Практика применения приёмов работы с текстом на уроках обществознания и истории
учебно-методический материал по истории (8, 9 класс)

 Иняева Елена Анатольевна

При изучении материала по истории и обществознанию, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_priyomy_raboty_s_tekstom.docx109.51 КБ

Предварительный просмотр:

Практика применения приёмов работы с текстом на уроках обществознания и истории

Одним из требований к результатам образования по ФГОС является освоение учащимися универсальных учебных действий.

УУД - есть совокупность способов действий учащегося, которые обеспе-чивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (учиться, делать осознанный выбор, решать жизненные проблемы, быть конкурентноспособным и т.п.)

Одним из направлений развития образования в современном мире является его непрерывность.  Важной составляющей непрерывности образования является владение навыками самообразование.

Основной источник самообразования - чтение, изучение различной литературы, умение работать с информацией. Это требование современного информационного общества

С другой стороны,  практика свидетельствует о том, что у многих  учащихся 5-9 классов не сформированы навыки  работы с текстами.

Поэтому, при изучении материала по истории и обществознанию, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

Некоторые приёмы работы с текстом

-ассоциативный круг

- корзина идей

- (З–Х–У) «знаем – хотим узнать – узнали»

- ответы на вопросы

- верные и неверные утверждения

- составление плана

-прием «Сводная таблица» с сравнениями по критериям

- маркировка

- инсерт

- «Толстые и тонкие вопросы»

- возврат к ключевым словам, верной и неверной информации

- синквейн

- кластер

- текст с ошибками

Организуя на уроке работу с текстом, я использую информационные  листы, которые составлены на основе темы урока и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
1. «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что? (Что такое безработица?)

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

История России. 8 класс.

Тема урока: «Правление Елизаветы Петровны»

Прочитайте фрагмент текста и составьте три тонких и три толстых вопроса:

 «В полночь царевна…  отправилась в казармы гренадер Преображенского полка… Царевна объявила им в немногих словах свое намерение и требовала их помощи; все согласились жертвовать собою для нее. Первым делом их было арестовать ночевавшего в казармах гренадерского офицера по имени Гревс… После этого они присягнули царевне на подданство; она приняла над ними начальство и пошла прямо к Зимнему дворцу. Она вошла без малейшего сопротивления с частью сопровождавших ее лиц в комнаты, занимаемые караулом, и объявила офицерам причину своего прихода. Они не оказали никакого сопротивления и допустили ее действовать... Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадеров в покои великой княгини и арестовали ее с ее супругом, детьми и фавориткой, жившей рядом.

В день революции новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежащий ей как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест, который должен был доказать: ее неоспоримое право на престол. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и супруг ее не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию. Их отправили из Петербурга со всеми слугами под конвоем гвардейцев, состоявших под командою генерала Салтыкова… Они доехали только до Риги, где их арестовали…  Неизвестно, где именно содержатся теперь принц Антон-Ульрих и юный император…»

Возможные вопросы:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

 Когда произошёл переворот?

Кто его совершил?

Кто арестовал Анну?

Объясните, чем обосновала новая императрица свои притязания на престол?

Какова судьба свергнутого правителя?

Почему этот переворот считается бескровным?

Обществознание. 8 класс.

Тема урока: «Безработица, её причины и последствия» 

Прочитайте текст и составьте три тонких и три толстых вопроса:

Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия. Происходит относительное ухудшение экономического положения населения и абсолютное обнищание безработных. Одновременно снижается и совокупное потребление товаров и услуг, уменьшаются сбережения, сокращаются объемы инвестиций в экономику. Безработные теряют квалификацию. Все это ведет к снижению ВНП и национального дохода, к сокращению доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений, к отставанию в науке и технике. Растут затраты общества на выплату пособий, профессиональную переподготовку и т. д. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Американские исследователи установили, что год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни.

Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

Возможные вопросы:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

 Что такое безработица?

Есть ли связь между здоровьем и безработицей?

Что такое инвестиции?

Какие экономические последствия у безработицы?

Чем опасны социальные последствия у безработицы?

Какова роль государства в регулировании занятости?

