Конспект и презентация по истории "Первые известия о Руси"
план-конспект занятия по истории (6 класс)
Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в VI в., другие связывают ее с возникновением древнерусского государства в IX в., а третьи отправной точкой древнерусской цивилизации считают Крещение Руси в 988 г. Когда и как появилась Русь? Этот вопрос мы обсудим с вами на нашем уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_izvestiya_o_rusi.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: «Первые известия о Руси».
Дата проведения: 22.01.2017 год
Класс: 6 «Д»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
Оборудование:
- Проектор, компьютер.
- Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»
- Учебник, документы, оценочные таблицы - раздаточный материал.
Основные понятия урока:
- Русы;
- варяги;
- Русь;
- норманнская теория.
Основные даты:
- 862 г. – легендарное призвание варягов.
Персоналии:
- Рюрик.
План урока:
- Происхождение народа Русь.
- О чём говорит археология.
- Споры норманистов и антинорманистов.
Цели урока:
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу.
Развивающие:
- тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки.
Обучающие:
- изучить историю происхождения терминов «Русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.
Задачи урока:
Образовательные:
- ввести представление о происхождении слова «Русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию. Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.
Развивающие:
информационные:
- умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
- логические:
- умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий.
организационные:
- осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
Воспитательные:
- совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Учащийся должен научится использовать историческую карту, как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и Руси.
Метапредметные:
- Учащийся должен научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
Личностные:
- Учащийся должен научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов.
I. Организационный момент.
Приветственное слово. Поприветствуем наших гостей. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся и начнем наш урок.
Повторение:
- На какие группы распались славяне и какие территории они заселили? Покажите на карте эти территории.
- Перечислите основные занятия восточных славян.
- Каковы были особенности общественного строя восточных славян, можем ли мы говорить об образовании у них государства?
II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
«Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть…»
- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этих строках?
- Подумайте, какова тема нашего урока и о чём на уроке вы сегодня узнаете? Каковы наши основные задачи?
III. Изучение нового материала.
Ребята, по ходу нашего урока вы будете самостоятельно оценивать результаты своей работы на каждом этапе урока и по его итогам, заполнив небольшую таблицу. Подпишите таблицы. (Приложение №3).
ФИ________________________________ Класс_______________
ЭТАПЫ УРОКА/САМООЦЕНКА | СПРАВИЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ | СПРАВИЛСЯ ЧАСТИЧНО | НЕ СПРАВИЛСЯ |
Самостоятельно определил тему урока | |||
Самостоятельно формулировал цель урока | |||
Работа с документами | |||
Работа с таблицей | |||
Правильно отвечал на вопросы учителя |
- Происхождение народа Русь.
Краткая биография монаха Нестора:
Преподобный летописец Нестор родился в 50-х годах ХI века в Киеве.
Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.
Главным достижением жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет".
Главный источник об истории Русского государства: (запись в тетрадь)
начало XII века - летопись «Повесть временных лет»;
монах Киево - печерского монастыря Нестор.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ (Приложение №1)
Какие версии происхождения народа Русь есть в данных документах?
Документ №1.
«Повесть временных лет».
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы,-вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор, -в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Вопросы к документу:
1) Какая дата принята в качестве точки отсчёта в истории Древнерусского государства?
2) Кого пригласили славяне для управления своей территорией?
3) Ребята, как вы думаете, можно ли опираться только на «Повесть временных лет» для изучения русского государства?
862 г. – легендарное призвание варягов (запись в тетрадь).
Документ №2.
из «Бертинских анналов»
Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, (…) везя императору письмо с достойными дарами (…). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными(…). Он также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему, как они заявляли, дружбы ради.(…) Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народов свеонов (шведов).
Вопрос к документу:
1) Какой народ назвался себя росами согласно данному документу?
Документ №3.
Арабы о русах.
Ибн Хордадбек «О русских купцах».
Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян(…).
Ал - Исгархи:
И русы - народ, сжигающий своих мертвых(…) и одежда их короткие куртки(…) и эти русы торгуют с Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные районы Рума, внутренние булгары же христиане.
Вопросы к документу:
Из какого народа произошли русские, согласно версии арабов?
