методическая разработка тематического урока истории " День памяти жертв Холокоста"
методическая разработка по истории (11 класс)
Тематический урок истории " День памяти жертв Холокоста" посвящён дате 27 января - Международному Дню памяти жертв Холокоста. Проводится в соответствии с программой Воспитания в колледже, а также материал урока может быть использован на классных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_den_pamyati_holokosta.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Саратовской области « Аткарский политехнический колледж»
Методическая разработка
Тематический урок истории
«День памяти жертв Холокоста»»
Урок посвящён дате
27 января - Международный День памяти жертв Холокоста,
проводится в соответствии с Программой Воспитания колледжа
Автор-составитель:
Преподаватель истории: Шатилова Н.В.
Аткарск
Январь 2022 год
Тема: «День памяти жертв Холокоста» Дата проведения: 27 января 2022 г. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: Формирование знаний о Холокосте, как о преступлении против мира, против человечности, готовности обучающихся противостоять идеологии национализма, дискриминации по национальным признакам. Сохранение исторической памяти. Оснащение урока: стенд « Отражение в памяти человечества», видео «Освенцим», видео « Памяти жертв холокоста», видео песни «Бухенвальдский набат» в исп. М. Магамаева Оборудование урока: компьютер, экран Планируемое количество участников: 100 человек. Урок проводится по расписанию в группах I-II курса.
План урока:
- Организационная часть — 2-3 мин.
- Мотивационно - актуализационный блок
- Информационно-образовательный блок о понятии Холокоста
- Информационно-образовательный блок о лагере смерти Аушвиц (видео-экскурсия в музей)
- Информационно-образовательный блок о памятниках жертвам Холокоста в мире.
7. Завершение урока
Используемый материал: 1.Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах - 2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 2. Фото-альбом «Хатынь». Минск. Беларусь 1986 г. Интернет - источники:
Подготовили:
Преподаватель истории I квалификационной категории - Шатилова Н.В.
Приняли участие в оформлении тематического стенда студенты группы № 17, выполнил монтаж видеороликов студент группы № 21 (профессия « Наладчик аппаратного и программного обеспечения») Сёмин Олег.
Ход урока
- Организационная частьПриветствие
- Мотивационно-актуализационный блок
- Звучит песня «Бухенвальдский набат» (1 куплет)
Преподаватель:
Сегодня, 27 января, мы отмечаем со всем миром Международный день памяти жертв Холокоста. День памяти установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2005 году. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами - ещё более 90 государств. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим.
- Информационно-образовательный блок о понятии Холокоста
Холокост – самое позорное и трагичное явление в истории человечества начала 20 века.
- Кто знает, что такое Холокост?
В переводе с английского языка слово «holocaust» означает «всесожжение». В восточнославянской речи, имеет толкование как «жертва, всесожжение». Термин в современном понимании вошел в широкий обиход лишь в начале XX века, когда в результате мирового передела усилиями ряда стран начались уничтожение и геноцид целых народов. В широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии .
В узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны нацистами и коллаборационистами .
- Кто такие коллаборационисты? (пособники фашистов).
Холокост и геноцид схожие понятия, однако, главное отличие Холокоста от любого другого геноцида заключается в том, что по программным документам уничтожению подлежали целые народы. Над проектом трудились политики, медики и инженеры. Холокост как идея зародился на фоне политической идеологии А. Гитлера о переложении вины за европейские проблемы на евреев и теории расового превосходства арийцев.
- В каком году Гитлер приходит к власти в Германии?
В апреле 1933 года произошёл один из первых антиеврейских погромов.
Спустя месяц по инициативе министра пропаганды Геббельса состоялось сожжение “вредных книг”, чей список включал множество произведений авторов еврейского происхождения (Цвейга, Фрейда, Гейне). Это ознаменовало начало Холокоста.
Через два года в 1935 году вышли «Нюрнбергские законы», законодательно утвердившие «расовую неполноценность» евреев. Им запрещалось не только вступать в брак, но даже иметь связь с представителями (или представительницами) арийской расы. За нарушение полагался тюремный срок. Евреям запрещалось нанимать немецкую прислугу, вывешивать или использовать национальный флаг и т.д. Во многих муниципалитетах пошли дальше и уже по своей инициативе стали вывешивать на общественных местах вроде парков и стадионов таблички «евреям и собакам вход воспрещен». Даже столичный зоопарк был закрыт для еврейских детей. Большинство профессуры и преподавателей лишилось работы, врачи, нотариусы и адвокаты почти не имели клиентов.
Многие уезжали, но сделать это было непросто — западные страны не стремились принимать беженцев.
В ноябре 1938 года произошел погром, вошедший в историю
- под каким названием?
Хрустальная ночь. Поводом к нему послужило убийство члена немецкого посольства во Франции. В ту ночь было убито свыше 100 евреев, разбито и разграблено несколько тысяч магазинов. Погром ознаменовал второй этап – начало депортации более 30 тыс евреев в концентрационные лагеря.
После аннексии Польши в 1940 году десятки тысяч евреев вывезли в гетто, где их заставляли заниматься рабским и порой неоплачиваемым трудом и ждать отправления в концлагеря.
- Информационно-образовательный блок о лагере смерти Аушвиц (видео-экскурсия в музей)
Вслед за нападением Германии на СССР, на польской территории появились шесть лагерей смерти – Аушвиц (Освенцим), Треблинка, Майданек, Хелмно, Белжец и Собибор. Специальные газовые камеры с “циклоном-Б” и печи применялись для умерщвления людей и сжигания трупов в поистине промышленных объёмах. Больше всего погибших приходится на Аушвиц – свыше миллиона человек, более 800 тыс. из них были евреями.
Освенцим стал государственным музеем.
- Видео-экскурсия в Освенцим.
На оккупированных территориях СССР создавались особые рейсхкомиссариаты, занимавшиеся регистрацией евреев. Впоследствии те ликвидировались силами специальных айзнатцгрупп. Массовые убийства совершались при помощи коллаборционистов. Евреев вывозили за пределы городов и расстреливали. Расстреливали не только евреев, но и цыган, мирных жителей славянских национальностей: белорусов, украинцев, русских; советских военнопленных.
- Стихотворение « Мёртвая деревня» . Петрусь Бровка.
Нацисты не жалели никого: ни стариков, ни женщин, ни детей.
- Стихотворение М. Джалиля «Чулочки».Читает студентка группы № 18 Злата Тюрина.
Исследователями установлено, что холокосту подверглось около 6 млн. евреев, свыше двадцати миллионов представителей славянской национальности (русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словенцев). Среди жертв – около десяти миллионов граждан Советского Союза.
За все преступления нацисты должны были ответить.
В 1943 году была подписана Декларация о преступлениях нацистов. В 1945-1946 годах в Нюрнберге (городе, где разрабатывались протоколы программы Холокоста) военный трибунал приговорил 12 руководителей нацистской Германии к смертной казни за преступления против мира и человечества. 30 тыс. нацистов понесли суровое наказание. В 1968 году принята Конвенция «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества».
5.Информационно-образовательный блок о памятниках жертвам Холокоста в мире.
Холокост стал трагедией не только для еврейской нации, но и для всего мира, открыв новую грань безумия, до которой может дойти озлобленное руководство страны. Трагическим событиям холокоста посвящены многие литературные произведения, художественные фильмы. Среди них – «Папа» (по произведению Александра Галича «Матросская тишина»),«Тяжелый песок» (по роману Анатолия Рыбакова), «Собибор» Константина Хабенского и другие. Военная драма кочевого цыганского этноса затронута в фильме «Цыган». В 2011 году день памяти жертв Холокоста впервые был посвящен жертвам среди цыганского населения.
Множество мемориалов, посвящённых памяти жертв этого события, открываются по всему миру.
- видео « Памяти жертв холокоста»
6. Заключение. Заключительное слово преподавателя:
Мы должны знать и помнить. История Холокоста не должна повториться.
- Звучит « Бухенвальдский набат» (2-3 куплет). Студенты встают.
Наша встреча, посвящённая Дню памяти жертв Холокоста подошла к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «День памяти жертв Холокоста»
Классный час «День памяти жертв Холокоста»...
27 января - Международный день памяти жертв Холокоста
Цели: Целью проведения мероприятия является формирование у детей представления о хронологии развития Холокоста; о том, какие нации стали его жертвами....
День Памяти жертв Холокоста
27 января 1945 года - День освобождения узников лагеря - смерти Освенцим солдатами Красной Армии....
Методические материалы- КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
Данное пособие по подготовке дней памяти жертв Холокоста разработано дляучителей, преподающих в старших классах средне-образовательных школ вгосударствах-участниках Организации по безопасности и сотру...
Методическая разработка тематического урока истории на тему: " День начала Нюрнбергского процесса"
Урок посвящён дате - 20 ноября день начала Нюрнбургского процесса, проведён в соответствии с Программой воспитания колледжа...
Открытое воспитательное мероприятие «27 января - День снятия блокады Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»
Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. ...
«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»
laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...