Тема: "Первые известия о Руси"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Тема урока: Первые известия о Руси
Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; Описывать занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся в летописях.
Метапредметные УУД: Анализируя текстовую и графическую информацию различных источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.
Личностные УУД: Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.
УМК «История России» /под ред А.В. Торкунова. Москва «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_izvesti_o_rusi.docx | 21.46 КБ |
obrazovanie_gosudarstvennosti_u_vost_slavyan.pptx | 350.88 КБ |
dokument_1._gosud_u_slavyan.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Первые известия о Руси
Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; Описывать занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся в летописях.
Метапредметные УУД: Анализируя текстовую и графическую информацию различных источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.
Личностные УУД: Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.
Оборудование: Учебник: «История России» /под ред А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016.; презентация; Дидактический материал Документ 1.
Основные вопросы:
1) Происхождение народа Русь
2) О чём говорит археология
3) Споры норманистов и антинорманистов
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.
Основные понятия и термины: Русы; Варяги; Русь; Норманская теория.
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание Варягов
Персоналии: Рюрик
Домашнее задание: § 4.
Ход урока:
Этап урока. | Учебная деятельность | Формирование УУД |
Организационный момент: Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока. Сформулировать и поставить цели урока. (5 минут) | Главным письменным источником для изучения истории древних славян является летопись монаха Киево-Печёрского монастыря Нестора «Повесть временных лет», которая начитается словами: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Руская земля стала есть» Как вы думаете, о чём монах Нестор хотел нам поведать в летописи? Откуда появилась Русь, о государстве, кто был первым князем. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны знать? Что такое государство, как оно может возникнуть, как учёные объясняют возникновения государства, как возникло название - Русь. Какой должна быть тема нашего урока? | Предметные УУД – сравнивать простые однородные исторические факты истории всеобщей и истории древней Руси, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам. Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга. |
Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную деятельность, подготовку к изучению нового материала. (3 мин) | Давайте вспомним, что такое государство? Государство – это особая организация общества. По каким признакам мы можем понять, что перед нами уже государство: наличие территории, правителя и чиновников, единых государственных законов, армии, налогов на содержание системы управления и армии. Какие исторические источники помогают нам в изучении древней истории? Нужно ли верить всем письменным источникам? Почему многие вопросы древности вызывают споры среди историков? | Предметные УУД – сравнивать исторические факты, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для решения исторических задач. Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга. Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. |
Работа над новым материалом. 1. Лабораторная работа с историческим документом «Повесть временных лет» (10 мин.) 2. Знакомство с материалом учебника (пункт 2 «о чём говорит археология») (5 минут) 3. Изучение трех теорий возникновения русского государства, проихождения первых князей, появления термина – Русь. (материал учебника стр. 38, пункт 3) (10 минут) Практическая работа. (5 минут) Посторение схемы «Появление предпосылок возникновения государства». (работа ведётся на основе дидактического материала – схемы, в которую расставляются предполагаемые предпосылки). | 1. Задание учащимся - открыли документ «Повесть временных лет». Давайте прочитаем отрывок из документа и ответим на вопросы к нему. (Приложение 1) Задание с картой: Давайте посмотрим на карте – где находится Скандинавия, остров Рюген, город Новгород. Какой город в летописи называется Царьградом. По каким рекам могла проходить торговля. На основе карты выделите торговый путь «Из Варяг в Греки» 2. Открыли учебник пункт 2 (стр. 37.) «О чём говорит археология». Вопрос: подтверждают или нет археологические находки летопись «Повесть временных лет». О чём свидетельствуют археологические находки в Ладоге и Новгороде? Задание: По вопросу возникновения государства среди учёных историков возникло три теории возникновения государства Русь 1 теория – норманнская (авторы – немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер) 2 теория – славянская (антинорманская) (автор – М.В. Ломоносов) На основе материала учебника найти аргументы в защиту каждой из теории. Вопрос – Назовите главное расхождение нарманской и антинорманской теорий. 