Конспект и презентация по истории "Первые известия о Руси"
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Сембаева Сания Куанышевна

Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в VI в., другие связывают ее с возникновением древнерусского государства в IX в., а третьи отправной точкой древнерусской цивилизации считают Крещение Руси в 988 г. Когда и как появилась Русь? Этот вопрос мы обсудим с вами на нашем уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_izvestiya_o_rusi.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «Первые известия о Руси».

Дата проведения: 22.01.2017 год          

Класс: 6 «Д»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Образовательная технология: технология развития критического мышления.

Оборудование:

  • Проектор, компьютер.
  • Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»
  • Учебник, документы, оценочные таблицы - раздаточный материал.

Основные понятия урока:

  • Русы;
  • варяги;
  • Русь;
  • норманнская теория.

Основные даты: 

  • 862 г. – легендарное призвание варягов.

Персоналии: 

  • Рюрик.

План урока:

  1. Происхождение народа Русь.
  2. О чём говорит археология.
  3. Споры норманистов и антинорманистов.

Цели урока:

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу.

Развивающие:

  • тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки.

Обучающие:

  • изучить историю происхождения терминов «Русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ввести представление о происхождении слова «Русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию. Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.

Развивающие:

информационные:

  • умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
  • логические:
  • умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий.

организационные:

  • осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;

Воспитательные:

  • совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащийся должен научится использовать историческую карту, как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и Руси.

Метапредметные:

  • Учащийся должен научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.

Личностные:

  • Учащийся должен научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов.

I. Организационный момент.

Приветственное слово. Поприветствуем наших гостей. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся и начнем наш урок.

Повторение:

  1. На какие группы распались славяне и какие территории они заселили? Покажите на карте эти территории.
  2. Перечислите основные занятия восточных славян.
  3. Каковы были особенности общественного строя восточных славян, можем ли мы говорить об образовании у них государства?

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

«Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть…»

  1. Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этих строках?
  2. Подумайте, какова тема нашего урока и о чём на уроке вы сегодня узнаете? Каковы наши основные задачи?

III. Изучение нового материала.

 Ребята, по ходу нашего урока вы будете самостоятельно оценивать результаты своей работы на каждом этапе урока и по его итогам, заполнив небольшую таблицу. Подпишите таблицы. (Приложение №3).

ФИ________________________________ Класс_______________

ЭТАПЫ УРОКА/САМООЦЕНКА

СПРАВИЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ

СПРАВИЛСЯ ЧАСТИЧНО

НЕ СПРАВИЛСЯ

Самостоятельно определил тему урока

Самостоятельно формулировал цель урока

Работа с документами

Работа с таблицей

Правильно отвечал на вопросы учителя

  1. Происхождение народа Русь.

Краткая биография монаха Нестора:

Преподобный летописец Нестор родился в 50-х годах ХI века в Киеве.
Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником.  В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

 Главным достижением жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет".

Главный источник об истории Русского государства: (запись в тетрадь)

начало XII века -   летопись «Повесть временных лет»;

монах Киево - печерского монастыря Нестор.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ (Приложение №1)

Какие версии происхождения народа Русь есть в данных документах?

Документ №1.

«Повесть временных лет».

   В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы,  а ещё иные готландцы,-вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор, -в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Вопросы к документу:

1) Какая дата принята в качестве точки отсчёта в истории Древнерусского государства?

2) Кого пригласили славяне для управления своей территорией?

3) Ребята, как вы думаете, можно ли опираться только на «Повесть временных лет»  для изучения русского государства?

862 г. – легендарное призвание варягов (запись в тетрадь).

Документ №2.

из «Бертинских анналов»

   Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, (…) везя императору письмо с достойными дарами (…). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами  и их подданными(…). Он также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему, как они заявляли, дружбы ради.(…) Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народов свеонов (шведов).

Вопрос к документу:

1) Какой народ назвался себя росами согласно данному документу?

Документ №3.

Арабы о русах.

Ибн Хордадбек «О русских купцах».

  Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян(…).

Ал - Исгархи:

   И русы - народ, сжигающий своих мертвых(…) и одежда их короткие куртки(…) и эти русы торгуют с Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные районы Рума, внутренние булгары же христиане.

