Рабочая программа по обществознанию 9 клласс
рабочая программа по истории (9 класс)
Программа элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaev_e.v._obshchestvoznanie_9_oge.docx | 20.89 КБ |
nikolaev_e._v._istoriya_9_oge.docx | 265.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Трудные вопросы обществознания»
(общеинтеллектуальное направление )
Для 9 А класса
(основное общее образование)
Количество часов: 17
Составитель: Николаев Е. В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии г. Советский
2022-2023 г.
1.Пояснительная записка
Предлагаемая программа факультативного курса «Трудные вопросы обществознания» предназначена для подготовки учащихся к сдаче вступительного экзамена в формате ОГЭ.
Программа рассчитана на 17 учебных часа из расчёта 1 час в неделю
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию в 9 классе (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев). Программа курса опирается на документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена»
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Познание», «Социальная сфера», «Экономическая сфера», «Духовная сфера», «Политическая сфера», «Правовая сфера»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении. Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных (А), с кратким ответом (Б) и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся (С), по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Социальная сфера», «Экономика», «Политическая сфера», «Право».
Практические навыки решения контрольно-измерительных материалов, будут совершенствоваться учащимися в течение всего обучения в 10 классе и помогут им успешно справиться с тренировочными заданиями по разделам «Экономика», «Проблемы социально-политического развития общества» и «Правовое регулирование общественных отношений».
Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса.
Цель курса: организация систематической качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию
2.Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
3.Содержание программы курса
Введение (1 час).
Единый государственный экзамен: структура и содержание экзаменационной работы. Особенности частей А, В, С. В.
Общество и человек (1 час).
Религия и религиозные организации.
Познание (1 час).
Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное и ненаучное познание. Социальное познание.
Социальная сфера (2 часа).
Социальные ценности и нормы.
Экономическая сфера (3 часа).
Сущность и структура экономики. Налоги. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. Труд, занятость, безработица.
Духовная сфера (2 часа).
Наука. Образование. Искусство.
Политическая сфера (4 часа).
Государство в политической системе общества. Форма государственного устройства и государственного правления. Политический режим.
Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и системы.
Правовая сфера ( 3часа).
Понятие права. Конституция РФ. Права и обязанности человека и гражданина РФ. Правосознание. Юридическая ответственность.
4.Тематическое планирование
N п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Факт |
1 | Единый государственный экзамен: структура и содержание экзаменационной работы. | 1 | ||
2 | Общество как целостная система. | 1 | ||
3 | Познавательная деятельность человека. | 1 | ||
4 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия. | 1 | ||
5 | Социальные институты. | 1 | ||
6 | Сущность и структура экономики. | 1 | ||
7 | Налоги. | 1 | ||
8 | Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. | 1 | ||
9 | Культура. | 1 | ||
10 | Религия. Наука. | 1 | ||
11 | Политическая система. | 1 | ||
12 | Форма государственного устройства и государственного правления. | 1 | ||
13 | Политический режим. | 1 | ||
14 | Избирательный процесс. | 1 | ||
15 | Понятие права. | 1 | ||
16 | Конституция РФ. | 1 | ||
17 | Новые поправки в конституцию РФ. | 1 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Трудные вопросы истории»
( общеинтеллектуальное направление)
для 9 Б,В,Г классов
(среднее общее образование)
Количество часов: 17
Составитель: Николаев Е. В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии г. Советский
2021-2022 г.
1.Пояснительная записка
Цель курса:
- углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний, формирование целостного представления обучающихся об отечественной истории в логике исторического развития России и новыми историческими концепциями.
Задачи курса:
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до начала XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными.
2.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности;
- осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- уметь устанавливать аналогии;
- осуществлять расширенный поиск информации;
- выбирать средства для организации своего поведения;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты:
- учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
- основные этапы и особенности исторического процесса в России;
- содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;
- хронологические рубежи, календарные даты истории России;
- составлять хронологические и синхронистические таблицы;
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- раскрывать, чем объясняются различия;
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
3.Содержание программы курса
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности | ||
«Русь с древнейших времён и до века XV вв.» | Народы и государства на территории нашей страны в древности Русь в середине XII – начале XIII в. Культурное пространство. | 1 | Практикум | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей. | ||
Россия в XVI - XVII веках: от Великого княжества к Царству. | Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. | 2 | Практикум, | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей. | ||
Россия в конце XVII - XVIII веках: от Царства к Империи. | Россия в эпоху преобразований Петра I. Экономическая политика. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». | 1 | Практикум, коллективное обсуждение | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей. | ||
Российская Империя в XIX - начале XX вв. | Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Александровская эпоха: государственный либерализм | 2 | Практикум, коллективное обсуждение, контроль | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей. |
4. Тематическое планирование.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Дата по факту |
1 | Введение. ОГЭ по истории: структура и содержание экзаменационной работы. | 1 | 11.01 | 11.01 |
2 | Общая характеристика заданий с развернутым ответом. | 1 | 18.01 | 18.01 |
3 | Специфика тестовых заданий | 1 | 25.01 | 25.01 |
4 | Киевская Русь в конце IX – в начале XII века. | 1 | 01.02 | 01.02 |
5 | Политическая раздробленность Руси.Культура Руси IX-XII вв. | 1 | 08.02 | 08.02 |
6 | Борьба Руси за независимость в 13-начале 14 веков. | 1 | 15.02 | 15.02 |
7 | Россия в XVI в.Русская культура в XIV-XVI вв. | 1 | 22.02 | 22.02 |
8 | Россия в XVII в. Смута. | 1 | 01.03 | 01.03 |
9 | Россия в XVII в. Новые черты старой России. | 1 | 15.03 | 15.03 |
10 | Россия в XVIII столетии. Эпоха Петра I. | 1 | 29.03 | 29.03 |
11 | Россия в XVIII столетии. Россия в эпоху дворцовых переворотов. | 1 | 05.04 | 05.04 |
12 | Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII века. | 1 | 12.04 | 12.04 |
13 | Россия в первой четверти XIX века. | 1 | 19.04 | 19.04 |
14 | Внешняя политика Николая I. Крымская война. | 1 | 26.04 | 26.04 |
15 | Реформы Александра II. | 1 | 17.05 | 17.05 |
16 | Государственно-социальная система России в конце XIX века. | 1 | 24.05 | 24.05 |
17 | Резервный урок. | 1 | 24.02. | 18.05 |
ИТОГО | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...