Рабочая программа учебного курса История 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

рабочая программа История 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_8_kl.docx294.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. № 354

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./

Согласовано

Заместитель директора по УВР_____________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа учебного предмета «История»

Базовый уровень, основное общее образование, 8 класс, 70 часов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  3. Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы / авт.-сост. Л.Н. Алексашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 104 с. — (ФГОС. Инновационная школа). ISBN 978-5-533-01656-8
  4. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019. – 304 с.
  5. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 кл. (ООО): учеб. Пособие для образовательных организаций/ А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И.Е. Барыкина. – М .: Просвещение, 2016. – 77 с.
  6. История России. 8 класс. Учебник для ОО в 2х ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Таркунова. – М.: «Просвещение», 2018. ISBN 978-5-09-037933-5.

Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Пионерский, 2021 год

  1. Содержание учебного курса «Всеобщая история».

Новое время: XVII - XVIII вв.

Эпоха Просвещения. Европейская культура XVI - XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII - XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Первые революции Нового времени. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: "старый порядок" и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; "отцы-основатели".

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Традиционные общества Востока. Начало колонизации. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

Содержание учебного курса «История России».

Россия в первой четверти XVIII века. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Преобразования Петра I. Реорганизация армии.  Реформы государственного управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Учреждение абсолютизма. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII века. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие академии наук. Развитие техники. Архитектура и изобразительное искусство. Итоги и цена петровских преобразований.

Дворцовые перевороты. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Российская империя в 1762 – 1801 гг.  Правление Екатерины II.  Политика просвещенного абсолютизма. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII века. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Участие России в разделах Речи Посполитой. Русское военное искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Просвещение. Становление отечественной науки. Исследовательские экспедиции. Историческая наука. Русские изобретатели. Литература. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Культура и быт народов Российской империи.

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание                                                  под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость                 в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям                   в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.        Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Содержание учебного курса «История Ханты-Мансийского АО - Югры».

Югра в 17-18 веках.

Северо- Западная Сибирь под властью Русского государства в XVII в. Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика

Русское население Северо-Западной Сибири в XVII. Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители.

Этнополитическая картина края в XVII в. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20- х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские.

Язычество и христианство на обских берегах. Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

В составе Российской империи ( XVIII – начало XIX вв)

Народы края в XVIII в. Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне.

Административное устройство и управление края в XVIII в. Административное устройство и управление края в начале XVIII в. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края.

Экономическое развитие края в ХVШ в. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок (1786— 1788 гг.). Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла.

Секретные узники Березова. Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.

  1. Планируемые результаты.

       

1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.1. Гражданского воспитания:

  1. готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  2. активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  3. неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  4. понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  5. представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  6. представление о способах противодействия коррупции;
  7. готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  8. готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

1.2. Патриотического воспитания:

  1. осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  2. ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  3. уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

1.3. Духовно-нравственного воспитания:

  1. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  2. готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  3. активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

1.4. Эстетического воспитания:

  1. восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  2. понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  3. стремление к самовыражению в разных видах искусства.

1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  1. осознание ценности жизни;
  2. ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  3. осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  4. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  5. способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  6. умение принимать себя и других, не осуждая;
  7. умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  8. сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

1.6. Трудового воспитания:

  1. установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  2. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  3. осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  4. готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  5. уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  6. осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

1.7. Экологического воспитания:

  1. ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  2. повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  3. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  4. осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  5. готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

1.8. Ценности научного познания:

  1. ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  2. овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  3. овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

  1. освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  2. способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  3. способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  4. навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  5. умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  6. умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  7. умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  8. способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  9. воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  10. оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  11. формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  12. быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

2. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

3. Предметные результаты освоения программы основного общего образования:

  1. локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  2. использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
  3. анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  4. составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  5. систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  6. раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  7. объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  8. сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
  9. давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
  10. используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
  11. использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  12. сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  13. применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

  1. Тематическое планирование.

Наименование раздела

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

ЭОР / ЦОР

Форма текущего контроля

Количество часов к/р

Количество часов проектной / исследовательской деятельности

Промежуточная аттестация

(форма)

1

Эпоха Просвещения

10

Праздник «День Знаний»

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru

Тест, устный опрос, словарный диктант

1

1

2

Первые революции Нового времени

7

День учителя.

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru

Тест, устный опрос, словарный диктант

1

1

3

Традиционные общества Востока. Начало колонизации.

7

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет.

День матери.

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru 

Тест, устный опрос, словарный диктант

1

1

4

Россия в эпоху преобразований Петра Первого

16

День Героев России и День неизвестного солдата.

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru

Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016.

Тест, устный опрос, словарный диктант

2

1

5

Эпоха дворцовых переворотов

8

День Защитника Отечества.

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru

Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016.

Тест, устный опрос, словарный диктант

1

1

6

Российская империя при Екатерине II

13

Космос – это мы. Гагаринский урок

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru 

Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016.

Тест, устный опрос, словарный диктант

1

1

7

Российская империя при Павле I

5

  1. Акция «Георгиевская ленточка»
  2. Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru 

Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016.

Тест, устный опрос, словарный диктант

1

1

8

Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

4

Спортивный праздник «День здоровья».

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/?ru

https://edu.skysmart.ru 

Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016.

