Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена
статья по истории

Камалов Айдар Ленарович

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 лет этой средой являются учреждения системы образования.

Исследования физического и психического здоровья позволяют охарактеризовать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

По мнению ученых здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. ( Обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, количество видов преподавания, наличие и место методов, способствующих активизации, место и длительность применения ТСО, поза учащегося, чередование позы, наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления, наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, психологический климат на уроке, эмоциональные разрядки на уроке, момент наступления утомления и снижения учебной активности, темп окончания урока)

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. (Правильная организация урока, использование всех каналов восприятия, учет зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности, уместное и правильное применение физкультпауз.)

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

(Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.)

4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на идеях Л. С. Выготского о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.

Технология психологического сопровождения. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Мои размышления опираются на практическую деятельность и затрагивают некоторые размышления по поводу нашей темы. Источники Института возрастной физиологии РАО дают данные о том, что школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

 Как оптимальные, мне кажутся наиболее интересными здоровьеформирующие образовательные технологии, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, хотя бы даже неосознанно, на подсознательном уровне, то, что вытекает естественным образом из самого учебного процесса.

В ходе проведения занятий в этом направлении возникают основные задачи :

-обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период  обучения в школе;

-сохранение работоспособности на уроках;

-формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

-формирование комфортного эмоционального состояния ученика(-ов) на уроке;

Факторов достаточно много и педагогам необходимо корректировать свою деятельность

Не все, но несколько факторов, влияющих на здоровье ученика и, наверное, не зависят от конкретного предметника, приходится принимать как есть:

- расписание— 1 и вторая смены;

-начало или конец дневного или недельного  учебного времени;

- наличие и использование смартфонов и, как следствие, гиподинамия;

-повышенная дневная и ежедневная нагрузка на ученика и не только учебная;

- страх  получить плохую оценку или замечание  (свой – не подготовился как надо или не свой – строгий учитель или сложный предмет)

-эмоциональное состояние учителя сегодня и сейчас.

История--предмет со специфической формой работы на уроке, в принципе как и любой другой предмет.

Что же мы, историки, можем использовать  и предложить в этом направлении. Несколько мыслей из практики.

Рекомендуются:

 -живой, динамичный насыщенный   урок истории, в которой эмоциональный учитель, немного артист, вызывает эмоциональные переливы у учащихся ;

-Разные виды деятельности, умственной и физической активности;

-игровые технологии.

Важно  учителю  создавать ситуацию максимального возможного комфорта и возможно индивидуализированного, дифференцированного, при котором даже слабоуспевающий или неподготовленный  ученик уйдет с урока с надеждой. Конечно,  с продолжением индивидуальной темы.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность, лучше, если к этой оценке он придет сам.

Постоянная, напоминаемая в вежливой форме ученику, самокритика  укрепляет его уверенность в собственных возможностях.…

Создавать и планировать можно даже не специальные физкультминутки на уроке истории, а физкультминутки, «встроенные» в тело урока, т.е.  физкультминутку  использовать как часть урока.

Как практически реализовать все эти идеи?

5 -6 кл.   В силу особенностей возраста ученики живые, подвижные, эмоционально-открытые, и задача учителя в направлении здоровьесберегающих технологий может заключаться  в том, что порывы учеников разумно контролируются и направляются.

Например, групповая работа – это тоже носитель здоровьесбережения.  Обратим внимание, что поведение ребят в это время напоминает поведение и общение на перемене. Они активны, открыты, разговорчивы.

Игровые технологии  и командные мини-конкурсы добавляют физическую и эмоциональную активность.  Они вводятся активно с 5  класса  и из простых вырастают до серьезных  игровых ролей и конкурсов в  более старшем возрасте.

Физическая активность  и физиологическая потребность в этом, с одной стороны, эмоционально и физически раскрепощают ребят, с другой, энергия направляется в нужное обучающее русло.

Постоянная работа с картой дает возможность  и смены деятельности, и двигательную активность:

- задание «покажите руками стороны света» -- небольшое упражнение для 5 класса, при котором  ученики активно двигают руками,   напоминая себе и запоминая направления сторон света;

-в этом же ключе используются задания «в каком направлении от объекта 1 находится объект 2?»;

- «поставьте  поочередно  пальцы на указанные географические точки в контурной карте (заодно проверяется, кто из учеников работал  с соответствующей темой карты)

Эти же упражнения делаем на уроках в начале 6 класса, вспоминаем карту и, как показывает практика, необходимость в этом есть.

Через движения можно показывать различные виды деятельности -- сбор урожая, обработку земли мотыгой, работа кузнеца, а многие  современные дети уже не знают, как это выглядит, а также действия – метание копья, стрельба из лука и т.п.

В младших классах  используются перемещения в классе  по принципу «парта-доска»( какая команда быстрее напишет новые слова на доске)

Игра –опросник (для небольшого класса):

Два капитана «набирают» себе команды из учеников, отвечающих на  короткие вопросы самих капитанов по теме урока, затем   команды выполняют задание учителя.

 Кроме запланированных могут быть импровизации и экспромты.

 Два ученика  дали два варианта ответа. Учитель говорит: «Кто считает, что первый ответ правильный, похлопайте...   А теперь похлопайте те кто  считает правильным второй ответ.

Прием выдержал длительную практику, он держит учащихся в тонусе,  в содержании урока.

 Для  7-8 классов технологии немного изменяются.  Простые формы уступают место  более сложным. Больше групповой самостоятельной работы.

Необходимо  построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

 Конкурсно-аналитическая, конкурсно–групповая и, по возможности,  физически насыщенная по форме работа над разными темами.  Например,  используются игровые карточки для вывешивания  на доске, игровые листы с командным представлением итога совместной работы,  , работа в группах, когда обучающиеся двигаются по классу во время занятия.

Конечно, важную роль играет создание комфортной эмоционально-психологической обстановки в ходе урока, корректное распределение этапов урока, чередование разных видов деятельности и разумное ограничение использования,  соответствующее требованиям, ИКТ.

И последним довеском к аккорду приемов  учителя может стать активная пропаганда здорового поведения,  настойчивая рекомендация оставить  свои электронные гаджеты в классе и отправиться на перемену для активного и полноценного отдыха. Ведь зачастую ученики сидят на перемене, как на уроке .

Таким образом, приходим к выводу, что только при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке истории"

Комплекс упражнений для здоровьясбережения, разработанный для выполненияи во время урока, в частности, истории....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Технологии критического мышления на уроках истории в среднем звене.

Технология  развития критического мышления получила развитие  в системе образования в России с 1997 года. Авторы-американские ученые Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.Цель технологии -развитие и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...