Рабочая программа по предмету "История России" для 6-9 классов
рабочая программа по истории (9 класс)

Спорышева Ксения Вячеславовна

Рабочая программа по предмету "История России" для 6-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04_istoriya_rossii_6-9.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа составлена на основе рабочей программы авторов Л.Н.Алексашкиной, Н.И.Ворожейкиной, В.Н.Захарова, П.В.Лукина, К.А.Соловьёва, А.П.Шевырёва «История России» издательства «Русское слово» 2016 года.

Используемые учебники:

  1. Е.В.Пчелов, П.В.Лукин; под. ред. Ю.А.Петрова «История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс» издательства «Русское слово» 2016 года;
  2. Е.В.Пчелов, П.В.Лукин; под. ред. Ю.А.Петрова «История России. XVI-XVII века. 7 класс» издательства «Русское слово» 2017 года;
  3. Е.В.Пчелов, П.В.Лукин; под. ред. Ю.А.Петрова «История России. XVIII  век. 8 класс» издательства «Русское слово» 2018 года;
  4. Е.В.Пчелов, П.В.Лукин; под. ред. Ю.А.Петрова «История России. 1801—1914 годы. 9 класс» издательства «Русское слово» 2019 года.

Предмет «История России» изучается в 6-8 классах в общем объёме не менее 102 часов (34 часа в год; по 1 часу в неделю), в 9 классах в общем объёме не менее 68 часов в год (по 2 часа в неделю).


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

6 класс

(История России с древнейших времён до начала XVI века)

Введение

Место истории России во всемирной истории. Источники по российской истории.

Раздел I. Древние жители нашей Родины

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Образование языковых семей.

Народы и государства нашей страны в древности.

Народы, проживавшие на территории современной России до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифы. Северный Кавказ в античную эпоху.

Великое переселение народов. Волжская Булгария. Хазарский каганат.

Восточные славяне в древности. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности («племена») Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Верования славян (язычество).

Раздел II. Русь в IX—начале XII веков

Образование государства Русь. «Призвание варягов». Начало династии Рюриковичей. Первые русские князья. Правления Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Формирование территории Руси. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей.

Князь Владимир и Крещение Руси.

Русь при Ярославе Мудром. Правда Русская.

Ярославичи. Начало эпохи раздробленности. Княжение Владимира Мономаха.

Древняя Русь: общество и государство. Развитие городов и быт жителей Руси.

Православная церковь в Древней Руси.

Христианство и дохристианские верования (язычество) на Руси. Организация Православной церкви.

Культура Древней Руси.

Развитие древнерусской литературы. Славянская письменность на Руси. Древнерусские книги. Распространение грамотности. Берестяные грамоты. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Былины.

Искусство Древней Руси.

Древнерусские архитектура, живопись, декоративно-прикладное        искусство.

Раздел III. Русь в конце XII - XIII веках

Формирование системы самостоятельных русских земель. Важнейшие русские земли. Факторы, связывавшие русские земли. Особенности и последствия раздробленности.

Южная Русь. Киевская земля в XII — первой трети XIII в. Русские земли и Половецкая степь. «Слово о полку Игореве».

Юго-Западная Русь. Галицкая и Волынская земли. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Объединение Галицкой и Волынской земель.

Северо-Западная Русь. Новгородская земля. Политическое устройство Новгорода. Начало формирования республиканского строя. Вече, архиепископ, посадник, тысяцкий.

Северо-Восточная Русь. Суздальская земля. Внутриполитическое развитие Суздали. Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и его преемники.

Монгольское нашествие на Русь. Образование империи Чингисхана и его завоевательные походы. Битва на Калке. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси. Последствия монгольского нашествия для Руси.

Экспансия на Русь с Северо-Запада. Ордена крестоносцев в Прибалтике. Конфликты Новгорода с Швецией. Невская битва. Александр Невский. Ледовое побоище.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Русские земли под властью Золотой Орды.

Великое княжество Литовское и русские земли. Образование Литовского государства. Общественно-политический строй Великого княжества Литовского. Династия Гедиминовичей. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Раздел IV. Русь в XIV - XV веках

Судьбы северо-западной и северо-восточной земель после монгольского нашествия.

Новгород и Псков. Развитие республиканского строя. Новгород в системе международных связей.

Хозяйство и общественный строй Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. Владимирское великое княжество. Борьба за великое княжение Владимирское. Тверское и Московское княжества.

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой. Укрепление Московского княжества. Куликовская битва и её значение. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.

Московское великое княжество при Василии I. Междоусобная династическая война в Московском великом княжестве. Распад Золотой Орды. Крымское ханство. Казанское ханство. Астраханское ханство. Сибирское ханство. Ногайская орда. Большая Орда.

Конец эпохи раздробленности. Правление Ивана III. Присоединение к Москве Новгорода, Твери, других земель. Борьба за русские земли с Великим княжеством Литовским. Падение ордынского владычества. «Стояние на Угре». Формирование единого Русского государства. Социально- экономический строй, политическая организация Русского государства.

7 класс

 (История России. XVI—XVII века)

Введение

Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв.

Раздел I. Создание Московского царства

Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани. Государственное управление. Боярская дума. Приказы. Местничество. Административно-территориальное устройство: уезды, станы, волости. Сословная структура общества.

Иван Грозный — первый русский царь. Значение царского титула. Избранная рада и её реформы. Первый Земский собор. Развитие системы приказов. Отмена кормлений. Судебник 1550 г. Организация войска. Складывание сословно-представительной монархии. Внешняя политика России при Иване Грозном. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Народы Поволжья в составе Русского государства. Начало освоения Сибири. Поход Ермака. Ливонская война. Причины и последствия поражения в войне. Опричное лихолетье.

Отмена опричнины. Царь Фёдор Иоаннович. Конец династии Рюриковичей.

Русская православная церковь в XVI веке.

Раздел II. Смутное время

В преддверии Смуты. Династический кризис и его последствия. Предпосылки и причины Смутного времени. Воцарение Бориса Годунова и его политика. Гибель царевича Дмитрия. Начало Смуты.

Лжедмитрий I. Война Лжедмитрия I c Борисом Годуновым. Смерть Годунова. Правление Лжедмитрия I и его гибель.

Правление Василия Шуйского. Личность царя. Восстание Болотникова, его причины, ход, характер, состав участников.

Лжедмитрий II. Движение Лжедмитрия II: причины возникновения, участники, иностранный (польско-литовский) фактор. Тушинский лагерь. Раскол страны. Осада Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Осада Смоленска. Захват шведами Новгорода.

Междуцарствие (1610—1613). Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Вступление польско-литовских войск в Москву. Кандидатура королевича Владислава на русский престол. Патриарх Гермоген. Первое ополчение. Прокопий Ляпунов. «Совет всея земли». Причины неудачи Первого ополчения. Лжедмитрий III.

Второе ополчение и освобождение Москвы. Польско-литовские и шведские захватчики. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и избрание Михаила Романова царём. Начало династии Романовых.

Раздел III. Россия при первых Романовых

Правление Михаила Фёдоровича. Преодоление Смуты и её итоги. Столбовский мир со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Патриарх Филарет. Смоленская война. «Азовское осадное сидение».

Правление Алексея Михайловича. Соляной бунт. Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление системы крепостного права.

Россия в XVII веке. Территория и население. Природно-климатические условия и особенности социально-экономического развития России. Государственное управление. Постепенное ослабление сословно-представительных учреждений. Боярская дума. Государев двор. Сословная структура общества. Развитие приказной системы. Военная организация. Полки нового (иноземного) строя. Экономика. Элементы хозяйственной специализации. Ярмарки. Внешняя торговля со странами Запада и Востока. Установление отношений с Китаем.

Русская деревня в XVII веке. Разорение сельского хозяйства во время Смуты. Положение крестьянства. Крепостное право. Барщина и оброк. Государево тягло. Черносошные и дворцовые крестьяне. Распространение дворянского землевладения. Сближение статуса вотчин и поместий.

