Методическая разработка урока" Соседи восточных славян"
методическая разработка по истории
Конспект урока истории " Соседи восточных славян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_klass_sosedi_vostochnyh_slavyan.docx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
План - конспект урока
Тема: «Соседи восточных славян»
Составитель:
Булатова Марина Викторовна
учитель истории и обществознания
с. Коркинское
Предмет: История
Класс: 6 класс
Тема: «Соседи восточных славян»
Основные термины и понятия темы: земледелие ,скотоводство, собирательство, рыбная ловля ,городище
Прогнозируемые результаты:
Личные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности , не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Предметные: научатся проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться:работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения,умение организовывать совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; воспитывать нравственные качества уважения к истории своих предкам; формировать навыки и умения работать в коллективе.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию одноклассников, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности, не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Цель: сформировать представления о соседях восточных славянах, их занятиях.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника) и картой.
- развивать умение анализировать источники, работать по алгоритму, а так же делать выводы;
Образовательные: дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях.
Воспитательные:
- способствовать формированию взаимоуважения, стремление к сотрудничеству для достижения общего положительного результата.
- развивать толерантности, культуры общения в совместной работе.
Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная. Элементы содержания. Финно-угорские племена, основные виды деятельности славян. Оборудование. Интерактивная доска , компьютер, мультимедийный проектор, атлас «История России для шестого класса», карта «Славяне и их соседи V-X в, исторические источники. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Межпредметные связи: ОДНКНР, ОРКСЭ, Истоки. Образовательные ресурсы: Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г. Цифровые образовательные ресурсы: https://uchim.guru/istoriya/vostochnoslavyanskie-plemena-i-ih-sosedi.html, http://student-hist.ru/etnogenez-slavan/sosedi-vostocnih-slavan/
План урока:
- Жители лесной полосы Восточной Европы .
- Тюркский и Аварский каганаты.
- Хазарский каганат
- Волжская Болгария и Византия
Ход занятия:
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | -Приветствие. Здравствуйте, присаживайтесь, проверьте, пожалуйста, все ли нужные принадлежности у вас на партах. Так же давайте проверим отсутствующих в классе. | -Учащиеся приветствуют учителя, а так же готовят рабочие места к работе. | К: слушать и понимать других | ||
Актуализация знаний по предыдущей теме урока. | -Напомните мне тему прошлого урока. Да совершенно верно, мы с вами изучали на прошлом уроке «происхождение восточных племен». -Давайте немного освежим ваши знания и поиграем в игру «Вопрос – ответ». Для этого мы разделимся на три группы, суть игры заключается в том, что я одной из групп задаю вопрос, а она в свою очередь дает ответ. Если группа не справляться с ответом, то право голоса передается другим группам (приложение 1,2) | -Внимательно слушают учителя. Знакомятся с правилами игры. | Игра в группах «Вопрос – ответ». | ПУУД: выделяют и формулируют познавательную цель. | К: во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, проявляют активность, задают вопросы |
Определение темы и цели урока | -Все молодцы, успешно справились с заданиями игры. Теперь открываем тетради, записываем тему и число урока. Обратите внимание на доску Какая тема объединяет эти картины? - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? -Исходя из названия темы, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке. -Учитель выслушивает учащихся. Сформулируем цели | -Рассматривают изображения. -Определяют тему урока. -Учащиеся записывают тему « Соседи восточных славян», а так же учащиеся выдвигают предположения на поставленный вопрос. Формируют цель., | Регулятивные: Формировать умение прогнозировать свою работу | ||
Постановка учебных задач . | Прием «Корзина идей», (систематизировать (актуализировать и обобщить имеющиеся знания) Вопросы. Назовите Нравственные качества, характерные для славянского народа. Выберите и аргументируйте одно качество. | Выражают свои мысли в соответствии с поставленной целью. Выдвигают предположения на поставленный вопросы. | К:сотрудничают с учителем К: обсуждают, высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других Р: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить | ||
Приобретение знаний | -После выведения цели, задач переходим к изучению первого пункта плана, а для переходим к изучению первого пункта плана, а для этого чертим схему.
