"Здоровьесберегающие технологии на уроке истории"
методическая разработка по истории по теме

Комплекс упражнений для здоровьясбережения, разработанный для выполненияи во время урока, в частности, истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc60.11 КБ

Предварительный просмотр:

                        ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

                               НА УРОКЕ ИСТОРИИ.

Здоровье – отсутствие болезни. Здоровье имеет три составляющих:

- психическое

- физическое

- социальное.

Факторы, формирующие здоровье:

  1. Образ жизни – 50%
  2. Внешняя среда – 20%
  3. Биологические факторы – 20%
  4. Организация медпомощи – 10%.

        

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это физкультура, спорт, физминутки, физические переменки. УЧИТЕЛЬ должен учить:

  1. Правильно сидеть, стоять, ходить.
  2. Работать при правильной освещенности, беречь зрение.
  3. Корректировать нагрузку на зрение, слух.
  4. Выполнять физминутки во время учебного процесса, гимнастику для глаз, рук, спины.
  5. Проводить влажную уборку, проветривание классного помещения.
  6. Следить за динамичностью позы – смены положения тела во время урока.

ПСИХИЧЕСКОЕ  И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ –

Учитель должен оказывать помощь ребенку в психологических и социальных трудностях. Ребенка нужно уметь выслушать, понять, принять таким, какой он есть без условий, включать его в разнообразную деятельность, учить следовать нормам человеческого общежития, милосердия, прививать полезные привычки.

На уроке истории можно использовать :

  1. Общеоздоровительные физкультминутки
  2. Гимнастику для глаз.
  3. Элементы дыхательной гимнастики.
  4. Кинезиологическую гимнастику-

Упражнения на  гармоничную работу мозга.

  1. Упражнения психологические на снятие напряжения.

ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Обычные физкультминутки на уроке истории можно сделать тематическими, например:

- учитель называет термины и просит детей –

-встать-сесть ( встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира., и т.д.)

- поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли, и т.д.)

- шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.)

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Цель – развитие межполушарной специализации.

-развитие межполушарного взаимодействия,

- синхронизация работы полушарий,

- развитие мелкой моторики,

- развитие памяти, мышления.

Комплекс упражнений:

1.КОЛЕЧКО:

 поочередно и как можно быстрее перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом и обратном порядке ( мизинец – большой палец), можно выполнять каждой рукой, можно одновременно.

2. КУЛАК, РЕБРО, ЛАДОНЬ:

Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости,- сжатая в кулак,- ладонь ребром на плоскости – ладонь на плоскости. Выполнять поочередно и одновременно двумя руками по 8 – 10 раз.

3. ЛЕЗГИНКА:

Левую руку сложить в кулак, большой палец в сторону, кулак развернуть пальцем к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой , после этого сменить положение рук. Повторить 6-8 раз.

  1. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ:

Положить на стол чистый лист бумаги, взять в обе руки по карандашу, начать рисовать одновременно двумя руками. При этом упражнении расслабляются глаза и руки.

  1. УХО-НОС:

Левой рукой взять за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, одновременно отпустить и хлопнуть в ладоши поменять положение рук с точностью наоборот.

  1. МАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН:

Помассировать ушные раковины.

  1. Перекрестные движения:

Выполнять перекрестные движения одновременно правой рукой  и левой ногой ( вперед, в сторону, назад), затем поменять руку и ногу.

  1. КАЧАНИЕ ГОЛОВОЙ:

Дышать глубоко. Отпустить голову вперед, закрыть глаза, медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

  1. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ 8 –КА

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости 8-ку 3 раза сначала каждой рукой по очереди, потом одновременно.

  1. СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ:

Рисовать руками в воздухе симметричные рисунки.

  1. МЕДВЕЖЬИ ПОКАЧИВАНИЯ:

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

  1. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ:

Предварительно нарисовать на карточке две пересекающиеся линии в виде Х . Зафиксировать взгляд на этом пересечении, выполняя упражнение: стоя поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью левой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой  ногой и левой рукой. Когда рука касается ноги, а взгляд сконцентрирован на Хх,  пересекаются полушария мозга, упражнение помогает полушариям работать согласованно.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Снимает усталость и напряжение с глаз, корректирует зрение.

  1. Упражнение «ФИЛИН».

Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3-4 секунды. Широко  открыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 секунд.

  1. Упражнение «Рисование носом».

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать «носом» выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

  1. Упражнение «Бег глазами».

На кончик указки прикрепить искусственную бабочку или листок и отправиться с ней в путешествие. Дети должны глазами следить за траекторией движения.

  1. Упражнение « У меня на носу»

Посмотреть на кончик носа, перевести глаз

 на заданный объект( в разных углах доски,

можно карты или картины) со словами « у меня на носу»

ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ:

1.

Произносить скороговорки, переводя дыхание  

     - после каждой строчки

    - через строчку

    - произнести на одном дыхании.

2. выполнить шумный вдох носом, на выдохе через рот проговорить буквы «!        БР-ФР.

3. Шумные вдохи и выдохи «грудная клетка – живот»

4. Динамическая – руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.

                  ГИМНАСТИКА ДЛЯ  РУК ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА:

  1. Максимальным усилием в течение 3 секунд пытаться раздвинуть в стороны выпрямленные пальцы рук , повторить 3 раза.

  1. Напрячь пальцы рук и попытаться соединить их вместе, максимально напрягая пальцы.

  1. И.п. – пальцы в полусогнутом состоянии, напрягая мышцы пальцев пытаться их выпрямить, повторить 3 раза.

  1. И.п. – пальцы полусогнутые, напрягая мышцы пальцев попытаться их сжать, повторить 3 раза.

  1. И.п. –ладони перед собой, напротив друг друга. Наложить концы пальцев левой руки на концы пальцев правой руки, ладони держать отдельно. С максимальным усилием сдавливать их 3 сек. , повторить 3 раза.

  1. И.п. – сцепить мизинцы между собой « крючком». С максимальным усилием, в течение 3 сек. Тянуть пальцы в разные стороны, пытаясь их разорвать, проделать такое упражнение для остальных пальцев.

  1. Отгибать до упора каждый палец противоположной руки до максимального угла. Повторить по 3 раза.

  1. Максимальным усилием по очереди сдавливать конец большого пальца с указательным. Повторить 3 раза для каждого пальца.

  1. Растереть друг о друга ладони догоряча левой ладонью выполнять одно растирающее движение по внешней стороне правой кисти. Затем ладонью правой руки делается одно растирание внешней стороны левой кисти. Всего делается 10 растирающих движений каждой руки.

УПРАЖНЕНИЯ ПСИХОЛОГЧЕСКИЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ:

  1. Сжать кулак, подержать мышцы в напряжении 5 сек.

  1. Усиление руки в паре ( сжимание рук своих и с соседом)

  1. Слушание с проговариванием.

  1. Написать все плохое на лист и разорвать его .

  1. Паровозик ( по очереди написать свои эмоции, зачитать, предложить выход)

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания

Здоровьесберегающие технологиина уроках истории и обществознания...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....