С какими государствами они торгуют?
Какие версии происхождения народа Русь есть в данных документах?
- О чём говорит археология.
Вспомните!
«Боже, избави нас от ярости норманнов».
1) Вспомните, кто такие норманны.
2) Вспомните, чей день начинался с такой молитвы?
3) Чем занимались норманны?
4) На какие страны совершали набеги?
Археологические раскопки указывают, что количество захоронений воинов-норманнов ничтожно-мало в сравнении с захоронениями русских воинов.
В летописях последующих веков норманны не упоминаются, поэтому можно сделать вывод, что их количество было мало и они слились с коренным населением.
Сравнительный анализ остатков вооружении говорит о примерно одинаковом уровне развития производительных сил.
Археологические находки свидетельствуют, что в северных землях восточных славян в VIII-IX веках появляются поселения пришельцев из-за моря.
Древнейшие следы их пребывания найдены в городе Ладога, находящемся у впадения реки Волхов в Ладожское озеро.
Чуть позже в 2 км от современного Новгорода была построена крепость, впоследствии названная Рюриковым городищем.
Да и сам Новгород был основан примерно в то же время.
Многие археологи считают, что этими пришельцами были выходцы из Скандинавии- норманны.
3. Споры норманистов и антинорманистов.
Работа с таблицей (Приложение №2).
Учащиеся представляют результаты работы с таблицей.
ЦЕНТРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (рассказ учителя)
IV. Закрепление знаний.
Рефлексия одноминутное эссе
- Что самое главное ты узнал сегодня?
- Какие вопросы остались для тебя непонятными?
- Что ты хотел бы узнать?
Домашнее задание.
§4, задание №2 «Думаем, сравниваем, размышляем» (стр:39) -
Используя интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу происхождения слова «русь».
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Документ №1.
«Повесть временных лет».
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы,-вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор, -в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Вопросы к документу:
1) Какая дата принята в качестве точки отсчёта в истории Древнерусского государства?
2) Кого пригласили славяне для управления своей территорией?
Документ №2.
из «Бертинских анналов»
Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, (…) везя императору письмо с достойными дарами (…). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными(…). Он также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему, как они заявляли, дружбы ради.(…) Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народов свеонов (шведов).
Вопрос к документу:
1) Какой народ назвался себя росами согласно данному документу?
Документ №3.
Арабы о русах.
Ибн Хордадбек «О русских купцах».
Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян(…).
Ал - Исгархи:
И русы - народ, сжигающий своих мертвых(…) и одежда их короткие куртки(…) и эти русы торгуют с Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и тни граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные районы Рума, внутренние булгары же христиане.
Вопросы к документу:
Из какого народа произошли русские, согласно версии арабов?
С какими государствами они торгуют?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Таблица: «Теории возникновения государства у восточных славян»
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ | НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ | АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ |
АВТОРЫ ТЕОРИИ | ||
СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ФИ________________________________ Класс_______________
ЭТАПЫ УРОКА/САМООЦЕНКА | СПРАВИЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ | СПРАВИЛСЯ ЧАСТИЧНО | НЕ СПРАВИЛСЯ |
Самостоятельно определил тему урока | |||
Самостоятельно формулировал цель урока | |||
Работа с документами | |||
Работа с таблицей | |||
Правильно отвечал на вопросы учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по истории "Принятие христианства на Руси (9 класс)
Организуя поисковую деятельность школьников я должен научить ребят самомтоятельно строить проблемные задания....
Тема: "Первые известия о Руси"
Тема урока: Первые известия о Руси Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на воз...
Конспект и презентация урока истории в 6 классе «Правление князя Владимира и крещение Руси»
Класс: 6....
Рабочий лист к уроку по теме "Первые известия о Руси"
Рабочий лист к уроку позволяет структурировать материал. Выделяются основные понятия урока, имена, даты. Учащиеся включены в учебный процесс....
Разработка урока "Первые известия о Руси"
Урок разработан для учеников 6 класса, учебник - История Россиии под ред. Торкунова А.В....
Конспект урока истории в 6 классе "Первые известия о Руси"
з Знакомство с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формир...
ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ
ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ...