Разработка урока «Трагедия Восточной Пруссии. Последний марш Холокоста»
методическая разработка по истории (9 класс)

«Трагедия Восточной Пруссии. Последний марш Холокоста».

Для учащихся 7 - 9 классов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_vostochnoy_prussii_eust.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Международный конкурс

«Холокост: память и предупреждение»

для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации, обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений

Номинация: Методические разработки педагогических работников

Разработка урока «Трагедия Восточной Пруссии. Последний марш Холокоста».

Еуст Надежда Олеговна

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 43

города Калининграда

Калининград, 2020


«Трагедия Восточной Пруссии. Последний марш Холокоста».

Для учащихся 7 - 9 классов .

Цели урока:

1.Образовательная. Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события, в частности родного края.

2. Воспитательная. Воспитывать негативное отношения к нацизму и фашизму, способствовать формированию уважительного и толерантного отношения и к людям разных национальностей, и конфессиональной принадлежности.  

3. Развивающая. Развивать навыки аналитического мышления на основе  анализа и сопоставления исторических фактов, логического мышления на основе осмысления причинно-следственных связей.

Тип урока: усвоение нового материала

Форма организации урока: индивидуальная, коллективная

Методы: словесный (рассказ, сообщение учащихся), наглядный (презентация, видео)

Оборудование: компьютер, проектор, устройство для музыкального воспроизведения, мультимедийная доска, презентация, видеофрагменты, музыкальное сопровождение

Используемые источники:

Адерихин А. «Пальмникенская бойня: история Фрица Вебера, бухгалтера, который просто выполнял приказ» 2018. //режим доступа// https://klops.ru/news/obschestvo/168505-palmnikenskaya-boynya-istoriya-fritsa-vebera-buhgaltera-kotoryy-prosto-vypolnyal-prikaz

Гинзбург Э. «Трагедия на янтарном берегу — свидетельства очевидцев» 2015. //режим доступа// https://evreimir.com/141476/tragediya-na-yantarnom-beregu-svidetelstva-ochevidtsev/

Лоуренс Р. «Холокост: Новая история». – М:  КоЛибри, 2018. 512 с.

Кретинин Г.В. «Очерки истории Восточной Пруссии». Калининград: Янтарный сказ, 2002. 536 с.

 

Ход урока:

(Слайд 2 презентации)

Запись на доске: «Только постарайся уберечь душу свою от забвения вещей, что увидели глаза твои, дабы не покинули они сердце во все дни жизни твоей. И должен ты рассказать об этом своим детям и детям твоих детей». (Дварим 4:9-10)

Вступительное слово учителя:

В этом году мы отметили  75 –ю  годовщину победы советского народа над нацизмом. Эта  Великая победа далась очень тяжело.

Отдним из жесточайших преступлений нацизма является  геноцид еврейского народа – Холокост.

 Беседа с учениками: Знаете ли вы, что такое геноцид?  (выслушать ответы).  Давайте запишем:

Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Хелмно, Освенцим, Собибор – название мест, от которых стынет кровь.  Мы знаем о печальной участи еврейского народа в лагерях смерти. По  примерным данным  было уничтожено около 6 млн. евреев.

По решению Нюрнбергского требунала, который осудил  нацизм, эти преступления не имеют срока давности.  Сколько бы ни прошло лет, виновные будут разыскиваться и  будут наказаны по всей строгости закона.

Преступления  Холокоста начались с конца 30-х годов и очевидно последним из них стала трагедия ,произошедшая в Восточной Пруссии.

(Слайд 3, музыкальное сопровождение)

 (Слайд 4)

Выступление Ученика 1:

         Побережье Балтийского моря. Маленькое поселение Пальмникен (сейчас пгт. Янтарный).  Сюда,  пригнали  на бойню узников концлагеря  Штуттгоф  холодной зимой 45-го.

Как это было говорить больно, но нужно.

Согласно плану, узников предполагалось  собрать со всей Восточной Пруссии в Кёнигсберге, а оттуда пригнать в посёлок Пальмникен, где уничтожить всех до единого.

За столь жестокую операцию отвечали командир гестапо, штурмбанфюрер Курт Гормиг и начальник отдела гестапо по еврейскому вопросу гаупштурмфюрер Вильгельм Зонненшайн.

Евреи, изначально, находились в разных подлагерях  концлагеря Штуттгоф (Польша, Венгрия, Литва).

С 15 января 1945-го под конвоем, узников направили в Кёнигсберг. Стоял мороз минус 20, люди были обессилены. Многие падали, выбиваясь из строя.  Их тут же расстреливали. Смертельный марш продолжался.

По прибытию в Кёнигсберг, людей, обреченных на смерть, поделили на группы и загнали в помещения фабрик и казарму. С рассветом, люди направились по дороги смерти - 50 километров безысходности, боли и страха. Сил уже не оставалось.

(Слайд 5)

Выступление  Ученицы 2:

«Одна из моих сестёр, — рассказывает бывшая узница Мария Блиц (Зальц) — на полпути обессилев, упала в снег. Её сразу же застрелил конвоир. Нас гнали по деревням на лютом морозе, я смотрела на скотину в хлеву и завидовала её свободе»

«Нам ничего не давали есть, — вспоминает бывшая узница Гелина Маленцевич. — Всякий раз, когда кто-то наклонялся взять в ладони немного снега, охрана стреляла. Некоторые, несмотря на это, умудрялись найти в себе силы сбежать, но большинство настигали пули».

На всём пути передвижения колонны эсэсовцами были застрелены около двух тысяч человек из тех, кто уже не мог идти.

Выступление  Ученика 1:

27 января оставшихся узников расселили в слесарном цеху  в Пальмникене. Возможности для сна не было.

Стоит отметить, что местные жители не хотели уничтожения узников. Руководитель местного народного ополчения Ханс Файерабенд был против убийства мирных евреев. Он заявил также, что пока он жив, евреев будут кормить, и никто из них не погибнет. Местные жители по его просьбе собрали для узников хлеб, горох и картофель и передали в слесарный цех комбината. К сожалению, противника «системы»  через несколько дней нашли убитым.

В ночь с 31 января на 1 февраля евреев вывели к Балтийскому морю.

(Слайд  6)  

Выступление Ученицы 2:

         «В Пальмникене всю колонну евреев привели прямо к морю, — свидетельствует Пнина Крониш (Израиль). — Вооруженные охранники шли рядом с колонной. Около моря колонну евреев остановили, и начался расстрел. Хвост колонны всё время сокращался, т.к. охрана отсекала от конца евреев группами. Их подводили к берегу моря, приказывали лечь на отвесном берегу. Головы евреев свисали над морем. В таком положении их расстреливали, потом пинками бросали в море. Берег моря был покрыт льдом, прикладами винтовок убитых и раненых заталкивали в ледяную воду, где все они тонули».

Несчастных беглецов, уцелевших в ту роковую ночь, в основном женщин, которых осталось порядка 300 человек, под охраной Гитлерюгенда колонной пригнали к шахте «Анна». Сначала их попарно уводили за здание шахты на расстрел, а затем начали расстреливать массово — ставили на обрыв, обстреливая из пулемётов. Трупы падали с обрыва в море. «Я видел, как тела погибших колыхались на волнах у берега, как живые», — вспоминал Мартин Бергау, участник трагедии.

Спастись тогда чудом удалось лишь единицам, лишь  благодаря мужеству местного населения, которые не выдали выживших узников.

 Только 13 человек, которые прошли через этот ад выжили,  чтобы рассказать о тех страшных событиях.  

Выступление Ученика 1:

В апреле 1945-го  советская армия закончила штурм Восточной Пруссии.  Советское командование отправило местных жителей для захоронения трупов еврейских узников, обнаруженных в 30-метровом рву на берегу возле затопленной старой шахты «Анна». Во рву оказались 204 трупа женщин и 59 трупов мужчин в возрасте от 16 до 35 лет.

Учитель:

В Советский период этой трагедии не придали огласке. Замученных евреев в Пальмникене приняли за «советских» людей.  

В 1995 году, Калининградская еврейская община впервые устроила поминальный митинг, прочитав молитву в память о расстрелянных еврейских жертвах.

(Слайд 7,8)

В  2011 году  в Янтарном был установлен  грандиозный памятник на месте расстрела. Его создание финансировал местный еврейский меценат Владимир Кацман. Он же возглавил общественную инициативу по увековечению памяти жертв Холокоста «Пальмникен-45». Автором памятника стал Франк Майслер, израильский скульптор, потерявший в Аушвице (Освенцим) родителей.

Белый мраморный 10-метровый памятник символизирует три женские руки, простёртые к небу, которые взывают о помощи. На руках выбиты лагерные номера расстрелянных.  Очень жаль, что многие помощи так и не дождались.

(Слайд 9)

Очень тяжело говорить о  таких событиях, но мы должны знать историю нашего региона, её трагические  страницы. Помнить о людях, которые отдали свои жизни лишь потому, что какая-то верхушка (власть) посчитала себя вправе разделить народы на «избранный» и  народы, которых нужно уничтожить.

 (Слайд 10)

У нас в Калининградской области восстанавливаются  довоенные традиции еврейских общин. Примером этому является реконструкция  еврейской синагоги на ул. Октябрьской.  В ней проводятся не только религиозные обряды, но и культурно-просветительские мероприятия. Здесь расположен Музей толерантности.

 Беседа с учащимися: Что такое толерантность?  (выслушать ответы)

Давайте отметим:

Толерантность -  уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

По мнению  туристов, калининградцы отличаются  высоким уровнем толерантности, взаимного уважения  к людям разных наций и религий. Потому как область формировалась как уникальный образец мультикультурализма.

Сегодня по всему миру проводят мероприятия, чтобы память о тех трагических  событиях  жила.  Мы должны это помнить, чтобы  вновь не пережить ужасы войны.

Лишь любовь к людям и взаимоуважение  сделают жизнь на нашей земле лучше.

Почтим минутой молчания, всех невинных жертв в той страшной войне 1941-1945.

( Слайд 11, минута молчания)

А теперь ребята, напишите самые яркие впечатления о сегодняшнем уроке.

 (творческая работа учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 4 класса "Читаем последнюю историю о лете".

Урок рассматривает новые грамматические конструкции и новый лексический материал. В ходе урока используются информационно-коммуникативные технологии: презентация Power Point, которая включает тео...

Конспект урока "Трагедия еврейского народа" в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Урок посвящен черным страницам еврейского народа - Холокосту...

Конспект урока "Трагедия незаурядной личности"

Урок знакомит  с исторической обстановкой и условиями, в которых задумывался и создавался роман. Показывает трагедию поколения 30-х годов XIXвека, « эпохи безвременья». Воспитывает  у у...

Замки Восточной Пруссии

Замки Восточной Пруссии, сохранившиеся до наших дней или оставившие свой след на территории Калининградской области....

Методическая разработка урока" Соседи восточных славян"

Конспект урока истории " Соседи восточных славян"...

методическая разработка тематического урока истории " День памяти жертв Холокоста"

Тематический урок истории " День памяти жертв Холокоста" посвящён дате 27 января -  Международному Дню памяти жертв Холокоста. Проводится в соответствии с программой Воспитания в коллед...