Использование глобальной компетенции на уроках истории
методическая разработка по истории

Данная методическая разработка - использование глобальной компетенции на уроках истории.Возможные формы и варианты ее использования во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование глобальной компетенции на уроках истории

 Глобальная компетентность (глобальные компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.  Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В основе глобальной компетентности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной.

Модель использования глобальной компетенции:

                                                                                               3. ОТНОШЕНИЕ

1.НАВЫКИ                                                                                                                                                      

(Аналитическое и критическое                                          ( Уважение других

Мышление)                                                                             культур )                                                                                                                                                                                                                                          

                                                    2.  ЗНАНИЕ

                                                      ПОНИМАНИЕ

                                                        (Межкультурное развитие.

                                                         Взаимопонимание)

  1. НАВЫКИ

Аналитические умения:

А) правильно употреблять основные исторические понятия и описывать их главные отличительные признаки; воспроизводить и объяснять готовые выводы по содержанию урока; относить изучаемый факт к хозяйственной, политической, духовной областям жизни людей; главные и второстепенные событийные   сведения;                                                                                                                                   Б) устанавливать связи между событием и его причинами, между событием и его прямыми последствиями и воспроизводить их в своем ответе;                               В) систематизировать событийный материал в логике: причины -- ход событий -- итоги; сравнивать сопоставимые факты.                                 2.ЗНАНИЯ. ПОНИМАНИЕ

А) Исследовательский метод обучения.  при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).   (проектная  деятельность)                                                                                                                          Б) Решение нестандартных, занимательных, исторических задач.                             В) Проблемный способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию                                                                                                                                                        Г) При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.                                                                           3.ОТНОШЕНИЕ

В работе по формированию общекультурных компетенций у школьников можно определить следующие направления:                                                        – уроки по изучению государственной символики РФ, происхождения              имен и фамилий, работа по составлению генеалогического древа семьи;          – исследовательские проекты по изучению истории родного края. Это работа в школьном  краеведческом музее, сбор информации в архивах и т.д. (например проекты «Герои ,выпускники нашей школы », «История краеведческого музея» и др.);

– выступления на научно-практических конференциях, музейные уроки;

– мероприятия, связанные с историей нашей Родины. Это «День Победы», акция «Георгиевская ленточка» и др. Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется на уроках истории: можно прививать историческую память, традиции и культуру своего народа, и государства. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычн...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Презентация к педагогическому совету по теме "Формирование функциональной грамотности"...

Разработка мастер класса "Использование инновационных приемов в формировании глобальных компетенций на уроках обществознания.

Данная разработка мастер - класса связана с темой, которая изучается  в курсе 7 класса по обществознанию "Экологические проблемы человечества"....

выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"

Цель мастер - класса:  продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся  по теме «Великая Отечественная война...