Технологическая карта урока по теме "Культура России во второй половине ХIХ века"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Урок изучения нового материала

план урока:

  1. Особенности культурного развития России во второй половине XIX века
  2. Образование и наука
  3. Литература
  4.   Изобразительное искусство
  5. Архитектура и скульптура
  6.   Музыка
  7.   Театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №5"

г.Черногорска Республики Хакасия

История, 10 класс

Тема урока

«Культура России во второй половине ХIХ века»

Автор-разработчик: Митрофанова Мария Александровна

1. Технологическая карта урока

Предмет история

Класс 10

Автор УМК Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

Тема урока

Культура России во второй половине ХIХ века.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

урок-исследование

Образовательные ресурсы

деятельностные технологии, информационно-коммуникативные технологии.

План урока

  1. Особенности культурного развития России во второй половине XIX века
  2. Образование и наука
  3. Литература
  4. Изобразительное искусство
  5. Архитектура и скульптура
  6. Музыка
  7. Театр

Личностно значимая проблема

Иметь общее представление о развитии русской культуры во 2 пол. XIX века, о новых направлениях в ней; понимать, какие достижения русской культуры оказывают влияние на отечественную и мировую культуру  в наше время.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальный, работа в паре

Основные понятия

Менталитет, Товарищество передвижников, конка, «неорусский стиль».

Планируемые результаты

- Знать:

особенности развития русской культуры II половины XIX века,

знать историческую обстановку в которой происходило формирование русской национальной культуры II половины XIX века,

имена деятелей культуры, оказавших влияние на дальнейшее развитие русского искусства;

- уметь: работать с различными видами информации (извлекать информацию; различать факты и интерпретацию),

осмысливать информацию, делать выводы, находить аргументы,

владеть навыками письменной и устной речи через представление информации в виде устных и письменных ответов.

Откликаться на эмоциональном уровне на произведения культуры.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научаться: учатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета. Иметь представления о русской культуре второй половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества;

Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную в сети интернет.

Регулятивные:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.

Коммуникативные:планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в паре; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науке.

Организационная структура урока

Этапы урока*

Время

Обучающие т развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

5

Беседа

Перед тем, как мы с вами начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какой период в истории мы с вами рассматривали на предыдущих уроках. Сегодня мы продолжим с вами путешествие во времени и вновь окунемся в неповторимую атмосферу ХIХ столетия.

 Изучив три сферы общественной жизни, нераскрытой осталась одна, формирующая духовные ценности и представления, мировоззрение у людей. Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других.

Давайте вместе поразмышляем:

- Какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие во второй половине 19 века, могли оказать наибольшее влияние на развитие культуры страны в изучаемый период?

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с культурой России второй половины XIX века. Какие направления культуры вам известны? Сегодня мы узнаем об особенностях каждого этого направления во второй половине XIX века.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают тему урока и план урока

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

2. Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

10

Работа в группе, работа с презентацией PowerPoint, работа с текстом учебника, поиск информации

Учитель организует работу в парах. Каждой паре нужно подготовить рассказ об одном направлении культуры, для этого они используют предоставленные им презентации, в которых необходимо вставить пропуски и сделать определенные задания. Для решения заданий группам можно пользоваться текстом учебника и искать информации в сети интернет.

Работают в группах. Ищут необходимую информации, готовят общие выводы об особенностях данного направления культуры.

Работа в группе, работа с ИКТ

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации,извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проверка решения всех заданий в группах, ответов на все вопросы, заполнение всех необходимых пропусков.

IV. Представление работы групп

18

Устные доклады групп об одном из направлений культуры.

Организует доклады каждой группы, вопросы од остальных участников урока, контролирует правильность сделанных выводов.

Озвучивают готовые презентации, отвечают на вопросы, записывают особенности каждого направления в тетрадь

Устные доклады, вопросы

Познавательные: понимантие информации, предоставленной другими группами о каждом направлении культуры

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Сообщения, вопросы по прослушанному материалу

V. Итоги урока. Рефлексия

4

Обобщение полученных на уроке сведений

-Мы с вами познакомились с основными направлениями культуры второй половины 19 века и их представителями.

-Какие же общие идеи прослеживаются у авторов произведений различных видов искусства?

Итак, мы подошли к главному вопросу нашего урока: -Вы готовы ответить на вопрос: Какой художественный стиль господствовал в культуре второй половины 19 века? Именно это направление отражается и в тех произведениях, которые представлены на слайде.

Дает определение  критического реализма, его характерные черты

Подведение итогов урока.

Рефлексия

-Наше занятие подходит к концу.

-Прошу вас заполнить рефлексивную карту, в которой вы должны дать объективную оценку своей деятельности и выставить себе отметку за работу на уроке.

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь основные понятия и общие выводы по теме урока

Оценивают свою работу на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение полученных на уроке знаний

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Фронтальная работа

Домашнее задание

1

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

2. Описание используемого на уроке цифрового инструмента

Наименование цифрового инструмента: PowerPoint

На каком этапе(ах) урока/занятия данный инструмент можно использовать: В данном уроке инструмент используется на этапе освоения новых знаний.

Какие дидактические задачи урока/занятия решает данный цифровой инструмент: Мультимедийная поддержка мультимедиа используются для усиления обучающего эффекта, для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала, для отработки определенных учебных умений, для контроля знаний.

Дополнительные возможности цифрового инструмента: Мультимедиа технологии позволяют организовывать учебный процесс с использованием различных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой. Позволяют проявлять учащимся творчество и оригинальность, приобретать специфические навыки работы с информацией, использовать информационные технологии. А также активизируют познавательную деятельность школьников, повышая интерес к предмету,.

3. Видеофрагмент этапа урока/занятия

https://dropmefiles.com.ua/RzTYk

Дата_______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.

Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века...

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материалаЦели:·         Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.Задачи:·...

Разработка урока "Внешняя политика России во второй половине 19 века"

Разработка урока с иллюстрациями  и дидактическими материалами...

Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...

Внешняя политика России во второй половине 16 века (технологическая карта)

Технологическая карта урока в 7 классе (первый из двух уроков по теме)...

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"...