Вопросы к документу:

Из какого народа произошли русские, согласно версии арабов?

С какими государствами они торгуют?

Какие версии происхождения народа Русь есть в данных документах?

  1. О чём говорит археология.

Вспомните!

«Боже, избави нас от ярости норманнов».

1) Вспомните, кто такие норманны.

2) Вспомните, чей день начинался с такой молитвы?

3) Чем занимались норманны?

4) На какие страны совершали набеги?

    Археологические раскопки указывают, что количество захоронений воинов-норманнов ничтожно-мало в сравнении с захоронениями русских воинов.  

  В летописях последующих веков норманны не упоминаются, поэтому можно сделать вывод, что их количество было мало и они слились с коренным населением.

  Сравнительный анализ остатков вооружении говорит о примерно одинаковом уровне развития производительных сил.

  Археологические находки свидетельствуют, что в северных землях восточных славян в VIII-IX веках появляются поселения пришельцев из-за моря.

  Древнейшие следы их пребывания найдены в городе Ладога, находящемся  у впадения реки Волхов в Ладожское  озеро.

  Чуть позже в 2 км от современного Новгорода была построена крепость, впоследствии названная Рюриковым городищем.                                    

  Да и сам Новгород был основан примерно в то же время.

Многие археологи считают, что этими пришельцами были выходцы из Скандинавии- норманны.

3. Споры норманистов и антинорманистов.

Работа с таблицей (Приложение №2).

Учащиеся представляют результаты  работы с таблицей.

ЦЕНТРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (рассказ учителя)

IV.  Закрепление знаний.

Рефлексия одноминутное эссе

  1. Что самое главное ты узнал сегодня?
  2. Какие вопросы остались для тебя непонятными?
  3. Что ты хотел бы узнать?

Домашнее задание.

    §4, задание №2 «Думаем, сравниваем, размышляем» (стр:39) -

Используя интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу происхождения слова «русь».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Документ №1.

«Повесть временных лет».

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы,  а ещё иные готландцы,-вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор, -в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Вопросы к документу:

1) Какая дата принята в качестве точки отсчёта в истории Древнерусского государства?

2) Кого пригласили славяне для управления своей территорией?

Документ №2.

из «Бертинских анналов»

   Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, (…) везя императору письмо с достойными дарами (…). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами  и их подданными(…). Он также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему, как они заявляли, дружбы ради.(…) Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народов свеонов (шведов).

Вопрос к документу:

1) Какой народ назвался себя росами согласно данному документу?

Документ №3.

Арабы о русах.

Ибн Хордадбек «О русских купцах».

Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян(…).

Ал - Исгархи:

И русы - народ, сжигающий своих мертвых(…) и одежда их короткие куртки(…) и эти русы торгуют с Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и тни граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные районы Рума, внутренние булгары же христиане.

Вопросы к документу:

Из какого народа произошли русские, согласно версии арабов?

С какими государствами они торгуют?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Таблица: «Теории возникновения государства у восточных славян»

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

АВТОРЫ ТЕОРИИ

СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ФИ________________________________ Класс_______________

ЭТАПЫ УРОКА/САМООЦЕНКА

СПРАВИЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ

СПРАВИЛСЯ ЧАСТИЧНО

НЕ СПРАВИЛСЯ

Самостоятельно определил тему урока

Самостоятельно формулировал цель урока

Работа с документами

Работа с таблицей

Правильно отвечал на вопросы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории "Принятие христианства на Руси (9 класс)

Организуя поисковую деятельность школьников я должен научить ребят самомтоятельно строить проблемные задания....

Тема: "Первые известия о Руси"

Тема урока:  Первые известия о Руси Цель урока: Выявить причины и факторы  возникновения русской  государственности. Разобрать различные  точки  зрения  на  воз...

Рабочий лист к уроку по теме "Первые известия о Руси"

Рабочий лист к уроку позволяет структурировать материал. Выделяются основные понятия урока, имена, даты. Учащиеся включены в учебный процесс....

Разработка урока "Первые известия о Руси"

Урок разработан для учеников 6 класса, учебник - История Россиии под ред. Торкунова А.В....

Конспект урока истории в 6 классе "Первые известия о Руси"

з                Знакомство с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формир...

ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ

ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ...