Статья "Педагогические технологии на уроках истории: от идеи к практике"
статья по истории

Смирнова Анастасия Сергеевна

Предмет нашего разговора сегодня  – это современные педагогические технологии. Так что же это такое? Начнем, как водится, с начала. Сам термин «технология» в переводе с древнегреческого означает «наука об искусстве» или «учение о мастерстве», где tесhnе – это «искусство» или «мастерство», а lоgоs – «слово» или «учение». Термин этот пришел в педагогику очевидно из технико-производственной области сферы.

Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, ведущие к гарантированным и качественным изменениям в личности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова А.С., учитель

Истории и обществознания

ГБОУ СОШ №143 Красногвардейского р-на

Санкт-Петербурга

Педагогические технологии на уроках истории: от идеи к практике

За то немногое количество времени, которое я работаю в школе, все более и более очевидным становится тот факт, что без самообучения и развития самого педагога не только сложно выйти на хороший результат обучающихся, но также неинтересно и попросту скучно работать, ведь она становится рутиной. А для профессии учитель, на мой взгляд, это – хуже всего. Тем более, что и руководство страны явно склоняется к тому, что работники образования должны быть энергичными.

Уже столкнувшись с практикой, будучи еще студенткой, я поняла, что не бывает одинаковых детей, не бывает одинаковых классов, не бывает простых тем. Поэтому учитель обязан и сам постоянно учиться, иначе может сделать только хуже. Реалии говорят нам и о том, что сама историческая наука претерпевает изменения, вводятся новые термины, подменяются старые, пишутся новые учебники. История всегда была крайне сложным для обучения предметом, поэтому использование современных педагогических технологий очень актуально на сегодняшний день. К счастью многие из происходящих изменений идут на пользу учителю, так как пишется методическая литература, учебники становятся более удобными, создаются электронные материалы, а также все проще и проще становится делиться своим опытом с коллегами.

Но предмет нашего разговора сегодня чуть менее глобален – это современные педагогические технологии. Так что же это такое? Начнем, как водится, с начала. Сам термин «технология» в переводе с древнегреческого означает «наука об искусстве» или «учение о мастерстве», где tесhnе – это «искусство» или «мастерство», а lоgоs – «слово» или «учение». Термин этот пришел в педагогику очевидно из технико-производственной области сферы. 

Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, ведущие к гарантированным и качественным изменениям в личности учащихся.

Педагогические технологии претерпели уже несколько эпох развития, однако сейчас решающими факторами при выборе для использования на уроке является не только их эффективность, но также личная ориентированность.

О традиционных методиках, таких как хронологический диктант, написание дат на доске, поиске ошибки в тексте вам рассказывать не нужно, так что обратимся к более современным, что и является заявленной темой моего выступления.

В первую очередь - это конечно же проблемное обучение. Напоминаю, что его суть состоит во включении учащегося в решение поставленных учителем проблем. В результате чего происходит развитие мыслительной деятельности, а также овладение знаниями, умениями и навыками. Например, при изучении тем «США в XIX веке» проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли во внутренней политике, внешней политике, а также культуре в конце XIX века по сравнению с началом?” Проблему рассматривали поэтапно, по группам, в ходе работы были определены изменения во внутренней, внешней политике, культуре, социальной сфере.

Также на уроках неизменной популярностью пользуются игровые технологии. При проведении урока повторения и обобщения материала “Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма ” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 8-м классе. Вопросы составляю как сама, используя фото, аудио и видеоматериалы, а так же ребята самостоятельно готовят вопросы за что даются дополнительные баллы. Во избежание утечки информации  дети играют командами.

Технология опорных конспектов или схем также крайне полезна, и не только для детей, но и для молодых специалистов. Потому что при преподавании такого насыщенного фактологическим материалом предмета, как история, зачастую самому учителю сложно выделить главное  в массе материала, а что уж говорить о детях. Опорный конспект включает систему важнейших единиц знаний, логические связи между ними, а также символы способствующие запоминанию информации. Детей типа «человек-знак» в связи с возрастающей информативностью и технологичностью общества становится все больше, а это тоже нужно принимать во внимание. Основные преимущества опорных конспектов: их времесберегаемость, доступность, логичность, творческий подход и яркость. А также их можно как распечатывать, так и демонстрировать на экране. Например, при изучении темы «От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса» в опорной схеме будут указаны причины кризиса (многонациональность, размеры, средневековые крестьянские пережитки, цензура, внутренние таможенные пошлины, церковное образование, национальный гнет и т.д.), даты, участники, итоги, события в Чехии и Венгрии, двуединая монархия, Франц Иосиф, особенности политического устройства.

