Конспект урока истории в 6 классе "Первые известия о Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

з                Знакомство с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формирования  Древнерусского  государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6_kl.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тема урока:  Первые известия о Руси

Цель урока: Выявить причины и факторы  возникновения русской  государственности. Разобрать различные  точки  зрения  на  возникновение  государственности  в  Восточной  Руси. На основе  знакомства с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формирования  Древнерусского  государства.

Планируемые  результаты:

Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;   Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из  Варяг в Греки»; Описывать  занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся  в летописях.

Метапредметные УУД: Анализируя  текстовую и графическую  информацию различных источников, критически оценивать  её достоверность. фиксировать  результат. Определять  понятия,  устанавливать  аналогии для  достижения поставленных целей  учебной  деятельности.            

Личностные УУД: Соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения  результата,  оценивать  правильность  решения  учебной  задачи.

Оборудование:  Учебник:  «История России» /под ред  А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016.

Основные  вопросы:

1)  Происхождение  народа  Русь

2)  О чём говорит археология

3)  Споры  норманистов и антинорманистов

Тип урока: Урок изучения  нового  материала  с  элементами  лабораторной  работы.

Основные  понятия и термины: Русы; Варяги; Русь;  Норманская  теория.

Основные  даты: 862 г. – легендарное  призвание  Варягов

Персоналии: Рюрик

Домашнее задание: § 4.

Ход урока:

Этап урока.

Учебная  деятельность

Формирование УУД

Организационный момент: 

Постановка темы урока,  учебной  проблемы и целей  урока.  Сформулировать  и  поставить  цели  урока.

(5 минут)

Главным письменным  источником  для изучения  истории  древних  славян  является  летопись  монаха  Киево-Печёрского  монастыря  Нестора «Повесть  временных лет»,  которая  начитается  словами:

«Се  повести  времяньных лет, откуда есть  пошла  Руская земля, кто в Киеве начал первее  княжити, и откуда  Руская  земля  стала есть»

Как  вы  думаете,  о  чём  монах  Нестор  хотел нам  поведать  в  летописи?  Откуда появилась Русь, о государстве, кто был первым  князем.

Для того, чтобы  ответить  на  эти  вопросы,  что  мы  должны  знать? Что такое государство, как  оно  может  возникнуть, как  учёные  объясняют  возникновения  государства, как  возникло  название -  Русь.

Какой  должна  быть тема  нашего  урока?

Предметные УУД – сравнивать простые  однородные исторические  факты  истории  всеобщей и истории  древней Руси, выявляя  общие  черты  и  сходства  по предложенным вопросам.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную  деятельность, подготовку  к  изучению  нового материала.

(3 мин)

 Давайте  вспомним, что такое  государство?

Государство – это особая  организация общества.

По каким  признакам мы  можем  понять,  что  перед  нами  уже  государство: наличие территории, правителя и чиновников, единых государственных законов, армии,  налогов на содержание  системы  управления  и армии.  

Какие исторические  источники  помогают  нам  в  изучении  древней  истории?

Нужно  ли  верить всем  письменным источникам? Почему  многие  вопросы  древности вызывают споры  среди  историков?

Предметные УУД – сравнивать исторические  факты, выявляя  общие  черты  и  сходства  по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат  и  приёмы  исторического  анализа  для решения  исторических задач.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Работа над новым  материалом.  

1. Лабораторная  работа  с  историческим  документом «Повесть временных лет» (10 мин.)

2. Знакомство с материалом учебника (пункт 2 «о чём говорит археология») (5 минут)

3.  Изучение  трех теорий возникновения  русского государства, проихождения первых князей, появления термина – Русь. (материал учебника стр. 38, пункт 3) (10 минут)

Практическая  работа. (5 минут)  Посторение  схемы «Появление  предпосылок возникновения  государства».  (работа ведётся на основе  дидактического материала – схемы, в которую расставляются  предполагаемые предпосылки).  

