Конспект урока истории в 6 классе "Первые известия о Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)
з Знакомство с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_kl.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Первые известия о Руси
Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; Описывать занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся в летописях.
Метапредметные УУД: Анализируя текстовую и графическую информацию различных источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.
Личностные УУД: Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.
Оборудование: Учебник: «История России» /под ред А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016.
Основные вопросы:
1) Происхождение народа Русь
2) О чём говорит археология
3) Споры норманистов и антинорманистов
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.
Основные понятия и термины: Русы; Варяги; Русь; Норманская теория.
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание Варягов
Персоналии: Рюрик
Домашнее задание: § 4.
Ход урока:
Этап урока. | Учебная деятельность | Формирование УУД |
Организационный момент: Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока. Сформулировать и поставить цели урока. (5 минут) | Главным письменным источником для изучения истории древних славян является летопись монаха Киево-Печёрского монастыря Нестора «Повесть временных лет», которая начитается словами: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Руская земля стала есть» Как вы думаете, о чём монах Нестор хотел нам поведать в летописи? Откуда появилась Русь, о государстве, кто был первым князем. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны знать? Что такое государство, как оно может возникнуть, как учёные объясняют возникновения государства, как возникло название - Русь. Какой должна быть тема нашего урока? | Предметные УУД – сравнивать простые однородные исторические факты истории всеобщей и истории древней Руси, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам. Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга. |
Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную деятельность, подготовку к изучению нового материала. (3 мин) | Давайте вспомним, что такое государство? Государство – это особая организация общества. По каким признакам мы можем понять, что перед нами уже государство: наличие территории, правителя и чиновников, единых государственных законов, армии, налогов на содержание системы управления и армии. Какие исторические источники помогают нам в изучении древней истории? Нужно ли верить всем письменным источникам? Почему многие вопросы древности вызывают споры среди историков? | Предметные УУД – сравнивать исторические факты, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для решения исторических задач. Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга. Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. |
Работа над новым материалом. 1. Лабораторная работа с историческим документом «Повесть временных лет» (10 мин.) 2. Знакомство с материалом учебника (пункт 2 «о чём говорит археология») (5 минут) 3. Изучение трех теорий возникновения русского государства, проихождения первых князей, появления термина – Русь. (материал учебника стр. 38, пункт 3) (10 минут) Практическая работа. (5 минут) Посторение схемы «Появление предпосылок возникновения государства». (работа ведётся на основе дидактического материала – схемы, в которую расставляются предполагаемые предпосылки). | 1. Задание учащимся - открыли документ «Повесть временных лет». Давайте прочитаем отрывок из документа и ответим на вопросы к нему. (Приложение 1) Задание с картой: Давайте посмотрим на карте – где находится Скандинавия, остров Рюген, город Новгород. Какой город в летописи называется Царьградом. По каким рекам могла проходить торговля. На основе карты выделите торговый путь «Из Варяг в Греки» 2. Открыли учебник пункт 2 (стр. 37.) «О чём говорит археология». Вопрос: подтверждают или нет археологические находки летопись «Повесть временных лет». О чём свидетельствуют археологические находки в Ладоге и Новгороде? Задание: По вопросу возникновения государства среди учёных историков возникло три теории возникновения государства Русь 1 теория – норманнская (авторы – немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер) 2 теория – славянская (антинорманская) (автор – М.В. Ломоносов) На основе материала учебника найти аргументы в защиту каждой из теории. Вопрос – Назовите главное расхождение нарманской и антинорманской теорий. 3 теория – центристская (смешанная) Этой теории придерживаются многие современные историки. Они считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород (может быть в качестве охраны – наёмников (первоначально князь с дружиной выполняли именно охранные функции, за что собирали дань с местного населения). Практика приглашения князя или короля на правление было тогда очень распространено в Западной Европе, и проходила, как правило, мирным путём. Согласно возникновения термина Русь – споры продолжаются. Практическое задание Может ли государство возникнуть очень быстро, по желанию кого-либо, или должны появиться определённые предпосылки (условия) для его возникновения? Открыли документ 1, задание 2. В соответствие с вашими представлениями о предпосылках возникновения государства, расставьте данные понятия в схему (схема дана на слайде презентации урока). Учащиеся подставляют в схему пропущенные предпосылки, далее проверяется правильность построения схемы. На основе изученного материала подводится вывод урока: Призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства результат длительного внутреннего развития и оно не может быть принесено извне. | Предметные УУД - анализировать неадаптированный исторический документ, применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия темы. Метапредметные УУД – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие с заданием. Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. |
Первичное закрепление материала. Этап применения знаний и умений. (5 минут) | 1. Какие теории возникновения государства Русь мы узнали? 2. Можно ли считать какую-то одну теорию окончательно верной7 3. В чём главное расхождение норманнской и антинорманской теорий? 4. Можно ли считать появление термина «Русь» считать окончательно верным? | Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"
урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...
Конспект урока истории для 6 класса "Расцвет Руси при Ярославе Мудром"
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" с использованием проблемно-диалогической технологии открытия нового знания...
Конспект урока истории в 7 классе "Крещение Руси при князе Владимире"
О введении христианства на Руси князем Владимиром...
конспект урока истории 6класс Главные политические центры Руси
Конспект урока в 6 классе на тему "Главные политические центры Руси" проведённый 15.02...
Рабочий лист к уроку по теме "Первые известия о Руси"
Рабочий лист к уроку позволяет структурировать материал. Выделяются основные понятия урока, имена, даты. Учащиеся включены в учебный процесс....
конспект урока истории "Культура и искусство Киевской Руси"
Конспект урока истории Отечества "Культура и искусство Киевской Руси" с самоанализом. Коррекционная школа (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс)...