Конспект урока "Трагедия еврейского народа" в рамках преподавания курса ОРКСЭ
план-конспект урока на тему
Урок посвящен черным страницам еврейского народа - Холокосту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.15 КБ |
tetrad.docx | 148.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Слайд 1«Трагедия еврейского народа»
1. Орг. момент (2-3 минуты) Здравствуйте! У каждого из вас на парте рабочая тетрадь. Заполните титульный лист. Тема урока на слайде. (2)
2. Вступление
Сегодня мы с вами поговорим об ужасающей своей бесчеловечностью странице истории еврейского народа.
Слайд 2 Евреи называют ее Шоа, что значит катастрофа. Во всем мире принято другое название – Холокост. Кто-нибудь из вас слышал это слово? Знает, что оно означает?
Слайд 3
Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». Этот термин означает массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы. История Холокоста стала зловещим символом нацизма.
Откройте страницу 2. К определению Холокоста мы с вами еще вернемся, я надеюсь, что каждый из вас в конце урока сможет дать свое собственное определение этому понятию. Я прошу вас посмотреть на цифры, помещенные в рамочки на этой странице. Что они могут значить?
6 млн. – число жертв Холокоста среди евреев. Это была одна треть всех евреев мира. Второе число – не менее страшное, это количество гетто и концлагерей, в которых содержались евреи во время Второй Мировой войны, по последним данным Вашингтонского Музея Холокоста.
Историю Холокоста условно можно разделить на три части. Часть первая - Жестокость. Откройте страницу 3.
Приход Адольфа Гитлера к власти в Германии положил начало антиеврейской истерии в Европе. С 1933 года евреи в Германии перестали считаться полноправными гражданами, их всячески старались выжить из страны.
В 1939 году начинается Вторая Мировая война. На захваченной немцами территории проживало большое количество евреев, и нацисты переходят в рассмотрению окончательного решения еврейского вопроса, т.е. к уничтожению неугодного народа.
1940 год - закладка концлагеря в Освенциме. Создаются первые еврейские гетто. самое крупное было в Варшаве, там проживало около 450.000 евреев, привезенных из разных уголков Польши. За несколько лет число проживающих в гетто сократилось до 37.000.
Слайд
Гетто – это жилые зоны оккупированных немцами территорий, куда насильственно перемещали евреев для изоляции их от местного населения.
Запишите определение «гетто».
Как жили в гетто, мы с вами узнаем из рассказа очевидца. Йосеф Нойхауз родился в 1924 году в городе Лодзь, Польша. 1-го сентября 1939 года, с вторжением нацистской Германии в Польшу, началась Вторая мировая война. В мае 1940-го года Йосеф, его родители и сестра были отправлены в гетто. Четыре года спустя оставшихся в гетто евреев депортировали в Освенцим-Биркенау. Среди них была и семья Нойхауз. К концу войны Йосеф остался один.
Ролик (2 минуты)
Отметьте те слова или словосочетания из рассказа Йосефа, которыми можно было бы дополнить определение гетто. Что вы выделили?
На территории бывшего Советского Союза есть места, которые являются символами жестокости Холокоста. Одно из них – Бабий Яр.
Послушайте песню «Бабий Яр». Ролик 2 минуты
На странице 4 есть текст песни. Обратимся к нему. От чьего лица ведется монолог? Скажите, для чего автору этого стихотворения нужно было говорить от лица маленькой девочки?
- БА́БИЙ ЯР, овраг на бывшей окраине Киева. 20 сентября 1941 г. германская армия оккупировала Киев. Значительная часть еврейского населения города не успела эвакуироваться. Оккупационные власти Киева вывесили около двух тысяч объявлений следующего содержания: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября на угол Мельниковской и Дегтяревской улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее. Кто из жидов не выполнит это распоряжение и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян». 29 сентября колонны евреев с вещами в сопровождении охраны направились в Бабий Яр. Там они сдавали документы и ценные вещи и раздевались, после чего их подводили к яме и расстреливали.
На этой странице 2 цифры. Что они значат, как вы думаете?
150.000 человек были расстреляны в период с 41 по 43 годы. Лишь 29 удалось выжить.
Но там, где процветает Жестокость, находятся люди, в чьих душах живет Милосердие.
Откройте страницу 6.
Прочитайте текст о Праведниках народов Мира. Есть ли слова, которые вам не понятны? 3 мин.
