Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувствие к побежденным, ненависть к войне, восхищение перед подвигами и смекалкой и интерес к произведениям древнегреческой эпической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области
Конспект интегрированного урока история – литература в 5 классе по теме
«ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э.»
Подготовлен и проведен: Лущиковой Г.С.,учителем
истории и обществознания,
I квалификационная категория
Колыбелка -2013
Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувствие к побежденным, ненависть к войне, восхищение перед подвигами и смекалкой и интерес к произведениям древнегреческой эпической литературы.
Оснащение урока: карта «Древняя Греция в XI-IX веках до н.э.», диск с записью рассказа Одиссея, тексты поэм «Илиада» и «Одиссея», записи на доске с именами богов и героев, картины по истории Древней Греции
Ход урока.
I Начало урока – объяснение темы, целей и задач урока (задание для учащихся записано на доске), подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Повторение изученного для введения в тему:
- Где и когда возникли первые государства греков – ахейцев на Балканском полуострове? (показать на карте)
- Какой город – государство был самым крупным и сильным? Какие памятники говорят о его силе? (найти и показать)
- Почему все города – государства материковой Греции были обнесены стенами, тогда как столица Крита не имела крепостных сооружений?
- Почему греки – ахейцы совершили поход на Трою и разрушили ее? Когда это было?
- Кто такие дорийцы? Как их вторжение отразилось на хозяйстве и культуре ахейской Греции?
III. Изучение нового материала (интегрированное с литературой).
Вводное слово учителя истории: Итак, ребята, мы с вами знаем, что вторжение дорийцев, более слабо развитых по сравнению с ахейцами, привело к резкому упадку хозяйства и культуры в Греции. В течение столетий здесь не строили каменных зданий, ремесленные изделия стали грубыми, сократилась торговля, письменность была забыта. Но многое сохранилось в памяти народа. Сказители – певцы передавали устно из поколения в поколение древние мифы. Поэты – певцы, подыгрывая себе на музыкальных инструментах – лирах, пели о «златообильных» и «крепкостенных» городах, о подвигах и приключениях героев, о великанах и богах. В этих мифах и поэмах много вымысла, но также и много исторической правды. Вот сегодня мы и постараемся доказать, что мифы и поэмы Древней Греции являются важнейшими источниками по изучению хозяйства, занятий и общественной жизни древних греков. (Задание записано на доске)
План занятия:
- Мифы о причинах Троянской войны: а) «Яблоко раздора»; б) Как Одиссей стал участником похода на Трою.
- Мифы о первых 9 годах осады Трои:
А) «Ахиллесова пята»
Б) Снаряжение греков и троянцев по мифам.
3. Содержание «Илиады» (знакомит учитель литературы)
4. Мифы о гибели Трои: гибель и похороны Патрокла, «Троянский конь»
5. Содержание «Одиссеи» (знакомит учитель литературы):
А) на острове циклопов ( смекалка Одиссея, занятия);
Б) Встреча с сиренами;
В) Между Сциллой и Харибдой;
Г) На Итаке ( обычаи и занятия);
Д) На острове феаков (жизнь и хозяйство)
IV. Закрепление изученного на уроках.
- Итак, ребята, вы познакомились с содержанием поэм «Илиада» и «Одиссея», написанных слепым поэтом Гомером. Многие города Греции спорят, какой из них является его родиной, но это не так важно. Важно то, что целые поколения греков глубоко чтили величайшего поэта – певца, помнили наизусть тысячи строк из его поэм и учились на примере его героев. Что же мы узнали из поэм о жизни греков и их занятиях? Я хочу, чтобы вы мне постарались ответить на вопросы:
- Каким строем жили греки? ( сохранялась еще община, но уже зарождалось государство, были богатые и бедные, рабы)
- Какие занятия вы можете назвать на основании чтения поэм?
- Какое вооружение было у греков и троянцев?
Ну, что же, ребята, вы сегодня хорошо позанимались на нашем сдвоенном уроке. Спасибо вам за внимание и хорошую работу. Запишите домашнее задание: параграфы 26, 27, просмотреть записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".
Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).
интегрированный урок истории и литературы...
Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "
Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками....

Интегрированный урок истории и литературы по теме Гомер "Илиада и Одиссея"
Этот урок можно провести в 5 классе,так как материал является очень тяжелым к восприятию,поэтому возможно переключение на разные виды деятельности детей...

Проверочная работа по литературе для 6 класса. Гомер. Илиада и Одиссея
Проверочная работа составлена в помощь учителю для проверки знаний учащихся по произведениям Гомера «Илиада и Одиссея» Вопросы составлены по содержанию произведений....
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...