УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Исусова Ольга Викторовна

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

·         Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Задачи:

·         Образовательные:

o    подведение  учащихся к пониманию основным направлениям внешней политики России во второй половине 18 века,

o    подведение к пониманию  важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю,

o    раскрытие причин и характера войны;

o    Развивающие:Продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;

·         Воспитательные:

воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  • Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Задачи:

  • Образовательные:
  • подведение  учащихся к пониманию основным направлениям внешней политики России во второй половине 18 века,
  • подведение к пониманию  важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю,
  • раскрытие причин и характера войны;
  • Развивающие:Продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
  • Воспитательные:
  • воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

План урока:

План.

  1. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

3. Русско-турецкая войн 1787-1791 гг.

5.Великие полководцы 18 века.


Подготовка к уроку:

Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тест)

Ожидаемые результаты

Характеризовать  направления внешней политики России,    характеризовать и анализировать причины противостояния России и Турции, знать задачи и результаты решения этих задач.

Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, В.И Буганов,П.Н.Зырянов «История России конец 17-18 в», учебник для 10 класса, карта «Россия во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

  1. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 3) Сегодня на уроке мы  охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен правления Екатерины2-  взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и результаты  двух русско-турецких войн.

Эпиграф ( слайд 2).

План темы (слайд 3).

Проблемное задание ( слайд 4).

Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 5):

–۰Назовите 2 основных направления внешней политики России в 17-18 веках.   (слайд 6)
– Назовите русско-турецк
ие войны 17 начала 18 в., причины и результаты.
– Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период.
– Найдите  на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства
 (слайд 7)

Таким образом, учитель подводит детей к направлениям  внешней политики правительства Екатерины II .

– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? Назовите причины  предстоящей   войны России с Турцией. 

Сверяют ответы с 8 слайдом.

В результате этого:

– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и  освоения южных плодородных земель;
– развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).

– Как можно было решить задачи?

Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя,  так как  здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.

Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия. Далее оговариваются цели стран-участников.

2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

Ход войны. ( слайд 9-10). Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862-1917» «русско-турецкая война 1768-1774 гг. Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию (слайд10 ), выделите главные события и итоги войны, запишите их в таблицу в рабочей тетради. 

После выполнения задания демонстрируется слайд 11, 12 с событиями и итогами войны, и сравниваются с результатами, которые получились у учащихся. 
Затем 
учитель дает задание найти  на карте места важнейших сражений русско-турецкой воны 1768-1774 гг., один ученик работает у доски (слайд 13)

Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?

Ответы учащихся (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская  война под руководством Е. Пугачева вынудила  Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).

Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым ( Таврида) и часть Северного Кавказа вошли в состав России (1783 г.). На полуострове сразу стали строить крепости, в том числе, Севастополь - базу русского Черноморского флота .Давний враг Руси, очаг постоянной опасности грабительских набегов, Крым превратился в опорный пункт России на Черном море. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России (слайд 14), в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 13). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция.( Учитель объясняет причины создания коалиции).

? ( В этом году- 160 лет обороны Севастополя сентябрь 1854-август 1855)

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Назовите причины  Русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. ( слайд 15)

Задание-слайд 16

Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» (слайд 17).

Учитель демонстрирует слайд 18 с событиями и  итогами ( слайд 19) войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.

 Затем учашиеся на карте находят места сражений (один ученик у доски, слайд 20).

- Удалось ли правительству Екатерины 2 решить поставленные задачи?

 В итоге, работая с картой, учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских  держав.

5.Великие полководцы 18 века.

Этот вопрос рассматривается на основе подготовленных учащимися сообщений и презентаций о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине. Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в победы России на внешнеполитической арене.

- Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско- турецких войнах второй половины 18 века? Чьи имена вам уже знакомы, а чьи вы слышите впервые? (Демонстрируются слайды 21-22).

Проверка опережающего задания ( доклады  учащихся о  русских полководцах и флотоводцах второй половины 18 века), ( слайд 23-30).

Задание:

- Что, на ваш взгляд, роднит таких людей, как Румянцев, Потемкин, Суворов, Ушаков?

      - Какие черты русской военной школы прослеживаются в их подходе к         организации военного дела?

В ходе войн 60- 90-х годов Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Она опиралась на экономическую мощь государства, его международное влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов .В армии на смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева и Суворова и других военачальников  более маневренная тактика колонн и рассыпного боя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.

Решение проблемной ситуации ( слайд 31).

 Подведение итогов урока.

Первичное закрепление материала: выполнение теста.

  • Тест «Внешняя политика Екатерины 2»

    1. Отметьте причину русско-турецкой войны 1768- 1774 года:

    А) Стремление России закрепиться на Черном море.

    В) Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией.

    С) Желание народов Балканского полуострова присоединить свои земли к России

    Д) Желание крымского хана перейти под протекторат России.

    2. Что из перечисленного ниже стало одним из результатов внешней политики Екатерины 2:

    А) Расширение территории в Причерноморье

    В) Увеличении территории в Прибалтики

    С) Присоединение Средней Азии

    Д) Утверждение России на Кавказе.

    3. Взятие крепости Измаил А.В. Суворовым было в период:

    А) Русско-турецкой войны 1768-1774 г

    В) Русско-турецкой войны 1787-1791гг

    С) Русско - шведской войны 1787-1791 гг/

    4. Соотнеси правильно мирный договор и войну:

    1. Ясский мирный договор А) Русско – шведская война 1787-1791 гг. 

    2. Кючук-Кайнарджийский В) Русско-турецкая война 1787-1791гг.

    3. Верелевский мирный договор С) Русско-турецкая война 1768-1774 г

5. В соответствии с Кючюк-Кайнарджийским мирным договором:

  • А) К России отошли территории между Бугом и Днепром, крепости в Крыму, земли до Кубани;
  • В) Крым был присоединен к России;
  • С) Все Черноморское побережье отошло к России.
  • 6) Великие полководцы второй половины 18 века:
  • А) Суворов А. В.;
  • В)Меншиков А. Д.
  • С) Брюс
  • Основные события русско-турецкой войны 1768-1774г.г.
  • С 1769 г.  
  • 1770 г. 
  •          
  • 1771 г.  
  •            
  • 1772 г.
  • 1773г.
  • 1774 г.

Основные события русско-турецкой войны 1787-1791г.г.

1787 г. –

788 г. –

             - . 

1789 г. –

1790 г. –  

1791 г. –






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Разработка урока "Внешняя политика России во второй половине 19 века"

Разработка урока с иллюстрациями  и дидактическими материалами...

Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"...

План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."

Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...