Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг.
презентация к уроку по истории (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_aleksandra_i_v_1801_-_1806_gg.pptx | 829.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: 1 . Император Александр I . 2. Негласный комитет. 3. Начало преобразований.
Император Александр I «Привести народ от деспотического государства к государству, наслаждающемуся свободной Конституцией», – говорил Александр I . Императору принадлежало много других высказываний, суть которых выражалась в том, что он хотел сделать Российскую империю вольным, свободным от крепостного права, социально-экономически и политически развитым, республиканским государством.
Эпоха Александра I – один из самых знаменитых периодов российской истории, связанный с А.С. Пушкиным, Отечественной войной 1812 г. и другими примечательными событиями. Но, по сути, здесь есть над чем подумать. В это время возникали вопросы: имеет ли смысл проводить реформы; если да, то каким образом – быстро или постепенно и осторожно? Эти вопросы должен был решать молодой император Александр I.
Судьба будущего императора сложилась непросто. С детства он вынужден был лавировать между своей бабушкой Екатериной II и отцом Павлом I. Очевидно, Александр сильнее любил отца, но большую часть времени должен был проводить с бабушкой. Отсюда, с одной стороны, развилось его лицемерие, которое отмечали многие приближенные императора. С другой стороны, он получил прекрасное образование и воспитание: Александр был предан идее Просвещения, его учили умные и благородные учителя. Екатерина II – бабушка Александра I
Император Александр I отец - Павел мать - Мария Фёдоровна В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император — сын Павла I Александр I. Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины II .
Фредерик Сезар Лагарп , воспитатель Александра I Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп , приверженец идей либерализма. Он пытался внести эти идеи в сознание Александра.
В то же время правитель Российской империи перенес в молодости страшную психологическую травму: он знал о заговоре против своего отца Павла I и заговорщики получили косвенное разрешение Александра на государственный переворот. Александр убеждал себя, что переворот пройдет бескровно и его отец останется жив. Кроме того, он приводил себе в пример, что английский король Георг III не мог управлять государством и им управлял его сын, регент отца. Но когда убили Павла I, Александр понял, что его вина в этом тоже есть. Это мучало его до конца жизни.
В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства Александр в возрасте 24 лет стал российским императором. В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».
После того как император взошел на российский престол, он взял себя в руки после убийства своего отца и пообещал себе, что будет править как можно лучше и справедливее и приведет Россию к свободе, благоденствию и процветанию. Очень многие люди в это поверили, и Александра очень полюбили в начале его правления.
1801 год В первые же дни своего царствования Александр I показал, что будет править либеральнее своего отца и больше защищать свободы российских граждан. Первые приказы Александра I были следующими: Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления: Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. Разрешение свободного выезда за границу. Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы. Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.
Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.
Негласный комитет Александр I создал новые государственные органы, которые, по его задумке, должны были подготавливать и осуществлять новые реформы и управлять страной. Император создал 5 апреля 1801 г. Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи. Кроме того, император создал тайный неофициальный совещательный орган – Негласный комитет (рис. 4) (июнь 1801 – сентябрь 1803 гг.). В него входили молодые друзья Александра: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Негласный комитет занимался проектированием реформ для России и, хотя и создавался тайно, все про него знали. Все придворные, которые хотели заслужить симпатию царя, подавали в этот комитет проекты реформ.
Негласный комитет Для осуществления этих реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками- реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился
Непременный совет В апреле 1801 г. был создан Непременный совет – высший постоянный совещательный орган Российской империи. Он состоял из 12 представителей титулованной знати. Совет участвовал в обсуждении государственных дел, мог опротестовывать действия и указы императора.
1802 год В сентябре 1802 г. преобразованный Сенат стал высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Согласно принципу единоначалия (состоял в том, что все полномочия в государственных учреждениях находились в руках одного лица , отчитывающегося только вышестоящему начальству или императору) вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств : Министерство иностранных дел, Военных сухопутных дел, Военных морских дел, Финансов, Коммерции, Юстиции, Внутренних дел, Народного просвещения . Эта мера укрепила центральное управление. Все дела в министерствах решались единолично министром . Он отчитывался только императору. У каждого министра был заместитель – товарищ министра и собственная канцелярия .
Министерства подразделялись на департаменты , во главе с директорами. Департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений. Отделения – на столы во главе со столоначальниками. Министерская система Российской империи
В ходе министерской реформы был образован Комитет министров – высшее административное учреждение России. В его состав вошли все министры и их заместители . На заседаниях Комитета постоянно присутствовал император. Основной задачей этого учреждения было решение важных межведомственных вопросов государственного управления.
Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете отпала): Кочубей занял пост министра внутренних дел. Строганов стал заместителем министра внутренних дел. Новосильцев получил должность министра юстиции России. Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.
1803 год Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости .
Реформы в сфере народного образования 1802-1804 гг — Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений; приходские (при церкви) - 1 год, уездные училища (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, и университеты для дворян. — Открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819г. в университет. — 1804 г. — университетский устав, который закрепил автономии (самоуправления) университетов. — Учреждение Министерства народного просвещения. Создание привилегированных лицеев - Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811). — 1819 г. — Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры
Университетский устав 1804 года предоставлял университетам широкую автономию . В университетах вводилась выборность ректора и профессуры. Был собственный внутренний суд. Государственные чиновники не имели права вмешиваться в дела университетов. Университеты назначали учителей в гимназии и училища своего округа.
С другой стороны, здесь есть другой аспект реформы: создавая новые и реформируя старые учебные заведения, повышая качество образования, император считал, что все это поможет воспитать новое просвещенное, интеллектуальное поколение, на которое он сможет опереться. Но сложилось наоборот – многие, кто учился в данных учебных заведениях во время правления Александра I, в дальнейшем повернулись против него и упрекнули императора за то, что он не провел реформы в полную меру.
Крестьянский вопрос Александр 1 начал заниматься крестьянским вопросом всерьёз, хотя первые попытки начинал делать его отец Павел 1. — 1803г. - "Указ о вольных хлебопашцах" - освобождение крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком. — Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике: − 1816 - в Эстляндии (Эстония), − 1817 - в Курляндии (Латвия), − 1819 - в Лифляндии (Литва)
20 февраля 1803 г. был обнародован «Указ о вольных хлебопашцах». Согласно положениям указа, помещики, по обоюдной договорённости со своими крепостными, получали право отпускать последних на волю и наделять их землёй за выкуп или несение повинностей . Крестьяне, освобожденные по указу 1803 г., переходили в особую категорию «вольных хлебопашцев». Теперь они имели собственную землю и несли повинности только в пользу государства. Но при Александре I на свободу было отпущено только 47 тыс. крепостных. Это число составляло менее 0,5 процента от их общего количества. Тем не менее, в «указе о вольных хлебопашцах» впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп .
В 1804 – 1805 гг. было частично ограничено крепостное право в Прибалтике . К началу XIX в. положение прибалтийских крестьян значительно ухудшилось . Они находились под крепостным и национальным гнётом своих помещиков. Исторически сложилось, что в Прибалтийских губерниях Российской империи помещиками в основном были немецкие бароны , податным сословием – местное население – латыши , эстонцы . В условиях развития капитализма в Прибалтике, помещики непомерно увеличивали барщину и оброк своих крепостных . В итоге подобные действия привели к череде массовых выступлений крестьян, что в условиях войны с Францией заставило правительство России пересмотреть положения крестьян Прибалтики – важного приграничного региона страны.
В 1804 году появилось «Положение о лифляндских крестьянах» , действие которого вскоре распространилось и на иные прибалтийские земли. Его статьи предусматривали закрепление в пожизненное наследственное пользование за крестьянами-дворохозяевами (пользователями помещичьей земли) их участков, при этом крестьяне стали считаться прикрепленными к земле, а не к помещику. «Положение» давало право на выкуп своего участка в собственность. Помещикам запрещалась продажа крестьян без земли. Была введена строгая регламентация размеров барщины и оброка. Дворохозяева освобождались от рекрутской повинности, наказанию со стороны помещика могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Однако Положение совсем не касалось безземельных крестьян-батраков, положение которых не изменилось.
Государственное управление Российской империи к 1806 В ходе министерской реформы был образован Комитет министров – высшее административное учреждение России. В его состав вошли все министры и их заместители . На заседаниях Комитета постоянно присутствовал император. Основной задачей этого учреждения было решение важных межведомственных вопросов государственного управления. В ходе реформ Александра I изменилось положение Синода . Он по-прежнему оставался высшим органом управления Русской церковью , но полномочия обер-прокурора Синода ( гражданского чиновника ) были значительно расширены. Теперь он сам мог приглашать тех или иных сановников на заседания, фактически от его воли зависели решения Синода.
Таким образом , государственное управление Российской империи к 1806 г. имело следующий вид: Глава государства и абсолютный монарх – император . Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи. Сенат – высший судебный и контролирующий орган. Комитет министров – высшее административное учреждение страны. Синод – высший орган управления Русской церковью. Центральные органы отраслевого управления – министерства. Система государственного управления Российской империи к 1806 году
Таким образом , за 1801–1806 годы Александром I было реформировано государственное управление России ( учреждение Непременного совета, создание системы министерств, Комитета министров, изменение статуса иных государственных учреждений ). Сделаны попытки решить крестьянский вопрос («Указ о вольных хлебопашцах», ограничение крепостного права в Прибалтике). Были проведены реформы в системе образования (введение единой системы учреждений образования, развитие высшего образования страны).
Термины Негласный комитет – круг приближенных Александра I, помогавших ему разрабатывать и осуществлять первые либеральные реформа в начале правления императора. Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи в 1801-1810 гг. Вольные хлебопашцы – категория крестьян освобожденных от крепостной зависимости на основании указа Александра I от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» Государственный Совет – высший законосовещательный орган власти в Российской империи в 1810-1917 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».
Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...
. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"
Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы
План урока.Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже XVIII-XIX веков.Охарактеризовать личность императора Александра IРассмотреть результаты деятельности...
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Конспект Урока....