Игровые формы познавательной деятельности на уроках истории
статья по истории
Роль игр в познавательной деятельности на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._igrovye_formy_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_istorii._ahpasheva_a.m.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а напротив — приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в XX, и в XXI в. этот вопрос был и остается актуальным и для педагогов, и для учащихся (особенно на уроках истории и обществознания).
Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности. На мой взгляд, познавательная активность имеет двойную нагрузку: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует «зону ближайшего развития», т.е. область дальнейшего совершенствования.
Одной из форм активизации познавательной деятельности является игра (ученики ее очень любят) — способ познания мира, своего места в нем.
В.А.Сухомлинский говорил:
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому она так необходима для развития личности.
Игра для школьника — это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен и дат, географических названий, с которыми связаны исторические события.
Игра развивает способности учащихся к осмыслению событий, готовит к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучает содержательному и эффективному взаимодействию.
Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.
Конкурс «Исторические миниатюры»
Проводится среди учащихся 5-9 классов. Накануне проходит жеребьевка — каждому классу достается какое-то крылатое выражение. Например:
- Ящик Пандоры
- Соломоново решение
- Яблоко раздора
- Перейти Рубикон
- Разрубить гордиев узел
- Хлеба и зрелищ
- Дамоклов меч
- Ахиллесова пята
- Бочка Диогена
- Авгиевы конюшни
И. Нить Ариадны
- Дары данайцев
- Как гуси Рим спасли
- Пиррова победа
- Горе побежденным
Каждое из этих выражений учащиеся должны обыграть, используя музыку, костюмы, декорации. Но самое главное — раскрыть его смысл.
Кабинет, где проходит конкурс, украшается портретами выдающихся исторических деятелей, плакатами с афоризмами, избирается жюри, разрабатываются критерии оценки конкурса, определяется высший балл (10) — за оригинальность, раскрытие темы, знание исторического материала, костюмы, музыку.
Пока жюри подводит итоги конкурса, с классом можно также провести небольшую игру, например «Топай — хлопай». Суть ее в следующем: если учащиеся согласны с предлагаемым им утверждением, они дружно хлопают, а если нет — топают.
Утверждения
Клио — богиня истории.
Родина демократии — Китай.
Бумагу изобрели в Египте.
Конфуций — древнеегипетский мудрец.
Турнир — военное состязание рыцарей.
Аттила — «бич божий».
Законы царя Хаммурапи были написаны на свитках папируса.
Пирамида — дворец фараона.
Вассал — военный слуга феодала.
Устав — главная церковь в средневековом городе.
Аббат — начальник монастыря.
Иерусалим — главный город мусульман.
Ратуша — здание городского совета в Западной Европе.
Игра «Рыбак и рыбка»
Следующая не менее интересная игра — «Рыбак и рыбка». Она проводится среди учащихся 5-8 классов. Правила игры таковы: из картона заранее вырезают крупные контуры рыб (к ним прикрепляют металлические скрепки), на них пишут задания. На полу очерчивают мелом границы водоема и раскладывают «рыбки». «Удочкой» служит деревянная палочка, к которой прикреплен магнит. (Можно сделать два водоема с «рыбками» и провести конкурс на время — кто быстрее и больше поймает «рыбок» и выполнит заданий.)
В команде должно быть не менее пяти игроков. Пока «рыбак» вылавливает «рыбки», остальные игроки выполняют задания. Задания могут быть по теме «Древняя Греция. Религия древних греков». Например, назвать:
- Остров, посвященный богу Солнца Гелиосу. По преданиям греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что при дележе власти олимпийские боги ему ничего не дали. (Родос.)
- Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. (Орфей.)
- Могучая дочь Океана, река забвения в подземном царстве, отведав воду которой души умерших забывают о земной жизни. (Лета.)
- Прекраснейшая из богинь, воплощение идеала женской красоты. (Афродита.)
- Сын Зевса и Латоны, бог света, пения и игры на цитре, предводитель муз. (Аполлон.)
- Неутомимая богиня охоты, покровительница животных, особенно новорожденных. (Артемида.)
- Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие. (Амброзия.)
Сестра бога Солнца Гелиоса и богини Луны Селены, она олицетворяла собой нежный розовый утренний свет, рассеивающий ночные сумерки. (Аврора.)
- Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса небесный свод. (Атлант.)
- Смертный юноша удивительной красоты. которого страстно полюбила Афродита „ проводила с ним время. Из его крови она вырастила цветок — воплощение нежной страсти. Зевс разрешил тени юноши весной покидать на полгода царство Аида. (Адонис.)
Конкурс архивариусов
Эта игра проходит среди учащихся 8_11 классов. Условия конкурса просты: набирается команда знатоков истории. Ребята получают документы или фрагменты документов, по которым они должны определить:
- предполагаемого автора;
- название документа;
- историческую эпоху или события, о которых идет речь;
- основную идею этого документа. Больше всего баллов получает тот
ученик (или команда), который точно выполнит все задания. Конкурс оценивает жюри. Можно предложить следующие документы:
1. «Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно... А потому правительство должно в виде временной меры, впредь до решения народного собрания, допустить: 1) полную свободу печати,
2) полную свободу слова, 3) полную свободу сходок, 4) свободу избирательных программ.
Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного, мирного развития. Заявляем торжественно перед лицом всей страны и мира, что наша партия, со своей стороны, безусловно, подчинится решению народного собрания... и не позволит себе никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием.
Итак, Ваше Высочество, решайте. Перед Вами два пути. От вас зависит выбор...» (из письма Исполнительного комитета «Народной воли» Александру III, 10марта 1881 г.).
2. «Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии грена леры спустились с факелами п подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших...
До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Сгорело 6000 лавок малых и больших, между последними некоторые магазины громадной цены. Так как никто не ожидал, что город будет предан пламени, то можно только представить себе, сколько богатства погибло* (из воспоминаний современника о бесчинствах французов в 1812 г. в Москве).
- «Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться — и давать ход интриге...» (из дневника А.С. Пушкина, 10 мая 1834г.).
- «Он стремился на почве зашиты экономических нужд рабочей массы создать легальное движение, которое имело бы на своей стороне в качестве отца и друга — существующее правительство... Он не останавливался даже перед возможностью отдельных конфликтов рабочих с предпринимателями, при которых правительство становилось на сторону рабочих. Его умственному взору рисовалась перспектива «социальной монархии», единения царя с рабочим народом, при котором революционная пропаганда теряла перед собой всякую почву» (из воспоминаний А. В. Герасимова (жандармского генерала) о С.В.Зубатове).
- «Старый режим рухнул по всей России, и мало кто сожалеет о нем. Вся страна рада этому. Царь отрекся сам и за своего сына. Великий князь Михаил отказался от трона. Избрали Временное правительство, и его манифест стал одним из самых либеральных и демократических документов, когда-либо издававшихся. Все царские служащие от министра до полицейского смещены и заменены людьми, преданными республике...» (Питирим Сорокин о февральских событиях 1917г.).
«Советская Россия вела с нами войну под лозунгом навязывания нам, полякам, своего, т.е. советского строя, и такую цель она назвала «революцией извне»... Я хорошо видел, что подавляющее большинство населения относилось к советам и их господству с глубоким недоверием, а часто и с явной неприязнью, видя в них — обоснованно или необоснованно... разгул невыносимого террора. Поэтому в течение всей войны я не чувствовал беспокойства за свой тыл. что там может вспыхнуть какое-то восстание» (Ю.Птсудский. «Война 1920г.»).
- «Из многих городов к нам в Москву власти и всяких чинов люди для... великого земского дела совету съехались. Ожидаем мы выборных людей и вас...
И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину — пять человек. Из посадских и уездных людей — двадцать человек. Из стрельцов — пять человек... Дав им от себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами вместо всех вас советоваться, и говорить и выбор царя постановить...
А если выборных людей к Москве к Крещению не вышлите, нам всем мнится, что вам Московское государство и государь на Московском государстве не надобен» (из грамоты «Совета всей земли» на Двину о созыве Земского собора).
- «...Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономаха. Самодержавие составляет главное условие политического существования России... Наряду с этими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность...» (из доклада С.С.Ува- рова Николаю I).
- «...И был между ними бой, и тот час сбежались люди, и началось смятение, и ударили в колокола, и стали вечем, и весь народ тот час собрался, и бросили клич тверичи, и начали избивать татар, где кого найдут, даже самого Шевкала убили и всех подряд...» (из Тверской летописи 1327г.).
Конкурс «Историческая мозаика»
Проводится среди учащихся 6-9 классов. Заранее подбираются высказывания исторических деятелей, каждое из которых записывается по частям на нескольких карточках. Задача игроков: воссоединить части высказывания, определить автора, историческую эпоху (карточек должно быть около 30). Побеждает игрок (команда), набравший больше всего правильных карточек и, таким образом, составивший больше всего исторических мозаик.
Высказывания
«Сабля и религия — неразлучны» (султан Мехмед II).
«Дворяне — главный нерв государства* (кардинал Ришыье).
«Кто не умеет притворяться — тот нс умеет царствовать* (Людовик XI).
«На этом я стою и не могу иначе* (Я. Гус на Констанцском соборе).
«Каждый воин должен понимать свой маневр» (А.В.Суворов. «Наука побеждать»).
«Ни одна собака не тявкнула в сторону парламента» (О. Кромвель).
«После нас — хоть потоп* (Людовик XV). «Общество без религии подобно кораблю без компаса» (Наполеон Бонапарт).
«Независимость — это единственное благо, которого мы достигли* (Симон Боливар).
«Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать» (Вильгельм Г).
Можно провести игру на уроке повторения темы
«Россия в XVII в.»
Урок в 10 классе по повторению изученной темы проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Класс делится на несколько команд. В центре кабинета на столе размещаются пакеты с заданиями и волчок с прикрепленной к нему стрелкой. Согласно жеребьевке команда занимает места за столом и отвечает на вопросы, выпавшие ей по стрелке. Если команда не смогла дать правильный ответ, ее место за игровым столом занимает другая команда.
Задание 1. Где богатые люди хранили носовой платок, если карманов в одежде XVII в. не было? (Выходит учащийся в костюме дьяка, снимает шапку, вынимает платок и утирается им.)
Задание 2. На подносе выносят лимон и огурец. Приведите пословицу, в которой упоминаются эти дары природы. («Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы».)
Задание 3. «Узнай дату».
Дворец без казны оставаться не мог.
Тогда-то на соль наложили налог:
по 20 копеек с пуда.
И тут прокатилась зловещей волной Народная ненависть грозно.
Тогда отменили налог соляной,
Но это было поздно.
(Соляной бунт, 1648 г.)
Задание 4. «Узнай дату».
Если когда-либо в Кремль попадешь
Да по дворцу по Большому пройдешь,
Ты на решетку взглянуть не забудь
Медную, странную, с лицами чудищ.
Эта решетка как память важна —
Медного бунта свидетель она.
(1662 г.)
Задание 5. «Что в черном ящике?» Известный авантюрист Казанова, объехавший весь мир, писал о русских: "Есть у них восхитительный напиток, название которого я позабыл. Но он намного превосходит константинопольский шербет. Слугам, несмотря на их многочисленность, отнюдь не дают пить воду, но этот легкий, приятный на вкус и питательный напиток, который к тому же весьма дешев, так как за 1 рубль его дают большую бочку».
Как называется этот напиток? (Выносится черный ящик, в нем деревянный сосуд с квасом.)
Задание 6. В октябре 1685 г. в Заиконоспасском монастыре открылась академия, дававшая как духовное, так и светское образование. Ученики Симеона Полоцкого настаивали на том, чтобы преподавание в ней велось на латинском языке, но значительная часть монашества предпочитала греческий.
Как называлась эта академия? (Славяно-греко-латинская.)
Задание 7. Воин Афанасьевич Ордин-Нащокин, сын видного дипломата и государственного деятеля, совершил тяжкое преступление — бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы. Отец беглеца ожидал опалы и даже казни, но царь Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, в котором выражал надежду, что беглец вернется. Как ни странно, царь оказался прав. Воин Афанасьевич вернулся и был прощен. Эти события легли в основу комедии.
Как называлась эта комедия, когда и кем была написана? (Комедия «О блудном сыне», написана Симеоном Полоцким в 1660 г.)
Задание 8. Уже в конце рассматриваемого нами столетия русские художни
ки начинают создавать произведения парсунной живописи. Рассмотрите имеющиеся у вас репродукции. Определите, где икона, а где парсуна.
Задание 9. «Укажите лишнее».
Дьяк: После праведных трудов обязательно «обед со товарищи». Посмотрим, чем Авдотья Ивановна нас попотчует.
Девочка вносит поднос, на нем — молоко, мед, сахар, хлеб, пряники, картофель, семечки, маринованные грибы, помидоры.
Чего не могло быть на столе в XVII в.? (Сахара, картофеля, семечек, маринованных грибов, помидоров.)
Задание 10. «Что не так?»
Дьяк: Авдотья! Мыться! (Авдотья вносит тазик с водой, кружку, кусок мыла, зубной порошок, зубную щетку, полотенце. Дьяк умывается, чистит зубы.) Авдотья! Одеколон, пудру!
Что не так в этой сценке? (В XVII в. в России мыло было только жидкое. Зубная паста появилась два столетия спустя, зубы чистили тряпочкой и мелом. Одеколон был изобретен в XVIII в. Пудра была известна у нас как «испанская бумага» с XVI в.)
Задание 11. «Что не так?»
Дьяк: Служилый человек должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно маятнику в часах. В трудах праведных живем. (Раскладывает на столе бумаги, надевает очки.) Однако, когда к ракетному заведению приписали, ни сна тебе, ни отдыха. Пороха на эти ракеты немыслимо уходит, материалу всякого и денег без счета. А ведь за все отчитываться надо... Авдотья! Неси машинку заграничную! (Девица вносит ящичек- арифмометр). Ишь, чего удумали иноземцы... Машина самосчетная. (Крутит ручку.) Ну-ка, расход прикинем... Ох, батюшки! Разорила на ракетах машинка заграничная. (Откладывает арифмометр в сторону.) На счетах-то оно, может, дешевле выйдет. (Достает счеты, считает, берет карандаш, записывает.) Убытки, убытки! Ну да ладно, пора на службу. Раньше придешь — выгонят, опоздаешь — высекут. Авдотья! Шубу!
Что не так в этой сценке? (Ракета — старинное оружие, в 1680 г. в Москве было открыто ракетное заведение. Карандашом дьяк пользоваться не мог, он был изобретен во Франции в 1790 г. Арифмометр сконструировал Б.Паскаль в 1641-1642 гг. Счеты, часы с маятником появились в России в XVII в., очки — в XVI в.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"
Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...
Активные формы познавательной деятельности на уроках математики
Это творческий отчёт по теме самообразования,который я выполнила к прошлой аттестации в 2008г. Муниципальное общеобразовательное учреждение«Деревянкская средняя общеобразовательная школа №5...
Развитие мотивации познавательной деятельности на уроках истории.
В данном материале раскрываются способы повышения мотивации к изучению предмета истории....
Учебно-методическое пособие: Организация познавательной деятельности на уроках истории
Однин из способов сделать урок увлекательным и запоминающимся - это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, поэто...
Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...
Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."
Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....
Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»
Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....