Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена
статья по истории
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории учащихся среднего звена.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 лет этой средой являются учреждения системы образования.
Исследования физического и психического здоровья позволяют охарактеризовать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
По мнению ученых здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2.рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. ( Обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, количество видов преподавания, наличие и место методов, способствующих активизации, место и длительность применения ТСО, поза учащегося, чередование позы, наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления, наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, психологический климат на уроке, эмоциональные разрядки на уроке, момент наступления утомления и снижения учебной активности, темп окончания урока)
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. (Правильная организация урока, использование всех каналов восприятия, учет зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности, уместное и правильное применение физкультпауз.)
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
(Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.)
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на идеях Л. С. Выготского о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.
Технология психологического сопровождения. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.
Мои размышления опираются на практическую деятельность и затрагивают некоторые размышления по поводу нашей темы. Источники Института возрастной физиологии РАО дают данные о том, что школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Как оптимальные, мне кажутся наиболее интересными здоровьеформирующие образовательные технологии, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, хотя бы даже неосознанно, на подсознательном уровне, то, что вытекает естественным образом из самого учебного процесса.
В ходе проведения занятий в этом направлении возникают основные задачи :
-обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
-сохранение работоспособности на уроках;
-формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
-формирование комфортного эмоционального состояния ученика(-ов) на уроке;
Факторов достаточно много и педагогам необходимо корректировать свою деятельность
Не все, но несколько факторов, влияющих на здоровье ученика и, наверное, не зависят от конкретного предметника, приходится принимать как есть:
- расписание— 1 и вторая смены;
-начало или конец дневного или недельного учебного времени;
- наличие и использование смартфонов и, как следствие, гиподинамия;
-повышенная дневная и ежедневная нагрузка на ученика и не только учебная;
- страх получить плохую оценку или замечание (свой – не подготовился как надо или не свой – строгий учитель или сложный предмет)
-эмоциональное состояние учителя сегодня и сейчас.
История--предмет со специфической формой работы на уроке, в принципе как и любой другой предмет.
Что же мы, историки, можем использовать и предложить в этом направлении. Несколько мыслей из практики.
Рекомендуются:
-живой, динамичный насыщенный урок истории, в которой эмоциональный учитель, немного артист, вызывает эмоциональные переливы у учащихся ;
-Разные виды деятельности, умственной и физической активности;
-игровые технологии.
Важно учителю создавать ситуацию максимального возможного комфорта и возможно индивидуализированного, дифференцированного, при котором даже слабоуспевающий или неподготовленный ученик уйдет с урока с надеждой. Конечно, с продолжением индивидуальной темы.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность, лучше, если к этой оценке он придет сам.
Постоянная, напоминаемая в вежливой форме ученику, самокритика укрепляет его уверенность в собственных возможностях.…
Создавать и планировать можно даже не специальные физкультминутки на уроке истории, а физкультминутки, «встроенные» в тело урока, т.е. физкультминутку использовать как часть урока.
Как практически реализовать все эти идеи?
5 -6 кл. В силу особенностей возраста ученики живые, подвижные, эмоционально-открытые, и задача учителя в направлении здоровьесберегающих технологий может заключаться в том, что порывы учеников разумно контролируются и направляются.
Например, групповая работа – это тоже носитель здоровьесбережения. Обратим внимание, что поведение ребят в это время напоминает поведение и общение на перемене. Они активны, открыты, разговорчивы.
Игровые технологии и командные мини-конкурсы добавляют физическую и эмоциональную активность. Они вводятся активно с 5 класса и из простых вырастают до серьезных игровых ролей и конкурсов в более старшем возрасте.
Физическая активность и физиологическая потребность в этом, с одной стороны, эмоционально и физически раскрепощают ребят, с другой, энергия направляется в нужное обучающее русло.
Постоянная работа с картой дает возможность и смены деятельности, и двигательную активность:
- задание «покажите руками стороны света» -- небольшое упражнение для 5 класса, при котором ученики активно двигают руками, напоминая себе и запоминая направления сторон света;
-в этом же ключе используются задания «в каком направлении от объекта 1 находится объект 2?»;
- «поставьте поочередно пальцы на указанные географические точки в контурной карте (заодно проверяется, кто из учеников работал с соответствующей темой карты)
Эти же упражнения делаем на уроках в начале 6 класса, вспоминаем карту и, как показывает практика, необходимость в этом есть.
Через движения можно показывать различные виды деятельности -- сбор урожая, обработку земли мотыгой, работа кузнеца, а многие современные дети уже не знают, как это выглядит, а также действия – метание копья, стрельба из лука и т.п.
В младших классах используются перемещения в классе по принципу «парта-доска»( какая команда быстрее напишет новые слова на доске)
Игра –опросник (для небольшого класса):
Два капитана «набирают» себе команды из учеников, отвечающих на короткие вопросы самих капитанов по теме урока, затем команды выполняют задание учителя.
Кроме запланированных могут быть импровизации и экспромты.
Два ученика дали два варианта ответа. Учитель говорит: «Кто считает, что первый ответ правильный, похлопайте... А теперь похлопайте те кто считает правильным второй ответ.
Прием выдержал длительную практику, он держит учащихся в тонусе, в содержании урока.
Для 7-8 классов технологии немного изменяются. Простые формы уступают место более сложным. Больше групповой самостоятельной работы.
Необходимо построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
Конкурсно-аналитическая, конкурсно–групповая и, по возможности, физически насыщенная по форме работа над разными темами. Например, используются игровые карточки для вывешивания на доске, игровые листы с командным представлением итога совместной работы, , работа в группах, когда обучающиеся двигаются по классу во время занятия.
Конечно, важную роль играет создание комфортной эмоционально-психологической обстановки в ходе урока, корректное распределение этапов урока, чередование разных видов деятельности и разумное ограничение использования, соответствующее требованиям, ИКТ.
И последним довеском к аккорду приемов учителя может стать активная пропаганда здорового поведения, настойчивая рекомендация оставить свои электронные гаджеты в классе и отправиться на перемену для активного и полноценного отдыха. Ведь зачастую ученики сидят на перемене, как на уроке .
Таким образом, приходим к выводу, что только при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
"Здоровьесберегающие технологии на уроке истории"
Комплекс упражнений для здоровьясбережения, разработанный для выполненияи во время урока, в частности, истории....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....
Технологии критического мышления на уроках истории в среднем звене.
Технология развития критического мышления получила развитие в системе образования в России с 1997 года. Авторы-американские ученые Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.Цель технологии -развитие и...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...