Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».
статья по биологии по теме

Батодоржиева Баирма Николаевна

Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_i_proekt97.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1»

Опытно-экспериментальная  работа по теме:

«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».

Выполнено учителем биологии

 МСОШ №1 Батодоржиевой Б.Н.

пгт.  Могойтуй.  2009г.

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты проектно - исследовательской работы учащихся

  1.  Научные предпосылки проектно – исследовательской деятельности учащихся
  2.  Специфика применения  ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Глава II. Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на примере МСОШ №1

2.1. Методическая система использования ИКТ в условиях проектно-исследовательской деятельности

2.2.  Эффективность использования ИКТ в  проектно-исследовательской деятельности

2.3. Рекомендации по использованию ИКТ в организации проектно-исследовательской деятельности

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Актуальность. В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями. Анализ состояния изучаемой нами проблемы, показал, что в настоящее время наметилось противоречие между необходимостью и возможностью формирования у личности школьника творческой деятельности в процессе обучения биологии и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике. Преодоление выявленного противоречия и составило проблему данной опытно-экспериментальной работы, которая предположила поиск условий, необходимых для формирования у школьников проектных и исследовательских умений  в процессе обучения биологии. Решение этой проблемы составило цель  данной опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в формировании личности школьника творческой деятельности при обучении биологии и отсутствием комплексной методики по его  реализации. Этого возможно достичь, если мы научим  добыванию знаний, умению вести самостоятельный поиск информации, но трудно учителю перестроиться, ведь большая часть знаний по-прежнему, преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса и способом решения указанной проблемы, является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – проектно- исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивают информационно-коммуникативные компетентности.

Объект исследования: Проектно - исследовательская деятельность учащихся.

Предмет исследования: Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии

Цель эксперимента: Разработать и обосновать  методическую систему использования ИКТ для повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи: 

1.    Разработать проблему применения информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности;

  1. Критерии  и показатели оценки эффективности влияния этой системы на проектно-исследовательскую деятельность;
  2. Апробировать систему и изучить влияние ИКТ на проектно-исследовательскую деятельность;
  3. Обобщить результаты исследования  в форме рекомендаций по использованию ИКТ в проектно-исследовательской деятельности;

Гипотеза исследования в опыте. Эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся возрастает в условиях применения ИКТ технологий.

Методы: 1.Теоретические методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;

2.Эмпирические методы исследования: индивидуальная работа, анкетирование;

Новизна опыта. Разработана методическая система использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности, в форме рекомендаций;

База исследования: средняя общеобразовательная школа №1 п. Могойтуй;

Этапы исследования: 1. Подготовительный;

                                   2. Организационный;

                                   3. Обобщающий;

Структура состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы, приложений

Глава 1. Теоретические аспекты организации проектно- исследовательской работы учащихся

  1. Научные предпосылки организации проектно-исследовательской работы учащихся

Ученые и учителя-практики констатируют, что приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении. В контексте нашего исследования основными понятиями являются «проектно-исследовательская деятельность» и «информационно-коммуникативные компетентности». В связи с этим необходимо раскрыть научные предпосылки их изучения. 

Исследование определяется Д.Н.Ушаковой как научное сочинение, в котором исследуется вопрос.

Исследование научное, (БСЭ) процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Основными компонентами исследования научного являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных исследования научного выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство.

Под исследовательской деятельностью А.Леонтовичем понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Под учебно-исследовательской деятельностью В.Н Борздун понимает такую форму организации образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (по крайней мере, для учащегося) и предполагающая наличие основных этапов,  характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования,  сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Были определены требования к научно-исследовательской деятельности В.Н. Борздун, Л.А. Борздун в 2003 году, которых мы  и придерживаемся:

1.      Актуальность выбранного исследования.

2.      Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

3.      Чёткость выводов, обобщающих исследование.

4.      Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

5.      Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

6.      Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

7.      Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.

8.      Умение вести дискуссию по теме.

9.     Технологичность и техничность исполнения.

10.    Художественный вкус.

Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным, интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем мы совмещаем с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов - вот еще аспекты нашей работы.

