Разработка урока по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.»
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Сурганова Ирина Петровна

Разработка урока по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_v_9-12_vekah.docx32.34 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.» (6 класс)

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Русь в IX – первой пол. XII в».

Задачи урока: 

Обучающие: 

  • Обобщить знания по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.» посредством выполнения творческих заданий: создание кластера, составление картины из- пазлов.
  • Проверить глубину усвоения знаний обучающимися по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.».
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, анализа, сравнения и сопоставления известных фактов.

Развивающие:

  • развитие способностей обучающихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями; умения  самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
  • способствовать развитию речи; развитие логического мышления и образного восприятия;
  • прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  • творчески подходить к выполнению заданий; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке;

Воспитательные:

  • Воспитание у обучающихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
  • Развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет использования средств наглядности и музыки на уроке. 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация " Русь в IX – первой пол. XII в." с иллюстративным материалом.

Учебный материал: индивидуальные рабочие листы учащихся; творческие задания для групповой работы;

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята, гости!

Итак друзья внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

     

Выявление психологического настроя обучающихся:

 Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте галочкой изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока (Приложение 2).

Молодцы! Отложите закладки в сторону. Внимание на экран! (Слайды 2-11: Памятник Тысячелетие России).

Учитель: Этот памятник был воздвигнут  в честь тысячелетия России в городе Новгород. В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные         Сыны         России.
…Верхняя часть монумента  в виде шара символизирует державу - эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел - символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом 
тысячелетии. 

Учитель: Скажите, ребята,

  • А как называлось  наше государство в древности?

Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей  Древней Руси, поэтому я приглашаю вас совершить необычное путешествие – путешествие в Киевскую  Русь - Слайд № 12.

Учитель: Цель данного путешествия  - обобщение и закрепление полученных ранее вами знаний.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

И слова его простые

Сквозь века дошли до нас.

                         (Н. Кончаловская)

2. Формулирование темы урока, целей и задач:

Учитель: Слайд 13. 

Внимание на доску. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своем великом произведении «Повесть временных лет»,  задаёт 3 главных вопроса, на которые  вам предстоит ответить. Сформулируйте их.

Ответы обучающихся:

  1. Откуда пошла русская земля?
  2. Кто стал первым княжить в Киеве?
  3. Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в  государстве?

Учитель: Молодцы! Ребята, задания вы будете выполнять группами. Обращаю ваше внимание на конверты, лежащие у вас на столах. В каждом из них находится фрагмент пазла (Приложение 3), который вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего путешествия. Итак, в путь!

Учитель: Предлагаю составить  «Кластер» со словосочетаним «Киевская Русь». Назовите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием «Киевская Русь»? Пожалуйста, ваши слова!

Составление кластера. (слайд №14 ).

А теперь, предлагаю сравнить его с моим. Поджалуйста, вставьте пропущенную букву и объясните значение слова.  

Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл).

3.  Повторение и закрепление знаний – работа с мобильным классом 

Учитель:

Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего путешествия. Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком - тест в программе MyTestX):

Учитель: Кто справился.  Спасибо. Хорошо, справились с заданием.

 Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла.

Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос нашего путешествия « Откуда пошла Русская земля?»  Слайд 15.

Учитель:  Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?!  Приступаем к выполнению второго задания на вашем рабочем листе. Выполнили. Меняемся листочками. Итак, приступим. Кем был Рюрик?

Соотнеси характеристику князя с именем

1. Основатель династии киевских князей - Рюрик

2. Объеденил Киев и Новгород своей властью, совершил ряд успешных походов против Византии. В знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. – Олег

3. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами.

- Игорь

4. Провела первую государственную реформу. Ввела уроки и погосты.

 Первая женщина- правительница Руси. Она первая приняла крещение. Изменила порядок сбора дани.  Ввела уроки (размеры дани) и погосты (места сбора дани)  

5.  Посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на Вы!»…». Совершал многочисленные военные походы, разгромил Хазарский каганат, погиб в столкновении с печенегами.

6. Построил пограничные укрепленные линии Принял христианство Присоединил к княжеству новые земли, которые служили преградой для кочевников. Был героем легенд, сказаний, былин.- Владимир

7. Разбил печенегов, основал Киево-Печерский монастырь, построил  Софийский собор. Время его княжения - период политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства

– Ярослав Мудрый

8. Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов "Устав", который облегчил положение зависимого населения на Руси. Остановил распад государства,  написал «Поучение»

Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? (Слайд 25) - Олег. Отлично, вы справились с поставленной задачей.

Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе путешествия – 

Как русская земля развивалась?

Давайте поработаем с контурной картой. Переверните свой рабочий листок и выполните предложенное задание

  1. Верно ли, что город  под цифрой  1  был главным городом на Руси?
  2. Верно ли, что город под цифрой  2 пострадал от мести  княгини Ольги?
  3. Верно ли, что в городе под цифрой 3 принял крещение князь Владимир?
  4.  Верно ли, что эта территория под цифрой 4 не входила в состав Древнерусского государства?
  5. Верно ли , что река под цифрой 5  не входила в торговый путь из варяг в греки?

Взаимопроверка

Физкультминутка

Конкурс капитанов.

Что это за документ и кто его автор?

«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене». Повесть временных лет. Нестор

«1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови и синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нём никаких следов [побоев], то пусть приведёт свидетеля, а если он не может [привести свидетеля], то делу конец. Если [потерпевший] не может отомстить за себя, то пусть возьмёт с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю». Ярослав Мудрый принял Русскую Правду.

Слайд 26.  

Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля? -  (Слайд 27).  

Учитель: Молодцы!  Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание  «Загадки Хроноса» (исторические задачи).  Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.

8621097907911882988

 (Слайд 28)

 (Слайд 29, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

  • 862 год - призвание варягов
  • 882 год - образование Древнерусского государства «Киевская Русь»
  • 988 год – крещение Руси
  • 1097 год – Любеческий съезд князей
  • 907-911 – Походы Олега

Подведение итогов. Выставление оценок:

Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале путешествия. Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Успешен тот, кто достигает цели. А, на сколько, была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла с помощью степлера в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие картины из истории Руси? («Съезд князей» (С.В.Иванов), «Полюдье» К.В.Лебедев», )

Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку «5».

У кого не хватает одного пазла? – оценка «4», двух пазлов – оценка «3».

 Дом. задание. Учитель: Наше совместное путешествие по Древней Руси завершилось, но вы сможете продолжить его сами.

Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Спасибо за урок.

Литература:

  1. Учебник История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. - М.: Вако, 2009.
  3.  Кончаловская Н. Наша древняя столица.  – М.: Детская литература, 1998.                            
  4. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории  России с древнейших времен до конца XVI века.  6 класс»  к учебнику  А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Экзамен, 2008.

Интернет – ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki - памятник Тысячелетие России
  2. http://edu.of.r/attach/17/100535.ppt - использование шаблона презентации  (Издательский дом Первое сентября. История. Разработка и дизайн Е.Супруненко, Н.Чернявской)
  3. http://pedsovet.su/ - использование картинок оформления на 1 слайде (презентация Зининой Светланы Александровны, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"

Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...

Тест для учащихся 6 класса по теме: «Русь в IX- первой половине XII в.»

Критериальный (тематический) тест для учащихся 6 классапо теме:«Русь в IX- первой половине XII в.»Цель: Выявление уровня усвоения учебного материала по теме. Нормативная база:1....

Урок обобщения в 6 классе по теме: "Русь в IX - первой половине XII века"

Конспект предназначен для проведения урока обобщения в 6 классе по разделу "Русь в IX - первой половине XII века"...

Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"

Цели:  Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в  IX-XII  вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...