3 теория – центристская (смешанная) Этой теории придерживаются многие современные историки. Они считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород (может быть в качестве охраны – наёмников (первоначально князь с дружиной выполняли именно охранные функции, за что собирали дань с местного населения). Практика приглашения князя или короля на правление было тогда очень распространено в Западной Европе, и проходила, как правило, мирным путём. Согласно возникновения термина Русь – споры продолжаются. Практическое задание Может ли государство возникнуть очень быстро, по желанию кого-либо, или должны появиться определённые предпосылки (условия) для его возникновения? Открыли документ 1, задание 2. В соответствие с вашими представлениями о предпосылках возникновения государства, расставьте данные понятия в схему (схема дана на слайде презентации урока). Учащиеся подставляют в схему пропущенные предпосылки, далее проверяется правильность построения схемы. На основе изученного материала подводится вывод урока: Призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства результат длительного внутреннего развития и оно не может быть принесено извне. | Предметные УУД - анализировать неадаптированный исторический документ, применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия темы. Метапредметные УУД – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие с заданием. Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. |
Первичное закрепление материала. Этап применения знаний и умений. (5 минут) | 1. Какие теории возникновения государства Русь мы узнали? 2. Можно ли считать какую-то одну теорию окончательно верной7 3. В чём главное расхождение норманнской и антинорманской теорий? 4. Можно ли считать появление термина «Русь» считать окончательно верным? | Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Происхождение народа Русь О чём говорит археология Споры н орманистов и антинорманистов Предпосылки образования государства Киевская Русь.
Норманская теория «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Варяги Славяне
3 8 11 5 1 4 6 12 13 7 10 9 2 14
Предварительный просмотр:
Документ 1. Тема: Образование государственности у восточных славян.
Задание 1. Прочитайте документ «Повесть временных лет», и ответьте на вопросы к нему.
«В год 6370 (862) Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали собой владеть. И не было среди них правдя, и встал род на род, и была среди них усобицы, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, на Бело-озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Бело-озеро… И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» тамошние жители ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть эемлёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
Вопросы и задания к документу:
- К кому обратились за помощью северные племена Руси?
- Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?
- Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? Где они обосновались?
- Подумайте, что можно сказать о характере возникновения государства у восточных славян, основываясь на свидетельстве «Повести временных лет»?
Задание 2: В соответствие с вашими представлениями о предпосылках возникновения государства, расставьте данные понятия в схему.
- Возникновение частной собственности.
- Появление людей способных установить и удержать свою власть силой.
- Совершенствование орудий труда.
- Появление излишков продукции.
- Переход от коллективного труда к индивидуальному.
- Появление возможности эксплуатировать чужой труд.
- Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества
- Грабительские походы в чужие земли.
- Появление вождей и дружин.
- Необходимость поддержания в обществе порядка.
- Необходимость защиты от набегов врагов.
- Переход о родовой общины к соседской.
- Возникновение неравенства.
- Возникновение государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси»
Цель нашего мероприятия - воспитание интереса к православной культуре.Учащиеся познакомятся со святынями – иконами и храмами православного мира.Основной задачей является воспитание у ребят ценностного...
Тест по теме: "Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях". ОБЖ, 11 класс.
Тест по теме: "Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях". ОБЖ, 11 класс....
Конспект и презентация по истории "Первые известия о Руси"
Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в ...
Рабочий лист к уроку по теме "Первые известия о Руси"
Рабочий лист к уроку позволяет структурировать материал. Выделяются основные понятия урока, имена, даты. Учащиеся включены в учебный процесс....
Разработка урока "Первые известия о Руси"
Урок разработан для учеников 6 класса, учебник - История Россиии под ред. Торкунова А.В....
Конспект урока истории в 6 классе "Первые известия о Руси"
з Знакомство с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формир...
ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ
ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ...