Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Рудакова Людмила Петровна

Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Россия во второй половине 18 века35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Россия во второй половине 18 века. Екатерина Великая»

10 класс

(повторительно-обобщающий урок)

В течение всей жизни императрица

                                                                         ревностно стремилась к тому, чтобы                                                    

                                                                         слова "Россия" и "русские" произносились

                                                                         соотечественниками – с гордостью,

                                                                         а иностранцами – с уважением."

                                                                                                       Ткачев А.Н.

Цель урока: подвести итог новому материалу, выделить главные события и понятия истории 18 века, проверить уровень владения учащимися материалом;

Продолжить работу по формированию умения систематизировать материал, выделять главное, с помощью таблиц, схем;

На конкретной исторической эпохе воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, уважения к родной истории.

Организация урока.

Повторение материала по плану:

  1. Реформы Екатерины П.
  2. Изменение законодательства.
  3. Крестьянская война под предв. Е. Пугачева.
  4. Направления и итоги внешней политики.

Вступление. Долгое царствование Екатерины было насыщено реформами и внешнеполитическими событиями, которые вновь, как и при Петре, сделали страну самым могущественным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра. Не случайно современники, особенно из дворян, назвали это время «золотым веком». Большую роль в этом сыграла сама императрица, и пожалуй,  окружение, состоящее из способных  выдающихся личностей. Наиболее четко  проявились тенденции:

- следование духу петровского правления, стремление к реформам;

-продворянская политика;

-политика «просвещенного абсолютизма»

I/ ВНУТРЕНЯЯ ПОЛИТИКА.

Продолжить работу над карточкой «Личность», добавить недостающее.

  1. Как назвали в истории время Екатерины?  Вспомните, что такое политика «просвещенного абсолютизма». По ходу повторения материала подберите информацию (опорные слова) для таблицы и вносите  записи по ходу урока   в нужные колонки. Раздаточный материал.

Политика «просвещенного абсолютизма», политика либерализма

Апогей крепостничества , усиление абсолютизма

1.

1.

Реформы.

С первых дней своего правления Екатерина взялась за реформы.

  1. В чем заключалась необходимость  проведения реформ? Каково их содержание?

Схема 1.

Реформы

Реформы местного и центрального управления

Экономические реформы

Сословные реформы

  1. Каковы последствия проводимых реформ?

Законодательство.

  1. В 1767 году Екатерина предприняла попытку создать новое Уложение. Была ли в этом необходимость? Вспомните, когда был принят последний Свод законов? Что изменилось с тех пор?

Наказ                                                                 Работа «Уложенной комиссии»

  1. Что такое Наказ Екатерины, Уложенная комиссия?
  2. Чем закончилась работа Уложенной комиссии?

Крестьянская война. Е. Пугачев.

Несмотря, на позитивные процессы в политике Екатерины, очень символичным было то, что в ее правление произошла Крестьянская война.

Смотрим систематизационную таблицу «Крестьянские войны».

-Сколько в истории России было таких войн? Кто их возглавил?

На основании таблицы выделите общие существенные черты, объединяющие все крестьянские войны.

В чем заключается особенность последней войны?

Тестирование  по первой части урока

1. Выберите из списка мероприятия, относящиеся к деятельности Екатерины Великой:

А) создание Сената;

Б) учреждение Синода;

В) работа над составлением нового Уложения;

Г) секуляризация церковных земель;

Д) деление страны на 50 губерний;

Е) деление страны на 11  губерний;

Ж) Указ о единонаследии;

З) Указ о престолонаследии;

И) Жалованная грамота дворянству и городам;

К) Областная реформа;

Л) ликвидация Запорожской Сечи;

М) Реформа Сената

II/ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Воспользуйтесь синхронистической таблицей, вспомните, какие события происходили в это время в мире,  которые могли затрагивать интересы России?  (Разделы Речи Посполитой, революция  во Франции).  Назовите основные направления внешней политики в эти годы.

 -В ходе каких событий происходила реализация этих задач?

-Какие новые территории были присоединены к России в результате разделов

-Речи Посполитой         ?

-Русско-турецких войн

Задание. Посмотрите конспект урока «Русско-турецкие войны» и сделайте на основании этого материала сравнение.

Общее: 1.

2.

I русско-турецкая война                          Различия                       II русско-турецкая война

1

1

2

2

3

3

Можно ли назвать внешнеполитическую деятельность Екатерины успешной? В чем вы видите причины этого успеха?

Проверяем свои знания по этой части урока, выполняя типовые задания.

Тестирование по второй части урока. Внешняя политика.

Вариант 1

Вариант 2

  1. Выберите из списка территории, которые получила Россия после первой русско-турецкой войны:

А).  Земли между Днепром и Бугом;

Б). Азов, Керчь, Еникале;

В). Земли между Бугом и Днестром;

Г). Крепость Кинбурн;

Д). Окончательно присоединен Крым;

Е). Грузия;

Ж). ряд областей на Северном Кавказе;

З). Территории Прибалтики;

И). Западная часть Белоруссии

  1. Выберите из списка территории, которые Россия получила после второй русско-турецкой войны:

А).  Земли между Днепром и Бугом;

Б). Азов, Керчь, Еникале;

В). Земли между Бугом и Днестром;

Г). Крепость Кинбурн;

Д). Окончательно присоединен Крым;

Е). Грузия;

Ж). ряд областей на Северном Кавказе;

З). Территории Прибалтики;

И). Западная часть Белоруссии

  1. Какие территории получила Россия после первого и второго разделов Речи Посполитой:

А.  Часть Латвии

В. Старинные русские земли в Восточной Белоруссии

Г. Центральная Белоруссия с Минском

Д. Правобережная Украина

Е.Литва

Ж.Курляндия

З. Волынь

И. Западная Белоруссия

2. Какие территории Россия получила после третьего раздела Речи Посполитой:

А.  Часть Латвии

В. Старинные русские земли в Восточной Белоруссии

Г. Центральная Белоруссия с Минском

Д. Правобережная Украина

Е.Литва

Ж.Курляндия

З. Волынь

И. Западная Белоруссия

Заключение.
Подведем итог нашей работе в течение урока. Вы заносили опорные слова в таблицу. В чем проявились черты политики  «просвещенного абсолютизма»? В чем проявились черты усиления самодержавия? Как можно назвать такую деятельность? (противоречивая)

Несмотря на расстройство дел в конце царствования Екатерины, в памяти потомков это время осталось как выдающаяся эпоха могущества и процветания России.

В течение всей жизни императрица     ревностно стремилась к тому, чтобы                                  слова "Россия" и "русские" произносились           соотечественниками – с гордостью,                                                                      а иностранцами – с уважением."                                                                                 Ткачев А.Н.

Литература

  1. Буганов В.И., Зырянов П.И. История России конец 17-19 век. Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М.Просвещение.2002
  2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М. Владос, 2001
  3. Ключевский В.О. «О русской истории» М.Просвещение, 1993
  4. Кочетов Н.С. История России. Конец 17-19 век.10 класс: Поурочные планы по учебнику В.И. Буганова, П.Н. Зырянова. Волгоград: Учитель, 2005
  5. Мироненко С.В. История Отчества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 – начала 20 века. М. Политиздат, 1991
  6. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец 16-18: 7 класс» (М.: Просвещение) М. Экзамен, 2006.

МОУ Хибинская гимназия | Рудакова Л.П.  История.  Городской семинар.  19/04/2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Разработка урока немецкого языка как второго иностранного в 5 классе к учебнику "Горизонты"

Разработка 8 урока по теме" Наш класс", включающий подтемы: "Знакомство", "Школьные принадлежности", а так же презентация "Школьные принадлежности"...

методическая разработка урока "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ" 9 класс

Методическая разработка урока "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ" 9 класс...

Контрольная работа 9 класс.Россия на рубеже XIX - XX веков.

Контрольная работа 9 класс.Россия на рубеже XIX - XX веков....

Конспект урока "Международные отношения во второй половине XXвека"

Развитие двухполюсной системы международных отношений...

Конспект урока по теме "Культура второй половины XX - начала XXI в.

Конспект урока составлен по учебнику для 9 класса по новейшей истории авторов О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. В конспекте урока  содержится презентация по параграфу 33 по теме " Культура...