Яд ва-Ше́м (ивр. יד ושם) — национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти). Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях — жертвах нацизма в 1933—1945 годах, разрушенных еврейских общинах; а также отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью.
Как вы понимаете слова, которые выгравированы на медали Праведников «Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир»?
Ролик «Аллея Праведников» 2 мин.
Самое время поработать в группах. Прочтите одну из историй спасения евреев в годы Второй Мировой войны. Отметьте, что поразило вас в этой истории больше всего. Обсудите в группе, почему люди-неевреи рисковали своей жизнью ради других? 5 мин.
Итак, можем ли мы с вами сформулировать определение Холокоста. Как вы понимаете значение этого слова? Вернитесь на 2 страницу. Запишите свое определение. 2 мин.
На странице 9 вас ждет творческое задание. Представьте, что у вашей группы есть возможность обратиться ко всем жителям планеты. Что бы хотели рассказать им о том, что узнали на уроке? Что хотели бы пожелать? 3 мин.
Я желаю вам мирного неба. А дома попрошу вас заглянуть на 5 страницу тетради, посвященную равнодушию, подумать над поставленным вопросом. И вопрос на странице 9 тоже ждет вашего решения.
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Вступление.
Что такое Холокост
Запиши свое определение
Холокост - это
Цифры
Часть 1.
Жестокость
Запиши свое определение
Гетто -
Они были свидетелями…
Йосеф Нойхауз родился в 1924 году в городе Лодзь, Польша. 1-го сентября 1939 года, с вторжением нацистской Германии в Польшу, началась Вторая мировая война. В мае 1940-го года Йосеф, его родители и сестра были отправлены в гетто. Четыре года спустя оставшихся в гетто евреев депортировали в Освенцим-Биркенау. Среди них была и семья Нойхауз. К концу войны Йосеф остался один.
В гетто всегда был голод. На наше счастье, мы жили семьей. Мама работала, отец работал, я работал, сестра работала. Мама сохраняла для меня кусок хлеба, а на работе мне давали тарелку супа.
Я получал зарплату. Мы жили и общественной жизнью. Мы встречались, и если у кого-то был день рожденья, то каждый приносил по куску хлеба. Это считалось самым ценным подарком. Мы жили в тяжелых условиях, но жили.
Проблема была в том, что мы ничего не знали о происходящем вокруг . мы не знали ничего. Иногда нам попадалась какая-нибудь газета. Людей, у которых находили радиоприемники, вешали. Простые люди, такие как я, ничего не знали.
Вы в жизни не поймете, что такое голод. Вы в жизни не поймете, каково это – вставать утром, мечтая о куске хлеба, и ложиться спать с мыслью о хлебе.Нам давали ровно столько еды, сколько было нужно, чтобы мы кое-как выживали и выполняли работу.
Тот, кто не работал, не жил.
Бабий Яр
Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Хорошо б щенку на шею -
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда?
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет фрейлехс,
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь -
Их язык похож на идиш,
Ну почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют...
Мама, это вовсе не игра.
Мама, отчего ты плачешь,
Мама, отчего ты пла...
Вопрос для обдумывания:
Знали ли люди, что их ожидает? Как вы думаете, могли ли они спастись?
Часть2
Равнодушие
Материал для размышления
Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.
Пастор Мартин Нимеллер
Не бойтесь врагов - они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете.
Юлиус Фучик
Какой общей идеей объединены эти высказывания?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Милосердие
Истории спасения
Группа 1. Рассказ Хаима Ройтмана
Меня называли Митя Остапчук. А я Хаим Ройтман. Я из Бердичева. Мне теперь 13 лет. Отца убили немцы, маму убили. У меня был младший братишка Боря. Немец убил его из автомата...
Я стоял на краю ямы, жду - сейчас застрелят. Подошел ко мне немец, щурится. А я ему показываю: «Смотрите - часики». Там, на земле стекляшка блестела. Немец подошел чтоб поднять, а я кинулся бежать. Он за мной, и строчит из автомата, картуз продырявил. Бежал я, бежал, и свалился. Потом не помню, что было. Подобрал меня старик, Герасим Прокофьевич Остапчук. Сказал мне: «Ты Митя, мой сын». У него семеро своих, я стал восьмым.
Пришли как-то немцы пьяные, стали кричать. Заметили что я черный. Спрашивают Герасима Прокофьевича: «Чей?» Он говорит: «Мий». Они ругаются, что он врет, потому что я черный. А он им спокойно отвечает: «А потому, що вин вид моей першей жинки. Вона цыганка була».
Когда освободили Бердичев, я пошел в город. Нашел моего старшего брата Яшу. Он тоже спасся. Яша большой - ему 16 лет, он воюет...
Группа 2. Подвиг Ирены Сендлер
Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер – сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации – часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри.
Младенцев она прятала в ящик из-под инструментов, детей постарше – под брезентом в кузове грузовика. Кроме того, в кузове сидела собака, обученная лаять, когда машину впускали в гетто или выпускали из него; по другой версии, собака сидела в кабине, и водитель при выезде из ворот наступал ей на лапу, чтобы собака лаяла. Лай собаки заглушал шум или плач, издаваемый младенцами.
20 октября 1943 года Ирена была арестована по анонимному доносу. Её приговорили к смерти, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.
Группа 3. Список Шиндлера
Изначально Оскар Шиндлер вёл жизнь праздного капиталиста, ищущего выгоду только в деньгах. Шиндлер основал завод по производству металлической посуды в самом начале Второй мировой войны. Став свидетелем рейда в краковском гетто в 1942 и осознав все ужасы, творимые гитлеровцами против еврейского населения, он принял позицию абсолютного гуманиста, защищая евреев без какой-либо выгоды для себя. Оскар Шиндлер добился возможности принимать на свои предприятия евреев из концлагеря Плашув, которым грозила верная смерть. Позже евреи, спасённые Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, стали известны как «евреи Шиндлера». Количество спасенных именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей).
В последние годы своей жизни он жил в полной нищете, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей.
Группа 4. Воспоминания Ефима Мильштейна
Ефиму Мильштейну удалось скрыться с места казни 15 сентября 1941 года. Его на время приютила у себя деревенская украинская женщина.
«Она отошла в сторону, посмотрела на меня, и ножницами стала меня стричь, приглаживая волосы деревянной гребенкой, и приговаривая: «Зараз ты хлопец, як наш парубок»... Стригла она меня как барана, хотя у меня была вполне приличная городская стрижка, но я даже и не думал противиться. Только потом понял, что хотела она, чтобы я был похож на деревенского паренька, чтобы не привлекать посторонний глаз, хотела отвести беду. Да немцы оказались хитрее.
Целую неделю она меня буквально выхаживала: откармливала, отпаивала. Она не хотела, чтоб меня видел кто-то из соседей, так что из дома я выходил только когда темнело, да и то лишь в летнюю кухню. Меньше посторонних глаз - спокойней спать будешь, говорила она.
Но однажды она вернулась с поля и, устало присев у стола, долго молчала. Я не задавал вопросов, хотя на душе было как-то тревожно. Наконец она сказала, что немцы повесили приказ, в котором сказано, что каждый обязан указать, где скрываются евреи, а кто укажет, будет награжден, и награда та - корова. Корова! Да, корова на селе это жизнь! Конечно, сказала она, ты вроде и не похож на еврея, но если соседи тебя заметят, то донесут непременно, а тогда и ей несдобровать: за невыполнение приказа - расстрел.
Она собрала мне узелок с продуктами, помолилась, чтобы Господь помог мне выжить и простил ее грехи, и рассказала мне, как попасть в Бердичев. Она учила меня, как вести себя в людных местах, чтоб не обращать на себя внимания, как просить милостыню, как говорить, что я потерял родных при бомбежке и пробираюсь в Бердичев к дяде и тете, а слезы стояли в ее глазах».
Заключение
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для размышления после урока
Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
А как думаешь ты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль притч в самоопределении личности учащихся в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Данный материал поможет учителям, преподающим курс ОРКСЭ...
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...
Эссе "Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ
Эссе предназначено для преподавателей курса ОРКСЭ в 4-5 классах и для классных руководителей. работающих в классах с представителями разных культурных традиций. Методический материал может пригодиться...
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
О преподавании курса ОРКСЭ
Формирование у учащихся уважительного отношения к культуре и религиозным традициям многонационального народа России...
Формирование УУД в рамках изучения курса ОРКСЭ
Формирование УУД в рамках изучения курса ОРКСЭ...