеграция: Рисование
«Тема: Чудо дерево» (оттиск корой)
тема 2: Посадим деревце
Задачи: Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.
Интеграция: Подбор пословиц и поговорок о лесе и растениях.
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?
Задачи: Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Интеграция: Познание (экология)
Тема: «Лес – как экосистема»
Тема 4: Почему осенью опадают листья?
Задачи: Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
Интеграция: Рисование
Тема: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев)
Апрель
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема 1: Парящий самолет
Задачи: Познакомить с физическим явлением магнитизм
Интеграция: Определение частей света с помощью компаса на прогулке.
Тема 2: Притягивает- не притягивает
Задачи: Изучить влияние магнетизма на разные предметы
Интеграция: Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук.
Задачи: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
Интеграция: Конструирование
Тема: «Лодочка»
(оригами)
Тема 4: Рисует магнит или нет
Задачи: Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.
Интеграция: Тема: «Крутится, вертится… » (при помощи нескольких магнитов с разными красками)
Май
Экспериментирование с почвой.
Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.
Тема 1: «Домашняя засуха».
Задачи: Дать представление о том, что в земле есть вода.
Интеграция: Труд в уголке природы.
Тема 2: «Где лучше расти»
Задачи: Знакомство со свойствами почвы.
Интеграция: Работа в огороде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »
Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »На 2013-2014 учебный год...
Перспективное планирование учебно-воспитательной работы инструктора по физической культуре
Перспективное планирование учебно-воспитательной работы инструктора по физической культуре строится в соответствии с тематическим планом ДОУ...
Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.
Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.
Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год(2 часа в неделю, всего 70 часов)...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование учебного материалапо физике в 8 классепо учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 70 часов)...