Письменность и знания древних египтян
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Груздева Ксения Ивановна

Урок усвоения нового знания в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruzdeva_k.i._proekt_zanyatiya.docx731.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Груздева Ксения Ивановна

Район

Тонкинский

Место работы

МАОУ «Тонкинская СШ»

Должность

Учитель истории

Общая информация

Предмет

история

Класс

5

Тема урока

Письменность и знания древних египтян

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

Создание у учащихся представление о школе в Древнем Египте; раскрытие особенностей и сложности египетской письменности; ознакомление с особенностями египетского счета и системы мер.

Задачи

  • образовательные
  • Обучающиеся научатся определять понятия иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия.
  • Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов.
  • развивающие
  • развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;
  • воспитательные
  • воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
  • Здоровьесберегающая

•        соблюдение санитарных норм при работе с компьютером,

•        соблюдение правил техники безопасности,

•        оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Планируемые результаты

  • личностные

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества.

  • предметные

Научатся определять понятия иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов.

  • метапредметные

 Воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

  • регулятивные УУД

Понимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата.

  • познавательные УУД

планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

  • коммуникативные УУД

высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания.

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Самостоятельная работа в интерактивной тетради, групповой анализ, оценочные листы («Рефлексия деятельности и результата»)

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)

очная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) 

исследовательское обучение, проблемное обучение, групповое обучение

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)        

синхронное обучение

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

Российская электронная школа, Интерактивная тетрадь «Skysmart»

https://edu.skysmart.ru/homework/new?subject=1

Необходимое оборудование

- учителю: персональный компьютер (ноутбук), интерактивная доска (smart-панель); презентация «ПО», оформление доски

Программное обеспечение

MS Office, браузер-программа

Дидактическое обеспечение

Учебник: История древнего мира. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, рабочие тетради учащихся

Дополнительная литература

-

Интернет-ресурсы

LearningApps.ru - https://learningapps.org/display?v=pmkqrpd9c20

ЭОРы

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=2d42e272c140

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Название, содержание 

 этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Этап 1. Организационный момент

Настрой  на урок истории.

Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Предлагает оценить эмоционального настроя, используя карточки «Кто я сегодня?»

нацеливание на успешную деятельность

Самоконтроль готовности

Готовность к уроку

Этап 2. Мотивация и актуализация знаний

Повышение интереса к теме урока

Учащимся предлагается на интерактивной доске собрать пазл на котором изображен розетский камень. (Приложение 2).

 Так же на экран выводится слайд, на котором обучающиеся видят чемодан, мясорубку и корзину. Видя эти изображения можно сделать вывод: нужна ли данная информация, которую они получат и освоят на уроке в дальнейшем или нет. (Приложение 1)

Слушают учителя и просматривают видео-ролик, фиксируют проблему и тему урока.

Взаимодействие с учителем, отвечают на вопросы учителя

-целеполагание;

-развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Проявление интереса к уроку

Этап 3. Планирование деятельности и задач урока работа в группах

Определить план урока (по учебным задачам)

Запускает видео ролик с сайта https://resh.edu.ru/subject/lesson/409/ 

Беседа с использованием наводящих вопросов в целях формулировки темы урока.

Что мы уже знаем по этой проблеме? (Фиксирует ключевые слова на доске.)

1.Письменность была необходима писцам для учёта собираемых налогов.
2. Письменность использовалась для возвеличивания фараонов: перечислялись их заслуги, титулы, завоевания.

-выделение существенной информации из сообщений разных видов;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;        

Самостоятельно формулируют тему, учебные задачи урока после предварительного обсуждения

Сформулированы задачи урока

Этап 4. Исследовательская работа. Поиск решения проблемы

Выявить уровень усвоения знаний

Проблемное задание:

Игра –исследование

1.Какой была письменность в Древнем Египте?
Даётся задание прочесть текст пункта 1 «Загадочные письмена» § 12.
Далее учитель просит учащихся выполнить следующие задания, опираясь на информацию пункта:
1.Что такое иероглиф? Нарисуйте (напишите) в тетради 2-3 египетских иероглифа.
2.Заполните пробелы в следующем задании: «Египетские иероглифы передавали:
А)………….,
Б) ………….,
В) ………….».
3. На с.60 даны изображения нескольких др.-ег. иероглифов. Пользуясь ими, напишите следующий текст: «Под жаркими лучами египетского солнца колонна рабов медленно двигалась к колодцу с водой. Воины охраняли колонну и били тех рабов, которые шли слишком медленно».
Сложно ли вам было выполнить это задание? Смогли ли вы выполнить его полностью? Если нет, почему?
4.В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф «СЛ» – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осёл, если, сел, соло).
5.Почему было трудно овладеть древнеегипетской письменностью?
Не менее сложным, чем письменность, было и обозначение математических чисел. На с.61 учебники приведены образцы некоторых из них. (Рассматриваем рисунки). Давайте попробуем с их помощью выполнить следующие задания:.
1.Запишите на доске пример:

2012 – 1932 (год создания нашей школы) =
А теперь этот пример переведём в др.ег. математические знаки:

2.Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.