По мнению А. Леонтовича отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Еще в 1919 году в городе Дальтон (США)  Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Рассмотрим смысловое значение этого понятия более подробно. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность  ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Реализация проектно - исследовательской технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному курсу. Сообщается предварительно план раскрытия темы. Вносятся учениками предложения и способы  выполнения заданий. Дети распределяются по микрогруппам, где намечаются контуры будущего результата, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия.

Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т. д.  Учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт  по решению  различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности. Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты, реализуемые на основе системного  подхода к познанию мира природы.

Как же осуществляется работа над проектами?

  1. Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
  2. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
  3. Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
  4. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
  5. Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
  6. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.        

Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Они выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований, а руководители выступают при  этом как консультанты и при  необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения.

Учитель может применить различные методические приемы создания проблемной ситуации:

  1. подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  2. сталкивает противоречия практической деятельности;
  3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  4. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например: командира,  юриста, финансиста, педагога и т.д.)
  5. побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  6. ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  7. определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские)

Процесс обучения исследовательским умениям должен быть поступательным, нести черты преемственности от класса к классу, от простого к сложному. Одним из основных методов в этом случае должно проведение проблемных уроков исследовательского характера. Наиболее распространенная цель такого урока – создать условия для……, обобщить и систематизировать полученные знания и научиться применять их при рассмотрении нестандартных вопросов.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально  (скажем через рассказ или пояснение). В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще,  очень важна особенность, ощущать  себя, членом команды: подчинять свой темперамент, характер,  время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах.

Почему уделяется серьезное внимание созданию и работе команд,  в проектом обучении? Объяснить просто: содержанием работы является социальное проектирование, а общественные проблемы, даже малые обычно в одиночку не решаются – только в группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.

Почему необходимо проводить исследовательскую и проектную работу:

1.      Она позволяет полученные теоретические основы связать с практикой, применить их в нестандартной ситуации, а значит, позволит приобрести ученику самое ценное на сегодняшний момент в образовании, способствующее повышению его качества – навык работы с компьютером и проведение  исследовательских проектов.

2.      Исследовательская работа проводится по тому же принципу, что и в ВУЗах, поэтому её проведение в школе позволит создать преемственность, облегчить переход из школы в ВУЗы.

3.      Углубленнее изучить программный материал, связать его с жизнью.

4.      Принести пользу для местного сообщества, пытаясь в силу возможностей своего возраста, поднять волнующие всех вопрос, найти выход из сложных ситуаций.

5.      Повышают мотивацию обучения школьников.

      6.      Повысить жизненную активность молодежи, патриотические чувства

Таким образом, обобщая  вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

  1. под проектно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие  основных этапов характерных для  исследования.
  2. особенности организации проектно-исследовательской деятельности заключается в создании благоприятных условий для стимулирования и профессиональной ориентации.

  1. Специфика применения  ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И, конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

Применяют компьютерные технологии в обучении, во внеклассной и проектной деятельности, работает школьное научное общество, в рамках которого ведется исследовательская работа, готовятся проекты и презентации с помощью Интернет-технологий.

Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Работа на компьютере способствует развитию творческих способностей учащихся. При этом компьютерные программы служат дополнением к основному учебному материалу или выступают как средство, повышающее результативность обучения. Они создают условия, при которых акцент делается не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.

При использовании компьютера повышается мотивация обучения, происходит усиление интереса учащихся к урокам биологии и расширение их кругозора. Использование компьютера и электронных средств обучения на уроках даёт возможность обучать активным методам мышления и способам поисковой деятельности, которые позволяют учащимся адаптироваться и ориентироваться в любой профессиональной деятельности, создаёт реальные условия для творческого саморазвития, как отдельной личности, так и всего коллектива.

В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимого правительством Российской Федерации, с ноября 2005 года начало разрабатываться ими информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В аббревиатуре ИКТ буква «К» соответствует слову коммуникация. В словаре иностранных слов указано: коммуникация — 1) путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр., телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; 4) массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Таким образом, в рамках ОЭР будет проверяться способность учащихся (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий. Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ–грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ–компетенции.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.
ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно–коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.
Грамотность — это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.
Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.
Функционирование в современном обществе — Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ–грамотности. ИКТ–грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.

Введенное понятие ИКТ–грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. При применении ИКТ в проектно-исследовательской деятельности формируются  все виды ключевых компетенций. Оценка эффективности влияния ИКТ и  проектно-исследовательской деятельности   на формирование  ключевых компетенций может  осуществляться следующим образом:

  1. Критерий овладения мыслительными операциями может быть деятельность учащегося по созданию и защите проектов;
  2. Критерий развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве, его увлеченность и интерес в работе над проектом;
  3. Критерий развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации;
  4. Критерий развития потребностно - мотивационной сферы может быть стремление учащегося и далее участвовать в подобных проектах, мотив к личностному росту и овладению продуктивным типом деятельности;

  Усвоение различных приемов использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся можно выявлять по следующим показателям:

  1. выход в Интернет, создание своего сайта и возможность информационных обменов с другими образовательными учреждениями.
  2. поиск информации и участие в электронных конференциях
  3. возможность дистанционного обучения
  4. использование на уроках интерактивной доски
  5. использование электронных учебников
  6. представление информации с помощью мультимедиа
  7. использование в учебном и научно-исследовательском процессе специальных программ (Excel, Power Point, Adobe Photoshop, Publisher и др.)

Excel

  1. Умеют производить статистическую обработку фактического материала.
  2. Умеют создавать графики и диаграммы.

Adobe Photoshop

  1. Умеют обрабатывать  карты, рисунки, фотографии, схемы.
  2. Наносить на них информацию, менять цвета, контуры.
  3. Реставрировать материалы (фотографии, карты)

Power Point

  1. Умеют представлять информацию

Publisher

  1. Умеют создавать электронные страницы и представлять их.

Перейдем теперь от определения ИКТ – грамотности к понятию ИКТ– компетенции. Компетенция – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимого правительством Российской Федерации, с ноября 2005 года начало разрабатываться следующее определение ИКТ–компетентности. Под  ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить школьникам возможность:

  1. успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  2. подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  3. жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
  4. общую оценку познавательной и технической компетентности ученика;
  5. более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика;
  6. связь с существующими или специально разработанными методическими материалами;
  7. основываясь на результатах тестирования можно выделять конкретные цели обучения.

Диагностическая оценка позволит исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ–компетентности.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся с использованием компьютера и его возможностей является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Глава II. Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на примере МСОШ №1

2.1. Методическая система использования ИКТ в условиях проектно-исследовательской деятельности

В логике нашего исследования  рассмотрим описание методической системы использования проектно-исследовательской деятельности учащихся, так как деятельность учащихся носит не  разрозненный, стихийный характер, а является целенаправленной, организованной, включенной в общую систему  деятельности школы.

Наиболее приемлемой формой организации учебной деятельности учащихся, направленной на формирование и развитие проектно-исследовательских умений в курсе биологии, является  работа  в форме спецкурса поскольку позволяет школьникам демонстрировать и развивать свои исследовательские наклонности. Таким образом, в нашей школе введены спецкурсы: «Биоэкологические исследования растений и животных»,  рассчитанный на 17 часов учебного времени и  спецкурс составленный на основе федеральной программы авторского коллектива под руководством Н.М. Черновой «Человек – часть природы» также рассчитанный на 17 часов. Изучается в классах естественно-математического профиля и предполагает углубленное изучение экологических проблем, развитие практических навыков и проектно-исследовательских умений и овладение учащимися научными основами. Программа ориентирована на более высокий уровень изучения материала, преимущественно проблемно- теоретический. Содержание и структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология -  практическая экология.

Спецкурс  «Биоэкологические исследования растений и животных» построен на основе учебника Дорохина Л.Н, Нехлюдова А.С.  «Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений»  и Степанян Е.Н., Душенкова В.М  «Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных»

Программа курса составлена так, что сначала ребята изучают теорию по определенной теме, а затем переходят к практическим занятиям.

Основные разделы

Кол-во часов

Этапы проектно-исследовательсой деят-ти

1. Виды творческой деятельности. Этапы исследований.

Оформление НИР. Выбор научно-исследовательских проектов.

Всего: 4

(2  часа-теория,

2 часа-практика)

Подготовительный

2. Биоморфологические характеристики растений. Экологические исследования растений.

Комплексное исследование экосистем. Изучение биоморфологических особенностей интродуцированных растений

Всего:5 часов

(2 - теория,

3 – практика).

Этап планирования

3. Методы изучения животных

Всего: 4 часа

(2 - теория,

2 – практика).

Этап исследования

4. Поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;

Всего: 3 часа

( 3 часа-практика)

Результативно-аналитический

5.Индивидуальная кейсовая защита проектов. 

Всего: 1 час

Отчетно-презентационный;

Этап оценки;

Результатом деятельности учащихся становятся проекты, полученные в ходе исследовательской работы. За шесть лет работы с использованием метода исследовательских проектов повысилась мотивация учащихся к изучению экологических проблем. Результатами освоения курса стали, следующие проекты:

- Выращивание растений методом гидропоники (2003) – 1 место район, 2 место  округ.

- По следам экспедиции Г.А.Стукова ( 2005) –2 место район

- Восстановление степного сообщества после с/х обработки (2007) – грамота регион

- Модель экологической школы (2006)- район 2 место

- Модное увлечение или психология похудения (2007)- район 2 место

- Душистые вещества растений и способы их получения (2007) – 3 место район

- Проект дизайна рекламного экологического плаката или новый взгляд на старые запреты (2007) –район 1 место, грамота на  международной филологической конференции студентов.

Кроме того, работа имеет осязаемый практический результат - существенно пополняется  банк данных кабинета биологии, разрабатывается новая экскурсионная  и экспедиционная программа.

Рассмотрим особенности  уроков с применением ИКТ и  исследовательских проектов. Тема: «Происхождение человека»

Тип урока:  Урок постановки учебных задач

Цель  урока: создать условия для формирования знаний о происхождении человека.

Задачи:

Образовательные: Создать условия для формирования знаний о происхождении человека. 

Развивающие: Развивать  речь, внимание и память, умение логически мыслить;

Воспитательные: воспитание таких личностных качеств как интерес к знаниям, коммуникативные качества.

Оборудование: Мультимедиа – проектор.

Этапы проектно-исследовательской деятельности

Тема урока, этапы урока

Действия учителя

Примерные действия

учащихся

Подготовительный этап

Введение в тему: «Происхождение человека»

- выбор темы проекта


 

Вводно-мотивационный этап

проблемное введение в тему: эпиграф урока: «Человек - царь природы»  

-Какими путями человек  достиг преимущественного положения на Земле и все-таки царь ли он?

Выход к теме урока: «Происхождение человека»


-выдвижение гипотезы;

Операционально -содержательный этап  

Темы  проектов: 

1.Положение человека в

 системе животного

 мира 

2. Эволюция приматов 

3. Стадии эволюции человека

- древнейшие люди;

- древние люди;

-  современные люди;

4. Расы. Антинаучная сущность

 расизма и социал-дарвинизма;  Консультации в освоении используемых материалов  

 «мозговой штурм»:

-определяют стадии  формирования человека и темы проектов;

- создание творческих групп;

-     планирование

исследовательских действий, Решение проблемных задач:  доказательства происхождения человека от животных.


Контрольно-оценочный этап


Корректирование хода проектной деятельности;

Домашнее задание:

-работа над проектами


Работа над проектами

Этап планирования

Положение человека в

 системе животного

 мира

-лекции учителя;

-установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности;

Определение методов исследования по отдельным направлениям;

Определение способов представления результатов (формы отчета)

Этап исследования

Эволюция приматов 

Консультирование

- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;

-  сбор информации;

-  решение промежуточных задач;

Результативно – аналитический этап

Стадии эволюции человека

- древнейшие люди;

- древние люди;

-  современные люди

Консультирование

-анализ собранной информации;

-формулирование промежуточных выводов;

-постановка новых проблем, возникающих по ходу выполнения проекта;

-продолжение работы в укрупненных базовых группах

Отчетно-презентационный этап;

Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности

Расы. Антинаучная сущность

 расизма и социал-дарвинизма;   

Консультирование



Оценка проектной деятельности учащихся;

Обсуждение возможных форм представления результатов;

Распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;

Выполнение отчета;

Презентация результатов проекта;

Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;

Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового?

Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям.

Компьютер  заменяет основную часть наглядных пособий и моделей. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, виртуальный мир даёт возможность проводить лабораторную работу. С помощью   электронных учебников показываются видеофрагменты экспериментов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования.  Электронные учебники «Биология 6-11 класс» - Генетика – Модификационная изменчивость  - виртуальная лабораторная работа. (См. Приложение, папка «Разработки уроков»)

На уроках используются компьютерные технологии при изучении нового материала (презентации для лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения биологического практикума, а также при контроле и коррекции знаний.

Применение слайдов  во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации. Мною используются на уроках следующие электронные учебники:  

Электронные учебники

Класс

Обучающий  программно - методический комплекс на CD – R «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Общая биология. 10 класс

11 класс»;

Человек и его здоровье. Базовый курс. 8   класс»;

Животные.  7 класс

Общая биология с основами экологии

9 класс

Растения. 6 класс

Если на уроке возникает необходимость обсуждения с учащимися нового материала, то проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. На слайдах презентации  размещаю изучаемый материал в соответствии с последовательностью их изучения на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания.  Если учащиеся, не могут ответить на какой либо вопрос, то используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращаю тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляю повторение материала, оказавшегося трудным для учащихся.    

Для контроля можно использовать электронные тесты. ( см. Приложение, папку  

« Электронные тесты»)

Помимо лекционных уроков, использую компьютер при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачёт) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Компьютерную программу  использую  для самостоятельной работы, как обучающее  и контролирующее средство обучения. Учащиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией (текст, анимация), имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, внимательно их рассмотреть, что, конечно,  помогает им лучше понять материал. Мультимедиа – технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между отдельными частями курса. Учащиеся получают возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднения именно у него. В это время провожу индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи. Благодаря этому школьники изучают материал в необходимой для них последовательности. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением оценки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения материала. 

Таким образом, нами  накоплен практический опыт по применению данной технологии,  также накоплен практический опыт по подготовке и проведению проектов в 10-11 классах.

2.2. Эффективность использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности

Применение компьютеров на уроках биологии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается мотивация обучения, усиливается интерес учащихся к урокам биологии.  С целью определения уровня знаний учащихся в области ИКТ, была проведена диагностика: «ИКТ в жизни старшеклассника» 10-11 классы

Результаты: Опрошено – 45 учащихся.

У Вас есть ПК дома?

Имеется у 28 учащихся (58,33%)

Оцените свой уровень знаний по пятибалльной шкале:

Word

Excel

Power Point

Paint

Компас (или 3d Max)

Turbo Pascal

Си

Delphi

Cи++

Photoshop

Corel Drow

Html

Баллы:


3,71

3,24

2,98

3,10

0

2,13

0

0

0

1,13

0,13

0

Какой архиватор используете?

WinZip, WinRar

Создаете ли самостоятельно клипы?

Создают 9 учащихся (20%)

Каким Интернет-браузером пользуетесь?

Opera, Mozilla

Сколько времени в день уходит у Вас на Интернет?

0-1,5 часов

Какими поисковыми системами пользуетесь?

Yandex, Google, Rambler

Какие образовательные сайты Вы посещаете?

www.edu.ru

Составьте рейтинг самых Вами посещаемых сайтов.

1. www.vkontakte.ru

2. www.odnoklassniki.ru

3. www.edu.ru

4. www.mp3ex.net

5. www.musicostrov.ru

Используете ли Вы ИКТ в научной деятельности?

Используют 27 учащихся (60%)

Используете ли Вы ИКТ в исследовательской деятельности?

Используют 24 учащихся (53,33%)

Какими еще источниками информации, кроме Интернета, Вы пользуетесь?  

Книги, учебники, справочники, журналы, газеты, ТВ, радио…

        

Исследования психологической комфортности учащихся на уроках биологии  показали, что у 88 % учащихся отмечено позитивное отношение к ним. Уроки интересны, и на них чувствуют себя спокойно 80 % опрошенных. За последние три года качество знаний  обучающихся по биологии  выросло с 58.2% до 68.5 %.

Современные информационные технологии стали действенным  инструментом для совершенствования поисковой деятельности. Особое внимание  уделяю созданию мультимедийной презентации, которая может быть использована для проведения уроков  заочных экскурсий и внеклассных мероприятий.

Итогами работ становятся  представление ее результатов на заседании НОУ, а затем - защита проекта на районной научно-исследовательской конференции « Шаг в будущее», « Шаг в науку», «Юный краевед»

Тематика мероприятий, проведенных с использованием современных технологий, доказывает систематическое использование современных образовательных технологий:

Учебный год

Вид мероприятия

(урок, классный час идр)

Тематика, возраст учащихся

Класс

Используемая технология

2006-2007

Урок

«Круговорот веществ»

11

Проектная, ИКТ

Мастер- класс

 «Использование исследовательского метода на уроках биологии»

учителя

Исследовательский

Урок

«Приспособленность организмов к условиям обитания как результат действия ест. отбора»

11

Исследовательский,

ИКТ

Урок

«Тип моллюски»

7

учителя

ИКТ, исследовательский

Урок

«Отряды птиц»

7

учителя

ИКТ, проблемный

Урок

«Модификационная изменчивость»

11

учителя

ИКТ ( виртуальная лаборатория), проблемный

Урок

«Развитие жизни на Земле»

11

ИКТ, проектный

2007- 2008

Мастер-класс

«Использование исследовательского метода на уроках биологии»

учителя

Исследовательский,

ИКТ

Публичный доклад

«Применение ИКТ в проектно- исследовательской  деятельности на уроках биологии»

учителя

Исследовательский,

ИКТ

Урок

«Моногибридное скрещивание»

9

учителя

ИКТ, проблемный

2008 - 2009

Доклад

«Исследовательская  деятельность на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях»

учителя

Исследовательский,

ИКТ

Открытый урок

Урок - кругосветное путешествие на корабле «Бигль»

11

учителя

Игровая

проект

С помощью компьютерной программы Microsoft Power Point реализован проект: «Развитие жизни на Земле» (11 кл) все эры, «Происхождение человека».

электронные ресурсы

«Тип моллюски» (7 кл), «Отряды птиц» (7кл),  «Модификационная изменчивость» (11кл),» Моногибридное скрещивание» (9кл), «Эволюционное учение» (11 кл), «Деление клетки»(10кл), , «Происхождение человека» (10 кл), «Экологические факторы»(11 кл) , «Развитие жизни на Земле»(11 кл)

 Электронные страницы в программе Microsoft Publisher по темам:

«Развитие жизни на Земле», «Доказательства эволюции»  Для примера можно представить описание применения следующих проектов: Урок «Модификационная изменчивость»


Таким образом, активизация познавательной деятельности через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии способствует повышению качества знаний  и успеваемости, происходит подготовка учащихся к жизни  в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету.

  1. Рекомендации по использованию ИКТ в организации проектно-исследовательской деятельности.

Мотивация является источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической  пользы.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

Этапы проектно-исследовательской деятельности

Действия учителя

Примерные действия учащегося

Формируемые

умения и навыки

Подготовительный этап

-проблемное введение в тему;

- использование «мозгового штурма»

выбор темы проекта

- выдвижение гипотезы;

- создание творческих групп;

-     планирование

исследовательских действий,

мыследеятельностные

Этап планирования

-лекции учителя;

-установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности;

Определение методов исследования по отдельным направлениям;

Определение способов представления результатов (формы отчета)

Коммуни

кативные;

поисковые

Этап исследования

Консультирование

- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;

-  сбор информации;

-  решение промежуточных задач;

Комм- ные;

Поисковые;

Информ-ные

проведение инструмент-ого эксперимента

Результативно – аналитический этап

Консультирование

-обмен информацией между группами;

-анализ собранной информации;

-формулирование промежуточных выводов;

-постановка новых проблем, возникающих по ходу выполнения проекта;

-продолжение работы в укрупненных базовых группах

Коммуни

кативные; мыследеятельностные

Отчетно-презентационный этап

Консультирование

Обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;

Распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;

Выполнение отчета;

Презентация результатов проекта; (Самовыражение личности ребенка  связано с собранной информацией. Это может быть свободные тексты-сочинения, создают слайды, изготавливают книжки и т.д.)

презентационные

Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности

Оценка проектной деятельности учащихся;

Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;

Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения  пригодятся в жизни?

Самоанализ, самооценка, рефлексия.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

•   материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

•   информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

•   отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

3. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.

4. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из под вопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.

6. Риски.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка баллы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

Заключение

        В  соответствии  с  поставленными  задачами  нами  были:

1.  Рассмотрены  научные  предпосылки,  в  связи  с  этим  дана  характеристика  таким  понятиям  как  «научное  исследование»,  «проектная деятельность» и  «информационно-коммуникативная компетентность».  В  исследовании  отмечено,  что  проектно- исследовательская  деятельность   мощное  средство  формирования  познавательной  самостоятельности  учащихся.  Они  направлены  на  построение  содержательного  взаимодействия  учителя  и  ученика  с  целью  личностного  развития  обеих  сторон,  формирования  творческой  активности  школьников  и  совершенствования   их  самостоятельности.

2.  Была  раскрыта  методическая система использования ИКТ  в условиях проектно-исследовательской  работы  учащихся.

3.  Были раскрыты и определены  критерии и показатели  оценки эффективности влияния этой системы   на проектно-исследовательскую деятельность

4.  Описан  ход  опытно-экспериментальной  работы,  включающий  последовательное  описание  условий  применения ИКТ  в  проектно-исследовательской  деятельности    в  связи,  с  чем   отмечается:

- что    проектно-исследовательская работа учащихся  предполагает  формирование  чувства  коллективизма,  взаимопомощи,  получают  опыт  самостоятельности  и   самореализации  творческих  сил;

- что  формирование  навыков применения ИКТ  наиболее  эффективно   в  рамках   проектно-исследовательской  деятельности.

Литература:

  1. Андреева  Н.Д., Левченко  А.Л.  Профильное  обучение:  вчера,  сегодня,  завтра  //  Биология  в  школе.-  2004,  № 5.

2.    Бабакова  Т.А.  Технология  краеведения  в  экологическом  образовании  //           Экологическое  образование.-  2000,  № 4.

3. Бабакова  Т.А.  Экологическое  краеведение:  вопросы  истории  и  теории  //  Экологическое  образование.-  2004, № 2.

     4.Бессолицына  Р.  Организация  научно-исследовательской  деятельности  учащихся  и  педагогов  // Технологии.- 2005, №  17.

  1. Безрукова  В.С.  Директору  об  исследовательской  деятельности  школы //  Директор  школы.-2002,-№ 2.
  2. Борздун  В.Н.,  Борздун  Л.А.  Исследовательская  деятельность  в  школе:  критерии  оценки  //  Методист.-  2003, № 6.
  3.  Бобылёва  Л.  Экологический  клуб  в  педагогическом  вузе  //  Экологическое  образование.-  2004,№ 1.
  4. Бурнашев  С.И.  Организация  учебно-исследовательской  деятельности  учащихся  //  Приложение  к  газете  1  сентября.  Биология.-  2002, № 27-28.
  5. Воронова  О.Н,  Макарова  О.В.  Практические  занятия  на  экологической  тропе  // Экологическое  образование.-  2004,  № 4.
  6. Демидов  В.А.  Биологические  конкурсы.  Как  подготовить  к  ним  ученика?  // Биология  в  школе.- 2005, № 4.
  7. Дьякович  С.В.   Методика  факультативных  занятий  по  химии – М..:  Просвещение, 1985.
  8. Ермаков  Д.С.,  Петрова  Г.Д.  Обучение  школьников  решению  экологических  проблем  //  Экологическое  образование.- 2004, № 1.
  9. Жамсаранова  В.К.   Наша  концепция  профильного  обучения  //  Агинская  правда.-  2005, № 35.
  10.   Иванова  Г.М.  Домашние  задания  как  стимул  повышения  интереса  учащихся  к  предмету  //  Биология  в  школе.- 2005, № 6.
  11.   Изотова  Е.И.  Интегрированная  технология  обучения  школьников  решению  экологических  проблем  //  Экологическое  образование.-  2003, № 2.
  12.  Ишкова  Л.В.  Формирование  исследовательской  культуры.-  Новокузнецк:  Изд-во  ИПК,  1997.
  13. Кирилюк  О.К.  Школьные  учебные  тропы  природы.  Создание  и         использование.-  Чита,  2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии

Опытно-экспериментальная  работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....

статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...

Из опыта работы «Проектно – исследовательская деятельность на уроках биологии»

Презентация опыта работы "Проектно - исследовательская деятельность на уроках биологии"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии

Опыт использования проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии...

Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

   Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...