Украинские и белорусские земли под властью Речи Посполитой. Брестская уния 1596 г. и её последствия. Запорожское казачество. Запорожская Сечь. Богдан Хмельницкий. Освободительное движение на Украине. Присоединение Украины к -шведская война. Андрусовское перемирие.

Раскол в Русской православной церкви. Патриарх Никон. Церковная реформа. Противники реформ. Протопоп Аввакум. Дело патриарха Никона. Церковный собор 1666—1667гг. Преследования старообрядцев. Боярыня Морозова. Соловецкое восстание. Старообрядчество в истории России.

Народные волнения в 1660—1670-е годы. Денежная реформа. Медный бунт. Донские казаки. Домовитые казаки и голытьба. Восстание Степана Разина 1670—1671 гг.

Наследники Алексея Михайловича. Царствование Фёдора Алексеевича (1676—1682).

Стрелецкий бунт 1682г. «Спор о вере». Царевна Софья Алексеевна, цари Иван и Пётр.


8 класс

(История России. XVIII век)

Введение

Хронологические рамки курса. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в. Источники по российской истории XVIII в.

Раздел I. Эпоха реформ Петра I

Начало правления Петра I. Династический кризис 1682 г. Борьба за власть. Регентство царевны Софьи при царях Иване и Петре. Хованщина. Внешняя политика. Вечный мир с Речью Посполитой. Крымские походы. В.В. Голицын. Отстранение царевны Софьи от власти.

Начало самостоятельного правления Петра I (1689). Причины и предпосылки преобразований. Первые шаги Петра I по пути преобразований: Азовские походы, строительство флота в Воронеже. Великое посольство. Стрелецкий бунт 1698г.

Начало Северной войны. Предпосылки войны России со Швецией. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей.

Преобразования Петра I. Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Церковная реформа: упразднение патриаршества, учреждение Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии и Табель о рангах, их значение. Формирование системы абсолютизма. Экономическая и социальная политика. Строительство заводов, формирование базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Развитие торговли. Меркантилизм и протекционизм в экономической политике.

Народные движения в начале XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.

Преобразования в области культуры и быта. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран Западной Европы, привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Реформа календаря. Введение гражданской азбуки и современных цифр. Начало периодических изданий. Развитие науки: создание первого музея, указ об образовании Академии наук в Петербурге. Светская живопись, портретный жанр. Скульптура и архитектура раннего барокко. Повседневная жизнь, быт правящей элиты и основной массы народа. «Европейский» стиль во внешности, одежде, развлечениях, питании. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде (ассамблеи, балы, светские и государственные праздники). «Юности честное зерцало». Изменения в положении женщин.

Династия Романовых в первой четверти XVIII в. Браки Петра I и его наследники. Дело царевича Алексея. Устав о наследии престола.

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов

Начало эпохи дворцовых переворотов. Восшествие на престол Екатерины I. Причины нестабильности политического строя. Фаворитизм. Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Судьба преобразований Петра I. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Пребывание двора Петра II в Москве. Особенности и исход правления Петра II.

Правление Анны Иоанновны. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Тайная канцелярия. Национальная политика. Укрепление границ империи. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Россия в Войне за польское наследство в 1730-х гг. Война с Османской империей (1735—1739).

Правление «брауншвейгской фамилии». Император-младенец Иоанн Антонович. Дворцовый переворот 25 ноября 1741г. Приход к власти Елизаветы Петровны. Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III. Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле.

Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762г.

Раздел III. Расцвет Российской империи

Личность императрицы Екатерины II. Просвещённый абсолютизм.

Внутренняя политика Екатерины II. Секуляризация церковных земель. «Наказ» Екатерины II, созыв Уложенной комиссии, итоги её деятельности. Экономическая и финансовая политика правительства. Губернская реформа и сословная политика Екатерины II. Создание новых органов местной администрации. Особенности организации судебной власти. Цели сословной политики. Жалованные грамоты дворянству и городам, их основное содержание. Дворянство — «первенствующее сословие» империи.

