Открытый урок 5 класс тема : Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Костюхина Алена Николаевна

Познакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками. На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: «КТО ХОЧЕТ ПОНЯТЬ ПОЭТА, ДОЛЖЕН ОТПРАВИТЬСЯ В СТРАНУ ПОЭТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.37 МБ
Файл otkrytyy_urok.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зевс Царь богов и людей, бог неба, грома и молнии

Слайд 2

ГЕРА Жена Зевса, царица богов, богиня – покровительница браков

Слайд 3

АППОЛОН Аполлон – бог солнечного света, покровитель музыки и поэзии.

Слайд 4

АФИНА Афина – богиня мудрости.

Слайд 5

АРТЕМИДА Артемида – богиня охоты .

Слайд 6

АФРОДИТА Афродита – богиня любви и красоты.

Слайд 7

ГЕРМЕС Гермес – бог торговли и красноречия, вестник богов .

Слайд 8

Олимп

Слайд 10

Гомер Древнегреческий поэт, живший примерно в 8 веке до н. э. За право называться родиной Гомера спорили, по преданию, 7 городов.

Слайд 11

«Илиада» «Одиссея» Переводчик Н.Гнедич Переводчик В.А Жуковский

Слайд 12

А был ли Гомер слепым?

Слайд 13

Герои троянской войны Менелай Гектор Одиссей Ахиллес Елена

Слайд 14

Генрих Шлиман Немецкий археолог. Открыл местонахождение Трои и раскопал её, обнаружив многочисленные предметы быта, в 1870 г. на холме Гиссарлык (Турция).

Слайд 15

Д/ з . Параграф 26-27. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера на выбор



Предварительный просмотр:

Тема: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Цель: Познакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками. На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: «КТО ХОЧЕТ ПОНЯТЬ ПОЭТА, ДОЛЖЕН ОТПРАВИТЬСЯ В СТРАНУ ПОЭТА»

Ход урока.

1.Организационный момент.

Первое, проверим Д/з

Поработаем с исторической картой

Заслушаем ваши сообщения к новому материалу

Изучим новый материал

Закрепим его.

2.Проверка домашнего задания.

1.Устный опрос учащихся.

-О чем мы говорили на прошлом уроке?

(О Троянской войне)

-Что рассказывает миф о начале Троянской войны?

(Однажды греческие боги устроили роскошный пир.

-Каких греческих богов вы знаете?    Слайды № 1,2,3,4,

(Гефест, Арес, Гера, Афродита, Афина, Апполон, Артемида, Зевс, Гермес)

-Где они жили?   Слайд №5

(На горе Олимп)

-Кого не позвали на свой пир греческие боги?

(Богиню ссор и раздоров боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. И три богини Гера, Афина, Афродита стали спорить, кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис.)

-В кого влюбился царь Парис?

(В Елену Прекрасную, красивейшую женщину, жену царя Менелая из греческого города Спарта.)

-Какая причина начала Троянской войны?

(Парис увозит Елену из Спарты к себе. Тогда ее муж Менелай собирает большое войско и осаждает Трою)

-Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны?

(На самом деле греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200г до н.э. царь Микен повел свое войско в Трою)

2.Работа с картой. У доски, атласы.   СЛАЙД№ 6

-Где находится Греция?

(Южная часть Балканского полуострова)

-Какими морями омывается Греция?

 (Ионическим и Эгейским морями)

-Назовите города Греции?

(Микены, Тиринф, Пилос, Афины)

-Самый большой остров в Эгейском море? (Крит)

1.Сообщения учащихся о жизни древнегреческого поэта Гомера.

А)Большинство современных учёных считает, что жил он в 8 веке до н.э. в Ионии – на Западном побережье Малой Азии или на близлежащих островах. По сохранившимся преданиям, Гомер был слеп. Но есть учёные, которые в этом сомневаются.

Греки знали наизусть поэмы, созданные им. За право считаться родиной Гомера спорили  7 греческих городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины.

Его поэмы, по мнению большинства учёных, поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы Гомером в Ионии (Малая Азия) в VIII веке до н. э. Современные учёные считают, что эти поэмы принадлежат другому автору. По преданию, умер Гомер на острове Иос.

Б)Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на Ионийском побережье малой Азии.

 Имя Гомер не является греческим. Существует 2 варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм. 

Гомера представляют слепым странствующим певцом- аэдом. Однако монеты с о. Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими глазами. В музее Неаполя стоит мраморный бюст Гомера IV в. до н. э. и тоже без всяких следов слепоты. Известны и другие древние изображения зрячего поэта. Представление о “великом слепце” возникло в Александрии, городе, построенном А. Македонским. Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом “Илиады” и называл поэму своей величайшей драгоценностью. Завоевав Египет, Александр решил основать там большой город и назвать его своим именем. Нашли для города подходящее место, но Александру во сне явился сам Гомер и прочитал ему стихи из “Одиссеи”:

На море шумно-широком

Находится остров, лежащий против Египта;

Его именуют там жители – Фарос…

Пристань находится верная там,

Из которой большие в море выходят суда,

Запасённые тёмной водою.

