Греческая школа
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок открывает возможности для развития творческих способностей детей, воспитывает интерес и любовь к истории, уважение к культуре и образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grecheskaya_shkola.doc | 69.5 КБ |
grecheskaya_shkola.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Древнегреческая школа.
Ролевая театрализованная игра.
“Невежда – самое дикое из существ на земле!”
Цель: - познакомить школьников с греческим алфавитом, языком, литературой, искусством Эллады,
- дать представление о школах Древней Греции.
Задачи:
- воспитание интереса и уважения к истории народов мира, к образованию;
- развивать умение сравнивать и анализировать, творческие способности детей;
Оборудование: таблички с изображениями 24 букв греческого алфавита, элементы греческой одежды, картонные или деревянные таблички (на каждого ученика), палочки, схемы и плакаты, заготовки из цветной бумаги и картона для сосудов (по ходу урока), презентация по теме.
Подготовительный этап: ученики выбирают себе греческое имя и пишут его на визитке, прикрепляют к одежде. Изготавливают таблички и стили. Убрать парты, сдвинуть стулья, подобно скамьям.
Ход игры.
1. Вступительное слово учителя. Слайд 1
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть в «бронзовую муху», когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, а остальные визжат и разбегаются; ни в «хитринду», когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в «эфедрисму», потому, что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь дети сядьте прямо и начнем урок.
Стук в дверь Кто это пожаловал к нам?
Мать (тащит нерадивого ученика)
– Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходиться вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если возьмет в руки, то и тогда нечего дельного не напишет, а только воск зря соскоблит.
Учитель
– А попробуй-ка посильнее постращать его. Уж, пожалуйста, задай ему порку!
Мать
Если я пробую посильнее стращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. И мне не столько его жаль, сколько черепицу, которая крошится, словно сладкое печенье. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе подспорье на черный день.
Учитель ученику
“Невежда – самое дикое из существ на земле!” Образумься! Пока не поздно! Учись читать, писать и приобщись к литературе! Послушай, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из 24 выученных нами букв. (читают дети)
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего
Мчится он непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо.
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит,
Многоумный человек.
Только не спасется,
Только не избегнет
Смерти никогда
И, гордясь умом и знаньем,
Не умеет он порою
Отличить добро от зла
Человеческую правду.
- Из какого произведения взяты эти строчки? (Софокл «Антигона»)
2. Греческий алфавит. Грамматика. Слайд 2
Учитель открывает доску. Слайд 3 с греческим алфавитом.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с вами с греческим алфавитом.
Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Ученик – помощник раздает учащимся карточки с буквами. Каждый, получив букву, опознает ее. Затем каждый ученик называет свою букву с карточки. Затем алфавит читается еще раз хором.
Возможны вопросы:
- На основе какого алфавита создан греческий алфавит? (финикийского).
- Чем он отличался? (в финикийском не было гласных букв).
Учитель: Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы – дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете усвоить эти слова потому, что мы, греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду.
- Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусств? Правильно – Аполлон. А пишется оно так Ąπολλον (Слайд 4)
- А как называется наука о прошлом? История. Как надо записать? Іδτορια (Слайд 5)
- Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своем доме. Мама – по гречески матэр - ματηρ; а как по гречески папа? – Патер(Слайды 6,7 )Продиктуйте, как мне записать это слово πατηρ.
У кого дома есть еще один член семьи, который встречает вас радостным лаем – кюне. Как перевести? Собачка. Запишем это слово –κονη (Слайд 8)
А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Возьмите таблички и стиль. -Работайте прилежно, не забывайте первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!» Что это означает? Постоянно проверяй себя и вовремя исправляй ошибки. Сейчас я вам покажу несколько слов, а вы должны перевести их на варварское наречие нашей колонии и самостоятельно записать его на таблички.
κοσμός – космос; πολις – полис; φιλοσοφια – философия. (Слайды9, 10, 11,12,13,14)
3. Литература. (Слайд 15)
- А сейчас мы познакомимся с вами с легендарным греческим баснописцем Эзопом, жившим в VI в. до н.э. По преданию Эзоп был некогда рабом. Легенды об Эзопе и его басни живут уже более 2500 лет. Посмотрев сценку, подумайте, что помогло Эзопу освободиться от рабства? Что означает крылатое выражение – Эзопов язык? (Слайд 16)
Сценка «Из жизни Эзопа». (Слайд 17,18,19,20)
Оборудование: табличка, «рынок рабов», палка для Ксанфа, бочонок с вином, накрытый стол, горшок с «языком», ковш.
Учащиеся отвечают на вопросы:
(Эзоп, будучи рабом, не мог говорить свободно и открыто. Поэтому вынужден был прибегать к иносказательной басенной форме выражения своих мыслей. Говорить, выражая свои мысли притчами и намеками, получило название «Эзопова языка».)
