Методическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)
методическая разработка по истории (10 класс)
В документе содержится методологическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodologicheskaya_razrabotka_uroka.odt | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Февральская революция 1917 года»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для учащихся для выяснения ими причин падения Российской империи и объяснения того факта почему революция февраля 1917 года не разрешила революционную ситуацию в стране и породила новую революцию.
2. Развивающая: создать для обучающихся условия для формирования умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, таблицу, работать с учебником.
3. Воспитательная: Воспитать гражданскую сознательность.
Планируемые результаты:
1. Предметные: Обеспечить для учащихся условия для усвоение ими понятий и терминов, раскрытия учащимися причин, хода и значения Февральской революции 1917 года.
2. Личностные: создать для учащихся условия для высказывания собственной оценки событий и поступков людей с моральной точки зрения.
3. Метапредметные: создать для учащихся условия для работы с историческим источником, текстом и навыки работы с рабочими (маршрутными листами)
Проблемный вопрос: Почему пала Российская империя в 1917 году и почему Временное правительство усугубляло положение дел в стране, не разрешая назревшие проблемы.
Ход урока.
1. Организационная часть.
Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
В истории каждого народа есть такие даты, которые коренным образом меняют ход развития страны. Для нас таким переломным моментом стала Февральская революция 1917 года. Февраль 1917 не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества. Тема нашего урока Февральская революция1917 года."
Запись темы в тетрадь. Цель нашего урока выяснить причины, движущие силы, узнать ход революции.
2. Актуализация опорных знаний
На доске размещается материал для словарной работы по ходу урока.- Давайте вспомним что означает термин РЕВОЛЮЦИЯ?
Революция -Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
- Давайте вспомним какие же события предшествовали Февральской революции 1917? Участие Российской империи в Первой мировой войне, Первая российская революция, Русско-японская война.
- Кто вспомнит и назовет год начала и окончания Первой мировой войны? (1914 год по 1918 год)
3. Основная часть. Объяснение нового материала учителем.
- Давайте с вами узнаем, какое влияние оказала Первая мировая война на Россию? Какая ситуация созрела в нашей стране? Исходя из этого мы узнаем с вами причины февральской революции.
Проблемный вопрос: Какие факторы повлияли на усиление авторитета большевиков в России?
В начале 1917 года ситуация в России стала накаляться, неудачная первая мировая война, которая продолжалась уже третий год, стала ненавистной всему народу. Офицеры и солдаты хотели прекращения войны. В армии зрело недовольство, вызванное неспособностью высшего военного руководства привести к победе, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д., военнослужащие обвиняли в этом правительство и царя.
- Как звали правящего императора во время Первой мировой войны? (Николай II)
Многие солдаты отказывались выполнять приказы командиров, появились случаи уклонения от призыва в армию. Итак, запишите себе в тетрадь:
Причины февральской революции
1. Недовольство армии, усталость населения от затянувшейся войны.
-Участие Российской империи в Первой мировой войне повергло страну в социально-экономический кризис. Государству становилось все труднее содержать армию и обеспечивать продовольствием города. Ухудшалось материальное положение народа. Из-за того, что огромное количество денежных средств и продуктовых ресурсов отдавалось армии, в государстве наблюдался не виданный до тех пор высокий уровень инфляции, цена на товары первой необходимости возросла в 10 раз. Закрывалось множество предприятий, в городах выстраивались длинные очереди за хлебом. Не хватало топлива, промышленных товаров. Страну охватил продовольственный кризис.
Запись в тетради: вторая причина
2. Нарастание экономического кризиса: ухудшение материального положения народа, рост цен на продовольствие, перебои с его поставками.
- Вследствие всех этих событий нарастает кризис и в верховной власти:
1) Народ империи был морально истощен, как затянувшийся войной, так и неумением Николая II решать возникшие государственные проблемы. Верховный главнокомандующий - Царь Николай II лишился авторитета и доверия у офицеров и генералов армий – за неспособность успешно вести войну и управлять империей;
2) Государственный совет и Совет Министров тоже потерял способность управлять государством и лишился доверия армии и народа, всех оппозиционных сил, левых и правых, особенно промышленников и банкиров, так как происходили частые смены министерств: за 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя Совета министров, 5 министров внутренних дел, з военных министра и 4 министра земледелия.
Запись в тетради: третья причина
3. Нарастание кризиса верховной власти: частая смена министров, падение авторитета правительства и царя, Николая II.
- На основе приведенных причин, какой главный вывод мы можем сделать?
Вывод: Все социально-экономические проблемы, возникшие в результате участия России в 1 мировой войне, привели к назреванию февральской революции. Однако, стоит отметить, что Первая мировая война только усугубила и так существующие в стране проблемы.
На столах лежат памятки – алгоритмы по изучению революции
1.Повод, катализатор, причины революции
2.Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
3. Характер революции
4.Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
5. Итоги и значение революции
Ход Февральской революции.
