Практика применения приёмов работы с текстом на уроках обществознания и истории
учебно-методический материал по истории (8, 9 класс)
При изучении материала по истории и обществознанию, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_priyomy_raboty_s_tekstom.docx | 109.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика применения приёмов работы с текстом на уроках обществознания и истории
Одним из требований к результатам образования по ФГОС является освоение учащимися универсальных учебных действий.
УУД - есть совокупность способов действий учащегося, которые обеспе-чивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (учиться, делать осознанный выбор, решать жизненные проблемы, быть конкурентноспособным и т.п.)
Одним из направлений развития образования в современном мире является его непрерывность. Важной составляющей непрерывности образования является владение навыками самообразование.
Основной источник самообразования - чтение, изучение различной литературы, умение работать с информацией. Это требование современного информационного общества
С другой стороны, практика свидетельствует о том, что у многих учащихся 5-9 классов не сформированы навыки работы с текстами.
Поэтому, при изучении материала по истории и обществознанию, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Некоторые приёмы работы с текстом
-ассоциативный круг
- корзина идей
- (З–Х–У) «знаем – хотим узнать – узнали»
- ответы на вопросы
- верные и неверные утверждения
- составление плана
-прием «Сводная таблица» с сравнениями по критериям
- маркировка
- инсерт
- «Толстые и тонкие вопросы»
- возврат к ключевым словам, верной и неверной информации
- синквейн
- кластер
- текст с ошибками
Организуя на уроке работу с текстом, я использую информационные листы, которые составлены на основе темы урока и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
1. «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? (Что такое безработица?) Когда? Как звать ...? Было ли ...? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
История России. 8 класс.
Тема урока: «Правление Елизаветы Петровны»
Прочитайте фрагмент текста и составьте три тонких и три толстых вопроса:
«В полночь царевна… отправилась в казармы гренадер Преображенского полка… Царевна объявила им в немногих словах свое намерение и требовала их помощи; все согласились жертвовать собою для нее. Первым делом их было арестовать ночевавшего в казармах гренадерского офицера по имени Гревс… После этого они присягнули царевне на подданство; она приняла над ними начальство и пошла прямо к Зимнему дворцу. Она вошла без малейшего сопротивления с частью сопровождавших ее лиц в комнаты, занимаемые караулом, и объявила офицерам причину своего прихода. Они не оказали никакого сопротивления и допустили ее действовать... Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадеров в покои великой княгини и арестовали ее с ее супругом, детьми и фавориткой, жившей рядом.
В день революции новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежащий ей как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест, который должен был доказать: ее неоспоримое право на престол. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и супруг ее не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию. Их отправили из Петербурга со всеми слугами под конвоем гвардейцев, состоявших под командою генерала Салтыкова… Они доехали только до Риги, где их арестовали… Неизвестно, где именно содержатся теперь принц Антон-Ульрих и юный император…»
Возможные вопросы:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Когда произошёл переворот? Кто его совершил? Кто арестовал Анну? | Объясните, чем обосновала новая императрица свои притязания на престол? Какова судьба свергнутого правителя? Почему этот переворот считается бескровным? |
Обществознание. 8 класс.
Тема урока: «Безработица, её причины и последствия»
Прочитайте текст и составьте три тонких и три толстых вопроса:
Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия. Происходит относительное ухудшение экономического положения населения и абсолютное обнищание безработных. Одновременно снижается и совокупное потребление товаров и услуг, уменьшаются сбережения, сокращаются объемы инвестиций в экономику. Безработные теряют квалификацию. Все это ведет к снижению ВНП и национального дохода, к сокращению доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений, к отставанию в науке и технике. Растут затраты общества на выплату пособий, профессиональную переподготовку и т. д. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Американские исследователи установили, что год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни.
Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
Возможные вопросы:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое безработица? Есть ли связь между здоровьем и безработицей? Что такое инвестиции? | Какие экономические последствия у безработицы? Чем опасны социальные последствия у безработицы? Какова роль государства в регулировании занятости? |
2. Кластер
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Обществознание. 8 класс. Тема урока: «Производство – основа экономики»
Прочитайте текст и составьте кластер:
В основе экономики лежит процесс производства материальных благ. Для того чтобы что-то произвести, необходимо располагать ресурсами. Экономисты-теоретики называют эти ресурсы факторами производства и объединяют их в четыре группы. Труд — знания, умения, навыки, физические и умственные способности человека, которые можно применить при производстве продукта. Капитал — все средства производства: здания, всевозможные производственные сооружения, машины, оборудование, инструменты. Земля как фактор производства включает в себя все ресурсы, получаемые человеком от природы и применимые в производстве: пашни, луга, леса, добываемое сырьё, водные, энергетические ресурсы и т.п. Предпринимательская способность — способность человека принимать решения и при необходимости рисковать — особый фактор, соединяющий все другие факторы в единую систему, обеспечивающую производство.
Чтобы процесс производства продукции был осуществимым, необходимо присутствие каждого из перечисленных ресурсов. Ведь все эти ресурсы дополняют друг друга, у каждого из них своя роль в производственном процессе. И только когда они образуют единую систему, возможно производство.
Факторы производства всегда кому-то принадлежат. Право собственности — это право контролировать использование определённых ресурсов и распределять затраты и прибыль, которые возникают при этом использовании.
В условиях рыночной экономики собственность может быть государственной, кооперативной, акционерной, индивидуальной, частной и др. Собственник факторов производства всегда хочет получить доход от использования их в производственном процессе. Он может использовать свои ресурсы самостоятельно. С другой стороны, собственник может получать доход от своих ресурсов, давая их кому-нибудь «взаймы», сдавая в наём и получая плату за их использование.
Пример выполнения задания:
Обществознание. 8 класс. Тема урока: «Инфляция и семейная экономика» 8 класс
Прочитайте текст и составьте кластер:
Деньги всегда выполняли несколько функций. Во-первых, они служили мерой стоимости всех товаров. Вторая функция, которую выполняли деньги, – функция средства обращения. Это дало людям возможность избавиться от натурального обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Деньги использовались как средство платежа. Но, если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства накопления.
Для нормального функционирования экономики требуется наличие определённого количества денег в обращении. Периодически возникали и продолжают возникать ситуации, когда количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются: повышается рыночная цена золота, цены на товары и услуги, происходит падение курса национальной валюты по отношению
к иностранным денежным единицам.
По характеру инфляционного процесса различают инфляцию открытую и подавленную. При открытой инфляции происходит ничем не сдерживаемый рост цен. При подавленной – государство искусственно контролирует цены, что приводит к возникновению дефицита.
Существует два варианта политики государства в ситуации инфляции: приспособление к инфляции либо борьба с ней. В первом случае периодически проводится индексация доходов населения (повышение зарплат, пенсий, стипендий и т. д.). Однако непрерывная индексация может, в свою очередь, спровоцировать усиление инфляции. Борьба с инфляцией предполагает сокращение дефицита бюджета за счёт социальных программ, ограничение роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепенное уменьшение количества денег в обращении.
3. Найти ошибки
Обществознание. 8 класс.
Тема урока: «Социальные статусы и роли»
Жизненная позиция, которую занимает человек, согласуясь с определенным ему статусом, называется социальным статусом. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы – это те статусы, которые человек получает по рождению, но их легко можно изменить. Например, национальность.
Достигаемые статусы – это жизненные позиции, которые достигаются с помощью родителей. К примеру, ребёнок-ученик. Но если он учится хорошо, то он ученик-отличник. Окончив училище, человек работает фельдшером. Это другой статус.
Социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль – это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются: роли и статусы, определённые возрастом, внешностью, успеваемостью и полом.
Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
Поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью санкции – к ним относятся только меры поощрения.
Ошибки подчёркнуты:
Жизненная позиция, которую занимает человек, согласуясь с определенным ему статусом, называется социальным статусом. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы – это те статусы, которые человек получает по рождению, но их легко можно изменить. Например, национальность.
Достигаемые статусы – это жизненные позиции, которые достигаются с помощью родителей. К примеру, ребёнок-ученик. Но если он учится хорошо, то он ученик-отличник. Окончив училище, человек работает фельдшером. Это другой статус.
Социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль – это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются: роли и статусы, определённые возрастом, внешностью, успеваемостью и полом.
Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
Поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью санкции – к ним относятся только меры поощрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Презентация"Приёмы работы с текстом на уроках химии"
В настоящее время очень большое внимание уделяется работе с текстом на разных уроках, т. к . этому отводится большая роль в усвоении учебного материала в стандартах второго поколения. Уроки химии не я...
Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии
Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...
Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ
ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...