2. Кластер

     Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Обществознание. 8 класс. Тема урока:  «Производство – основа экономики»

Прочитайте текст и составьте кластер:

В основе экономики лежит процесс производства материальных благ. Для того чтобы что-то произвести, необходимо располагать ресурсами. Экономисты-теоретики называют эти ресурсы факторами производства и объединяют их в четыре группы. Труд  знания, умения, навыки, физические и умственные способности человека, которые можно применить при производстве продукта. Капитал  все средства производства: здания, всевозможные производственные сооружения, машины, оборудование, инструменты. Земля как фактор производства включает в себя все ресурсы, получаемые человеком от природы и применимые в производстве: пашни, луга, леса, добываемое сырьё, водные, энергетические ресурсы и т.п. Предпринимательская способность  способность человека принимать решения и при необходимости рисковать  особый фактор, соединяющий все другие факторы в единую систему, обеспечивающую производство.

Чтобы процесс производства продукции был осуществимым, необходимо присутствие каждого из перечисленных ресурсов. Ведь все эти ресурсы дополняют друг друга, у каждого из них своя роль в производственном процессе. И только когда они образуют единую систему, возможно производство.

Факторы производства всегда кому-то принадлежат. Право собственности  это право контролировать использование определённых ресурсов и распределять затраты и прибыль, которые возникают при этом использовании.

В условиях рыночной экономики собственность может быть государственной, кооперативной, акционерной, индивидуальной, частной и др. Собственник факторов производства всегда хочет получить доход от использования их в производственном процессе. Он может использовать свои ресурсы самостоятельно. С другой стороны, собственник может получать доход от своих ресурсов, давая их кому-нибудь «взаймы», сдавая в наём и получая плату за их использование.

Пример выполнения задания:

Обществознание. 8 класс. Тема урока:  «Инфляция и семейная экономика» 8 класс

   Прочитайте текст и составьте кластер:

    Деньги всегда выполняли несколько функций. Во-первых, они служили мерой стоимости всех товаров. Вторая функция, которую выполняли деньги, – функция средства обращения. Это дало людям возможность избавиться от натурального обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Деньги использовались как средство платежа. Но, если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства накопления.

         Для нормального функционирования экономики требуется наличие определённого количества денег в обращении. Периодически возникали и продолжают возникать ситуации, когда количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются: повышается рыночная цена золота, цены на товары и услуги, происходит падение курса национальной валюты по отношению
к иностранным денежным единицам.

        По характеру инфляционного процесса различают инфляцию открытую и подавленную. При открытой инфляции происходит ничем не сдерживаемый рост цен. При подавленной – государство искусственно контролирует цены, что приводит к возникновению дефицита.

      Существует два варианта политики государства в ситуации инфляции: приспособление к инфляции либо борьба с ней. В первом случае периодически проводится индексация доходов населения (повышение зарплат, пенсий, стипендий и т. д.). Однако непрерывная индексация может, в свою очередь, спровоцировать усиление инфляции. Борьба с инфляцией предполагает сокращение дефицита бюджета за счёт социальных программ, ограничение роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепенное уменьшение количества денег в обращении.

3. Найти ошибки

Обществознание. 8 класс.

Тема урока: «Социальные статусы и роли»

Жизненная позиция, которую занимает человек, согласуясь с определенным ему статусом, называется социальным статусом. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы – это те статусы, которые человек получает по рождению, но их легко можно изменить. Например, национальность.      

Достигаемые статусы – это жизненные позиции, которые достигаются с помощью родителей. К примеру, ребёнок-ученик. Но если он учится хорошо, то он ученик-отличник. Окончив училище, человек работает фельдшером. Это другой статус.

 Социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль – это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются: роли и статусы, определённые возрастом, внешностью, успеваемостью и полом. 

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

Поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью санкции – к ним относятся только меры поощрения.

Ошибки подчёркнуты:

Жизненная позиция, которую занимает человек, согласуясь с определенным ему статусом, называется социальным статусом. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы – это те статусы, которые человек получает по рождению, но их легко можно изменить. Например, национальность.      

Достигаемые статусы – это жизненные позиции, которые достигаются с помощью родителей. К примеру, ребёнок-ученик. Но если он учится хорошо, то он ученик-отличник. Окончив училище, человек работает фельдшером. Это другой статус.

 Социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль – это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются: роли и статусы, определённые возрастом, внешностью, успеваемостью и полом. 

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

Поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью санкции – к ним относятся только меры поощрения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Презентация"Приёмы работы с текстом на уроках химии"

В настоящее время очень большое внимание уделяется работе с текстом на разных уроках, т. к . этому отводится большая роль в усвоении учебного материала в стандартах второго поколения. Уроки химии не я...

Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ

ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ   на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...