Повод: Были в очередной раз сокращены поставки хлеба, произошло очередное увеличение цен, в связи с чем вспыхнули хлебные бунты — толпы людей громили хлебные магазины и лавки.
Причины революции | 1. Недовольство армии, усталость населения от затянувшейся войны. 2. Нарастание экономического кризиса: ухудшение материального положения народа, рост цен на продовольствие, перебои с его поставками. 3. Нарастание кризиса верховной власти: частая смена министров, падение авторитета правительства и царя, Николая II. |
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции осуществляют их) | Движущей силой в борьбе был рабочий класс вместе с крестьянским населением, а также солдаты. |
Ход революции (основные этапы) | 18.02.1917г. - начало забастовки на Путиловском заводе. В ответ на их требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства. Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию 23.02.1917г. - начало революции, массовые демонстрации в Петрограде 25.02.1917г. - всеобщая забастовка в Петрограде. В ней участвовали более 300 тыс. человек. 26.02.1917 г.- массовые аресты и расстрелы бастующих. Петроград был превращен в военный лагерь. 27.02.1917г.- переход войск на сторону бастующих, захват правительственных зданий 28.02.1917г. - Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. |
Главным итогом Февральской революции стало отречение императора Николая II от престола и приход к власти Временного правительства под председательством Г.Е. Львова. Об этом, ребята, мы с вами узнаем более подробно на следующем уроке.
Двоевластие. Создание Временного правительства
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков дали царю Николаю II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет). Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.
Итоги революции
• Ликвидация в России монархии.
• Открытие демократического пути развития страны.
• Возникновение двоевластия
опорная схема:
Временный комитет ГД Петроградский совет рабочих
и солдатских депутатов
1 марта 1917- соглашение о формировании
Временного правительства
Двоевластие
Временное правительство Петроградский совет
( ВП ) рабочих и солдатских
депутатов
(ПС)
Кадеты и примыкавшие эсеры и меньшевики
к ней фракции
кн. Львов; Чхеидзе
Керенский: Милюков Плеханов; Мартов
Учитель: Победа Февральской революции открыла перед Россией больше возможностей. Различные партии и силы вступили в борьбу за власть, чтобы определять дальнейшее развитие страны.
Представители, каких политических партий входили в состав ВП и ПС?
Таким образом, как можно охарактеризовать расстановку политических сил после февраля?
Расстановка политических сил после февраля
левосоциалистические умеренные социалисты либералы
партии
большевики меньшевики кадеты
+ с осени 1917 + правые эсеры
левые эсеры
Учитель: Временное правительство, придя к власти, проводит ряд мероприятий, в том числе была объявлена политическая амнистия. А после этого из тюрем и эмиграции в Петроград стали возвращаться лидеры революционных партий. 3 апреля 1917 года в Петроград через территорию Германии в специальном «пломбированном» вагоне возвратилась группа социал-демократов во главе с В.И. Лениным. Уже на следующий день после возвращения Ленин выступает со своими «Апрельскими тезисами».
Временное правительство и кризисы политической власти.
Ученикам предлагается самостоятельно составить таблицу, опираясь на текст учебника и материал представленных документов.
Дата кризиса | Причины, спровоцировавшие кризис | Основные противостоящие стороны | Исход кризиса |
Апрель 1917 | «нота Милюкова» «Война до победного конца» | социалистические партии и либералы | формирование коалиционного правительства |
3-5 июля 1917 | неудачная попытка наступления на юго-западном фронте; ряд нерешенных вопросов, отсутствие конкретных реформ | левые социалисты (большевики) и либералы | сформировано новое коалиционное правительство «правительство спасения революции» |
Август 1917 | Попытка государственного переворота генерала Корнилова с целью установления твердой власти | Противостояние буржуазии, офицеров, «верхушки» кадетов с социалистами, большевиками и Советами | Сформировано третье коалиционное правительство ( либералы, умеренные социалисты, военные чины). |
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы на закрепление изученного материала:
- Перечислите причины Февральской революции 1917 года.
- Назовите основную хронологию событий февраля – марта 1917 г.
- Почему так легко пала романовская монархия, без признаков серьезного сопротивления?
- Какое влияние оказала на развитие революционной ситуации в России первая мировая война? Мнение подтвердите конкретными примерами.
- Охарактеризуйте позиции ведущих партий. Какое дальнейшее развитие страны представляли эти партии?
- Подведение итогов урока, д/з.
Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске):
Я узнала, что….
Я нашёл подтверждение тому, что…
Я даже не предполагала, что …
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.
-Дают ответы на вопросы
Анализируют деятельность свою и всего класса
- .Инструктаж домашнего задания
Цель:
Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...
Конспект урока "Февральская революция 1917 года"
Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....
урок по теме : "Февральская революция 1917 года
Урок предназачен для 1 курса СПО...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 года»
Урок истории в 9 классе. Относится к I разделу "Россия на рубеже 19-20 века"...
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года».
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года»....
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....
Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»
методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...