"Активные методы обучения на уроках истории в 7 классах (на примерах практической деятельности)
статья по истории (7 класс)
В статье рассматриваются современные методы обучения, а именно активные, как методы устранения школьной неупеваемости, а также налаживания коммуникативных навыков, критической мышления и реализации системно - деятельностного подхода в практике. Приводятся примеры АМО, которые можно использовать на уроках истории, экономя время и добиваясь активизации деятельности учеников на этапах актуализации и закрепления пройденного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения на уроках истории в 7 классах (на примере практической деятельности)
В современных реалиях необходимо идти в ногу со временем не отступая, ведь в современном обществе большая конкуренция и жесткие рамки. Большее значение в жизни имеют коммуникативные умения, приобретению опыта ведения диалога и дискуссий, приобщению к творческой деятельности, способность к моделированию ситуаций. Поэтому в школе важно применение системно – деятельностного подхода, а именно, где в учебной деятельности на первое место отводится активная и разносторонняя, познавательная деятельность ученика[1].
По мнению К. Д. Ушинского, «учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли». Важно сочетать эти два качества в себе, так как они дополняют друг друга: без силы воли интерес может пропасть, а насильно что – то делать, то не будет качественного результата в обучении[2].
Важно дать основу, которую ученики совместно с учителем или самостоятельно смогут реализовать на практике, обсудить, подтвердить.
Существует два вида методов: пассивные и активные.
Среди творчески работающих учителей существует мнение, что именно активные и интерактивные методы способствуют активизации учебного процесса, развитию компетенций, лучшего усвоения материала, соблюдению и выполнению всех требований ФГОС.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует, что понятия «активное» и «интерактивное обучение» не имеют четкого определения, остаются крайне расплывчатыми. Чаще в литературе употребляют синонимы, сочетания: «нетрадиционные формы уроков», «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока», «современные методы»[3].
Применения интерактивных методов обучения, и активных без исключения улучшают качество пройденного материла, но все же два современных метода обучения имеют и отличительные свойства.
«Активность» [нем. Aktiv ⇐ лат. act¯ıvus деятельный] – это энергичная, усиленная деятельность, участие в чем – либо, деятельное состояние. Слово «интерактивность» [англ. interactive взаимодействующий; воздействующие друг на друга; согласованный]. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)[4].
Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие школьников не только с преподавателем, но и друг с другом. Достижение цели, путем деятельности студентов / школьников – это самое важное, а место преподавателя сводится к направлению этой деятельности учащихся и к разработке плана занятия[5].
Активные методы обучения (АМО или МАО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала[6]. АМО должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
АМО строятся на практической направленности, например, в игровом и творческом характере обучения, в форме коммуникаций и обязательно рефлексия; способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. Роль активных методов обучения состоит в психологической, моральной и практической подготовке обучаемого к практической деятельности[7].
Активные методы обучения характеризуются:
- принудительной активизацией мышления обучаемого (вынужденной активностью), т. е. учащийся должен быть активным независимо от его желания;
- обеспечением постоянной вовлеченности учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть достаточно устойчивой и длительной;
- самостоятельной выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности учащихся;
- постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе диалогической формы организации учебного процесса[8].
Проблема классификации активных методов обучения подразумевает то, что часто педагоги / исследователи не могут определиться с разграничением интерактивных и активных методов обучении, либо классификаций так много, и у каждого автора она своя, что можно запутаться. Большинство современных методов носят как активный, так и интерактивный характер, либо интерактивные методы включают в состав активных методов.
Классификаций активных методов достаточно много. Большое разнообразие АМО гарантирует то, что практически к любому уроку можно подобрать метод, который поможет учителю при подаче материала на уроке. Так же разнообразие методов не дадут наскучить ученикам и учителю.
Например, чаще всего используют следующую классификацию: по характеру учебно-познавательной деятельности: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные (С.А. Мухина, А.А. Соловьева, В. Н. Кургликов, Е. А. Литвиненко, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин).
Неимитационные AMО включают в себя:
- проблемную лекцию – это МАО, при котором процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности[9];
- практическое задание;
- активный семинар;
- активно – групповые консультации;
- олимпиады;
- викторины;
- научные конференции;
- дискуссии — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре;
- круглый стол — это АМО, одна из организационных форм познавательной деятельности, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии[10];
- экспресс опрос;
- диспут;
- мозговой штурм – это широко применяемый способ воспроизведения новых идей для решения научных и практических проблем[11];
- коллоквиум – представляет собой групповое обсуждение над руководством учителя широкого круга проблем[12];
- мастер – класс.
Имитационные подразделяют на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым:
- деловые игры — это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным[13];
- разминки;
- разыгрывание ролей (Данный метод наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами)[14];
- игровое проектирование – это АМО, который характеризуется наличием исследовательской, инженерной или методической проблемы, или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель; разделением участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы;
- дидактические игры;
- организационно – деятельностная игра;
- инновационные игры;
- упражнения;
- компьютерные игры;
- имитационные игры — это моделирование человеческой деятельности в организационных системах с полной или частичной имитацией реальных условий[15].
К неигровым АМО относятся:
- решение ситуационных задач;
- кейсы;
- имитационные упражнения – это АМО, отличительная особенность которого наличие заранее известного преподавателю правильного или оптимального решения проблемы;
- ситуационные упражнения – это АМО, которые предусматривают применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем;
- «метод инциндента».
Различие методов состоит в том, что неимитационные активные методы обучения не содержат моделей изучаемого процесса или деятельности, а имитационные методы основаны на моделировании изучаемого процесса [16].
Начало 2000-х характеризуется стремительным обменом опыта среди педагогов, как на российском, так и международном уровне в области применения АМО на разных звеньях обучения при подготовке школьников, студентов; а также практикуется интенсивно повышение квалификации педагогов, как в очном, так дистанционном форматах. В настоящее время, в XXI веке разработкой и внедрением в учебный предмет активных методов обучения занимается каждый второй педагог любого образовательного учреждения, ведь их можно использовать практически на каждом этапе обучения, преподавая любую дисциплину и достигая отличного, продуктивного результата совместно с учениками.
Использование АМО на уроках истории в 7 классах (из практики):
Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
«Мини – игры»: «кубик Блума», «Пинг – понг», кроссворды, «Молекулы», «Что дальше?», «Корзина идей», ассоциации.
«Творческие задания»: «журналисты XXI века», диалоги, сценки.
Проблемные вопросы - вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия (А. М. Матюшкин).
Дискуссия - Спор, обсуждение какого-н. вопроса, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
Эвристическая беседа – вопросно - ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, запаса.
Мною был проведен опрос на тему «активные методы обучения» среди учителей школ и студентов, которые уже прошли практику в школе. Все они отвечали на одни и те же вопросы. Одним из вопросов был: «на ваш взгляд, применение активных методов обучения эффективно в школьном образовательном процессе? Если да, то какую проблему (-ы) АМО способны решить в образовательном процессе?» Все без исключения ответили «да», то есть, по их мнению, применение АМО эффективно в школьном образовательном процессе. Опрошенными был предложен ряд проблем / затруднений, которые возникают в образовательном процессе, и в решении которых активные методы обучения сыграли бы положительную роль:
- улучшить успеваемость школьников;
- повысить интерес и мотивацию учащихся к самостоятельному, творческому изучению материала;
- учащиеся самостоятельно могут формулировать цели, задачи урока;
- развить критического мышление у учащихся;
- помочь наладить коммуникацию и взаимодействие класса;
- разнообразить деятельность на уроке;
- прочное усвоение материала;
- задействовать всех учеников;
- возможность выстроить дифференцированный урок;
- проще достичь личностных результатов школьников.
Как мы видим, педагог сталкивается с большим количеством затруднений, которые были выявлены в процессе образовательной деятельности. Активизацию познавательной деятельности учеников не просто вызвать на уроках, и не просто добиться результатов, но этому могут поспособствовать применение активных методов обучения, вне зависимости от предмета.
Конечно, активные методы обучения обладают, как плюсами внедрения в учебный процесс, так и минусами. В опросе среди учителей и студентов, которые прошли уже практику в школах, были выделены «+» и «-» АМО. К плюсам мы можем отнести:
- экономия времени;
- активизация познавательной деятельности учащихся, а также активизация педагога;
- интересная подача материала;
- способствует быстрому и эффективному усвоению материала;
- ученик – главная фигура в образовательном процессе / применение системно-деятельностного подхода);
- определяют знания, готовность ученика к уроку;
- взаимодействие ученика и учителя в течении всего урока;
- снимают напряжение на уроке;
- не требуют долгой подготовки и доступны;
- отсутствие строгих рамок;
- учащиеся проявляют самостоятельность в поиске решения проблем / информации;
- применение методов возможно как на любом этапе урока, так и в течении время урока;
- большое разнообразие АМО;
- мотивируют к обучению, заинтересовывают учеников;
- применить АМО можно при подаче материала любого школьного предмета;
- способствуют улучшению качества образования.