3. Решите задачу и запишите её решение в тетради:
«Представьте хозяйство др.-ег.храма. Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: «Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева. Сколько же мешков останется?»

Итак, мы узнали, что письменность в Древнем Египте была очень сложной.
Вывод на с.60: 
«Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом».

 2. Кто и как мог изучить письменность в Древнем Египте? Какие преимущества давало владение письменностью определённым категориям населения?
Учащиеся получают задание прочесть пункт 3 «Учителя и ученики» и ответить на вопросы:

1.Кто получал образование в школах Древнего Египта? Были ли это представители всех слоёв населения этой страны? Кто не мог обучатся в школе?
2. Кто обучал детей в школах Древнего Египта? Каким премудростям?

3.Почему учителя были заинтересованы в сокрытии многих знаний от учеников и передаче их только в узкому кругу?

Вывод на с.61: «
Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди».
 3. Какие этапы развития прошла древнеегипетская письменность?

Уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. знаний у египтян было больше, чем они могли удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в письменности.

Учащимся предлагается систематизировать свои знания по новой теме. На основе уже изученного материала попытаться определить основные этапы в развитии письменности Древнего Египта (найти упоминания об этих этапах в тексте заданий интерактивной тетради Skysmart).

 https://edu.skysmart.ru/homework/new/777

Контролирует работу и атмосферу в группах, при необходимости предоставляет помощь.

-развитие логического мышления,

,

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с проявлением толерантности, также соблюдением правил вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации

-определение последовательности высказываний с учетом

конечного результата

соотнесены основные правила безопасности в интернете со сказкой

Этап 5.

Презентация

результатов

Выводит на smart-доску (панель) задания, выполненные каждой группой. Организует обсуждение результатов решения кроссворда «Поучение писцов ученикам», демонстрирую видеоролик https://resh.edu.ru/subject/lesson/409/

-владение монологической и диалогической формами речи;

саморегуляция и оценка;

Сформулированы основные правила безопасности в интернете.

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Проводит физкультминутку

На вопрос отвечаем хором: - Вот так!

- Как живешь?

- Как ты ешь?

- Как ты спишь?

- Как стоишь?

- Как бежишь?

- Как танцуешь?

- Как поешь?

- Как встречаешь ты друзей?

- Как ты врешь?

- Кто из вас попался на удочку?

Взаимодействие с учителем

формирование положительной мотивации к учебе (“ситуация успеха”)

Этап 6.

Практическая работа

Закрепление понятий урока, развитие ИКТ-компетентности, прогнозирование алгоритмических способностей

Организует практическую работу в интерактивной тетради Skysmart.

https://edu.skysmart.ru/homework/new/777

Предлагает найти ошибки в тексте. Интерактивная тетрадь Skysmart дает возможность провести тест, проверочную работу как для всего класса, так и индивидуально. Также сразу получить результат проведенной работы, и сразу выставить оценки детям в конце урока. Большой выбор заданий, материалов к уроку и многое другое.

 Напоминает правила ТБ.

Предлагает перейти за ПК.  Контролирует посадку за ПК. Предлагает каждому проконтролировать посадку у своих соседей.

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельность работы

Взаимоконтроль, объективность оценивания себя и одноклассников

Показатели умения работать самостоятельно

Этап 7

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Рефлексия результативности урока

Подведение итогов. Для проведения рефлексии и подведения итогов урока используется опрос на сайте Mentimeter:

https://www.menti.com/fayi9e1b5g 

Сервис дает возможность быстро провести рефлексию сразу со всем классом. Также повышает мотивацию к обучению и участию во всех этапах урока.

Домашнее задание:

§12.Придумать и записать в тетради:
- иероглифическую надпись, сообщающую о юбилее своей семьи.

Ответить на вопросы, перейдя по ссылке:

https://edu.skysmart.ru/homework/new/777

Оценить свое эмоциональное состояние через следующий приём рефлексии: обучающиеся снова возвращаются к слайду, где изображены чемодан, мясорубка и корзина, где они должны решить-как они поступят с информацией полученной на уроке. (Приложение 1)

Подведение собственных итогов, выявление пробелов в знаниях

Взаимодействие с учителем,

Аргументация своего мнения;

Самоконтроль, умение провести самоанализ своих действий.

оценка-осознание уровня и качества усвоения;

Получение взаимосвязи с учащимися


Приложение 1

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ea2dce77fe156ef465259cca6d2723a0-l&n=13


Приложение 2

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

"Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...