Тест, устный опрос, словарный диктант

-

2

Комплексная работа

Итого:

70

8

9

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

РАЗДЕЛ I. Всеобщая история (Новое время: XVII - XVIII вв.) – 24 часа.

  1. Эпоха Просвещения - 10 часов.

1

1

Повторение за курс 7 класса по теме «Европа в Новое время (XVI-XVII вв.)».  Праздник «День Знаний».

01.09

2

2

Великие просветители Европы

06.09

3

3

В поисках путей модернизации

08.09

4

4

Европа меняющаяся

13.09

5

5

Мир художественной культуры Просвещения

05.09

6

6

Входная контрольная работа№1 за курс истории «Раннее Новое время» (7 класс)

20.09

7

7

Англия на пути к индустриальной эре

22.09

8

8

Франция в дореволюционный период

27.09

9

9

Германские земли в XVIII в.

29.09

10

10

Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.

0410

  1. Первые революции Нового времени – 7 часов.

11

1

Международные отношения в XVI-XVIII вв. День учителя.

06.10

12

2

Английские колонии в Северной Америке.

11.10

13

3

Война за независимость. Создание США.  

13.10

14

4

Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции.

18.10

15

5

Французская революция. От монархии к республике

20.10

16

6

Французская революция. От якобинцев к 18 Брюмера Наполеона Бонапарта

25.10

17

7

Контрольная работа №2 по теме «Первые революции Нового времени»

27.10

  1. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации – 7 часов.

18

1

Османская империя. Персия. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет.

08.11

19

2

Индия.

10.11

20

3

Китай.

15.11

21

4

Япония. День матери.

17.11

22

5

Колониальная политика европейских держав в XVIII в.

22.11

23

6

Контрольная работа №3 по теме «Европа и Америка в XVIII в.»

24.11

24

7

Повторение и обобщение по теме «Европа и Америка в XVIII в.»

29.11

РАЗДЕЛ II. История России (XVIII в.) – 46 часов.

  1. Россия в эпоху преобразований Петра Первого (16 часов)

25

1

Россия и Европа в конце XVII века.

01.12

26

2

Россия в борьбе с Турцией и Крымом. Священная лига.

06.12

27

3

Предпосылки Петровских реформ.  

08.12

28

4

Реформаторские идеи середины и третьей четверти XVII в.

13.12

29

5

Период двоецарствия. Стрелецкое восстание.

15.12

30

6

Начало правления Петра Первого. Азовские походы.

20.12

31

7

Великая Северная война 1700-1721 гг. День Героев России и День неизвестного солдата.

22.12

32

8

Промежуточная контрольная работа №4 по теме «Северная война 1700-1721 гг.»

27.12

33

9

Реформы Петра Первого.  

29.12

34

10

Реформы Петра Первого в области управления.

10.01

35

11

Экономическая политика Петра Первого.

12.01

36

12

Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа.

17.01

37

13

Социальные и национальные движения.  

19.01

38

14

Перемены в культуре. Повседневная жизнь и быт.

24.01

39

15

Значение петровских преобразований.

26.01

40

16

Контрольная работа №5 по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

31.01

  1. Эпоха дворцовых переворотов (8 часов).

41

1

Причины и сущность дворцовых переворотов.

02.02

42

2

Россия при наследниках Петра: Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна

07.02

43

3

Россия при наследниках Петра: Иван Антонович,  Елизавета Петровна, Пётр III

09.02

44

4

Внутренняя политика России в 1725-1762 гг.

14.02

45

5

Экономическое развитие России в 1725-1762 гг.

16.02

46

6

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.  День Защитника Отечества.

21.02

47

7

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

28.02

48

8

Контрольная работа №6 по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

02.03

  1. Российская империя при Екатерине II (13 часов)

49

1

Россия в системе международных отношений.

09.03

50

2

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

14.03

51

3

Реформы Екатерины II.  

16.03

52

4

Экономическое развитие России при Екатерине II.

21.03

53

5

«Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества.

23.03

54

6

Золотой век дворянства

04.04

55

7

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

06.04

56

8

Национальная и религиозная политика Екатерины II. Космос – это мы. Гагаринский урок

11.04

57

9

Внешняя политика Екатерины II: русско-турецкие войны.

13.04

58

10

Внешняя политика Екатерины II: отношения с Европой.

18.04

59

11

Формирование великой мировой державы.

20.04

60

12

Начало освоения Новороссии и Крыма. Переселенческая политика

25.04

61

13

Контрольная работа №7 по теме «Российская империя при Екатерине II»

27.04

  1. Российская империя при Павле I (5 часов)

62

1

Особенности внутренней политики Павла I. Акция «Георгиевская ленточка»

04.05

63

2

Преобразования Павла I. Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.

11.05

64

3

Крестьянский вопрос.  

16.05

65

4

Выбор внешнеполитического курса Павла I. Противоречивость внешней политики Павла I.

18.05

66

5

Итоговая контрольная работа №8 по теме «Российская империя при Павле I»

23.05

  1. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке (4 часа)

67

1

Общественная мысль, публицистика, литература.

25.05

68

2

Образование. Российская наука и техника в XVIII веке.

30.05

Промежуточная аттестация.

Приказ № ______ от _______________

69

3

Русская архитектура, живопись и музыка.  Спортивный праздник «День здоровья».

01.05

70

4

Повторение и обобщение по теме «Россия в XVIII веке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс

Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории,  в пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курсаспособствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в...