Минусы использования АМО в школе тоже присутствуют, но их не так много:
- нехватка дисциплины на уроке и универсальности методов;
- несоответствие с целями урока и задачами;
- постоянное применение АМО может сказаться и в негативной форме, например школьники перестанут работать на уроке, или во все чрезмерно будут активничать (перевозбуждение);
- при разработке / использовании некоторые АМО требуется более сложная и объемная подготовка для учителя к уроку;
- не на всех уроках применимы методы активного обучения;
- высокие затраты нервной энергии учителя;
- сложность оценивания деятельности обучающихся;
- иногда не хватает времени (45 минут урока);
- есть вероятность отвлечься от темы урока;
- не правильная / не корректная подача учителем информации по теме через АМО;
- неготовность учителя к провокационным вопросам от учеников;
- учащиеся могут отказаться попросту от участия, например, в игре, в выступлении перед классом по разным причинам;
- материал должен быть разработан для разных детей / классов, с разными возможностями;
- большая часть методов проходит в игровой форме.
Как мы видим, и плюсы, и минусы есть в применении АМО. Но все же, мы считаем, что больше активные методы обучения несут пользу и положительный результат, нежели негативную окраску. Внедрение активных методов обучения на уроках необходимо при подаче материала в современной школе, и их качество зависит по большей части от преподавателя, от его квалификации, опыта, его желания самого самосовершенствоваться и учиться, от его любви к детям, и к своему предмету / к совей работе.
Методы активного обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения школьников / студентов в учебно – познавательную деятельность. Целью АМО является участие всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.) в усвоении знаний, умений, навыков [17].
Если говорить о применении АМО на уроках истории, то нужно сказать о том, что история — это все-таки устный предмет и сложный, который необходимо понимать. Конечно, есть много тем, которые сложны для усвоения в рамках школьного образования, и применения к ним АМО. Они больше подвластны традиционным методам обучения.
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
[1] Как научиться учить: производственная практика в школе: учебно-методическое пособие / Н. В. Камар- дина; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск- Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2017. — 91 с. [37 -40];
[2] Агафонова С.М. Способы активизации познавательной деятельности учащихся Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. 2016. № 15. С. 11-14. / [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29203078_41976754.pdf;
[3] Рикунова И.В. О понятиях: активные и интерактивные метолы обучения истории и обществознания. Историко-педагогические чтения. 2004. № 8. С. 384-389. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18941925_70030343.pdf;
[4] Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант»,2014.—800с. / [Электронный ресурс]. - URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/12.pdf;
[5] Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е. М. Деева. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 116 с. [10 – 12];
[6] Там же;
[7] Активные методы обучения: учеб. пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Образовательный процесс). — Текст: непосредственный. / [Электронный ресурс]. - URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/371/3707938.pdf;
[8] Там же;
[9] Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176 с. / [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/24/tehnologiya_aktivnyh_metodov_obucheniya.pdf;
[10] Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176 с. / [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/24/tehnologiya_aktivnyh_metodov_obucheniya.pdf;
[12] Активные методы обучения: метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с. / [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/494/76494/57731?p_page=1;
[13] Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176 с. / [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/24/tehnologiya_aktivnyh_metodov_obucheniya.pdf;
[14] Там же;
[15] Там же;
[16] Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения. / [Электронный ресурс]. - URL: https://studme.org/78257/menedzhment/metody_aktivnogo_obucheniya;
[17] Кирланов Т.Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей̆ школе. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» № 4 (15) / 2010, Учредитель и издатель: ООО «Издательство Молодой ученый» [337];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.
Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....
Применение активных методов обучения на уроках истории
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение«Тверское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации» Методи...
Применение активных методов обучения на уроках истории
По наблюдениям за обучающимися мы отметили, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе к объемному материалу, насыщенному событиями, датами, историческими личностями, когда на основе усвое...
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
В статье описываются цели,принципы и характеристика активных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...