Применение активных методов обучения на уроках истории
статья по истории на тему

По наблюдениям за обучающимися мы отметили, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе к объемному материалу, насыщенному событиями, датами, историческими личностями, когда на основе усвоенного необходимо строить свои суждения.  Включение каждого ученика в активную деятельность на всех уроках – вот главная цель учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya_na_urokah_istorii.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения на уроках истории

Учитель истории МАОУ ДСОШ №2,  Попова Т.В.

        Посещая уроки истории и обществознания, отмечено, что у школьников нет ощущения связи прошлого с настоящим и будущим. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников.

На каком же этапе работы ученики становятся пассивными, теряют интерес? По наблюдениям за обучающимися мы отметили, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе к объемному материалу, насыщенному событиями, датами, историческими личностями, когда на основе усвоенного необходимо строить свои суждения.  Это обусловливает проявление и постепенное нарастание пассивности. Включение каждого ученика в активную деятельность на всех уроках – вот главная цель учителя.

Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем.

Формирование компетенций учащихся посредством активных форм обучения реализуется через решение следующих задач: систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм; разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении; отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории.

Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, в занятия включаются разные виды деятельности, такие, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы.

Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.

О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых учениками на уроках.

Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного накопительного материала по данной теме. Здесь интересен «мозговой штурм» Алекса Осборна стимулирующий учащихся к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей; историческая азбука», развивающая гибкость мышления, оперативность памяти; «древо познания», «по одному слову», «продолжи рассказ», «ассоциации» и др.

Незаменимы творческие задания по истории. В преподавании курса истории в  5-6 классах продуктивно можно использовать систему работы Ю.Л. Троицкого: создание словесного продукта в различных жанрах: составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, диалоги);  сочинение стихотворения, очерка; составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария, спектакля, задания для других учеников;  создание образа (рисуночного, двигательного, словесного); изготовление макетов замка, орудий труда, костюмов;  проведение урока в роли учителя, разработка памяток, инструкций.

Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе непрерывного исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.

Положительная мотивация в процессе исторического  познания у обучающихся формируется  в зависимости от возраста.

В 5-7 классах это интерес к предмету, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником.  Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

 В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку, которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. В связи с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся осуществляется подбор заданий к урокам.

В процессе реализации активных форм могут возникнуть следующие проблемы:

• недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных участников;

• частые вопросы и уточнения;

• затянувшиеся споры;

• межличностный конфликт между участниками;

• слишком много упражнений и недостаточно размышлений;

• недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;

• проблемы (недостаток, избыток) со временем;

• несоответствующее помещение для занятий.

Учитель на уроке является главным координатором  и организатором

образовательного и процесса, своевременно и конструктивно решает возникающие противоречия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Применение активных методов обучения на уроках права

Работа написана как зачетная по реализации именного образовательного чека вариативный блок но курсу:Проблемы преподавания права в общеобразовательных учреждениях...

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

Отчет по теме самообразования на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"...

Применение активных методов обучения на уроке.

АМО разработан для уроков русского языка и литературы. Наиболее интересен для учащихся 5, 6 классов....

Применение активных методов обучения на уроках истории

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение«Тверское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации»        Методи...