Крепостное право в России во второй половине XVIII в. Условия жизни крепостной деревни. Крестьяне государственные, крепостные, монастырские. Права помещиков и обязанности крестьян. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди.

Экономическая жизнь России второй половины XVIII в. Сельское хозяйство. Ремесло и промышленность. Крепостной и вольнонаёмный труд. Развитие крестьянских промыслов. «Капиталистые» крестьяне. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Гарелины, Прохоровы). Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Крупнейшие ярмарки — Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная и др.

Восстание Е.И. Пугачёва (1773—1775). Причины народных движений во второй половине XVIII в. Личность Е.И. Пугачёва. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Их причины, цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и флотоводцы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров.

Политика России на Кавказе. Георгиевский трактат 1783 г.

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в. Политика России в Польше до начала 1770-х гг. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территорий Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии.

Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 году.

Правление Павла I. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма, усиление бюрократического и полицейского характера государства. Личность императора. Акт о престолонаследии. Указ о «трёхдневной барщине». Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Дворцовый переворот 11 марта 1801г. и его причины.

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого

Школа, образование и воспитание в XVIII в. Педагогические идеи. Концепция воспитания «новой породы людей» и основание Смольного института в Петербурге. Московский университет — первый российский университет. Деятельность И.И. Шувалова. Сословные учебные заведения. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве. Организация народных училищ в конце XVIII в.

Российская наука в XVIII в. Изучение страны — главная задача науки. Географические экспедиции. Освоение северо-западного побережья Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины, борьба с эпидемиями. Достижения в области техники. И.П. Кулибин. Гуманитарные науки. Становление исторической науки. В.Н. Татищев. М.М. Щербатов. Изучение русской словесности. Российская академия.

Михаил Васильевич Ломоносов. Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки. Выдающаяся роль М.В. Ломоносова в становлении российской науки и образования.

Общественная мысль второй половины XVIII в. Определяющее влияние идей Просвещения. Русская журналистика. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская литература, театральное и музыкальное искусство. А.Д. Кантемир. В.К. Тредиаковский. А.П. Сумароков. Д.И. Фонвизин. Г.Р. Державин. Театр. Ф.Г. Волков. Развитие музыкального искусства. Д.С. Бортнянский.

Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Культура и быт российских сословий. Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.

9 класс

 (История России. 1801-1914 годы)

Введение

Общая характеристика тенденций и особенностей развития, достижений России в 1801—1914 гг. Задачи исторического развития России в XIX — начале ХХ в. в контексте вызовов модернизации. Источники по отечественной истории 1801—1914 гг.

Раздел I. Россия на пути к реформам. 1801—1861 годы

Российское общество в первой половине XIX в. Сословная структура российского общества. Российская деревня. Крепостное хозяйство. Крестьянские повинности. Дворянская усадьба, её «золотой век».

Промышленное развитие Российской империи в первой половине XIX в. Динамика развития отдельных отраслей. Начало промышленного переворота. Торговля. Пути сообщения. Начало железнодорожного строительства. Города и городская жизнь.

Государственный либерализм: Александр I и его реформы. Александр I. Негласный комитет и его реформы. М.М. Сперанский и его проект. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика России в начале XIX в. Присоединение Грузии. Войны с наполеоновской Францией. Тильзитский мир. Русско- шведская война (1808—1809). Русско-турецкая (1806—1812) и русско-иранская (1804—1813) войны.

Отечественная война 1812 г. Причины войны. Начальный этап войны. М.Б. Барклай-де-Толли и П.И. Багратион. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Оставление Москвы и Тарутинский марш-манёвр. Партизанская и народная война. Гибель наполеоновской армии. Заграничные походы русской армии. «Битва народов». Капитуляция Парижа.

От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпоху. Венский конгресс. Священный союз. Царство Польское и его конституция. Государственная уставная грамота. Крестьянский вопрос. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Отказ Александра I от реформ в конце царствования.

Движение декабристов. Причины движения. Первые декабристские организации. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля. Смерть Александра I и династический кризис. Восстания на Сенатской площади и на Украине. Следствие и суд над декабристами.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Политический курс Николая I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Кодификация законов. А.Х. Бенкендорф. Цензура.