Следующая технология – составление портфолио, которое представляет из себя подборку творческих работ учащегося по интересующей его теме. Например, презентации, кроссворды, тесты, схемы, сообщения в электронном виде. Позволят реализовать личностный подход в обучении, самореализоваться, приобрести навыки критического мышления.

Групповые и коллективные технологии – осуществляемые при разделении класса на части для решения конкретных задач. Данная форма работы полностью учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также позволяет развить лидерские качества, почувствовать себя частью команды, сплотиться, что обеспечит комфортную атмосферу на уроке в дальнейшем.

Технология дифференцированного обучения – это составление материалов различной степени сложности, предназначенных для детей с разной скоростью и качеством усвоения материала. Например, в теме «Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство» самым сильным учащимся можно отвести работу с социалистами, а тем, кто послабее – консерваторов.

Следующая технология – это отлично зарекомендовавшие себя “Дебаты”, когда учащиеся разбиваются на две команды и отстаивают противоположные мнения. Эта технология наиболее активно способствует созданию нового гражданского общества, так как учащиеся учатся отстаивать свою позицию, вести диалог и конструктивный спор. Например дебаты по теме «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?».

Далее рассмотрим крайне популярную сейчас технологию проектного обучения. Так как подразумевается, что это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, то реализуется она обычно через краеведческий компонент, что чаще всего решает проблемы с мотивацией.

Немалое значение имеют и здоровьесберегающие технологии, особенно в младших классах. Любой учитель просто обязан следить за осанкой детей, устраивать физминутки и в обязательном порядке применять офтальмотренинг. На каждой перемене должно проводиться проветривание кабинета, а дети должны покинуть свои места.

Так же и на самих уроках истории можно и нужно поднимать вопросы здоровья, включающие в себя не только гигиену труда, но и личную гигиену, здоровое питание, режимность и т.д. Ведь здоровый и полный сил ребенок способен более качественно усваивать знания. В связи с тем, что период обучения в школе выпадает на сложные с точки зрения иммунитета сезоны, то обязательно в 5 классе проводится дискуссия на тему «Зачем в свой ежедневый рацион древние египтяне обязательно включали лук и чеснок?». А при изучении Средневековой Европы делается акцент на том, что главная причина эпидемий – это отсутствие правил личной гигиены. Также в курсе Всеобщей истории, касаясь вымирания коренных народов Америки можно упомянуть о вреде алкоголя для здоровья.

И это далеко не все из тех технологий, которые можно использовать на уроках истории! На данный момент качество обучения истории в школе представляется как никогда важным. Дело не только в грядущей обязательности экзамена по этому предмету, но и во внешнеполитической ситуации, когда историю переписывают на свой лад, каверкают в свою пользу и ради своей выгоды. Чтобы вырастить новое достойное поколение гражданского общества, активное и деятельное, патриотичное, уверенное в своем прошлом и в своей стране, готовое отстаивать нашу родину использование современных педагогических технологий представляется как никогда ранее актуальным!

Современные педагогические технологии позволяют не только мотивировать учащихся к получению знаний, но также обучить их навыкам самостоятельной организации работы по получению знаний, сформировать позитивную самооценку, воспитать чувство патриотизма и инициативность.

Литература

  1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1. – 170 с.
  2. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2. – С. 7-8.
  3. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
  4. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
  5. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования/ Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2004. - №5. – С. 8-9.
  6. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003г. – 110 с.
  7. Селевко  Г.  К.,  Современные  образовательные  технологии.  М.,  Народное образование, 1998 г. – 201 с.
  8. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч №8 2007 г.- С. 10-11.
  9. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."

  Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...

Применение практико-ориентированных технологиях на уроках истории.

Данная работа была проделана с целью участия в августовском совещании на тему "Применение практико-ориентированных технологиях на уроках истории" в 2018 году. Доклад может быть полезным моло...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформиро...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего...