Рабочая программа учебного курса История 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. № 354 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./ |
Согласовано Заместитель директора по УВР_____________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета «История»
Базовый уровень, основное общее образование, 8 класс, 70 часов
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287). - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
- Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы / авт.-сост. Л.Н. Алексашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 104 с. — (ФГОС. Инновационная школа). ISBN 978-5-533-01656-8
- Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019. – 304 с.
- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 кл. (ООО): учеб. Пособие для образовательных организаций/ А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И.Е. Барыкина. – М .: Просвещение, 2016. – 77 с.
- История России. 8 класс. Учебник для ОО в 2х ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Таркунова. – М.: «Просвещение», 2018. ISBN 978-5-09-037933-5.
Составитель: Гудукас Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
Пионерский, 2021 год
- Содержание учебного курса «Всеобщая история».
Новое время: XVII - XVIII вв.
Эпоха Просвещения. Европейская культура XVI - XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII - XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Первые революции Нового времени. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: "старый порядок" и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; "отцы-основатели".
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Традиционные общества Востока. Начало колонизации. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Содержание учебного курса «История России».
Россия в первой четверти XVIII века. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Учреждение абсолютизма. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII века. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие академии наук. Развитие техники. Архитектура и изобразительное искусство. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в 1762 – 1801 гг. Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII века. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Участие России в разделах Речи Посполитой. Русское военное искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Просвещение. Становление отечественной науки. Исследовательские экспедиции. Историческая наука. Русские изобретатели. Литература. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Культура и быт народов Российской империи.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Содержание учебного курса «История Ханты-Мансийского АО - Югры».
Югра в 17-18 веках.
Северо- Западная Сибирь под властью Русского государства в XVII в. Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика
Русское население Северо-Западной Сибири в XVII. Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители.
Этнополитическая картина края в XVII в. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20- х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские.
Язычество и христианство на обских берегах. Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).
В составе Российской империи ( XVIII – начало XIX вв)
Народы края в XVIII в. Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне.
Административное устройство и управление края в XVIII в. Административное устройство и управление края в начале XVIII в. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края.
Экономическое развитие края в ХVШ в. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок (1786— 1788 гг.). Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла.
Секретные узники Березова. Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.
- Планируемые результаты.
1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1.1. Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
1.2. Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
1.3. Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
1.4. Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
1.6. Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
1.7. Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
1.8. Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
2. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:
2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
3. Предметные результаты освоения программы основного общего образования:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
- Тематическое планирование.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Модуль программы воспитания «Школьный урок» | ЭОР / ЦОР | Форма текущего контроля | Количество часов к/р | Количество часов проектной / исследовательской деятельности | Промежуточная аттестация (форма) |
1 | Эпоха Просвещения | 10 | Праздник «День Знаний» | Тест, устный опрос, словарный диктант | 1 | 1 | ||
2 | Первые революции Нового времени | 7 | День учителя. | Тест, устный опрос, словарный диктант | 1 | 1 | ||
3 | Традиционные общества Востока. Начало колонизации. | 7 | Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. День матери. | Тест, устный опрос, словарный диктант | 1 | 1 | ||
4 | Россия в эпоху преобразований Петра Первого | 16 | День Героев России и День неизвестного солдата. | Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016. | Тест, устный опрос, словарный диктант | 2 | 1 | |
5 | Эпоха дворцовых переворотов | 8 | День Защитника Отечества. | Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016. | Тест, устный опрос, словарный диктант | 1 | 1 | |
6 | Российская империя при Екатерине II | 13 | Космос – это мы. Гагаринский урок | Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016. | Тест, устный опрос, словарный диктант | 1 | 1 | |
7 | Российская империя при Павле I | 5 |
| Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016. | Тест, устный опрос, словарный диктант | 1 | 1 | |
8 | Культурное пространство Российской империи в XVIII веке | 4 | Спортивный праздник «День здоровья». | Эл. учебник: История России. 8 класс: учебник для ОО: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016. | Тест, устный опрос, словарный диктант | - | 2 | Комплексная работа |
Итого: | 70 | 8 | 9 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | ||||
РАЗДЕЛ I. Всеобщая история (Новое время: XVII - XVIII вв.) – 24 часа.
| |||||
1 | 1 | Повторение за курс 7 класса по теме «Европа в Новое время (XVI-XVII вв.)». Праздник «День Знаний». | 01.09 | ||
2 | 2 | Великие просветители Европы | 06.09 | ||
3 | 3 | В поисках путей модернизации | 08.09 | ||
4 | 4 | Европа меняющаяся | 13.09 | ||
5 | 5 | Мир художественной культуры Просвещения | 05.09 | ||
6 | 6 | Входная контрольная работа№1 за курс истории «Раннее Новое время» (7 класс) | 20.09 | ||
7 | 7 | Англия на пути к индустриальной эре | 22.09 | ||
8 | 8 | Франция в дореволюционный период | 27.09 | ||
9 | 9 | Германские земли в XVIII в. | 29.09 | ||
10 | 10 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. | 0410 | ||
| |||||
11 | 1 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. День учителя. | 06.10 | ||
12 | 2 | Английские колонии в Северной Америке. | 11.10 | ||
13 | 3 | Война за независимость. Создание США. | 13.10 | ||
14 | 4 | Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции. | 18.10 | ||
15 | 5 | Французская революция. От монархии к республике | 20.10 | ||
16 | 6 | Французская революция. От якобинцев к 18 Брюмера Наполеона Бонапарта | 25.10 | ||
17 | 7 | Контрольная работа №2 по теме «Первые революции Нового времени» | 27.10 | ||
| |||||
18 | 1 | Османская империя. Персия. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. | 08.11 | ||
19 | 2 | Индия. | 10.11 | ||
20 | 3 | Китай. | 15.11 | ||
21 | 4 | Япония. День матери. | 17.11 | ||
22 | 5 | Колониальная политика европейских держав в XVIII в. | 22.11 | ||
23 | 6 | Контрольная работа №3 по теме «Европа и Америка в XVIII в.» | 24.11 | ||
24 | 7 | Повторение и обобщение по теме «Европа и Америка в XVIII в.» | 29.11 | ||
РАЗДЕЛ II. История России (XVIII в.) – 46 часов.
| |||||
25 | 1 | Россия и Европа в конце XVII века. | 01.12 | ||
26 | 2 | Россия в борьбе с Турцией и Крымом. Священная лига. | 06.12 | ||
27 | 3 | Предпосылки Петровских реформ. | 08.12 | ||
28 | 4 | Реформаторские идеи середины и третьей четверти XVII в. | 13.12 | ||
29 | 5 | Период двоецарствия. Стрелецкое восстание. | 15.12 | ||
30 | 6 | Начало правления Петра Первого. Азовские походы. | 20.12 | ||
31 | 7 | Великая Северная война 1700-1721 гг. День Героев России и День неизвестного солдата. | 22.12 | ||
32 | 8 | Промежуточная контрольная работа №4 по теме «Северная война 1700-1721 гг.» | 27.12 | ||
33 | 9 | Реформы Петра Первого. | 29.12 | ||
34 | 10 | Реформы Петра Первого в области управления. | 10.01 | ||
35 | 11 | Экономическая политика Петра Первого. | 12.01 | ||
36 | 12 | Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. | 17.01 | ||
37 | 13 | Социальные и национальные движения. | 19.01 | ||
38 | 14 | Перемены в культуре. Повседневная жизнь и быт. | 24.01 | ||
39 | 15 | Значение петровских преобразований. | 26.01 | ||
40 | 16 | Контрольная работа №5 по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» | 31.01 | ||
| |||||
41 | 1 | Причины и сущность дворцовых переворотов. | 02.02 | ||
42 | 2 | Россия при наследниках Петра: Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна | 07.02 | ||
43 | 3 | Россия при наследниках Петра: Иван Антонович, Елизавета Петровна, Пётр III | 09.02 | ||
44 | 4 | Внутренняя политика России в 1725-1762 гг. | 14.02 | ||
45 | 5 | Экономическое развитие России в 1725-1762 гг. | 16.02 | ||
46 | 6 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. День Защитника Отечества. | 21.02 | ||
47 | 7 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | 28.02 | ||
48 | 8 | Контрольная работа №6 по теме «Эпоха дворцовых переворотов» | 02.03 | ||
| |||||
49 | 1 | Россия в системе международных отношений. | 09.03 | ||
50 | 2 | Просвещенный абсолютизм Екатерины II. | 14.03 | ||
51 | 3 | Реформы Екатерины II. | 16.03 | ||
52 | 4 | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 21.03 | ||
53 | 5 | «Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества. | 23.03 | ||
54 | 6 | Золотой век дворянства | 04.04 | ||
55 | 7 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. | 06.04 | ||
56 | 8 | Национальная и религиозная политика Екатерины II. Космос – это мы. Гагаринский урок | 11.04 | ||
57 | 9 | Внешняя политика Екатерины II: русско-турецкие войны. | 13.04 | ||
58 | 10 | Внешняя политика Екатерины II: отношения с Европой. | 18.04 | ||
59 | 11 | Формирование великой мировой державы. | 20.04 | ||
60 | 12 | Начало освоения Новороссии и Крыма. Переселенческая политика | 25.04 | ||
61 | 13 | Контрольная работа №7 по теме «Российская империя при Екатерине II» | 27.04 | ||
| |||||
62 | 1 | Особенности внутренней политики Павла I. Акция «Георгиевская ленточка» | 04.05 | ||
63 | 2 | Преобразования Павла I. Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ. | 11.05 | ||
64 | 3 | Крестьянский вопрос. | 16.05 | ||
65 | 4 | Выбор внешнеполитического курса Павла I. Противоречивость внешней политики Павла I. | 18.05 | ||
66 | 5 | Итоговая контрольная работа №8 по теме «Российская империя при Павле I» | 23.05 | ||
| |||||
67 | 1 | Общественная мысль, публицистика, литература. | 25.05 | ||
68 | 2 | Образование. Российская наука и техника в XVIII веке. | 30.05 | Промежуточная аттестация. Приказ № ______ от _______________ | |
69 | 3 | Русская архитектура, живопись и музыка. Спортивный праздник «День здоровья». | 01.05 | ||
70 | 4 | Повторение и обобщение по теме «Россия в XVIII веке» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс
Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории, в пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...
Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курса:Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курсаспособствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в...