Экономическая и социальная политика Николая I. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственной деревни. Деятельность П.Д. Киселёва. Сословная политика. Николаевская бюрократия.

Общественная и духовная жизнь в 1830—1850-х гг. Условия общественной жизни при Николае I. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Западники и славянофилы.

Народы России в первой половине XIX в. Религии и народы Российской империи. Христианские конфессии. Православные народы. Старообрядцы. Католики, протестанты, армяно-григорианская Церковь. Нехристианские конфессии. Иудеи, мусульмане, буддисты, язычники. Польское восстание в 1830—1831 гг. Кавказская война. Шамиль.

Внешняя политика Николая I. Русско-иранская война (1826—1828). Политика России в восточном вопросе. Русско-турецкая война (1828—1829). Россия и европейские революции. Крымская война (1853—1856).

Культурное пространство России в первой половине XIX в. «Золотой век» русской культуры. Литература. Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский. От классицизма к реализму. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Архитектура. Стиль ампир. К.И. Росси, А.Д. Воронихин, О. Монферран. Изобразительное искусство. Сентиментализм, романтизм, реализм. В.Л. Боровиковский, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.А. Федотов. Театр и музыка. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский. Наука. Русские учёные и изобретатели. Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, П.П. Аносов. Географические открытия.

Раздел II. Россия в эпоху реформ

Отмена крепостного права. Александр II. Подготовка Крестьянской реформы. Положения 19 февраля 1861 г. Правовой статус крестьян, наделение их землёй, выкупная операция.

Великие реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Вопрос о конституции. Значение Великих реформ.

Пореформенная Россия. Сельское хозяйство и промышленность. Помещичье хозяйство. Дворянское оскудение. Отработочная и капиталистическая системы. Крестьянское хозяйство. Крестьянская община. Промышленность и транспорт. Индустриализация и урбанизация. Развитие железнодорожной сети. Рабочий вопрос.

Народное самодержавие Александра III. Начало царствования Александра III. Дискуссия о проекте реформы Государственного совета М.Т. Лорис-Меликова. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Реформы образования. Цензурная политика. Земское положение 1890 г. Городское самоуправление. Преобразования в области судебной системы. Финансовая политика. Аграрные отношения.

Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Политика России в Средней Азии. Взаимоотношения с дальневосточными государствами. Русско-турецкая война (1877—1878). Берлинский конгресс. Внешнеполитический курс в царствование Александра III. Русско-французское сближение.

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в. Рост образования. Научное развитие. Физиология (И.М. Сеченов, И.И. Мечников). Химия (А.М. Бутлеров). Периодический закон Д.И. Менделеева. Историческая наука (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский). Путешественники (П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский). Литература. Романы И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проза и драматургия А.П. Чехова. Поэзия (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов). Драматургия А.Н. Островского. Театр. Актёры новой школы. Музыкальный театр. П.И. Чайковский. «Могучая кучка» (А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.).

Народы России во второй половине XIX в. Общая характеристика национальной политики. Взаимодействие культур и народов. Еврейский вопрос. Политика в отношении Польши. Польское восстание (1863—1864). Финляндия в составе Российской империи.

Общественная жизнь России в 1860—1890-х гг. Интеллигенция и её характеристика. Пореформенный либерализм. Народничество: основные направления. Зарождение русского марксизма.

Раздел III. Кризис империи в начале ХХ века

На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития. Экономическая политика С.Ю. Витте. Денежная реформа. Промышленное развитие России конца XIX в. Транссибирская магистраль. Появление монополий. Аграрный вопрос.

Российское общество в условиях модернизации. Демография, социальная стратификация. Женский вопрос. Урбанизация. Городская жизнь конца XIX — начала XX в. Разложение сословного строя. Предприниматели конца XIX — начала XX в. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.

Россия в системе международных отношений в начале XX в. Дальневосточная политика России. Китайско-Восточная железная дорога. Русско-японская война (1904—1905).

Накануне Первой российской революции 1905—1907 гг. Начало царствования Николая II. Либеральное движение. Кружок «Беседа». «Союз Освобождения». Борьба в правительственных кругах: С.Ю. Витте и В.К. Плеве.

Начало Первой российской революции. Банкетная кампания. Кровавое воскресенье. Массовые движения. Революционные выступления в армии. «Булыгинская Дума». Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г. Партия эсеров: программа и тактика. Социал-демократы: образование партии. Большевики и меньшевики. Конституционно-демократическая партия: состав и программа. «Союз 17 октября»: программные установки. Консервативные партии. Революционные события ноября — декабря 1905 г. Московское вооружённое восстание.

Становление российского парламентаризма. Образование и выборы в Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Работа I Государственной думы. Её роспуск. Выборгское воззвание. II Государственная дума. Избирательный закон 3 июня 1907 г.

Общество и власть после революции. Программа реформ П.А. Столыпина. Указ 5 октября 1906 г. Военно-полевые суды. Крестьянская реформа. Указ 9 ноября 1906 г. Переселенческая политика. Взаимодействие правительства П.А. Столыпина и III Государственной думы. Работа IV Государственной думы.

Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны. Оформление Антанты. Боснийский кризис. Внешнеполитические кризисы в предвоенные годы. Гонка вооружений.

Серебряный век русской культуры. Философские течения. Сборник «Вехи». Поэтические направления: символизм, акмеизм, футуризм. Крестьянские поэты. Проза И.А. Бунина, М. Горького, А.И. Куприна. Музыка (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев). Театр. «Система» К.С. Станиславского. Кинематограф.

Просвещение и наука в начале XX в. Новые высшие учебные заведения. Печать. «Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова. Её влияние на научную мысль. Теория ракетостроения (К.Э. Циолковский). Биогеохимия (В.И. Вернадский).


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

  1. Соотносить год с веком, эрой.
  2. Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте.
  3. Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, обобщать.
  4. Последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках.
  5. Определять и объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
  6. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.
  7. Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.
  8. Объяснять значение ключевых понятий и терминов, относящихся к данному периоду.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов истории.
  2. Устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  3. Группировать факты по различным признакам и основаниям.
  4. Соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды.
  5. Различать причину и следствие исторических событий, явлений.
  6. Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.
  7. Проводить сопоставление политического устройства государств разных эпох.
  8. Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты общего и различного.

Личностные результаты:

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
  2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
  3. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  4. Понимание культурного многообразия современного мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  1. Способность сознательно организовывать свою деятельность – учебную, общественную и др.
  2. Овладение умением работать с учебной и внешкольной информацией.
  3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты совей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и т.д.).
  4. Готовность к сотрудничеству с одноклассниками, учителем.
  5. Активное применение знаний, приобретённых в школе, в повседневной жизни.

Предметные результаты:

  1. Овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества.
  2. Способность соотносить историческое время и историческое пространство.
  3. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
  4. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

6 класс

«История России с древнейших времён до начала XVI века»

1

Введение

1

2

Древние жители нашей Родины

5

3

Русь в IX - начале XII веков

10

4

Русь в конце XII - XIII веках

10

5

Русь в XIV - XV веках

7

6

Итоговое обобщение

1

Итого:

34

7 класс

«История России. XVI—XVII века»

1

Введение

1

2

Создание Московского царства

9

3

Смутное время

9

4

Россия при первых Романовых

14

5

Итоговое обобщение

1

Итого:

34

8 класс

«История России. XVIII век»

1

Введение

1

2

Эпоха реформ Петра I

8

3

Россия в эпоху дворцовых переворотов

6

4

Расцвет Российской империи

12

5

Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого

6

6

Итоговое обобщение

1

Итого:

34

9 класс

«История России. 1801-1914 годы»

1

Введение

1

2

Россия на пути к реформам

23

3

Россия в эпоху реформ

21

4

Кризис империи в начале ХХ века

20

5

Итоговое обобщение

3

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...