Чудь Мере Весь Финно-угорские племена Мурова Черемисы Мордва -Как вы думаете, какой вид деятельности был главным у жителей лесной полосы? -Да вы совершенно правы, одним из главных видов деятельности было: 1.Земледелие 2.Скотоводство 3.Собирательство 3.Рыбная ловля -Как вы думаете, почему столько видов деятельности существовало у жителей лесной полосы? -Одной из главных причин, является суровый климат, который оказывал влияние на количество урожая. -Так же лесные жители активно развивали ремесло. Что такое ремесленное производство? -Ремесленная деятельность у лесных жителей была разделена между мужчинами и женщинами -Как вы думаете, чем занимались мужчины, а чем женщины? Давайте запишем: Мужчины 1.Утварь из дерева и бересты. Женщины: 1.Шили одежду 2.Ткали 3.Вышивали -Основным местом проживания лесных жителей были полуземлянки. Около них находились городища. Что такое городища? -Так же у финноугров были свои религиозные верования.Прежде всего они верили в силы лесов рек, в существование водяных и русалок. Главным божеством был бог Перун. -Продвижения славян по данной территории получило название колонизации. В процессе колонизации славян заимствовали у населения много названий рек и озер. Помимо финно-угорских племен так же существовало ираноязыческое население. - Они так же оказали влияния на развитие русского языка, что выражается в заимствование таких слов как: 1.Бог 2.Топро 3.Хата 4.Собака. -Помимо этого иранские имена носили боги Хорос и Стрибог. -На этом изучение жителей лесной полосы мы заканчиваем и переходим к изучению еще нескольких племен. -Все молодцы, с заданием справились. Последнее государство, которое мы рассмотрим - это Византия. -Как вы думаете, оказала ли влияние на развитие славян Византия? -Вы правы. Многие достижения культуры славяне заимствовали именно у Византии, т.к. именно Византия считалась одним из развитых государств. О чем свидетельствуют раскопки древней столицы Константинополь (Стамбул), который среди славян получил за свою красоту название - Царьград, но даже несмотря на свое развитие и могущество в 860 году город будет разрушен воинами с северных берегов моря, которые называли себя Рост и Русь | Выражают свои мысли в устной и письменной речи. | Слушают учителя и записывают основную информацию в тетрадь. Виды деятельности : 1.Земледелие 2.Скотоводство 3.Собирательство 3.Рыбная ловля Городище Занятие : Мужчины 1.утварь из дерева и бересты. Женщины: 1.Шили одежду 2.Ткали 3.Вышивали -Городище –это постройка окружена земляными волами. | Запись основную информации в тетрадь. | К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения; Л: формирование уважительного отношения к предкам, их деятельности П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы. |
Переход к практической работе, работа в группах. | А для более удобного изучения давайте разобьемся на три группы: каждая группа заполнит по одной колонке из таблицу. После чего мы проверим правильность выполнения работы (приложение 2) | Беседа в группе Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью. | Заполнение таблицы. | К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения; Л: формирование уважительного отношения к семьям одноклассников К: выражают свою точку зрения, аргументируют свою позицию. П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы | |
Итог урока | По окончании выполнения групповой работы. Учитель выслушивает ответы учащихся. Ставит оценки. | -Ответы на поставленные вопросы учителя выражение мнения по поводу оценок за урок. | Регулятивные: Умениепланировать свои действияв соответствии с задачей, осознают важность приобретения новых знаний Познавательные: Созданиеобобщений, Самостоятельныйвыбор критериев,установление аналогий, структурирование знаний Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли Личностные: осознают важность полученных знаний | ||
Контроль коррекция | Рефлексия 1. Какую тему мы сегодня с вами изучали? 2. Кто такие слиянья? 3.Оновные виды деятельности славян? Лист самооценки. Выполнение итогового задания. Выучить определения, подготовить сообщение по группам о древнеславянских языческих божествах | Обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог Заполняют лист самооценки . Запись домашнего задания в дневник. | Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с задачей, осознают важность приобретения новых знаний Познавательные: Создание обобщений, Самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, структурирование знаний Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли Личностные: осознают важность полученных знаний Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с задачей. Познавательные: Создание обобщений, Самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, структурирование знаний. |
Приложение №1.
Оформление записей на доске | Оформление записей в тетради |
Тема: « Цель: сформировать представления о соседях восточных славянах, занятиях. Записи по первому плана. Схема. Финно-угорская языковая семья. Чудь Мере Весь Финно-угорские племена Мурова Черемисы Мордва Виды деятельности : 1.Земледелие 2.Скотоводство 3.Собирательство 3.Рыбная ловля Основные виды деятельности: Мужчины 1.Утварь из дерева и бересты. Женщины: 1.Шили одежду 2.Ткали 3.Вышивали Заимствование слов: 1.Бог 2.Топро 3.Хата 4.Собака. | Тема: «Соседи восточных славян» Цель: сформировать представления о соседях восточных славянах, занятиях. Записи по первому плана. Схема. Финно-угорская языковая семья. Чудь Мере Весь Финно-угорские племена Мурова Черемисы Мордва Виды деятельности : 1.Земледелие 2.Скотоводство 3.Собирательство 3.Рыбная ловля Основные виды деятельности: Мужчины 1.Утварь и дерева и бересты. Женщины: 1.Шили одежду 2.Ткали 3.Вышивали Заимствование слов: 1.Бог 2.Топро 3.Хата 4.Собака. |
Приложение №2.
Название племен | Век существования | Место расположения | Основные понятия и годы |
Тюркский и Аварский каганат | 6-8 | Предгорья Алтая | Каган, хан-глава государства. Авары - кочевенные племена. Дулебы-племена славян |
Хазарский каганат | 7 | Нижнее Поволжье | Итиль - столица. Иудаизм - религия. Дань - выплата денежных средств. |
Волжская Болгария | 8 | Территория от Кубани до Днепра | Казань - столица. 922-принятия ислама. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-сопровождение к уроку истории в 7 классе коррекционной школы 8 вида "Соседи восточных славян"
Данную презентацию можно использовать как сопровождение урока в 7 классе: при работе с картой, с новыми терминами, с наглядностью, при закреплении материала. Структура презентации соответствует ...
Соседи восточных славян
Урок - презентация по истории в 6 классе...
Таблица для заполнения по истории 6 класс. Тема "Соседи восточных славян"
Таблица предназначена для самостоятельного заполнения учащимися 6 класса....
Соседи восточных славян.
обобщить, углубить и систематизировать полученные знания о материке Сев. Америка....
Соседи восточных славян. Часть 1.
Презентация к уроку истории....
Соседи восточных славян. Часть 2.
Презентация к уроку истории....
Соседи восточных славян. Часть 3.
Презентация к уроку истории....