4. Искусство
- Бывали ли вы в районе Керамик нашего города? Да конечно район этот некрасив и даже грязен. Но изделия этого (Слайд 15) района известны далеко за пределами Эллады. Искусные мастера и живописцы создают там прекрасные вазы и сосуды. (Слайды 21,22)
- Как называется этот сосуд?
- Почему одни сосуды называли чернофигурными, а другие краснофигурными? (Еще до наших великих побед над персами вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже стали поступать на оборот: для фигуры сохраняли естественный красный цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называются краснофигурными. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. Помимо этого, делают мастера и обычную посуду. Дома она у вас есть – бочки для хранения зерна, сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.
- Давайте и мы с вами попробуем сделать подобные. (Слайды 23,24) Учащиеся наклеивают на бумагу готовые шаблоны (или лепят из пластилина)
5. Риторика. Дополнение (если будет время). (Слайд 25)
Состязание ораторов.
- Вы научились сегодня читать и писать на прекраснейшем эллинским наречии. Но преодолена лишь первая ступень длинной лестницы, на вершине которой стоят овладение самым ценным из искусств, искусством красноречия, которым прекрасно владеют наши знаменитые ораторы.
У нас каждый гражданин может предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде, но для этого надо уметь говорить с обществом. О дар слова – великая сила! Знаете ли вы, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою положить его на лопатки, а потом ему дать слово, то уже через десять минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы сделаем первое упражнение. Учитель вызывает двух учеников и, говоря одновременно, ученики должны, не прерываясь хвалить своего соперника (или критиковать).
Вопрос:
- Какие качества нужны ораторам для победы в этом упражнении?
(Слайд 26) Д/з. – разработать проспект, рекламирующий школу. Требования к нему таковы:
- Он должен быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось учиться в школе!
- Вы должны проявить всю свою находчивость, смекалку, знания и фантазию.
- Вот наш урок подошел к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я предостерегал вас. Завтра день месяца, праздник основателя города, и вы пойдете на торжества. Так пусть же все видят, что вы стали образованнее и взрослее, что вы калой кай агатой! Положите на мой стол таблички со своими именами. Хайрете!
Литература:
Уколова И. «Древнегреческая школа» // Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. -М.: Издательство «Первое сентября»,1999
Приложение Сценки по басням Эзопа
Рынок рабов
Ведущая: Дело происходило в Древней Греции. Была это богатая и славная страна. Жили в ней земледельцы, купцы, ремесленники, ученые, воины. А самую трудную и грязную работу выполняли рабы.
На сцене рынок рабов. Идет Ксанф и рассматривает рабов.
Ведущая: Вот однажды на базар, где продавали рабов, пришел человек по имени Ксанф. Велела ему жена нового раба прикупить, да поздоровее.
Ксанф подходит к работорговцу и рассматривает рабов, ощупывая их, спрашивая о стоимости. Среди рабов видит невысокого, курносого и некрасивого раба.
Ксанф: Продаешь, что ли это чучело?
Работорговец: Продаю.
Ксанф: Да неужели ты думаешь, что его кто-то купит? Уж я то точно не куплю.
Эзоп: Зелен значит виноград?
Ксанф: Что это значит?
Эзоп: А вот что! Голодная лисица увидела виноградную кисть. Прыгала она, прыгала, а допрыгнуть не могла. Поняла лисица, что кисть ей не достанется, отвернулась и говорит: «Да ну его этот виноград, ведь он еще зеленый!» Так и ты. Делаешь вид, что не хочешь купить меня, а на самом деле не можешь, боишься, что жена заругает»
Ксанф: О да ты умен! Я, пожалуй, куплю тебя.
Ксанф расплачивается и уходит. Эзоп идет за ним.
В доме Ксанфа
Дома Ксанфа встречает жена.
Жена: Ты что купил? Откуда ты взял это чудище?
Эзоп: подожди кричать хозяйка. Видишь ли, ты эти бочки? Красивы ли они?
Жена: Да ты не только урод, но и дурень? Чего в них красивого?
Эзоп: Верно. Бочки эти некрасивы, но только снаружи. Внутри же прекрасное вино. Не надо судить о человек только по его виду.
(Жена Ксанфа уходит)
Ксанф: И зачем я только купил этого раба? И жена недовольна. Ну и раб! Внушил себе, что он самый умный. Ну ничего палкой я из него это выбью!
Ксанф принимается бить Эзопа и приговаривает
- Делай только то, что я тебе говорю и не больше и не меньше. Эзоп убегает.
Ксанф: Эй Эзоп! Жена ушла, обед не приготовлен. Эзоп приготовь, что нибудь, свари, хоть одну чечевицу. Эзоп появляется с глиняным горшком.
Ксанф: берет горшок. -Что это? Только горячая вода и одно чечевичное зернышко?! Ты что шутить вздумал?
Эзоп: Вовсе нет, ты же сам сказал, чтобы я сделал как ты прикажешь и не больше и не меньше.
Ксанф: Ну нет, уж лучше ты думай (Отвернувшись) Уже многие горожане знают какой умный у меня раб, за советом ходят не ко мне, а к нему. Ну ничего я ему отомщу.
У Ксанфа гости
Ксанф: Эзоп! Приготовь нам самое лучшее что есть на свете! (Отвернувшись) Сейчас я его опозорю!
Эзоп приносит блюдо.
Ксанф: Что это такое ведь я просил самое лучшее, а ты принес свиные языки!
Эзоп: А разве язык не самое прекрасное на свете? С помощью языка мы понимаем друг друга, управляем государством, объясняемся в любви.
Гости: Какой умный раб!
Как он находчив!
Ксанф: А теперь Эзоп! Приготовь нам самое худшее, что есть на свете!
Эзоп приносит блюдо.
Ксанф: Как ты опять принес языки? Ведь язык по-твоему самое прекрасное?
Эзоп: А разве есть, что ни будь хуже языка? Язык лжет, оскорбляет, из-за языка случаются несчастья. войны, предательства.
(Гости уходят. Ксанф бьет Эзопа и приговаривает - Все равно ты не будешь умнее меня!)
На прогулке. Спор Ксанфа с приятелем.
Ксанф: Я самый умный, меня весь город знает, я все могу!
Приятель: Ты, наверное, и море можешь выпить?
Ксанф: А что? Давай на спор. Если выпью море. ты мне отдаешь все свое имущество, а если нет я тебе отдаю все добро!
Эзоп: Стоило, хозяин людям тебя похвалить, ты уже готов глупость сделать. Все добросвлое потеряешь.
Ксанф: Молчать глупый раб! Спорим что выпью море!
Ведущая: Дома Ксанф начинает понимать, что взялся за невыполнимое дело.
Ксанф: Дурень я, дурень! Что я наделал? Теперь я останусь совсем нищим. Пропал я, пропал! Эзоп миленький забудь про все обиды, помоги мне! А за это я отпущу тебя на волю.
(Эзоп что-то шепчет Ксанфу, объясняя, как поступить)
Ведущая: на следующий день на городской площади собрались любопытные, которые хотели узнать, чем закончится спор Ксанфа с приятелем.
(Эзоп стоит с большим ковшом, чинно идет Ксанф)
Ксанф: (приятелю): Мы поспорили с тобой, что я выпью море. Так? Только море и больше ничего?
Приятель: Да только море. (кивает в знак согласия)
Ксанф: Но в море впадает много рек. Речную воду я пить не договаривался. Поэтому, отдели сначала от морской воды речную. А то что останется я, пожалуй, выпью.
Приятель: О Ксанф! Да ты мудрый! Как ты умён! Ты выиграл спор!
Эзоп: Ксанф ты обещал мне волю.
Ксанф: (обращаясь к присутствующим) Хоть и жаль мне, но я дал слово и должен его сдержать. Слушайте все! Я Ксанф отпускаю Эзопа на свободу. Все присутствующие да будут этому свидетели!
Голоса: Ксанф ты не только мудр, но и справедлив!
Ведущая: Эзоп стал свободным человеком. Много странствовал. И всюду где бывал учил людей мудрости и оставил в их памяти свои истории, которые дошли до нас.
- В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего
- Мчится он непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
- Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо.
- Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал.
- Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит,
Многоумный человек.
- Только не спасется,
Только не избегнет
Смерти никогда
- И, гордясь умом и знаньем,
Не умеет он порою
Отличить добро от зла
Человеческую правду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматика.
Ąπολλον Аполлон
История. Іδτορια
ματηρ Мама
π ατηρ Папа
κονη Собачка
κοσμός
космос
πολις
полис
φιλοσοφια
философия
Литература.
Что помогло Эзопу освободиться от рабства? Что означает крылатое выражение – Эзопов язык?
Рынок рабов
В доме Ксанфа
У Ксанфа гости
На прогулке. Спор Ксанфа с приятелем
Искусство
Чернофигурный сосуд Краснофигурный сосуд
Риторика
Домашнее задание Разработать проспект, рекламирующий школу Требования: Вы должны проявить всю свою находчивость, смекалку, знания и фантазию Он должен быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось учиться в школе !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Греческие полисы"
Этот тест поможет проверить узловые вопросы раздела "Греческие полисы"...
Урок в 5 классе "Греческая вазопись"
Урок "Греческая вазопись" по программе Б.М.Неменского для 5 класса....
Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Греческая вазопись"
Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
Истоки греческой культуры
Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему: "Истоки греческой культуры"....
мастер класс - греческие колонии
мастер - класс по использованию ИКТ на уроках истории...
мастер - класс - греческие колонии 2 часть
2 часть презентации...
мастер - класс - греческие колонии 3 часть
продолжение презентации...