Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Цели урока:
- познавательные:
систематизировать и обобщить знания по теме «Павел I»сформировать представления о личности Александра I, о внутренней политике, о причинах назначения «Негласного комитета», о характере первых преобразований в стране.
- развивающие:
развивать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное; вырабатывать навыки у учащихся делать выводы, анализировать, обобщать, использовать информационные технологии при публичной защите своего проекта, формировать культуру делового общения у учащихся, развивать умения выступать с докладами.
- воспитательные:
воспитывать интерес к прошлому родной страны; способствовать расширению кругозора десятиклассников при изучении произведений великих мастеров XVIII века, формированию ценностного отношения к достижениям отечественной культуры.
Основные термины и понятия: Амнистия, либерализм, манифест, министерство, Негласный комитет, вольные хлебопашцы.
Форма урока: Урок - беседа
Оборудование урока: презентация «Александр I:Преобразования и реформы Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История Отечества
План урока:
1. Исторический фон развития русского общества на рубеже XVIII века- XIX вв. Противоречивая политика Павла I
2. « Первые шаги» Александра I
3. Представители Негласного комитета. Реформы высших органов власти;
4. Оценка началу деятельности царя (1801-1806)
Ход урока
Вводное слово учителя.
Сегодня мы постараемся определить тему нашего урока, прослушав отрывок из гениального произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Начало главы очень напоминает эпиграмму на первое лицо государства. О ком идет речь?
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Нетрудно было догадаться, что Пушкин так обозначил царя Александра I
Сегодня мы попробуем доказать или опровергнуть строки российского гения об исторической роли императора. Мы рассмотрим особенности внутренней политики Александра I в 1801 -1806 годах. Проанализируем реформы высших органов власти; народного просвещения; указы. Научимся давать оценку началу деятельности царя. Но прежде вспомним о бедном Павле и его матери. Небольшой тест:
- Годы правления Екатерины?
а) 1762 -1796 (у)
б) 1772-1796 (в) - Годы правления Павла I?
а) 1796 – 1800 (л)
б) 1796-1801 (б) - Почему Павел I ненавидел мать?
а) хотела на престол внука (и)
б) предала его (а) - Какова была власть императора в 1801 году?
А) Ограниченная (с)
б) неограниченная (т)
Теперь переверните карточки, по вашему мнению, с правильными ответами и составьте слово, которое является ответом на вопрос «Почему Павел правил всего четыре года?(убит)
Политика Павла I , за короткий период настроила все общество против императора. Отмена жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидация дворянских выборных органов, да еще и телесные наказания для элиты общества- эти указы решили участь Павла. Обратите внимание, что Павел должен был после смерти передать престол своему старшему сыну Александру. Александр родился в 1777 году. А бабушка мечтала сразу отдать престол внуку. Все это стало продолжением сложного конфликта в царской семье. Александр очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им . Отец с детства прививал любовь к парадам, маневрам – передвижениям войск на театре военных действий, Но постоянное вмешательство бабушки, которая торопилась вернуть, нерастраченную на сына любовь, любимому внуку, портили все воспитание. У Александра формировались отрицательные черты характера. Отец, видя это, отдал Александра воспитывать щвецарцу Лагарпу. О его воспитании Крылов написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Лагарп дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (Запишем).
Идеи были таковы:
- Отрицательное отношение к крепостничеству
- Введение конституции:
- Управление на основе законов
- Участие выборных учреждений в принятии законов
- Предоставление гражданских свобод
А теперь нам предстоит ответить на главный вопрос: Была ограничена власть российского императора в ходе преобразований?
К началу 19 века Россия оставалась самодержавной монархией - государством, в котором правителю (монарху) принадлежит неограниченная власть. Именно такую власть получил Александр от своего отца, после переворота 11 марта 1801 года. Наследник престола поторопился, чтобы его не лишиться, зная о намерениях отца Он знал о заговоре против отца, но остался в стороне. В возрасте 24 лет, Александр становится российским императором.
Перед Александром стояли задачи не только устранения последствий тирании отца, но и усовершенствования государственного строя России. Конечно, это будут не реформы, а преобразования, гибкая политика либеральных обещаний и уступок.
При восшествии на престол издал манифест-торжественное письменное обращение верховной власти к населению (запишем).
В котором говорилось о том, что он обещал управлять « по законам и сердцу бабки своей – Екатерины Великой»
Александр I правил с 1801 года по 1825 год.
Запишем годы правления Александра I.
Новый круг родовитой дворянской знати (были удалены от двора убийцы отца и престарелые екатерининские вельможи) сложился еще в правление Павла. С1801 по 1803гг было проведено 39 заседаний Комитета.
В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Так в 1801 году он создал Негласный комитет.
Портреты членов Негласного комитета.
С июня 1801 года по май 1802 года осуществлялась деятельность «Негласного комитета», своеобразного «теневого правительства», который создал Александр. В его состав входило 4 человека, с которыми он воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей.
Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – ограничение самодержавия. (Запишем)
В паре работаем над пунктом «Негласный комитет» и выбираем первые шаги Александра. В своей работе вы встретите понятие амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью. (запишем определение)
Делаем таблицу, в которой запишем первые шаги Александра во внутренней политике. ( Ввоз европейских товаров; открыты границы; создание Непременного совета; амнистия 12 тысяч осужденных чиновников и военных)
Подведем итог:
Что дал «Негласный комитет» Александру?
Работаем по учебнику пункт «Преобразования».
Узнаем какие указы вышли в 1801 году. Вы готовили индивидуальные задания в группах по преобразованиям, которые провел АлександрI.(четыре человека)
Заслушаем их выступление. По ходу рассказа вам необходимо записывать указы Александра I в тетрадь.
1. Указ – представления о жалованной грамоте дворянству
«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось это сословие: освобождение от подушной подати, от расквартирования воинских команд. Подтверждены были монопольное право дворян на землю и крепостных, запрещение конфисковывать имение, если владелец совершил преступление, – в этом случае оно передавалось наследникам, право заниматься торговлей и предпринимательством, право иметь свои словные учреждения. Отныне оно называлось «благородным дворянством», освобожденным от телесных истязаний.
2. Указ – представления о жалованной грамоте городам.
Эта грамота включала права и привилегии горожан, предоставленные им предшествующим законодательством. К ним относятся освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом, установленная указом 1776 г. Привилегированные горожане: купцы, банкиры, архитекторы, ученые, живописцы, композиторы, они освобождались от телесных наказаний, им разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства. Вводила сложную систему городского самоуправления, где высший орган самоуправления – Собрание городского общества, исполнительный орган – Шестигласная дума
Еще, какие указы были изданы в 1801 году?
3. Указ – пропуск российских произведений за границу
4. Указ – улучшение содержания заключенных
Второй докладчик готовил преобразования в 1801 году. По ходу рассказа вам необходимо записывать преобразования Александра в 1801 году в тетрадь.
Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян
Запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли
Дано право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли
Третий докладчик готовил преобразования в 1802 году. Послушаем их.
Одновременно главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Все члены «Негласного комитета» вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).
Создание восьми министерств
- Сенат – высший судебный орган
- Создание Комитета министров
Запишем преобразования в 1802 году и виды министерств.
Четвертый докладчик готовил преобразования в 1803 году. По ходу рассказа вам необходимо записывать преобразования Александра в 1803–1804 годах в тетрадь.
В 1803 году была реформа народного просвещения, которая давала право обучаться в высших учебных заведениях «Низшим слоям населения». Автономию получили университеты.
20 февраля 1803 года вышел указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. За 25 лет правления Александра 47 тысяч крестьян смогли купить себе свободу.
В 1804 году в Прибалтике вышел указ об «Остзейских крестьянах», где были четко определены размеры крестьянских повинностей, и крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.
Как вы думаете, какой вывод можно сделать о внутренней политике Александра 1 в 1801–1806 году? Вывод: Изменить к лучшему положение дел в стране можно с помощью реформ
А теперь ответьте на вопрос, который был задан в начале урока: Изменилась государственная форма управления в Росси в ходе реформ?
Выписать в словарь.
«Что такое амнистия?» Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.
«Что такое либерализм?» Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.
«Что такое маневр?». Передвижение войск на театре военных действий
«Что такое манифест?» Торжественное письменное обращение верховной власти к населению
Домашнее задание:
– ответить на вопросы после параграфа.
Индивидуальное задание – Великие полководцы: Герои войны 1812 года
Презентация «Бородинская битва»
Тесты к уроку:
Результат «Негласного комитета»
А) ограничение самодержавия
Б) неограниченная власть
В) укрепление самодержавной власти
Ответ: А)
Посты реформаторов в министерствах?
А) Строганов П.А.-
Б) Кочубей В.П. -
В) Чарторыйский А.А.-
Ответ: а) зам. Министра внутренних дел, б) министр внутренних дел, в) министр иностранных дел
Сколько заседаний было проведено Негласным советом с 1801-1803гг.?
А) 23
Б) 39
В)16
Ответ: Б)
Соотнесите правильно даты и события:
А)1802 1) указ о вольных хлебопашцах
Б) 1804 2) реформа народного просвещения
В)1803 3) реформа высших органов власти
4) указ о крепостных в Прибалтике
Выбери, какие указы издал Александр I в 1801 году:
А ) право крестьян и мещан покупать ненаселенные земли
Б) жалованная грамота городам
В) жалованная грамота дворянам
Г) об открытии границ
Д) пропуск произведений за границу
Е) улучшение жизни заключенных
Выбери из восьми министерств не существующее при АлександреI
А) военное
б) морское
В) народного просвещения
Г) иностранных дел
Д) юстиции
Е) коммерции
Ж) внутренних дел
З) финансов
И) сельского хозяйства
Ответ: И)
О чем реформа народного просвещения:
А) доступно образование только для богатых
Б) доступно образование для «Низших слоев»
В) обучение в учебных учреждениях стало платное
Ответ: Б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».
Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...
. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"
Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы
План урока.Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже XVIII-XIX веков.Охарактеризовать личность императора Александра IРассмотреть результаты деятельности...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»
В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I ....