Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 200.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое
«Внутренняя политика Александра I
в 1801 – 1806 годах»
Урок истории в 8 классе
учителя ГБОУ ООШ с. Хорошенькое
Черняевой В.П.
Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».
Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания по теме «Павел I», сформировать у учащихся представления о личности Александра I и характере первых преобразований в стране;
- продолжить формирование навыков работы с картами и схемами, историческими источниками, развивать умение делать выводы и обобщать материал;
- воспитывать интерес к прошлому родной страны.
Методы урока: информационный, наглядный, словесный.
Обеспечение урока:
учебник А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России XIX век, 8 класс. Москва «Просвещение» 2008 год;
атлас по истории;
карта «Российская империя в I половине XIX века».
Оборудование:
компьютер;
экран;
мильтимедийный проектор;
ЭОР «Программа ОМС».
Тип урока: изучение нового материала (урок – путешествие).
Этапы урока:
Первый этап – подготовительный;
Второй этап – изучение нового материала;
Третий этап – итоги урока;
Четвертый этап – домашнее задание.
План урока:
1. Россия при Павле I.
2. Политический портрет Александра I.
3. « Негласный комитет».
4. Начало преобразований Александра I.
Ход урока:
. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие, которое поможет рассмотреть особенности внутренней политики Александра I в 1801 -1806 годах. Узнаем реформы высших органов власти; народного просвещения; указы. Научимся давать оценку началу деятельности царя. Слайд 1.
Путешествовать будем по станциям:
«Разминочная», где повторим изученное ранее;
«Личностная», где познакомимся с личностью Александра I;
«Негласная», где познакомимся с работой негласного комитета;
«Преобразованная», узнаем преобразования Александра I в период 1801-1806 годы правления;
«Закрепляющая», повторим изученное на уроке.
Учитель: Ребята, пройдя все станции, мы узнаем, какие из первых преобразований главные. Слайд 2.
Первая станция «Разминочная». Мы поиграем в игру «Составь слово».
Ваша задача выбрать правильный ответ. На обратной стороне ответов буквы. После ответов на вопросы вы вспомните, что Павел I сделал после смерти матери Екатерины II.
Карточка 1. Слайд 3.
1. Годы правления Екатерины?
а) 1762 -1796
б) 1772-1796
2. Годы правления Павла I?
а) 1796 – 1800
б) 1796-1801
3. Почему Павел I ненавидел мать?
а) хотела на престол внука
б) предала его
4. Какова была власть императора в 1801 году?
а) ограниченная
б) неограниченная
Учитель: Теперь переверните карточки, по вашему мнению, с правильными ответами и составьте слово, которое является ответом на вопрос «Что же сделал после смерти матери Павел?»
Учащиеся: Издал указ.
Учитель: Какой указ?
Учащиеся: О престолонаследии.
Учитель: Павел должен был после смерти передать престол своему старшему сыну Александру. Александр родился в 1777 году.
Учитель: А сейчас мы подъехали ко второй станции – «Личностная».
Рассказ учителя об Александре I . Слайд 4- 5.
Александр I очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. У Александра формировались отрицательные черты характера. Отец, видя это, отдал Александра воспитывать щвейцарцу Лагарпу. О его воспитании Крылов написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Вы прослушаете отрывок из басни и ответите на вопрос «Чему научил Лагарп Александра?» Слайд 6. (Приложение 1)
Учитель: Чему научил Лагарп Александра?
Учащиеся: Лагарп дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи.
Учитель: Но, что, же такое либерализм?
Учащиеся: Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.
Учитель: перечислите либеральные идеи.
Учащиеся:
Отрицательное отношение к крепостничеству;
Введение конституции;
Управление на основе законов;
Участие выборных учреждений в принятии законов;
Предоставление гражданских свобод.
Учитель: Отец с детства прививал Александру любовь к парадам, маневрам – передвижениям войск на театре военных действий, но Александра не покидали либеральные идеи. К началу XIX века росло недовольство широких слоев дворянства политикой Павла. Александр оказался причастен к заговору, который готовился против отца, но не предупредил его. К началу XIX века Россия оставалась самодержавной монархией - государством, в котором правителю (монарху) принадлежала неограниченная власть. Именно такую власть получил Александр от своего отца, после переворота 11 марта 1801 года. При восшествии на престол издал манифест -торжественное письменное обращение верховной власти к населению. В котором говорилось о том, что он обещал управлять « по законам и сердцу бабки своей – Екатерины Великой»
Учитель: Ребята, назовите годы правления Александра I.
Учащиеся: Александр I правил с 1801 года по 1825 год. Слайд 7- 8.
Учитель: В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Так в 1801 году он создал «Негласный комитет. Переходим к следующей станции «Негласная».
Учитель: С июня 1801 года по май 1802 года осуществлялась деятельность «Негласного комитета», своеобразного «теневого правительства», который создал Александр I. В его состав входило 4 человека, с которыми он воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей. Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – ограничение самодержавия.
Учитель: работаем над пунктом «Негласный комитет» и выбираем первые шаги Александра. В своей работе вы встретите понятие амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью. Делаем кластер, в центре которого запишем первые шаги Александра во внутренней политике. Проверим кластер, какие шаги вы выбрали. Подведем итог станции негласная, ответив на вопрос: Зачем нужен был «Негласный комитет» Александру?
Учитель: Переходим к станции «Преобразованная». Работаем по учебнику пункт «Преобразования». Слайд 9-11..
Учитель: Вы готовили индивидуальные задания по преобразованиям, которые провел Александр I. Заслушаем их выступление. По ходу рассказа вам необходимо записывать указы Александра в тетрадь.
Учащиеся: 1 ученик знакомит с указами Александра в 1801 году.
1 Указ – представления о «Жалованной грамоте» дворянству.
«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось это сословие: освобождение от подушной подати, от расквартирования воинских команд. Подтверждены были монопольное право дворян на землю и крепостных, запрещение конфисковывать имение, если владелец совершил преступление, – в этом случае оно передавалось наследникам, право заниматься торговлей и предпринимательством, право иметь свои словные учреждения. Отныне оно называлось «благородным дворянством», освобожденным от телесных истязаний.
2 Указ – представления о « Жалованной грамоте» городам.
Эта грамота включала права и привилегии горожан, предоставленные им предшествующим законодательством. К ним относятся освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом, установленная указом 1776 г. Привилегированные горожане: купцы, банкиры, архитекторы, ученые, живописцы, композиторы, они освобождались от телесных наказаний, им разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства. Вводила сложную систему городского самоуправления, где высший орган самоуправления – Собрание городского общества, исполнительный орган – Шестигласная дума
Учитель: Какие ещё указы были изданы в 1801 году?
Учащиеся: Указ – пропуск российских произведений за границу.
Учащиеся: Указ – улучшение содержания заключенных.
Учитель: Второй ученик готовил преобразования в 1801 году. По ходу его рассказа вам необходимо записывать преобразования Александра в 1801 году в тетрадь.
Учащийся:
Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян;
Запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли;
Дано право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли.
Учитель: Третий ученик готовил преобразования в 1802 году. Послушаем его.
Учащийся: Одновременно главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Все члены «Негласного комитета» вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).
Создание восьми министерств
Сенат – высший судебный орган
Создание Комитета министров
Учитель: Запишем преобразования в 1802 году и виды министерств. Слайд 12.
Учитель: Преобразования в 1803 году. По ходу рассказа вам необходимо записывать преобразования Александр I в 1803–1804 годах в тетрадь.
Учащийся 4: В 1803 году была реформа народного просвещения, которая давала право обучаться в высших учебных заведениях «Низшим слоям населения». Автономию получили университеты.20 февраля 1803 года вышел указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. За 25 лет правления Александра 47 тысяч крестьян смогли купить себе свободу. В 1804 году в Прибалтике вышел указ об «Остзейских крестьянах», где были четко определены размеры крестьянских повинностей, и крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.
Учитель: Как вы думаете, какой вывод можно сделать о внутренней политике
Александра в 1801–1806 году?. Слайд 13.
Учащиеся:
Вывод: изменить к лучшему положение дел в стране можно с помощью реформ.
Учитель: последняя станция «Закрепляющая». Здесь мы выполним 3 задания.
Работа учащихся с программой OMC. Практическая работа «Внутренняя политика Александра .
По завершению практической работы проводится фронтальная работа с классом по вопросам.
Учитель: первый вопрос «Что такое амнистия?»
Учитель: второй вопрос «Что такое либерализм?»
Учитель: третий вопрос «Что такое маневр?»
Учитель: четвертый вопрос «Что такое манифест?»
А. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства;
Б. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению;
В. Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью;
Г. Передвижение войск на театре военных действий.
3. Итоговый тест №1. (Приложение 2).
Учитель: а теперь, ребята, ответьте на вопрос, который был задан в начале урока «Какие из первых преобразований Александра I главные?» слайд 14.
Учащиеся дают ответ.
Рефлексия.
Домашнее задание:
1 уровень – ответить на вопросы после параграфа.
2 уровень – работа с документами «Записки И.Д. Якушина», ответы на вопросы после документа
Индивидуальное задание – биография Кутузова, Наполеона.
Презентация одежды солдат русской, французской, турецкой, иранской армий.
Приложение 1.
Отрывок из басни.
И говорит ему он так: «Любезный сын,
По мне наследник ты один;
Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь;
Так я тебе охотно царство сдам.
Скажи теперь при всех лишь нам,
Чему учен ты, что ты знаешь
И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?»
«Папа,— ответствовал сынок,— я знаю то,
Чего не знает здесь никто:
И, от Орла до Перепелки,
Какой где птице боле вод,
Какая чем из них живет,
Какие яйца несет,
И птичьи нужды все сочту вам до иголки.
Вот от учителей тебе мой аттестат:
У птиц недаром говорят,
Что я хватаю с неба звезды;
Когда ж намерен ты правленье мне вручить,
То я тотчас начну зверей учить вить гнезды».
Тут ахнул царь и весь звериный свет;
Повесил головы Совет,
А Лев-старик поздненько спохватился,
Что Львенок пустякам учился
И не добро он говорит;
Что пользы нет большой тому, знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа;
И что важнейшая наука для царей:
Знать свойства своего народа
И выгоды земли своей.
Приложение 2.
Тест №1
Сколько входило реформаторов в «Негласный комитет?»
А) 5;
б) 4;
в) 6.
Сколько человек входило в «Непременный совет?»
А) 10 ;
б) 9;
в) 12.
Соотнесите правильно даты и события:
а) 1802 1) указ о вольных хлебопашцах
б) 1804 2) реформа народного просвещения
в) 1803 3) реформа высших органов власти
Результат «Негласного комитета»:
А) ограничение самодержавия;
Б) неограниченная власть;
В) укрепление самодержавной власти.
Выбери, какие указы издал Александр I в 1801 году:
А) право крестьян и мещан покупать ненаселенные земли;
Б) «Жалованная грамота» городам;
В) «Жалованная грамота» дворянам;
Г) об открытии границ;
Д) пропуск произведений за границу;
Е) улучшение жизни заключенных.
Выбери, какие министерства не были образованы:
А) военное
б) морское
В) народного просвещения
Г) иностранных дел
Д) юстиции
Е) коммерции
Ж) внутренних дел
З) финансов
И) торговли
к) экономики
О чем реформа народного просвещения:
А) доступно образование только для богатых
Б) доступно образование для «Низших слоев»
В) обучение в учебных учреждениях стало платное
Учитель: Проверим ответы теста на слайде. (1 – б, 2 – в, 3 – 1в 2в 3а 4б, 4 – а, 5 – абвгде, 6 – ик, 7 – б).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...
. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"
Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы
План урока.Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже XVIII-XIX веков.Охарактеризовать личность императора Александра IРассмотреть результаты деятельности...
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Конспект Урока....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»
В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I ....