Меняющееся общество. Конспект урока
план-конспект урока по истории (9 класс)

Любко Юлия Викторовна

Учебник История Нового времени 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menyayushcheesya_obshchestvo.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Меняющееся общество.

Вопрос 1. Демографическая революция.

В. 1 на стр. 24.

зарисовать диаграмму по информации на стр. 17 (рост населения Европы 1800-1914)

В. 2-4 на стр. 24

Вопрос 2. Новая социальная структура общества.

Сословие- группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, которые передаются по наследству.

Класс- часть общества, объединенная  по имущественному принципу (принципу владения или использования средств производства) и обособленная по своему положению в производственном процессе и распределении его результатов. Класс не передается по наследству и его основным признаком является доход, его отношение к собственности. Переход из одного класса в другой не связан с юридическими ограничениями.

Расставьте перечисленные сословия и классы европейского общества 16-17 вв. в порядке их значимости:

-дворяне, горожане, ремесленники, торговцы, батраки, купцы и судовладельцы, мануфактуристы, фермеры, крестьяне, рабочие, ростовщики, предприниматели, плантаторы, латифундисты, арендаторы.

Какие из них являются классами, а какие сословиями? Какие группы объединяют черты и сословия, и класса?

Социальная структура индустриального общества. (стр.20-21)

Общественная группа

Состав

Характеристика

Крестьянство

Наемные с/х работники

Численность и вес в социальном составе населения сокращались

Сельская буржуазия

Дворянство

Те, кто стремился сохранить прежний стиль жизни

Вес в социальном составе населения сокращался.

Перестало определять политику и тенденции культуры

«Обуржуазившиеся» дворяне

Буржуазия

Крупная буржуазия (банкиры, хозяева заводов, крупные торговцы)

Один из основных слоев общества; определяла политику, формировала общественные ценности

Средний класс (зажиточные крестьяне, ремесленники, чиновники, торговцы)

«Новое третье сословие» (инженеры, менеджеры, банковские служащие)

Наемные рабочие

Бывшие крестьяне, ушедшие в город, потомственные работники заводов и фабрик

Самый многочисленный слой общества, основной производитель общественных благ

Рантье- люди, живущие за счёт доходов, получаемых с капитала, как правило, размещённого в виде банковских вкладов, ценных бумаг, доходной недвижимости, земли, бизнеса.

Вопрос 3. Рабочий вопрос. (стр. 21-24) (Прием фишбоун)

-Причины возникновения рабочего вопроса как социальной проблемы

-Факты подтверждающие наличие проблемы

-Возможные пути решения рабочего вопроса.

Причины: 1. Недостаточно средств к существованию        

2. Тяжелые условия труда

3. Использование женского и детского труда

4. Безработица

Факты: 1. Низкая заработная плата

2. Рабочий день 12-16 часов, высокий травматизм

3. Дети работали в шахтах с 4 лет

4. Использование машин вело к сокращению рабочих мест.

Возможные пути решения:

1. социальные реформы

2. создание профсоюзов, борющихся за права рабочих/

Дом. задание. 1. Составить кроссворд со словами: 1) безработица, 2) урбанизация, 3) рантье, 4) демография, 5) мобильность, 6) эмиграция, 7) иммиграция.

2. Составить описание положения рабочих в 19 веке, доказав, что рабочий вопрос являлся важнейшей социальной проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Изменения в обществе и в экономике в послевоенные годы. Переход к постиндустриальному обществу (конспект урока для 9 класса)

План-конспект урока для 9 класса по всеобщей истории новейшего времени. Рассматриваются вопросы формирования постиндустриального общества, развития НТР...

Презентация к уроку истории 8 класс "Меняющееся общество"

Презентация к уроку всеобщей истории , 8 класс, по учебнику А.С.Медякова :История.Новое время. Конец ХVIII-ХIХ век. УМК "Сферы" по теме "Меняющееся общество"...

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Меняющееся общество

Презентация  содержит 18  слайдов, сопровождаемых  фотографиями, диаграммами, таблицами. Согласно заявленной теме, в презентации описывается  сущность и характерные черты демографи...