Меняющееся общество. Конспект урока
план-конспект урока по истории (9 класс)
Учебник История Нового времени 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menyayushcheesya_obshchestvo.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Меняющееся общество.
Вопрос 1. Демографическая революция.
В. 1 на стр. 24.
зарисовать диаграмму по информации на стр. 17 (рост населения Европы 1800-1914)
В. 2-4 на стр. 24
Вопрос 2. Новая социальная структура общества.
Сословие- группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, которые передаются по наследству.
Класс- часть общества, объединенная по имущественному принципу (принципу владения или использования средств производства) и обособленная по своему положению в производственном процессе и распределении его результатов. Класс не передается по наследству и его основным признаком является доход, его отношение к собственности. Переход из одного класса в другой не связан с юридическими ограничениями.
Расставьте перечисленные сословия и классы европейского общества 16-17 вв. в порядке их значимости:
-дворяне, горожане, ремесленники, торговцы, батраки, купцы и судовладельцы, мануфактуристы, фермеры, крестьяне, рабочие, ростовщики, предприниматели, плантаторы, латифундисты, арендаторы.
Какие из них являются классами, а какие сословиями? Какие группы объединяют черты и сословия, и класса?
Социальная структура индустриального общества. (стр.20-21)
Общественная группа | Состав | Характеристика |
Крестьянство | Наемные с/х работники | Численность и вес в социальном составе населения сокращались |
Сельская буржуазия | ||
Дворянство | Те, кто стремился сохранить прежний стиль жизни | Вес в социальном составе населения сокращался. Перестало определять политику и тенденции культуры |
«Обуржуазившиеся» дворяне | ||
Буржуазия | Крупная буржуазия (банкиры, хозяева заводов, крупные торговцы) | Один из основных слоев общества; определяла политику, формировала общественные ценности |
Средний класс (зажиточные крестьяне, ремесленники, чиновники, торговцы) | ||
«Новое третье сословие» (инженеры, менеджеры, банковские служащие) | ||
Наемные рабочие | Бывшие крестьяне, ушедшие в город, потомственные работники заводов и фабрик | Самый многочисленный слой общества, основной производитель общественных благ |
Рантье- люди, живущие за счёт доходов, получаемых с капитала, как правило, размещённого в виде банковских вкладов, ценных бумаг, доходной недвижимости, земли, бизнеса.
Вопрос 3. Рабочий вопрос. (стр. 21-24) (Прием фишбоун)
-Причины возникновения рабочего вопроса как социальной проблемы
-Факты подтверждающие наличие проблемы
-Возможные пути решения рабочего вопроса.
Причины: 1. Недостаточно средств к существованию
2. Тяжелые условия труда
3. Использование женского и детского труда
4. Безработица
Факты: 1. Низкая заработная плата
2. Рабочий день 12-16 часов, высокий травматизм
3. Дети работали в шахтах с 4 лет
4. Использование машин вело к сокращению рабочих мест.
Возможные пути решения:
1. социальные реформы
2. создание профсоюзов, борющихся за права рабочих/
Дом. задание. 1. Составить кроссворд со словами: 1) безработица, 2) урбанизация, 3) рантье, 4) демография, 5) мобильность, 6) эмиграция, 7) иммиграция.
2. Составить описание положения рабочих в 19 веке, доказав, что рабочий вопрос являлся важнейшей социальной проблемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Изменения в обществе и в экономике в послевоенные годы. Переход к постиндустриальному обществу (конспект урока для 9 класса)
План-конспект урока для 9 класса по всеобщей истории новейшего времени. Рассматриваются вопросы формирования постиндустриального общества, развития НТР...
Презентация к уроку истории 8 класс "Меняющееся общество"
Презентация к уроку всеобщей истории , 8 класс, по учебнику А.С.Медякова :История.Новое время. Конец ХVIII-ХIХ век. УМК "Сферы" по теме "Меняющееся общество"...
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Меняющееся общество
Презентация содержит 18 слайдов, сопровождаемых фотографиями, диаграммами, таблицами. Согласно заявленной теме, в презентации описывается сущность и характерные черты демографи...