Александр немедленно отправился на Фарос и увидел местность, удивительно подходящую для постройки большого города, - с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия.  В центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы … недостаточно интересными. Бог-поэт, по их мнению, должен был выглядеть не как обычный смертный. Но как? Образ слепого основоположника мировой литературы оказался очень привлекательным. И Гомер стал изображаться слепым.

3.Изучение н/м.

-Давайте сформулируем тему урока.

-Вы подготовили сообщения.

-О ком? (о древнегреческом поэте Гомере)

-Если он поэт, то наверное что-то написал?

-В первом сообщении это прозвучало.

Да, правильно, два урока мы с вами будем говорить о Гомере и его поэмах «Илиада» и «Одиссея»    Слайд № 7, 8

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» являются первыми известными нам произведениями древнегреческой литературы. На русский язык «Илиаду» перевел в 1892г Николай Иванович Гнедич – русский поэт, она содержит 15.700 стихов.  «Одиссею» в 1894г. Василий Андреевич Жуковский-русский поэт, она содержит 12.100 стихов.

В поэме «Илиада» рассказывается о Троянской войне, в древности Трою называли Илионом. Сама война показана в поэме не полностью, в поэме не говорится о причинах начала войны, так как это было известно всем грекам. Сюжет поэмы охватывает уже 10-ый год войны, события происходят в последние пятьдесят дней.

Поэму «Одиссея» можно считать продолжением «Илиады», потому что в ней повествуется о долгожданном возвращении домой одного из героев Троянской битвы – царя острова Итака Одиссея. В поэме рассказывается о том, что ему пришлось пережить за время странствий, сколько несчастий и опасностей встретились ему на пути домой.  

Целых десять лет продолжались странствия главного героя, а с его отбытия на Троянскую войны прошло двадцать лет. За это время многие мужчины желали жениться на его жене Пенелопе, чтобы завладеть его троном. Образ жены Одиссея представляет собой верную и преданную женщину, которая не верит в то, что ее муж погиб и ждет его возвращения. Но когда он появляется у себя дома, Пенелопа не узнает его и предлагает мужчинам выстрелить из лука ее мужа, и тот, кто сумеет это сделать – станет ее мужем. Лишь Одиссею это удалось, и только после этого он открывается Пенелопе.

Поэмы -вымысел или правда?.

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны. Историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было.

Единственным из европейцев, не поверившим этому, оказался немецкий археолог –любитель Генрих Шлиман. Долгие годы он мечтал найти легендарный город. (На доске эпиграф)

В детстве он познакомился с «Илиадой», полюбил сказания о Троянской войне и поверил в то, что Троя существовала на самом деле. Шлиман воспитывался в бедной семье, смолоду переменил несколько профессий: служил продавцом в лавке, юнгой на корабле, бывало, просил милостыню. Потом Шлиману повезло, он занялся торговлей, стал миллионером.

Шлиман никогда не забывал мечту своей юности: найти и раскопать Трою. Мечта Шлимана вызвала насмешки учёных. В те времена считали, что рассказы о Трое – чистейший вымысел. Искать Трою так же бессмысленно, говорили они, как и дворцы богов на Олимпе.

Шлиман был талантливым человеком, он много читал и вот теперь, обладая миллионами, забросив бизнес отправился на поиски гомеровской Трои. И нашёл её! Нашёл там, где она обозначается с тех пор на всех исторических картах.

Раскапывая большой холм в 1871г. в Малой Азии в нескольких километрах от берега Эгейского моря, Шлиман обнаружил разрушенные стены троянской крепости и стены зданий, следы большого пожара, бронзовое оружие, золотые браслеты, кольца, броши и многое другое. После раскопок Шлимана учёные тщательнее, чем прежде, стали изучать греческие мифы, поэмы Гомера, восстанавливая картину жизни греков в далёком прошлом. Не осталось сомнений, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях. Успех Шлимана воодушевил многих археологов.

4.Закрепление н/м.

-Просмотр видеоролика о Гомере

Вывод учителя: Итак, Гомер – великий поэт античного времени, жизнь которого похожа на миф; он автор двух  поэм «Илиада» и «Одиссея».

5.Д/з. параграф 26-27, Документы.

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (на выбор).

Я узнала ________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что _______________

Я хочу рассказать родителям _______________

Я узнала ________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что _______________

Я хочу рассказать родителям _______________

Я узнала ________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что _______________

Я хочу рассказать родителям _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "

Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками....

Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

Тест по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея" с ответами

Тест по истории Древнего мира по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея"(презентация 4 слайда) можно провести с учащимися 5 класса после изучения урока ""Илиада" и "Одиссея" Гомера".Этот тест позволить выя...

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Урок по истории Древнего мира по ФГОСТ Тема : Поэмы Гомера  «Илиада» и «Одиссея»...

Кроссворд по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» для 5 класса

К учебнику  Вигасина А.А.  «История Древнего мира. 5 класс», 2015г.  (параграфы 26-27)[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16196308","attributes":{"alt":"","...

Презентация на тему: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Ознакомить с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические доку...

План-конспект урока по зарубежной литературе. Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Урок изучения нового материала в 6 классе. Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника....