Разработка урока по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.»
план-конспект занятия по истории (6 класс)
Разработка урока по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_v_9-12_vekah.docx | 32.34 КБ |
prezentatsiya.pdf | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.» (6 класс)
Форма урока: урок-путешествие
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Русь в IX – первой пол. XII в».
Задачи урока:
Обучающие:
- Обобщить знания по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.» посредством выполнения творческих заданий: создание кластера, составление картины из- пазлов.
- Проверить глубину усвоения знаний обучающимися по теме «Русь в IX – первой пол. XII в.».
- Формировать навыки исследовательской деятельности, анализа, сравнения и сопоставления известных фактов.
Развивающие:
- развитие способностей обучающихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями; умения самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
- способствовать развитию речи; развитие логического мышления и образного восприятия;
- прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
- творчески подходить к выполнению заданий; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке;
Воспитательные:
- Воспитание у обучающихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
- Развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет использования средств наглядности и музыки на уроке.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа.
Оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация " Русь в IX – первой пол. XII в." с иллюстративным материалом.
Учебный материал: индивидуальные рабочие листы учащихся; творческие задания для групповой работы;
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, гости!
Итак друзья внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
Выявление психологического настроя обучающихся:
Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте галочкой изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока (Приложение 2).
Молодцы! Отложите закладки в сторону. Внимание на экран! (Слайды 2-11: Памятник Тысячелетие России).
Учитель: Этот памятник был воздвигнут в честь тысячелетия России в городе Новгород. В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные Сыны России.
…Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу - эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел - символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии.
Учитель: Скажите, ребята,
- А как называлось наше государство в древности?
Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей Древней Руси, поэтому я приглашаю вас совершить необычное путешествие – путешествие в Киевскую Русь - Слайд № 12.
Учитель: Цель данного путешествия - обобщение и закрепление полученных ранее вами знаний.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
(Н. Кончаловская)
2. Формулирование темы урока, целей и задач:
Учитель: Слайд 13.
Внимание на доску. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своем великом произведении «Повесть временных лет», задаёт 3 главных вопроса, на которые вам предстоит ответить. Сформулируйте их.
Ответы обучающихся:
- Откуда пошла русская земля?
- Кто стал первым княжить в Киеве?
- Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в государстве?
Учитель: Молодцы! Ребята, задания вы будете выполнять группами. Обращаю ваше внимание на конверты, лежащие у вас на столах. В каждом из них находится фрагмент пазла (Приложение 3), который вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего путешествия. Итак, в путь!
Учитель: Предлагаю составить «Кластер» со словосочетаним «Киевская Русь». Назовите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием «Киевская Русь»? Пожалуйста, ваши слова!
Составление кластера. (слайд №14 ).
А теперь, предлагаю сравнить его с моим. Поджалуйста, вставьте пропущенную букву и объясните значение слова.
Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл).
3. Повторение и закрепление знаний – работа с мобильным классом
Учитель:
Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего путешествия. Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком - тест в программе MyTestX):
Учитель: Кто справился. Спасибо. Хорошо, справились с заданием.
Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла.
Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос нашего путешествия « Откуда пошла Русская земля?» Слайд 15.
Учитель: Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?! Приступаем к выполнению второго задания на вашем рабочем листе. Выполнили. Меняемся листочками. Итак, приступим. Кем был Рюрик?
Соотнеси характеристику князя с именем
1. Основатель династии киевских князей - Рюрик
2. Объеденил Киев и Новгород своей властью, совершил ряд успешных походов против Византии. В знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. – Олег
3. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами.
- Игорь
4. Провела первую государственную реформу. Ввела уроки и погосты.
Первая женщина- правительница Руси. Она первая приняла крещение. Изменила порядок сбора дани. Ввела уроки (размеры дани) и погосты (места сбора дани)
5. Посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на Вы!»…». Совершал многочисленные военные походы, разгромил Хазарский каганат, погиб в столкновении с печенегами.
6. Построил пограничные укрепленные линии Принял христианство Присоединил к княжеству новые земли, которые служили преградой для кочевников. Был героем легенд, сказаний, былин.- Владимир
7. Разбил печенегов, основал Киево-Печерский монастырь, построил Софийский собор. Время его княжения - период политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства
– Ярослав Мудрый
8. Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов "Устав", который облегчил положение зависимого населения на Руси. Остановил распад государства, написал «Поучение»
Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? (Слайд 25) - Олег. Отлично, вы справились с поставленной задачей.
Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе путешествия –
Как русская земля развивалась?
Давайте поработаем с контурной картой. Переверните свой рабочий листок и выполните предложенное задание
- Верно ли, что город под цифрой 1 был главным городом на Руси?
- Верно ли, что город под цифрой 2 пострадал от мести княгини Ольги?
- Верно ли, что в городе под цифрой 3 принял крещение князь Владимир?
- Верно ли, что эта территория под цифрой 4 не входила в состав Древнерусского государства?
- Верно ли , что река под цифрой 5 не входила в торговый путь из варяг в греки?
Взаимопроверка
Физкультминутка
Конкурс капитанов.
Что это за документ и кто его автор?
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене». Повесть временных лет. Нестор
«1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови и синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нём никаких следов [побоев], то пусть приведёт свидетеля, а если он не может [привести свидетеля], то делу конец. Если [потерпевший] не может отомстить за себя, то пусть возьмёт с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю». Ярослав Мудрый принял Русскую Правду.
- Слайд 26.
Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля? - (Слайд 27).
Учитель: Молодцы! Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание «Загадки Хроноса» (исторические задачи). Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.
8621097907911882988
(Слайд 28)
(Слайд 29, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).
- 862 год - призвание варягов
- 882 год - образование Древнерусского государства «Киевская Русь»
- 988 год – крещение Руси
- 1097 год – Любеческий съезд князей
- 907-911 – Походы Олега
Подведение итогов. Выставление оценок:
Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале путешествия. Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Успешен тот, кто достигает цели. А, на сколько, была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла с помощью степлера в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие картины из истории Руси? («Съезд князей» (С.В.Иванов), «Полюдье» К.В.Лебедев», )
Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку «5».
У кого не хватает одного пазла? – оценка «4», двух пазлов – оценка «3».
Дом. задание. Учитель: Наше совместное путешествие по Древней Руси завершилось, но вы сможете продолжить его сами.
Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока.
Спасибо за урок.
Литература:
- Учебник История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2010.
- Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. - М.: Вако, 2009.
- Кончаловская Н. Наша древняя столица. – М.: Детская литература, 1998.
- Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Экзамен, 2008.
Интернет – ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki - памятник Тысячелетие России
- http://edu.of.r/attach/17/100535.ppt - использование шаблона презентации (Издательский дом Первое сентября. История. Разработка и дизайн Е.Супруненко, Н.Чернявской)
- http://pedsovet.su/ - использование картинок оформления на 1 слайде (презентация Зининой Светланы Александровны, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...
Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"
Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...
Тест для учащихся 6 класса по теме: «Русь в IX- первой половине XII в.»
Критериальный (тематический) тест для учащихся 6 классапо теме:«Русь в IX- первой половине XII в.»Цель: Выявление уровня усвоения учебного материала по теме. Нормативная база:1....
Презентация к уроку на тему: "Нашествие с Востока. Первый поход татаро-монгол на Русь" 6 класс,
Презентация составлена к открытому уроку...
Презентация к уроку на тему: "Нашествие с Востока. Первый поход татаро-монгол на Русь" 6 класс,
Презентация составлена к открытому уроку...
Урок обобщения в 6 классе по теме: "Русь в IX - первой половине XII века"
Конспект предназначен для проведения урока обобщения в 6 классе по разделу "Русь в IX - первой половине XII века"...
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...