 1.  Задание  учащимся - открыли  документ  «Повесть временных лет».  Давайте  прочитаем  отрывок из документа  и  ответим  на  вопросы  к  нему. (Приложение 1)

 Задание  с  картой:  Давайте  посмотрим  на  карте – где находится  Скандинавия, остров Рюген, город Новгород.  Какой  город  в  летописи  называется  Царьградом.  По  каким  рекам  могла  проходить  торговля.  На  основе  карты  выделите  торговый путь  «Из Варяг  в  Греки»

2.  Открыли  учебник  пункт 2  (стр. 37.) «О чём говорит археология».  

Вопрос:  подтверждают или  нет археологические  находки  летопись «Повесть временных лет». О чём  свидетельствуют  археологические  находки  в  Ладоге и Новгороде?

Задание:  По вопросу  возникновения  государства среди учёных историков  возникло  три  теории  возникновения  государства Русь

1 теория – норманнская (авторы – немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер)

2 теория –  славянская (антинорманская) (автор – М.В. Ломоносов)

На основе  материала  учебника  найти  аргументы  в  защиту  каждой  из  теории.

Вопрос – Назовите главное  расхождение нарманской  и антинорманской теорий.

3 теория – центристская (смешанная)

Этой теории  придерживаются  многие  современные  историки.  Они  считают,  что  варяги  действительно  были  приглашены  в  Новгород  (может  быть  в  качестве  охраны – наёмников  (первоначально  князь  с  дружиной  выполняли  именно  охранные  функции,  за  что  собирали  дань  с  местного  населения).  

Практика  приглашения  князя  или  короля  на правление  было  тогда  очень  распространено  в  Западной  Европе,  и  проходила,  как  правило,   мирным  путём.  Согласно  возникновения  термина  Русь – споры  продолжаются.  

Практическое  задание  Может ли  государство  возникнуть очень быстро, по желанию  кого-либо,  или  должны  появиться  определённые  предпосылки (условия)  для  его  возникновения?

Открыли  документ 1,  задание 2.  В  соответствие  с  вашими  представлениями  о  предпосылках  возникновения  государства,  расставьте  данные  понятия  в  схему (схема  дана на слайде презентации урока).  

Учащиеся  подставляют в схему пропущенные  предпосылки,  далее  проверяется  правильность  построения  схемы.

На основе  изученного материала  подводится  вывод урока:  Призвание  варягов  не  могло  стать  началом  русской  государственности,  так  как  складывание  государства  результат  длительного  внутреннего  развития  и  оно  не  может  быть  принесено  извне.

Предметные УУД -  анализировать  неадаптированный исторический  документ, применять понятийный аппарат  исторического знания и приёмы  исторического  анализа  для  раскрытия  темы.

Метапредметные  УУД – самостоятельно организовывать  учебное  взаимодействие  в  группе,  формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие  с заданием.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Первичное  закрепление материала.  Этап  применения  знаний и умений. 

(5 минут)

 1. Какие  теории  возникновения  государства   Русь мы  узнали?

2.  Можно ли  считать  какую-то  одну  теорию  окончательно  верной7

3. В чём главное  расхождение  норманнской и антинорманской теорий?

4. Можно ли считать  появление  термина «Русь»  считать  окончательно  верным?

Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые  в  ходе  исследования  учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию  для дальнейшего изучения исторического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

Конспект урока истории для 6 класса "Расцвет Руси при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" с использованием проблемно-диалогической технологии открытия нового знания...

Конспект урока истории в 7 классе "Крещение Руси при князе Владимире"

О введении христианства на Руси князем Владимиром...

конспект урока истории 6класс Главные политические центры Руси

Конспект урока в 6 классе на тему "Главные политические центры Руси" проведённый 15.02...

Рабочий лист к уроку по теме "Первые известия о Руси"

Рабочий лист к уроку позволяет структурировать материал. Выделяются основные понятия урока, имена, даты. Учащиеся включены в учебный процесс....

конспект урока истории "Культура и искусство Киевской Руси"

Конспект урока истории Отечества "Культура и искусство Киевской Руси" с самоанализом. Коррекционная школа (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс)...